МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ
УЧЕНИКИ СОЧИНЯЮТ
Всем известно, что правописание наречий – одна
из самых трудных орфографических тем. Правил
много, одни накладываются на другие
(интерференция), и в ряде случаев надеяться можно
только на память или интуицию. Но этого-то обычно
и не хватает.
Можно ли развить интуицию и укрепить память?
Попробуем с каждым видом трудных для написания
наречий поработать отдельно. После исследования
того, как образовался данный вид (например,
наречие втайне – это застывшая форма
существительного в предложном падеже с
предлогом в, слившимся с существительным
вследствие частого употребления и перехода в
другую часть речи), предложим детям выполнить
упражнение из учебника на различение пар –
наречий и существительных с предлогом.
После этого задания дадим другое, домашнее,
задание – самим составить подобные предложения
с достаточно большим списком слов.
При этом выполняются две задачи: во-первых,
происходит переход к осознанному применению
правил, приобретается навык различения этих двух
частей речи; во-вторых, подыскивая
самостоятельно контекст для наречий, ученик
обнаруживает законы сочетаемости слов и попутно
работает над своим стилем.
Прочитайте упражнения, которые составили две
ученицы из 10-го класса 136-й школы г. Москвы.
Предложения, которые они придумали, отличаются
от хрестоматийных примеров, они незаезженные,
свежо воспринимаются, их смело можно
использовать при работе над наречиями.
КАК НАУЧИТЬСЯ ОТЛИЧАТЬ НАРЕЧИЯ
ОТ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ С ПРЕДЛОГМ
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Упражнение 1
1. Он посмотрел вбок и заметил, что пожилую даму
толкнул в бок какой-то нахал. 2. Девочка кинула
вверх мяч, и он застрял на верху крыши. 3. Молодой
человек с самого начала смотрел вглубь: когда его
девушка уезжала в глубь страны, он уже тогда
почувствовал, что не встретится с ней больше. 4.
Собака увидела вдали кошку, которая направлялась
в далекие дали. 5. Вконец измученный рабочим
днем, инженер Петров встал в конец очереди. 6.
Вначале, когда все еще только собирались, хозяйка
была веселая, но в начале застолья настроение ее
резко ухудшилось. 7. Втайне я надеялся, что Сережа
не узнает о моем предательстве, ведь он просил
оставить этот секрет в тайне. 8. Навстречу шел
молодой человек, который улыбался во весь рот, он
ведь не знал, что я шла на встречу с другом. 9.
Бобик сел на конец кровати и уставился на свою
хозяйку преданными глазами, наконец она встала,
оделась и пошла гулять со своим четвероногим
другом. 10. Женя был намного старше всех, ему
исполнилось пять лет, и, как самому старшему, ему
поручили нарезать торт на много частей, чтобы
всем приглашенным хватило. 11. Маша была
наполовину довольна, так как Саша дал ей 2/3 торта,
хотя она рассчитывала на половину. 12. Опыт
прошедших лет имеет большое значение, например, в
юриспруденции, когда адвокат ссылается, защищая
своего клиента, на пример похожего дела. 13. С
начала года модница Таня несколько раз поменяла
цвет волос: сначала она была блондинкой, потом
рыжей, а в конце она решила стать брюнеткой.
Настя ГЛАГОЛЕВА (10-й класс)
А теперь приведем несколько примеров,
сочиненных второй ученицей. Прочитайте их, и вы
сразу почувствуете, что стиль здесь другой, да и
задание выполнено по-иному: сравниваемые пары
расположены уже не в одном предложении, а в
разных.
Упражнение 2
1. Машина повернула вбок и исчезла за деревьями.
Пуля попала ему в бок. 2. Пробка с хлопком
выскочила вверх. Он посмотрел в верх газеты, куда
она тыкала пальчиком. 3. Молодой человек, стоявший
вдали от нее, строил рожи и всячески старался
привлечь внимание. В дали океана показался
огромный плавник, который со скоростью света
приближался к хрупкой лодке, разрезая воду, как
мясо, на две рваные раны. 3. Он вконец устал и
плюхнулся на диван не раздеваясь. Он ушел в конец
вагона и состроил обиженную мину. 4. Втайне она
всегда мечтала поступить наперекор родителям, и
вот случай представился. В тайне есть что-то
магически притягивающее. 5. Она шла мне навстречу,
раскрасневшаяся, довольная. На встречу он не
пришел, – видно, боялся себя скомпрометировать. 6.
«Ты обошел меня не намного, круга на два», –
кричал он мне вслед. На много ролей не
рассчитывай, хорошо, если получишь одну-две. 7. Он
сделал работу только наполовину, но не
беспокоился – ему всегда все сходило с рук. На
половину их законов король наложил вето.
Варя ВОЛОДИНА (10 класс)
|