Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №15/2001

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ

СЕМИОТИКА И ЛИНГВИСТИКА

Программа спецкурса для учащихся 8 - 9 классов (34 часа)

Р.Г.МАРАКАЕВА,
ведущий учитель русского языка и литературы, лицей № 9 им. А.С. Пушкина,
Татарстан, г. Зеленодольск

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа спецкурса «Семиотика и лингвистика» предусматривает расширение культурологической, лингвистической компетенции учащихся, углубленную подготовку школьников в сфере лингвистики, повышение интереса к изучению языковедческих дисциплин.
Цель курса: ввести школьников в мир знаков, показать, что язык – самый совершенный и универсальный знак в истории человечества.
Задачи курса:

– ознакомить учащихся с основными понятиями семиотики как науки о знаках и знаковых системах;
– дать представление о различных видах знаков, о взаимосвязи семиотики и лингвистики;
– развивать коммуникативные навыки и творческие способности учащихся;
– способствовать развитию речи и мышления учащихся на основе углубления знаний по теории и истории языка и других средств коммуникации;
– формировать устойчивый интерес к языкознанию, семиотике и вообще культуре.

В результате изучения курса «Семиотика и лингвистика» учащиеся должны:

– понимать язык как один из видов знаковых систем, связь семиотики и лингвистики;
– усвоить понятия «семиотика», «знак», «знаковые системы», «классификация знаков», «знаки – иконы, индексы, символы», «функции языка», «семиотика художественной литературы» и др.;
– знать различные виды знаков;
– узнавать, выделять знаки в окружающем мире, в том числе в художественных текстах;
– уметь определять характеристики знаков, создавать свои знаки, употреблять в речи этикетные знаки (речевые формулы).

Реализация программы осуществляется различными методами и приемами работы. Теоретические сведения могут быть представлены учителем в форме лекций, докладов или в сообщениях учащихся. На занятиях по темам «Теории происхождения языка», «Классификация знаков», «Функции языка» могут использоваться дискуссионные формы. На уроках, посвященных конкретным знакам, например, цветам, наградам, жестам и т.д., можно организовать деловые игры.
Большое место в курсе занимают практические занятия, задания. Например, создать свой «орден», коллаж «Мое будущее», найти знаки в художественном произведении и т.д.
Программа может варьироваться, что связано как с творческим, индивидуальным подходом учителя, так и с наличием литературы, интересами учащихся, тем более что знаков и знаковых систем в мире такое огромное количество, что каждый учитель может для изучения выбрать те, которые наиболее интересны ему и его ученикам.
Количество часов по каждой теме может быть изменено.
В конце программы предлагаются список литературы в помощь учителю и учащимся, а также примеры творческих заданий для учащихся, которые можно использовать и в качестве домашних заданий, и на уроках по спецкурсу.
Содержание, структура программы спецкурса в основном разрабатывались на теоретических положениях, изложенных в книге А.Соломоника «Семиотика и лингвистика» и главах из книги Г.Е. Крейдлина и
М.А. Кронгауза «Семиотика, или Азбука общения» (газета «Русский язык», 1997, № 1 и № 2).

ПРОГРАММА

1. Введение.
Что такое семиотика. Общение с языком и без языка. Знак. Как создаются знаки (процесс означивания) (1 час).

2. Классификация знаков. Форма и содержание знака. Простые и сложные знаки. Нулевой знак. Природные и искусственные знаки. Знаки с точки зрения восприятия органами чувств. Переменные и постоянные (1 час).

3. Знаки-«иконы». Портрет и фотография. Семиотика православной иконы. Звукоподражания (идеофоны). Звук и смысл (2 часа).

4. Знаки-«индексы». Природные знаки в романе Д.Дефо «Приключения Робинзона Крузо». Семиотика жеста, позы, мимики (2 часа).

5. Знаки-«символы». Математические знаки. Знаки в рекламе. Дорожные знаки. Шифры. Шифрованное письмо в рассказе Конан Дойла «Пляшущие человечки». Язык цветов. Язык государственной символики. Геральдика
(4 часа).

6. Знаковые системы. Что такое система отношения между знаками: парадигматические (большое сходство и небольшое различие, которые проявляются в процессе общения и взаимодействия) (1 час).

7. Теории происхождения языка. Божественная теория. Древнегреческие мифы о происхождении языка. Научные теории (Лейбниц, Кондильяк, Ф. де Соссюр) (1 час).

8. Язык как универсальная знаковая система. Слово как знак. Системные отношения слова в языке. Положение слова среди других знаков (1 час).

9. Группы слов по критерию близости/отдаленности от обозначаемого: ономатопеи (слова, имитирующие по звучанию обозначаемые предметы); имена собственные; основной лексический фонд (немотивированные названия) (1 час).

10. Этикетные знаки. Речевые формулы вежливости. Невербальные средства в этикете. Семиотика обращения, приветствия, благодарности, извинения, просьбы, прощания (4 часа).

11. Язык и текст. Язык и речь. Семиотика художественной литературы. Знаки в повестях Н.М. Карамзина «Бедная Лиза», А.С. Пушкина «Станционный смотритель» и «Пиковая дама» и др. (4 часа).

12. Словари как способ систематизации языковых знаков (2 часа).

13. Знаковые системы записи: картография, нотная грамота, математический язык и т.п. (1 час).

14. Происхождение письменности. Пиктография. Иероглифы. Фонетическое письмо (1 час).

15. Происхождение славянской письменности. История русского алфавита (1 час).

16. Функции языка как знаковой системы:

– коммуникативная;
– развития человеческого рода;
– развития личности;
– социализации личности;
– металингвистическая;
– создания иллюзий (1 час).

17. Итоговая конференция «Человек в мире знаков» (2 часа).

Приложение

ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

1. Сочинение «Как возник человеческий язык». (Моя гипотеза о происхождении языка.)
2. Составить коллаж из журнальных вырезок на тему «Мое будущее» (знаки-«иконы»).
3. Сделать орден и определить его статут.
4. Сочинение «Я – цветок». (Символика цветов.)
5. Сочинение «Поцелуй – дело серьезное». (Семиотика жестов.)
6. Создать «язык» жителей фантастической страны.
7. Изобразить (нарисовать) иконические знаки (дорожные, рекламные и т.д.).
8. Подготовить доклад «Семиотика чисел в повести “Пиковая дама” А.С. Пушкина».
9. Художественные детали – знаки в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза».
10. Подобрать пословицы и поговорки о языке, речи разных народов.
11. Предложить свою визитную карточку (это может быть песня, стихотворение, афоризм, девиз, рисунок и т.д.).
12. С помощью мимики и жестов загадать пословицу, загадку, название книги, фильма и т.п.
13. Придумайте задание, чтобы доказать или опровергнуть правоту психологов, утверждающих, что 55% содержания информации передается выражением лица, 38% – интонацией, 7% – смыслом слов.
14. Перевод текстов с естественного языка на другие знаковые системы, например, язык жестов, рисунок, цвет и т.д.
15. Доклад «История математического языка». (Происхождение чисел, система счета, других математических знаков.)
16. Сделать иллюстрацию на тему «Цветовое восприятие стихотворения...».
17. Создать рекламу класса, школы, любимой книги и т.д.
18. Сочинение из звукоподражательных слов (Птичий рынок и т.п.).

Список литературы

1. Борев Ю. Эстетика. М., 1988.
2. Войскунский А. Я говорю, мы говорим... М., 1982.
3. Гольдин В.Е. Речь и этикет. М.: Просвещение, 1983.
4. Денисова Л.А. Словарь как связь слов с жизнью // Русский язык в школе. 1996, № 5–6. 2000, № 1.
5. Журавлев А.Г. Звук и смысл. М., 1991.
6. Золотницкий Н.Ф. Цветы в легендах и преданиях. Киев, 1994.
7. Крейдлин Г.Е., Кронгауз М.А. Семиотика, или Азбука общения. М.: Мирос, 1997.
8. Костомаров В.Г. Жизнь языка. М., 1994.
9. Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990.
10. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991.
11. Плунгян В.А. Почему языки такие разные? М.: Русские словари, 1996.
12. Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Лингвистические словари и работа с ними в школе. М., 1987.
13. Расскажи стихи руками. М., 1992.
14. Солганик Г.Е. От слова к тексту. М., 1993.
15. Соломоник А. Семиотика и лингвистика. М., 1995.
16. Формановская Н.И. Вы сказали: «Здравствуйте?» (Речевой этикет в нашем общении). М., 1982.
17. Хайдегер М. Время и бытие. М., 1993.
18. Энциклопедический словарь юного филолога. М., 1984.
19. Языкознание. Большой энциклопедический словарь. М., 1998.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru