МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ
СЕМИОТИКА И ЛИНГВИСТИКА
Программа спецкурса для учащихся 8 - 9
классов (34 часа)
Р.Г.МАРАКАЕВА,
ведущий учитель русского языка и литературы,
лицей № 9 им. А.С. Пушкина,
Татарстан, г. Зеленодольск
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа спецкурса «Семиотика и лингвистика»
предусматривает расширение культурологической,
лингвистической компетенции учащихся,
углубленную подготовку школьников в сфере
лингвистики, повышение интереса к изучению
языковедческих дисциплин.
Цель курса: ввести школьников в мир знаков,
показать, что язык – самый совершенный и
универсальный знак в истории человечества.
Задачи курса:
– ознакомить учащихся с основными понятиями
семиотики как науки о знаках и знаковых системах;
– дать представление о различных видах знаков, о
взаимосвязи семиотики и лингвистики;
– развивать коммуникативные навыки и творческие
способности учащихся;
– способствовать развитию речи и мышления
учащихся на основе углубления знаний по теории и
истории языка и других средств коммуникации;
– формировать устойчивый интерес к языкознанию,
семиотике и вообще культуре.
В результате изучения курса «Семиотика и
лингвистика» учащиеся должны:
– понимать язык как один из видов знаковых
систем, связь семиотики и лингвистики;
– усвоить понятия «семиотика», «знак», «знаковые
системы», «классификация знаков», «знаки –
иконы, индексы, символы», «функции языка»,
«семиотика художественной литературы» и др.;
– знать различные виды знаков;
– узнавать, выделять знаки в окружающем мире, в
том числе в художественных текстах;
– уметь определять характеристики знаков,
создавать свои знаки, употреблять в речи
этикетные знаки (речевые формулы).
Реализация программы осуществляется
различными методами и приемами работы.
Теоретические сведения могут быть представлены
учителем в форме лекций, докладов или в
сообщениях учащихся. На занятиях по темам
«Теории происхождения языка», «Классификация
знаков», «Функции языка» могут использоваться
дискуссионные формы. На уроках, посвященных
конкретным знакам, например, цветам, наградам,
жестам и т.д., можно организовать деловые игры.
Большое место в курсе занимают практические
занятия, задания. Например, создать свой «орден»,
коллаж «Мое будущее», найти знаки в
художественном произведении и т.д.
Программа может варьироваться, что связано как с
творческим, индивидуальным подходом учителя, так
и с наличием литературы, интересами учащихся, тем
более что знаков и знаковых систем в мире такое
огромное количество, что каждый учитель может
для изучения выбрать те, которые наиболее
интересны ему и его ученикам.
Количество часов по каждой теме может быть
изменено.
В конце программы предлагаются список
литературы в помощь учителю и учащимся, а также
примеры творческих заданий для учащихся, которые
можно использовать и в качестве домашних
заданий, и на уроках по спецкурсу.
Содержание, структура программы спецкурса в
основном разрабатывались на теоретических
положениях, изложенных в книге А.Соломоника
«Семиотика и лингвистика» и главах из книги
Г.Е. Крейдлина и
М.А. Кронгауза «Семиотика, или Азбука общения»
(газета «Русский язык», 1997, № 1 и № 2).
ПРОГРАММА
1. Введение.
Что такое семиотика. Общение с языком и без языка.
Знак. Как создаются знаки (процесс означивания) (1
час).
2. Классификация знаков. Форма и содержание
знака. Простые и сложные знаки. Нулевой знак.
Природные и искусственные знаки. Знаки с точки
зрения восприятия органами чувств. Переменные и
постоянные (1 час).
3. Знаки-«иконы». Портрет и фотография.
Семиотика православной иконы. Звукоподражания
(идеофоны). Звук и смысл (2 часа).
4. Знаки-«индексы». Природные знаки в романе
Д.Дефо «Приключения Робинзона Крузо». Семиотика
жеста, позы, мимики (2 часа).
5. Знаки-«символы». Математические знаки. Знаки
в рекламе. Дорожные знаки. Шифры. Шифрованное
письмо в рассказе Конан Дойла «Пляшущие
человечки». Язык цветов. Язык государственной
символики. Геральдика
(4 часа).
6. Знаковые системы. Что такое система отношения
между знаками: парадигматические (большое
сходство и небольшое различие, которые
проявляются в процессе общения и взаимодействия)
(1 час).
7. Теории происхождения языка. Божественная
теория. Древнегреческие мифы о происхождении
языка. Научные теории (Лейбниц, Кондильяк, Ф. де
Соссюр) (1 час).
8. Язык как универсальная знаковая система.
Слово как знак. Системные отношения слова в
языке. Положение слова среди других знаков (1 час).
9. Группы слов по критерию
близости/отдаленности от обозначаемого:
ономатопеи (слова, имитирующие по звучанию
обозначаемые предметы); имена собственные;
основной лексический фонд (немотивированные
названия) (1 час).
10. Этикетные знаки. Речевые формулы вежливости.
Невербальные средства в этикете. Семиотика
обращения, приветствия, благодарности,
извинения, просьбы, прощания (4 часа).
11. Язык и текст. Язык и речь. Семиотика
художественной литературы. Знаки в повестях Н.М.
Карамзина «Бедная Лиза», А.С. Пушкина
«Станционный смотритель» и «Пиковая дама» и др. (4
часа).
12. Словари как способ систематизации языковых
знаков (2 часа).
13. Знаковые системы записи: картография, нотная
грамота, математический язык и т.п. (1 час).
14. Происхождение письменности. Пиктография.
Иероглифы. Фонетическое письмо (1 час).
15. Происхождение славянской письменности.
История русского алфавита (1 час).
16. Функции языка как знаковой системы:
– коммуникативная;
– развития человеческого рода;
– развития личности;
– социализации личности;
– металингвистическая;
– создания иллюзий (1 час).
17. Итоговая конференция «Человек в мире знаков»
(2 часа).
Приложение
ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
1. Сочинение «Как возник человеческий язык».
(Моя гипотеза о происхождении языка.)
2. Составить коллаж из журнальных вырезок на тему
«Мое будущее» (знаки-«иконы»).
3. Сделать орден и определить его статут.
4. Сочинение «Я – цветок». (Символика цветов.)
5. Сочинение «Поцелуй – дело серьезное».
(Семиотика жестов.)
6. Создать «язык» жителей фантастической страны.
7. Изобразить (нарисовать) иконические знаки
(дорожные, рекламные и т.д.).
8. Подготовить доклад «Семиотика чисел в повести
“Пиковая дама” А.С. Пушкина».
9. Художественные детали – знаки в повести
Н.М. Карамзина «Бедная Лиза».
10. Подобрать пословицы и поговорки о языке, речи
разных народов.
11. Предложить свою визитную карточку (это может
быть песня, стихотворение, афоризм, девиз,
рисунок и т.д.).
12. С помощью мимики и жестов загадать пословицу,
загадку, название книги, фильма и т.п.
13. Придумайте задание, чтобы доказать или
опровергнуть правоту психологов, утверждающих,
что 55% содержания информации передается
выражением лица, 38% – интонацией, 7% – смыслом
слов.
14. Перевод текстов с естественного языка на
другие знаковые системы, например, язык жестов,
рисунок, цвет и т.д.
15. Доклад «История математического языка».
(Происхождение чисел, система счета, других
математических знаков.)
16. Сделать иллюстрацию на тему «Цветовое
восприятие стихотворения...».
17. Создать рекламу класса, школы, любимой книги и
т.д.
18. Сочинение из звукоподражательных слов (Птичий
рынок и т.п.).
Список литературы
1. Борев Ю. Эстетика. М., 1988.
2. Войскунский А. Я говорю, мы говорим... М., 1982.
3. Гольдин В.Е. Речь и этикет. М.: Просвещение,
1983.
4. Денисова Л.А. Словарь как связь слов с
жизнью // Русский язык в школе. 1996, № 5–6. 2000, № 1.
5. Журавлев А.Г. Звук и смысл. М., 1991.
6. Золотницкий Н.Ф. Цветы в легендах и
преданиях. Киев, 1994.
7. Крейдлин Г.Е., Кронгауз М.А. Семиотика, или
Азбука общения. М.: Мирос, 1997.
8. Костомаров В.Г. Жизнь языка. М., 1994.
9. Лингвистический энциклопедический словарь. М.,
1990.
10. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура.
М., 1991.
11. Плунгян В.А. Почему языки такие разные? М.:
Русские словари, 1996.
12. Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Лингвистические
словари и работа с ними в школе. М., 1987.
13. Расскажи стихи руками. М., 1992.
14. Солганик Г.Е. От слова к тексту. М., 1993.
15. Соломоник А. Семиотика и лингвистика. М., 1995.
16. Формановская Н.И. Вы сказали:
«Здравствуйте?» (Речевой этикет в нашем общении).
М., 1982.
17. Хайдегер М. Время и бытие. М., 1993.
18. Энциклопедический словарь юного филолога. М.,
1984.
19. Языкознание. Большой энциклопедический
словарь. М., 1998.
|