Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №17/2001

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ

КАК ЗАПОМИНАТЬ СЛОВАРНЫЕ СЛОВА?

Приемы развивающего обучения в классах коррекции

О.П.ЭХИНА,
школа-лаборатория № 196,
г. Москва

8 - 9 классы

Учителя, работающие в классах коррекции, знают, с каким трудом запоминают «словарные» слова дети с
ослабленной памятью или те, кто вообще не привык запоминать что-либо. Для решения данной проблемы учителю помогут приемы, развивающие познавательные способности и одновременно повышающие мотивацию школьников.
Предлагаем некоторые приемы, которые можно использовать на уроках в 8–9-х классах.

I. Развиваем концентрацию внимания и быстроту реакции.

Задание. Пользуясь словарем, данным в конце учебника для 8-го класса (С.Бархударов, С.Крючков, Л.Максимов, А.Чешко), найдите и впишите в таблицу слова с двойными согласными:

(Профессия, искусство, дискуссия, комиссия, режиссер, конгресс.)

II. Тренируем комбинаторное мышление, умение просчитывать варианты.

Задание.Найдите спрятанные слова (первые буквы выделены). Запишите их в тетради.

После выполнения задания можно поработать с данными словами, добавив однокоренных в гнездо слов, поговорив о происхождении слова, так как запоминание должно быть не механическим, а осознанным.
Чтобы добиться результативности работы, проверку, закрепление и коррекцию хорошо бы провести не только на следующем уроке, а, как утверждают психологи, на третьем или седьмом уроке после первичного запоминания (принцип 1–3–7).
Зная о том, что кто-то из детей лучше запоминает на слух, а кто-то зрительно, учитель может на данном этапе работы использовать приемы, развивающие слуховую или зрительную память, чередуя их.

III. Развиваем слуховую память (на третьем уроке при закреплении материала).

Учитель пишет на доске цифры от 1 до 8. Указывая на каждую цифру, произносит 8 словарных слов из предыдущих уроков (на доске только их номера). (Именно такое количество слов должны запоминать восьмиклассники за определенный отрезок времени.)

1) идеал
2) комиссия
3) искусство
4) достопримечательность
5) пейзаж
6) профессия
7) конгресс
8) дискуссия

(В список добавлено одно слово, работа над которым проводилась ранее, – из предыдущего списка словарных слов.)

Задание. Запишите в тетради по памяти:

1) слово под номером 5;
2) слово с двумя с на конце;
3) слово с одной ф и двумя с;
4) слова с тремя с;
5) слово, внутри которого находится приставка;
6) слово с одним м и двумя с;
7) первое слово в списке.

Учитель проверяет, правильно ли записаны эти слова в тетрадях, а потом просит кого-либо из учеников вспомнить весь список от начала до конца, затем в обратном порядке.
Результат обычно удивляет прежде всего самого учителя. При выполнении задания дети чрезвычайно сосредоточенны, внимательны, серьезны, быстро реагируют.
Повысить мотивацию можно, рассказав, что подобные задания применяются при отборе кандидатов в школу разведчиков, спецслужбы и проч.

IV. Развиваем зрительную память.

На уроке в 9-м классе учитель записывает на доске слова, нумеруя их:

1) аккомпанемент
2) популярный
3) комментатор
4) корреспондент
5) эмоциональный
6) эксперимент
7) презентация
8) эффект

Ученики в течение 1–2 минут изучают написанные слова, обращая особое внимание на те, в которых они могли бы сделать ошибки (находя «ошибкоопасные» места). Учитель объясняет происхождение некоторых слов, уточняет значение, подчеркивает (выделяет) некоторые буквы. Затем доска закрывается.

Задание 1. Вспомните и запишите в тетради слова в следующем порядке:

1) слово под номером 2;
2) слово, в котором одна буква э и две ф;
3) сколько еще было слов, начинающихся с буквы э? Запишите их;
4) слово, начинающееся на а, с двумя к в середине;
5) слово, в котором две буквы м и одна к;
6) слово с двумя р, начинающееся на к;
7) слово, происходящее от английского present;
8) слово, которое получится, если в слове под номером 8 заменить первую букву на а.

Задание 2 (к тому же списку слов). (Выполняется на 3-м уроке после первичного запоминания.) Вспомните с помощью подсказок-синонимов и запишите слова, которые мы изучали на предыдущих уроках:

1) синоним к словосочетанию музыкальное сопровождение;
2) пользующийся широкой известностью;
3) растолковывающий, разъясняющий что-либо;
4) журналист;
5) впечатлительный, легко возбудимый;
6) научный опыт;
7) представление чего-либо нового (товара, книги и т.п.);
8) яркий результат, впечатление.

Задание 3 (развивает долгосрочную память). Вспомните и запишите правильно слова в том порядке, как вы их запоминали на предыдущих уроках.

V. Домашнее задание.

В качестве домашнего задания можно предложить детям написать короткий рассказ на основе новых слов. В этом случае удобнее давать слова для заучивания, сгруппировав их тематически. В 8-м классе, например, таких тем можно выделить несколько: театр, музыка, город, транспорт, профессия, общественно-политическая деятельность.
Рассказ может оказаться юмористическим, фантастическим, просто глупым – не это главное. Иногда получается даже нечто рифмованное. Детям нравятся необычные, нестандартные задания. Надо только помнить, что любая работа школьника, а особенно творческая, должна быть одобрена и оценена учителем.

VI. Разгадываем кроссворд.

В стране, где чуть ли ни каждый второй увлечен разгадыванием кроссвордов, непростительно было бы не использовать это увлечение в качестве приема для выработки и закрепления навыков правописания у школьников.

Кроссворд на "словарные слова" для 9-го класса. 6 слов на КО

По вертикали:

1. Краткая запись содержания чего либо ( _ лекции).
2. Тот, кто разъясняет, растолковывает что-либо (спортивный _ ).
3. Журналист (внештатный _ ).
4. Знающий, осведомленный в какой-либо области (_ое мнение).
5. Очень большой, огромный.

По горизонтали:

Соглашение на основе взаимных уступок.

(Ответы: конспект, комментатор, корреспондент, компетентный, колоссальный, компромисс.)

Стоит однажды на уроке предложить детям подобный кроссворд, как они сами начинают увлекаться составлением кроссвордов из «словарных» или просто сложных, «заковыристых» слов. При этом им невольно приходится изучать толковые словари русского языка и словари иностранных слов.
Разумеется, каждая подобная работа ученика должна быть по достоинству оценена учителем.

VII. Проверочный словарный диктант.

Его лучше проводить на седьмом уроке после первичного запоминания слов.
При положительном результате можно быть уверенным в том, что знания перешли в долговременную память.
Слова диктуем попарно (для двух вариантов), чтобы предотвратить списывание.
Можно организовать проверку таким образом: вызвать к доске двоих учеников и диктовать сразу по два слова (каждому свое). Остальные ученики записывают те слова, которые им кажутся наиболее трудными, и сверяют с записью на доске. Ведь цель учителя не в том, чтобы «поймать» ученика на незнании, а в том, чтобы научить.

VIII. Запоминаем словарные слова из списка.

Полагаю, что список словарных слов, данный для запоминания в приложении к учебнику 9-го класса общеобразовательных школ (С.Бархударов, С.Крючков, Л.Максимов, Л.Чешко), учителю необходимо скорректировать, дополнив новыми, в первую очередь вошедшими в активную лексику за последнее десятилетие и вызывающими затруднения. Это такие слова, как альтернатива, ассоциация, диссертация, инициатива, интеллектуал, интервью, инцидент, компетентный, компрометировать, компромисс, констатировать, корректный, корреспондент, коррупция, предприниматель, презентация, прецедент (беспрецедентный), привилегия, привилегированный, приоритет, прототип, публицистический, эксперимент, эмоциональный, энтузиазм, эрудиция, эрудированный.
В то же время такие слова, как газификация, канонада, палисадник, радиофикация, упорядочить, на наш взгляд, потеряли былую актуальность.

IX. Выводы

Изучению слов иностранного происхождения следует уделять особое внимание, так как мало читающие современные дети лишены возможности определить значение слова из контекста и часто недопонимают или просто не понимают значения многих слов.
Непишущие и нечитающие дети являются как бы иностранцами в своей языковой среде, пользуясь чрезвычайно ограниченным запасом слов. Задача учителя – расширять, пополнять этот запас и переводить его из пассивного словаря в активный.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru