ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ
НАУЧИТЬ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ЯЗЫКОМ
Некоторые методы и приемы работы с
текстом при подготовке к устному выпускномк
экзамену по русскому языку
Л.Г.СТЕПАНОВА,
школа №1271,
г.Москва
1
Каждый учитель-словесник, вероятно, в своей
практике сталкивается с таким досадным
феноменом: пройдена очередная тема, дети знают
правило, вполне справляются с тренировочными и
даже контрольными упражнениями, но вот доходит
дело до текстового диктанта или изложения,
включающего тот же пройденный материал, – и
учеников как подменяют. Текст пестрит ошибками,
которых не было в отдельно взятых предложениях.
Ни призывы быть внимательнее, ни
корректировочная работа, ни возвращение к
обычным упражнениям, как правило, не помогают
полностью решить возникшую проблему.
Без специальной подготовки большинству учащихся
трудно разобраться в многообразии языковых
явлений, представленных в тексте. Особенно это
проявляется в старших классах, когда для
диктантов берутся достаточно насыщенные и
богатые с лингвистической точки зрения тексты. И,
конечно же, подобные (вернее, еще большие)
трудности возникают у учеников при создании
собственных творческих работ – при написании
сочинений и изложений. Тут задача во много раз
усложняется: ребенок думает не только над
орфографической и пунктуационной грамотностью,
но и над выбором слов и синтаксических
конструкций, семантически и стилистически
соответствующих содержанию, а также над самим
содержанием.
Однако именно создание собственных текстов, как
письменных, так и устных, является конечной целью
обучения языку. «Задача состоит не только в том,
чтобы ввести в память учащихся литературный
язык, но главным образом в том, чтобы научить
пользоваться языком наилучшим образом», – писал
Н.И. Жинкин («Психологические основы развития
речи», 1966).
По моему мнению, «научить пользоваться... языком»
может помочь такая форма работы, как комплексный
анализ текста. Здесь как раз и осуществляется
функциональный и системный подход к изучению
языка, развивающий лингвистическую зоркость
учащихся. Работа с текстом способствует
устранению грамматических, стилистических и
речевых ошибок, значительно углубляет
стилистико-семантическое восприятие
произведений художественной литературы. Анализ
текста поэтому полезен при подготовке к
сочинению и изложению, а также эффективен как
форма проведения устного экзамена в 9-х и 11-х
классах.
В 1999 году издательством «Дрофа» был выпущен
«Сборник текстов для проведения устного
экзамена по русскому языку за курс средней школы.
11-й класс», автор-составитель – Т.М. Пахнова, и
подобный сборник того же автора для 9-го класса. В
пособии для 11-го класса содержатся не только 65
текстов, принадлежащих перу известных русских
писателей и публицистов, но и план и образцы
анализа текстов. Продуманная система заданий
позволяет выявить уровень как орфографических и
пунктуационных знаний учащихся, так и знаний
практически во всех разделах лингвистики
(в фонетике, лексике, морфемике,
словообразовании, морфологии, синтаксисе,
стилистике). Кроме того, здесь контролируется
степень владения учащимися лингвистической
терминологией и вообще связной речью, а также
умение доказывать свое мнение. Особого внимания
заслуживает то, что экзаменационные задания
предполагают не простую заученность ответов, как
это часто происходит при экзамене по билетам, а
творческий подход самого ученика, выбор,
позволяющий ему проявить свою индивидуальность.
Работа с материалами пособия открывает, кроме
того, большие возможности для творческого
развития. Этот сборник можно использовать не
только для проведения самого экзамена, но и при
подготовке к нему, повторяя, обобщая и
систематизируя уже известные ученикам языковые
явления.
2
В качестве примера расскажу о своей работе с
одиннадцатиклассниками при подготовке к устному
экзамену.
Пожалуй, первой особенностью такой работы
является ее многоцелевая направленность.
Осуществляя комплексный подход, можно повторить
многие разделы курса русского языка. Например
ставилась цель: повторить и обобщить сведения об
обособлении и не-
обособлении согласованных определений. С
этой задачей естественным образом связываются и
другие: различение согласованных и
несогласованных определений; различение частей
речи (прилагательных, причастий, местоимений) и
членов предложения (определений, именных частей
составных сказуемых); повторение правописания
одного и двух н в прилагательных и
причастиях; морфемный и словообразовательный
анализ прилагательных и причастий с одним или
двумя н; различение прямого и инверсионного
порядка слов в предложении (согласованных
определений по отношению к определяемым словам);
выявление семантико-стилистической функции
непрямого порядка слов.
Кроме указанных лингвистических задач,
ставились также цели интеграционного характера: связать
материалы языковой работы с повторением
произведений А.Пушкина; помочь учащимся
подготовиться к одному из типов сочинения –
анализу стихотворного текста; показать образец
восприятия поэтического текста.
Для этого были выбраны как основные два текста
пособия: № 4 и № 12, а также фрагменты текстов № 9
и № 10. Все они посвящены А.Пушкину. Текст № 4
принадлежит М.Горькому и так же, как отрывок из
статьи В.Астафьева (второй абзац текста № 9),
представляет собой примеры восприятия
пушкинской поэзии, на что и было обращено
внимание учеников. Текст № 12
– это фрагмент статьи Вс. Рождественского; здесь
речь идет о конкретном стихотворении – «Цветок»,
на материале которого объясняется понятие
«эпитет». Из текста № 10 для работы было взято
только первое предложение, на материале которого
повторялись виды подчинительной связи в
словосочетаниях, в частности, согласование и
управление, что непосредственно связано с
различением согласованных и несогласованных
определений.
Перед тем как приступить к анализу этих текстов
на консультации, ученики получили задания: 1)
прочитать их дома; 2) повторить типы
словосочетаний в зависимости от вида
подчинительной синтаксической связи (на
материале первого предложения текста № 10); 3)
повторить понятие определения как
второстепенного члена предложения, обратить
внимание на согласованные и несогласованные
определения; 4) отметить в текстах и фрагменте все
согласованные определения вместе с
определяемыми словами; 5) выписать несколько
примеров несогласованных определений вместе с
определяемыми словами; 6) прочитать
стихотворение А.Пушкина «Цветок».
Таким образом, ученики пришли на
консультационное занятие уже подготовленными и
в начале занятия быстро справились с
теоретическими вопросами:
Что такое определение? Приведите примеры
согласованных и несогласованных определений.
Каковы их синтаксические и грамматические
отличительные признаки? (При ответе на этот
вопрос используйте материал 1-го предложения
текста № 10.) Всегда ли возможна синонимия
несогласованных и согласованных определений? (У
большинства были выписаны следующие
несогласованные определения: поэмы Пушкина,
сказки Пушкина, к травам (плодородной) земли,
чувством автора, его свойство, его отношение.
Поэтому учащиеся легко подобрали и записали
возможные синонимические словосочетания: поэмы
Пушкина – пушкинские поэмы, сказки Пушкина –
пушкинские сказки, чувством автора – авторским
чувством. При этом обратили внимание на
правописание относительного прилагательного,
образованного от имени собственного при помощи
суффикса -ск-. Отметили, что
синонимическая замена несогласованного
определения к травам (плодородной) земли
согласованным контекстуально невозможна, а
замена остальных принципиально невозможна.)
Всегда ли прилагательные и причастия выступают
в предложении в роли определений? Найдите в
текстах примеры иной синтаксической роли этих
частей речи. (Ученики отметили, что часто
прилагательные и причастия в полной и краткой
формах, а также прилагательные в сравнительной
степени выступают как именные части составных
именных сказуемых: смотришь очарованный,
проза казалась неестественной, это делало
меня счастливым, какое это счастье – быть
грамотным, эпитеты окрашены, сказки были
ближе и понятнее и т.д.)
Затем работа сосредоточилась вокруг
согласованных определений, найденных учащимися
в текстах № 4, 12 и 9.
Отмеченные согласованные определения
выпишите, группируя следующим образом:
1) одиночные согласованные определения,
выраженные прилагательным или причастием и
стоящие перед определяемым словом;
2) одиночные согласованные определения,
выраженные прилагательным или причастием и
стоящие после определяемого слова;
3) одиночные согласованные определения,
выраженные местоимением и стоящие перед
определяемым словом;
4) одиночные согласованные определения,
выраженные местоимением и стоящие после
определяемого слова.
Работу вели одновременно в тетрадях и на доске.
В левый столбик выписывали определения, стоящие
перед определяемым словом (в препозиции), в
правый – определения, стоящие после
определяемого слова (в постпозиции).
Подобную же работу проводили с
распространенными определениями.
Ученики, отвечая на заданные им вопросы,
вспомнили правило об обособлении и
необособлении согласованных определений,
систематизировали его и проиллюстрировали
выписанными примерами. Вывод записали в виде
схемы:
При этом они отметили, что эта схема отражает
основное правило и что в выбранных текстах
встречаются не все случаи обособления
согласованных определений. Затем указали, какие
именно случаи отсутствуют, и систематизировали
их, отвечая на следующие вопросы:
Когда обособляются согласованные определения,
относящиеся к личному местоимению?
Могут ли обособляться согласованные
определения, стоящие перед определяемым словом
– существительным? При каких условиях?
Обособляются ли согласованные определения,
стоящие после определяемого слова, выраженного
определительным, неопределенным или
отрицательным местоимением?
При ответах на эти вопросы учащиеся проводили
лингвистический эксперимент, трансформируя
выписанные примеры в соответствии с
поставленными
условиями. Выводы записали также в виде схем.
После этого внимание учеников было обращено на
особые случаи использования согласованных
определений и знаки препинания при них:
Почему могут не обособляться одиночные и иногда
даже распространенные определения после
определяемого слова? (При ответе опирайтесь на
запись.)
Учащиеся сделали вывод, что одиночные
согласованные определения, записанные в правом
столбике, не обособлены, так как тут налицо
инверсия. Распространенное определение забытый
в книге стоит в одном ряду однородных членов с
необособленными одиночными определениями,
употребленными с непрямым порядком следования
после определяемого слова, и поэтому тоже не
обособляется. Таким образом, в сделанной записи
наглядно представлено использование одиночных
определений с прямым порядком слов (определение
– определяемое слово) и с инверсионным
(определяемое слово – определение). Ученики
пришли к заключению, что прямой порядок слов
используется чаще, причем он характерен для
прозаических текстов, например,
научно-популярного и публицистического стиля. К
инверсии же прибегают в основном в стихотворной
речи. Причем непрямой порядок слов обусловлен не
только ритмическим строем стиха, но и
содержательными задачами: при помощи инверсии
поэт расставляет смысловые акценты.
Здесь уместно обратить внимание учеников на характер
рифм: безуханный – стройной, я – моя, весною
– рукою.
Какие части речи рифмуются в каждом из этих
случаев? (Прилагательные, местоимения,
существительные, то есть одинаковые части речи.) Как
известно, рифмующиеся слова имеют особое
смысловое и эмоциональное сопоставительное
значение в стихотворном тексте. Если рифмуются
слова одной части речи, то какая морфема несет
это значение? (Корневая и приставочная морфемы,
но не окончания и суффиксы, которые, рифмуясь,
совпадают и фонетически, и часто грамматически.)
Следовательно, морфологически одинаковые рифмы
усиливают содержательную значимость
рифмующихся слов. Поэтому, например, рифма безуханный –
странной приводит к мысли, что странна не
столько мечта поэта, сколько сама
безжизненность цветка: странной, то есть
противоестественной кажется эта угасшая,
прошедшая жизнь цветка, подчеркнутая эпитетами засохший,
безуханный, забытый. И так же странно, что может
безвозвратно пройти, увянуть, как этот цветок, не
оставивший даже аромата и имени, человеческая
жизнь. Вспомните последние строки стихотворения:
Или они уже увяли, / Как сей неведомый
цветок?
Слово безуханный интересно и еще по многим
причинам.
Можем ли мы выяснить его значение, обратившись
к толковому словарю? (Учащиеся ответили, что
это невозможно, так как такого слова в словарях
нет: оно не является общеупотребительным, а
сконструировано поэтом по законам русского
языка.)
Каким образом нам удается понять смысл этого
слова? (Мы можем сопоставить его, с одной
стороны, с книжным глаголом благоухать и
образованным от него устаревшим сейчас, но не в
пушкинские времена прилагательным благоуханный
– распространяющий приятный запах; с другой
стороны – с прилагательным высокого стиля бездыханный,
то есть не дышащий, мертвый. Таким образом, безуханнный
– это не только утративший аромат, но и мертвый,
что важно для смысла стихотворения.)
Проанализируйте морфемный состав этого
прилагательного. Почему в нем пишется нн?
(Ученики сделали следующий морфемный разбор
слова:
Они также отметили, что это прилагательное
образовано по аналогии с бездыханный и
сохраняет его морфемную структуру.)
Найдите в текстах еще прилагательные и
причастия с н и нн. Сгруппируйте их и
объясните правописание. (Записи в тетрадях и на
доске получились приблизительно такие:
Опираясь на эти записи, ученики повторили
правила правописания одного и двух н в
причастиях и прилагательных.)
В конце консультационного занятия учащиеся сами
сделали вывод о том, какие лингвистические
понятия и явления они повторили и обобщили, и
подчеркнули, что проведенная работа позволила им
также гораздо глубже понять философский смысл
стихотворения «Цветок» и более точно определить
для себя, что такое эпитет, а прочитанные тексты
наглядно показали, как можно написать о
восприятии поэзии.
Конечно, о результатах говорить пока еще рано, но
предварительный зачет, проведенный после трех
месяцев занятий, показал значительно большую
эффективность подобных приемов и методов по
сравнению с обычными. Из одиннадцати учеников,
посещавших консультационные уроки, с зачетной
работой справились все. Шестеро получили оценку
«отлично», четверо – «хорошо» и одна ученица
– «удовлетворительно». Кроме того, эти учащиеся
значительно лучше написали и сочинение-анализ
стихотворения.
Таким образом, подобные занятия по сборнику
Т.М. Пахновой оказываются продуктивными и
побуждают учеников к более вдумчивому,
по-настоящему аналитическому и творческому
подходу как к русскому языку, так и к литературе.
Хочется также отметить, что разнообразие видов
работы и самого материала
устраняет монотонность занятий и стимулирует
интерес учеников к предмету.
|