НАШИ РЕЦЕНЗИИ
НОВЫЙ ТИП ДИДАТИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ
Н.П.ШУЛЬГИНА,
П.М.КУХТЕНКОВ,
г.Курск
Одной из форм устного экзамена по русскому
языку в девятых классах в настоящее время
является комплексная работа с текстом.
В помощь учителям-словесникам издательством
«Дрофа» в 1999 г. был издан «Сборник текстов для
проведения устного экзамена по русскому языку за
курс основной школы. 9-й класс», автор-составитель
которого – Пахнова Татьяна Михайловна.
Этот сборник не первое учебное пособие,
подготовленное Т.М. Пахновой в помощь учителям и
учащимся старших классов при организации
комплексной работы с текстом на уроках.
Учителя-словесники хорошо знакомы с программой
Т.М. Пахновой «Комплексная работа с текстом»,
которая публиковалась на страницах журнала
«Русский язык в школе» и еженедельника «Русский
язык». Именно Татьяна Михайловна предложила
новую форму устного экзамена по русскому языку –
комплексный анализ текста. Ее пособия «Готовимся
к устным и письменным экзаменам по русскому
языку. 9–11-е классы» и «Сборник текстов для
проведения устного экзамена по русскому языку за
курс полной средней школы. 11-й класс» помогают
учащимся успешно подготовиться к сдаче экзамена,
а учителям – организовать такую работу.
И новое пособие, как показала работа в течение
учебного года, помогает учителям
общеобразовательной школы решать ту же задачу.
Пособие Т.М. Пахновой по праву можно отнести к
новому типу дидактических пособий. Новизна
сборника текстов для проведения устного
экзамена по русскому языку за курс основной
школы не только в форме подачи материала и его
содержании, но и в соотношении теории и практики,
во взаимосвязи нового и повторения,
рационального и эмоционального в изучении
русского языка.
Пособие включает 56 текстов, к каждому
предлагается около 10 заданий, которые отобраны в
соответствии с «Обязательным минимумом
содержания образовательных программ по русскому
языку».
Важной предпосылкой качественной подготовки
учащихся по данному пособию является то, что в
него включены тексты разных стилей:
художественные (прозаические и поэтические),
публицистические, научно-популярные. Особое
внимание обращено на отбор текстов о языке, о
слове, о его роли как средства общения, о
необходимости бережного отношения к родному
языку как национальному достоянию.
Это, например, высказывание Н.Гоголя о русском
слове (текст № 27), Л.Озерова об эпитете (текст
№ 28), Г.Степанова о слове (текст № 48), Л.Щербы о
лингвистике (текст № 49). Это и рассказ В.Лакшина о
требовательном отношении А.Твардовского к слову
и к тому, что он пишет (текст № 47), стихотворение
Л.Озерова «Природа русской рифмы такова...» (текст
№ 50).
Особо отметим материалы, связанные с именем
А.Пушкина. Пушкинской теме посвящены 25 текстов.
Безусловно, не пройдут мимо внимания учителей и
учащихся размышления об А.Пушкине В.Астафьева,
Л.Озерова, И.Ильина, А.Твардовского (тексты № 2, 3, 8,
12), рассказы о пушкинских местах С.Гейченко (текст
№ 16), А.Боброва (текст № 18), Н.Старшинова (текст №
19), стихи о Пушкине С.Маршака (текст № 4) и
И.Бунина (текст № 21), а также произведения самого
Пушкина (тексты № 9, 10, 11).
Использование таких текстов позволит связать
подготовку к устному экзамену с пушкинским
праздником, который ежегодно отмечается в
России.
Несомненное достоинство пособия в том, что в него
включено такое количество текстов и заданий к
ним, чтобы у учителя была возможность выбора
именно тех материалов, которые он считает
наиболее доступными, интересными для учеников
его класса. В книге представлены дидактические
материалы разной степени трудности, например,
автор рекомендует тексты № 7, 23, 28, 37, 45, 50, 54, 56
давать учащимся, которые занимаются по программе
углубленного изучения предмета.
Очень важно, что в приложении даны образцы
лексического разбора слова и текста, так как не
все учителя работают по учебному комплексу В.В.
Бабайцевой, где этому вопросу уделяется
серьезное внимание. В остальных учебниках
подобная работа не предлагается. Учителям будет
полезно и интересно познакомиться с данным
материалом в связи с тем, что систематическое и
целенаправленное проведение лексического
разбора создает условия: 1) для повторения и
обобщения основных сведений, имеющихся в разделе
«Лексика», а также при изучении других тем
школьного курса русского языка; 2) для работы по
развитию речи учащихся, для формирования умения
точного словоупотребления с учетом значения
слова, его стилистической и эмоциональной
окраски, сочетаемости.
План комплексной работы с текстом, состоящий из 16
основных заданий, дан автором в «Приложениях».
Кроме того, каждому тексту предпосланы задания,
отражающие именно его языковые особенности.
Например, к тексту № 5 предлагается задание:
обратите внимание на употребление в рассказе
омонимов. Трогать: ...трогал смычком струны на
скрипке. Трогать: звуки... доходили до глубины
человеческого сердца, трогая его... Какова роль
слов-омонимов в этом тексте? В чем необычность их
использования А.Платоновым?
В пособии используются принятые в учебниках
обозначения:
1 – слово для фонетического разбора: язык1.
2 – слово для морфемного разбора: изредка2.
3 – слово для морфологического разбора: в
пушкинских3 произведениях.
4 – предложение для синтаксического разбора: Олег
усмехнулся, однако чело и взор омрачилися думой.4
5 – слово для лексического разбора: Вся комната
янтарным5 блеском озарена.
6 – слово (или сочетание слов) для
орфографического разбора: блистающий6 на
солнце снег.
7 – предложение (или его часть) для
пунктуационного разбора: Грамматика, – писал
Пушкин, – не предписывает законов языку, но
изъясняет и утверждает его обычаи.7
По своему усмотрению учитель может дополнить
материалы заданием: «Вставьте пропущенные буквы
и недостающие знаки препинания», – а также
другими вопросами-заданиями, отобранными с
учетом особенностей текста и уровня подготовки
учащихся. Полезным в ряде случаев, считает
автор-составитель, будет задание: запишите текст
(часть), подчеркните грамматические основы
предложений.
Говоря о возможности использования в школе
лексического разбора, Т.М. Пахнова опирается на
традицию проведения на уроках русского языка
словарной работы, характер и задача которой
определены действующими программами.
Лексический разбор текста, несомненно, одно из
более эффективных упражнений при подготовке к
сочинениям и изложениям. Именно с помощью этого
вида работы учащиеся получают возможность
познакомиться с лексическими средствами
выражения межфразовых связей в тексте, повторить
и углубить сведения о слове как основной единице
лексической системы. В связи с этим Пахнова Т.М.
советует при разборе текста обращать внимание на
использование в нем контекстуальных (текстовых)
синонимов, которые помогают автору обеспечить
смысловую связь, лексическую преемственность
между предложениями в тексте, дают возможность,
избегая неоправданных повторов слов, передать
мысль наиболее точно и выразительно. Наблюдения
над контекстуальными синонимами автор советует
также проводить, обучая школьников умению
строить связные высказывания на литературные
темы.
|