Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №17/2001

ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ

ТРАДИЦИОННЫЙ ПРАЗДНИК

Т.И.ЛЕВДИНА,
школа-лаборатория № 760
г.Курск

Во многих школах проведение Недели русской словесности стало традиционным. Вот как проходил этот праздник русского языка в московской школе-лаборатории № 760.
В течение двух-трех недель в школе мы готовились к основным мероприятиям: поэтические пятиминутки, которые проводились в каждом классе почти на каждом уроке; письмо по памяти выученного наизусть текста (поэтического или прозаического); подбор и обсуждение с учениками тем сочинений, связанных с проблемами слова.
Ученикам было предоставлено право самим выбирать жанр творческой работы: писать сочинение на одну из предложенных учителем тем или сочинить стихотворение, рассказ, сказку, заметку в школьную газету.
Лучшие творческие ученические работы вошли в школьный рукописный журнал «Наше словесное творчество», а также были опубликованы в ежемесячном журнале для учеников и родителей «Клумба», который издается в школе-лаборатории № 760 уже в течение нескольких лет.
Главными событиями Недели русской словесности в этом году стали интеллектуальный марафон для учащихся 5–7-х классов и конкурс выразительного чтения «Мое любимое стихотворение русского поэта». Лучший чтец класса, попавший на этот конкурс, выбирался на поэтических пятиминутках.
Впервые ученики читали со сцены стихи не только русских поэтов, но и свои собственные.
Во время Недели мы отказались от привычных для учащихся тем сочинения.
При выборе темы сочинения мы не забывали о возрастных особенностях ребят. Так, ученикам 5–7-х классов были предложены такие темы: «Я и мое имя», «Об этом слове хотелось бы рассказать», «Загадки обычных слов», «Слово, которое меня радует, слово, которое меня огорчает», «Где спрятана душа слова» и другие. При подборе тем был использован опыт работы учителя В.А. Синицына (см. статью «Праздник творчества на уроках русского языка» в журнале «Русский язык в школе». № 6 за 2000 г.).
Материалы, подготовленные учителями школы к интеллектуальному марафону, представляли собой не столько задания повышенной сложности, сколько задания, рассчитанные на умение проанализировать литературный текст с точки зрения используемых автором языковых средств. Значительное место было отведено также вопросам, связанным с культурой речи.
Приведем примеры некоторых заданий.
Ученикам 6-го класса было предложено найти ошибки в употреблении числительных (например: Трое школьниц направлены на олимпиаду), поставить глаголы махать, колыхаться, глодать и другие в форму 3-го лица множественного числа настоящего времени, существительные посох, чулок, яблоко, помидор, мандарин, килограмм – в форму родительного падежа множественного числа.
Семиклассники должны были найти в предложенном отрывке из сказки А.С. Пушкина синонимы и объяснить их употребление, роль в тексте:

...Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно,
В год за три щелка тебе по лбу,
Есть же мне давай вареную полбу.

Важно, что Неделя русской словесности объединила и мероприятия, которые могут проходить и в рамках урока, и вне урока.
Трудно не заметить, что интерес к учебной деятельности и внеклассным мероприятиям в последнее время сильно упал. Основная задача учителя, в том числе учителя словесности, сейчас состоит в том, чтобы заинтересовать ребят, вовлечь в совместную творческую деятельность учителя и ученика. Неделя русской словесности в нашей школе показала, что такая совместная деятельность возможна.
Кроме того, Неделя русской словесности помогала осознать органичную связь курса русского языка и литературы, что, собственно, и предполагает само понятие «словесность».

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru