Я ИДУ НА УРОК
ПОКАЖИ УМЕНИЕ УПОТРЕБЛЯТЬ МЕСТОИМЕНИЕ
Общественный смотр знаний
6 класс
НЕКТО NN,
г. Какой-то
Каемся: случилось так, что конверт,
в котором пришел этот материал,
затерялся, а на тексте урока, отданного в набор,
фамилии автора не было.
Поэтому мы решили опубликовать урок анонимно.
Уважаемый учитель, написавший его, простите нас и
откликнитесь!
1. Приветствие жюри, представление команд
(обычно две команды).
2. Разминка. Отгадайте загадки:
Когда руки бывают местоимениями? (Когда
вы-мы-ты.)
Какие местоимения попадаются на дороге? (Личные:
я – мы.)
3. Отгадайте шарады.
а) Мой первый слог найдешь тогда,
Когда в котле кипит вода.
Местоименье – слог второй;
А в целом – столик школьный твой.
(Парта)
б) Слог первый всякий угадает:
На нем ведь скатерть расстилают.
К нему прибавим мягкий знак,
А дальше будем делать так:
Тот слог, что роднит молоко и корову,
Допишем в конце – и готово!
(Столько)
В это время удобно провести конкурс для
болельщиков. Послушайте стихотворение,
ответьте, по каким признакам вы догадались, о чем
идет речь.
Он, она, оно
Мое стихотворение
Про местоимение.
Утром –
Так заведено –
Разомкнешь ресницы,
И к тебе идет оно
Розовой жар-птицей.
А стемнеет – он придет,
Тоненький,
Смущенный, –
Он на цыпочках войдет
Долькою лимонной.
Срок прошел – плывет она
В пелене тумана,
Круглолица и грустна,
Будто Несмеяна...
Кто же он, оно, она?
Месяц, солнце и луна!
(Е.Кай)
4. Основной конкурс.
а) Прослушайте рассказ «Умные спорщики» (из
книги В.Волошиной «Русский язык», с. 387–388).
Выпишите все местоимения, распределив их по
разрядам в таблице.
Собрались как-то трое друзей и стали спорить,
кто лучше сказку расскажет.
Первый начал:
– В некотором царстве, в некотором государстве
жил Некто. Пошел он однажды по некоей дороге,
нашел нечто, встретил некоего человека, дал ему
некоторую часть от найденного. Что у него
осталось?
А другой говорит:
– Ну что за рассказ! Вот я расскажу, так расскажу.
В каком-то царстве, в каком-то государстве жил
Кто-то. Пошел он по какой-то дороге, нашел что-то.
Встретил кого-то и отдал часть. А у него что
осталось?
Третий посмеялся и сказал:
– Ни в каком царстве, ни в каком государстве
Никто не жил. Никто не шел, никого не встречал,
никому ничего не давал. Нечего и спрашивать,
сколько у кого осталось.
– Эх вы, глупые спорщики, – сказал случайный
прохожий, слушавший рассказы троих. – Что вы
спорите? Ведь не о чем спорить. Да и не о ком.
Значит, и говорить нечего!
(Побеждает та команда, которой удалось выписать
больше местоимений и без ошибок определить
разряд каждого.)
б) Придумайте пантомиму, чтобы проиллюстрировать
фразеологизмы с местоимением – например,
такие: мы сами с усами; рвать на себе волосы.
(Фразеологизмы не называем, а предлагаем
командам задания, записанные заранее. Показать
фразеологизм пантомимой надо так, чтобы другая
команда угадала, о чем идет речь.)
в) Разберите местоимение по составу.
Кому-либо, самому, некоторые, ни у кого;
чем-нибудь, всякого, никакие, кое с кем.
(Это задание предлагаем на карточках с
вариантами ответа, расположенными на маленькой
открытке, разрезанной на четыре части. Ответы
написаны на белой стороне. Если ребята правильно
выбрали ответы, то на обратной стороне правильно
складывается картинка.)
г) Назовите фразеологизмы с местоимениями к
юмористическим рисункам. Объясните значение
фразеологизмов:
не видать как своих ушей;
намотай себе на ус;
заруби себе на носу;
надеть хомут себе на шею.
д) Замените описательный оборот одним словом, подчеркните
местоименный корень. (Письменно.)
Например: спокойствие, умение не терять
присутствие духа – самообладание;
критика недостатков собственной работы
– самокритика;
обслуживание себя собственными силами
– самообслуживание;
преувеличенно высокое мнение о себе самом
– самомнение;
работа, совершаемая своими силами (ответить
прилагательным), – самостоятельная;
помощь, оказанная вовремя, – своевременная;
дело, общее для всего народа, – всенародное.
В это время можно провести конкурс для
болельщиков. Вспомните пословицы с
местоимениями. (Или игра «Доскажи пословицу».)
Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты. На
всякого мудреца довольно простоты. Кто много
читает, тот много знает. Не все то золото, что
блестит. От иной похвалы хоть в землю уйти.
5. Проверка домашнего задания.
Варианты могут быть таковы: исполнить песню, в
которой много местоимений, инсценировать басню.
Вывод произносит само местоимение –
ряженый:
Я о себе такого мнения:
Огромна роль местоимения!
Я делу отдаюсь сполна:
Я заменяю имена.
6. Подведение итогов конкурса.
|