ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ
ТРАДИЦИОННЫЙ ПРАЗДНИК
Т.И.ЛЕВДИНА,
школа-лаборатория № 760
г.Курск
Во многих школах проведение Недели русской
словесности стало традиционным. Вот как проходил
этот праздник русского языка в московской
школе-лаборатории № 760.
В течение двух-трех недель в школе мы готовились
к основным мероприятиям: поэтические
пятиминутки, которые проводились в каждом классе
почти на каждом уроке; письмо по памяти
выученного наизусть текста (поэтического или
прозаического); подбор и обсуждение с учениками
тем сочинений, связанных с проблемами слова.
Ученикам было предоставлено право самим
выбирать жанр творческой работы: писать
сочинение на одну из предложенных учителем тем
или сочинить стихотворение, рассказ, сказку,
заметку в школьную газету.
Лучшие творческие ученические работы вошли в
школьный рукописный журнал «Наше словесное
творчество», а также были опубликованы в
ежемесячном журнале для учеников и родителей
«Клумба», который издается в школе-лаборатории №
760 уже в течение нескольких лет.
Главными событиями Недели русской словесности в
этом году стали интеллектуальный марафон для
учащихся 5–7-х классов и конкурс выразительного
чтения «Мое любимое стихотворение русского
поэта». Лучший чтец класса, попавший на этот
конкурс, выбирался на поэтических пятиминутках.
Впервые ученики читали со сцены стихи не только
русских поэтов, но и свои собственные.
Во время Недели мы отказались от привычных для
учащихся тем сочинения.
При выборе темы сочинения мы не забывали о
возрастных особенностях ребят. Так, ученикам
5–7-х классов были предложены такие темы: «Я и мое
имя», «Об этом слове хотелось бы рассказать»,
«Загадки обычных слов», «Слово, которое меня
радует, слово, которое меня огорчает», «Где
спрятана душа слова» и другие. При подборе тем
был использован опыт работы учителя
В.А. Синицына (см. статью «Праздник творчества
на уроках русского языка» в журнале «Русский
язык в школе». № 6 за 2000 г.).
Материалы, подготовленные учителями школы к
интеллектуальному марафону, представляли собой
не столько задания повышенной сложности, сколько
задания, рассчитанные на умение
проанализировать литературный текст с точки
зрения используемых автором языковых средств.
Значительное место было отведено также вопросам,
связанным с культурой речи.
Приведем примеры некоторых заданий.
Ученикам 6-го класса было предложено найти ошибки
в употреблении числительных (например: Трое
школьниц направлены на олимпиаду), поставить
глаголы махать, колыхаться, глодать и другие
в форму 3-го лица множественного числа настоящего
времени, существительные посох, чулок, яблоко,
помидор, мандарин, килограмм – в форму
родительного падежа множественного числа.
Семиклассники должны были найти в предложенном
отрывке из сказки А.С. Пушкина синонимы и
объяснить их употребление, роль в тексте:
...Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно,
В год за три щелка тебе по лбу,
Есть же мне давай вареную полбу.
Важно, что Неделя русской словесности
объединила и мероприятия, которые могут
проходить и в рамках урока, и вне урока.
Трудно не заметить, что интерес к учебной
деятельности и внеклассным мероприятиям в
последнее время сильно упал. Основная задача
учителя, в том числе учителя словесности, сейчас
состоит в том, чтобы заинтересовать ребят,
вовлечь в совместную творческую деятельность
учителя и ученика. Неделя русской словесности в
нашей школе показала, что такая совместная
деятельность возможна.
Кроме того, Неделя русской словесности помогала
осознать органичную связь курса русского языка и
литературы, что, собственно, и предполагает само
понятие «словесность».
|