Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №17/2001

НАШИ РЕЦЕНЗИИ

НОВЫЙ ТИП ДИДАТИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ

Н.П.ШУЛЬГИНА,
П.М.КУХТЕНКОВ,
г.Курск

Одной из форм устного экзамена по русскому языку в девятых классах в настоящее время является комплексная работа с текстом.
В помощь учителям-словесникам издательством «Дрофа» в 1999 г. был издан «Сборник текстов для проведения устного экзамена по русскому языку за курс основной школы. 9-й класс», автор-составитель которого – Пахнова Татьяна Михайловна.
Этот сборник не первое учебное пособие, подготовленное Т.М. Пахновой в помощь учителям и учащимся старших классов при организации комплексной работы с текстом на уроках.
Учителя-словесники хорошо знакомы с программой Т.М. Пахновой «Комплексная работа с текстом», которая публиковалась на страницах журнала «Русский язык в школе» и еженедельника «Русский язык». Именно Татьяна Михайловна предложила новую форму устного экзамена по русскому языку – комплексный анализ текста. Ее пособия «Готовимся к устным и письменным экзаменам по русскому языку. 9–11-е классы» и «Сборник текстов для проведения устного экзамена по русскому языку за курс полной средней школы. 11-й класс» помогают учащимся успешно подготовиться к сдаче экзамена, а учителям – организовать такую работу.
И новое пособие, как показала работа в течение учебного года, помогает учителям общеобразовательной школы решать ту же задачу.
Пособие Т.М. Пахновой по праву можно отнести к новому типу дидактических пособий. Новизна сборника текстов для проведения устного экзамена по русскому языку за курс основной школы не только в форме подачи материала и его содержании, но и в соотношении теории и практики, во взаимосвязи нового и повторения, рационального и эмоционального в изучении русского языка.
Пособие включает 56 текстов, к каждому предлагается около 10 заданий, которые отобраны в соответствии с «Обязательным минимумом содержания образовательных программ по русскому языку».
Важной предпосылкой качественной подготовки учащихся по данному пособию является то, что в него включены тексты разных стилей: художественные (прозаические и поэтические), публицистические, научно-популярные. Особое внимание обращено на отбор текстов о языке, о слове, о его роли как средства общения, о необходимости бережного отношения к родному языку как национальному достоянию.
Это, например, высказывание Н.Гоголя о русском слове (текст № 27), Л.Озерова об эпитете (текст № 28), Г.Степанова о слове (текст № 48), Л.Щербы о лингвистике (текст № 49). Это и рассказ В.Лакшина о требовательном отношении А.Твардовского к слову и к тому, что он пишет (текст № 47), стихотворение Л.Озерова «Природа русской рифмы такова...» (текст № 50).
Особо отметим материалы, связанные с именем А.Пушкина. Пушкинской теме посвящены 25 текстов. Безусловно, не пройдут мимо внимания учителей и учащихся размышления об А.Пушкине В.Астафьева, Л.Озерова, И.Ильина, А.Твардовского (тексты № 2, 3, 8, 12), рассказы о пушкинских местах С.Гейченко (текст № 16), А.Боброва (текст № 18), Н.Старшинова (текст № 19), стихи о Пушкине С.Маршака (текст № 4) и И.Бунина (текст № 21), а также произведения самого Пушкина (тексты № 9, 10, 11).
Использование таких текстов позволит связать подготовку к устному экзамену с пушкинским праздником, который ежегодно отмечается в России.
Несомненное достоинство пособия в том, что в него включено такое количество текстов и заданий к ним, чтобы у учителя была возможность выбора именно тех материалов, которые он считает наиболее доступными, интересными для учеников его класса. В книге представлены дидактические материалы разной степени трудности, например, автор рекомендует тексты № 7, 23, 28, 37, 45, 50, 54, 56 давать учащимся, которые занимаются по программе углубленного изучения предмета.
Очень важно, что в приложении даны образцы лексического разбора слова и текста, так как не все учителя работают по учебному комплексу В.В. Бабайцевой, где этому вопросу уделяется серьезное внимание. В остальных учебниках подобная работа не предлагается. Учителям будет полезно и интересно познакомиться с данным материалом в связи с тем, что систематическое и целенаправленное проведение лексического разбора создает условия: 1) для повторения и обобщения основных сведений, имеющихся в разделе «Лексика», а также при изучении других тем школьного курса русского языка; 2) для работы по развитию речи учащихся, для формирования умения точного словоупотребления с учетом значения слова, его стилистической и эмоциональной окраски, сочетаемости.
План комплексной работы с текстом, состоящий из 16 основных заданий, дан автором в «Приложениях». Кроме того, каждому тексту предпосланы задания, отражающие именно его языковые особенности. Например, к тексту № 5 предлагается задание: обратите внимание на употребление в рассказе омонимов. Трогать: ...трогал смычком струны на скрипке. Трогать: звуки... доходили до глубины человеческого сердца, трогая его... Какова роль слов-омонимов в этом тексте? В чем необычность их использования А.Платоновым?
В пособии используются принятые в учебниках обозначения:

1 – слово для фонетического разбора: язык1.
2 – слово для морфемного разбора: изредка2.
3 – слово для морфологического разбора: в пушкинских3 произведениях.
4 – предложение для синтаксического разбора: Олег усмехнулся, однако чело и взор омрачилися думой.4
5 – слово для лексического разбора: Вся комната янтарным5 блеском озарена.
6 – слово (или сочетание слов) для орфографического разбора: блистающий6 на солнце снег.
7 – предложение (или его часть) для пунктуационного разбора: Грамматика, – писал Пушкин, – не предписывает законов языку, но изъясняет и утверждает его обычаи.7

По своему усмотрению учитель может дополнить материалы заданием: «Вставьте пропущенные буквы и недостающие знаки препинания», – а также другими вопросами-заданиями, отобранными с учетом особенностей текста и уровня подготовки учащихся. Полезным в ряде случаев, считает автор-составитель, будет задание: запишите текст (часть), подчеркните грамматические основы предложений.
Говоря о возможности использования в школе лексического разбора, Т.М. Пахнова опирается на традицию проведения на уроках русского языка словарной работы, характер и задача которой определены действующими программами.
Лексический разбор текста, несомненно, одно из более эффективных упражнений при подготовке к сочинениям и изложениям. Именно с помощью этого вида работы учащиеся получают возможность познакомиться с лексическими средствами выражения межфразовых связей в тексте, повторить и углубить сведения о слове как основной единице лексической системы. В связи с этим Пахнова Т.М. советует при разборе текста обращать внимание на использование в нем контекстуальных (текстовых) синонимов, которые помогают автору обеспечить смысловую связь, лексическую преемственность между предложениями в тексте, дают возможность, избегая неоправданных повторов слов, передать мысль наиболее точно и выразительно. Наблюдения над контекстуальными синонимами автор советует также проводить, обучая школьников умению строить связные высказывания на литературные темы.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru