СЛОВЕСНИКАМ-ПРАКТИКАМ
Спасибо всем, кто уже (сразу) прислал заявку на
участие в каком-либо семинаре. Срок записи не
ограничен никакими условиями, но в связи с
чрезмерной загруженностью учителей во 2-й
половине учебного года открытие большинства
семинаров переносится на летний период. Мы
надеемся, что летом образуются и постоянные
семинарские группы.
Еще раз просим: указывайте, пожалуйста, в заявках
ваше полное имя. И отвечаем на вопрос, задаваемый
многими, – семинары проводятся бесплатно.
Один из самых востребованных семинаров –
заочный семинар по литературе (см. «Русский язык»
№ 7/2001) – открывает сегодня
Елена Исаковна Вигдорова статьей о Пушкине.
ТОСТ-ПРОЩАНИЕ
Заочный семинар. Занятие 1.
Перед
вами не методическая разработка урока или
лекции, не указание, как надо говорить о Пушкине,
но размышление о творчестве поэта, один из
вариантов разговора о нем не просто со
школьниками, а со старшеклассниками,
выпускниками. Ведь в 11-м классе необходимо
повторять пройденное в 9-м, а именно тогда
особенно подробно изучают творчество Пушкина
четырнадцатилетние дети! С семнадцатилетними
разговор о поэте необходимо вести по-другому,
чтобы не заморозить, не высушить, не «навести
хрестоматийный глянец», а помочь увидеть
созданное Пушкиным другими глазами, то есть
показать, что вот так, каждый раз по-новому смогут
они на протяжении жизни открывать для себя
Пушкина.
Е.И.ВИГДОРОВА
Разговор о Пушкине со старшеклассниками я
обычно начинаю не с лицейской поры, не с ранних
стихов, а с последнего лицейского стихотворения:
«Была пора...» (1836 г.).…
Это стихотворение по сути своей является
тостом – тостом-завещанием, тостом-прощанием,
тостом-благодарностью. К кому обращен тост? В
первую очередь, конечно, к друзьям по Лицею, друзьям
души, участникам былых пиров разгульной дружбы.
Но в то же время и к друзьям незнаемым, друзьям,
которых дарит поэту его творчество – друзьям
Людмилы и Руслана, тем друзьям, для которых
ведется повествованье...
Вот пушкинская аудитория, в ней нет места
только для бессмысленной толпы, которая
просила: Сердца собратьев исправляй.
Пушкин разговаривает со своей аудиторией, со своим
читателем, с друзьями.
Он начинает свой тост легко, естественно, если
хотите, обыкновенно: Была пора: наш праздник
молодой сиял... Вторая строфа – антитеза
первой: Теперь не то... Ничего особенного – в
юности хорошо, потому что весело, а в зрелые годы
– не то. Каждое слово, каждая строчка из
первой строфы вот так впрямую и сопоставляются
со словами и строчками из второй: сиял, шумел
– утих, перебесился; тесною сидели мы толпой –
просторнее, грустнее мы сидим; пили все за
здравие надежды – чаще мы вздыхаем и молчим. Третья
строфа начинается примирительно: Всему пора. Уж
двадцать пятый раз мы празднуем лицея день
заветный. Прошли года чредою… – какою же
чредою? Рифма (да и смысл!) напрашивается самая
простая, незамысловатая – незаметной,
конечно! Помните, в «Евгении Онегине»: «Читатель
ждет уж рифмы розы – на, вот возьми ее
скорей!». Вот и теперь Пушкин подает нам вполне
тривиальную рифму, а через нее – не менее
тривиальную мысль: время между юностью и
старостью проходит быстро. Но после этого чредою
незаметной вдруг взрыв, экспрессия: Недаром
– нет! – промчалась четверть века! Не сетуйте:
таков судьбы закон…. Другой Закон Судьбы – то,
что выстрадал, осмыслил гений, автор «Бориса
Годунова» и «Евгения Онегина», маленьких
трагедий и «Повестей Белкина», «Медного
всадника» и «Капитанской дочки», – вот так,
запросто, открывает он в этом тосте, который
произносит на дружеской пирушке.
Вращается весь мир вкруг человека, –
Ужель один недвижим будет он?
В этих двух строчках, в этом Законе Судьбы,
сформулированном Пушкиным в одном из последних
стихотворений, звучит утверждение почти
тождества, равновеликости, глубинной связи
человека и мира. Не этому ли Закону подчинено все
и в толстовском романе-эпопее, где перед
человеком открывается небо – такое разное, у
каждого свое – и с медленно плывущими облаками, и
с весело бегущими; и то небо, с которым можно
соприкоснуться, если «туже подхватить себя под
коленки» и оттолкнуться; и то, что несет весть о
бессмертии души, которую пленить нельзя; и то, что
участвует в общем хоре, объединяющем и верхушки
дерев, и звезды, и «вжик-вжик» сабли – помните
Петино «Валяй, моя музыка!»…. Внутренняя жизнь
толстовских любимых героев, как бы
спроецированная на это небо; их миры – тоже
движутся, меняются. Мир вращается вкруг человека,
и человек не может, не смеет быть «недвижим», как
тот, кто в осьмнадцать лет хотел воспеть
свободу миру, на тронах поразить порок и
воспеть на тронах добродетель, а в тридцать
семь без всяких романтических цветов сказал:
Иные, лучшие, мне дороги права.
В тосте-прощании, в тосте-завещании Пушкин
обозревает события трех десятилетий, и масштаб
пространства все время меняется, то расширяясь,
то сужаясь – от планетарного к застольному Вы
помните…. Это удивительное вы – те, к кому
непосредственно обращено стихотворение, –
близкие друзья, друзья души моей, братья по
музе, по судьбам (хотя ни Дельвига, ни
Кюхельбекера, ни Пущина нет уже на этом пире).
Когда-то, 19 октября 1825 года, вот так же, в узком
дружеском кругу, в котором Пушкин оказался
властью воображения, потому что твердо знал: На
брегах Невы меня друзья сегодня именуют, – он
так же соединил, на чужой взгляд, несоединимое по
историческому масштабу. Так, об Александре I,
прощая ему неправое гоненье почти накануне
его смерти, Пушкин сказал: Он взял Париж, он
основал Лицей. На чужой взгляд – несоединимое,
но для всех лицейских понятное – вот это у нас,
друзей-однокашников, а это – в мире, в истории.
Весь строй последнего лицейского стихотворения
напоминает то, первое, «Роняет лес багряный свой
убор...»…: тот же пятистопный ямб, те же строфы по 8
строчек, то же чередование опоясывающих и
перекрестных, мужских и женских рифм, те же
соединения личного, частного и надличностного,
исторического: Вы помните, когда возник
Лицей…... Вы помните, текла за ратью рать...… Вы
помните, как наш Агамемнон…... Замечательно,
что имена русских императоров не называются: про
Александра I – царь, открывший для нас
чертог царицын, Агамемнон, народов друг;
про Николая I – новый царь. Но Наполеон, властитель
дум, именован дважды – когда еще не испытал
великого народа и когда, всему чужой, угас.
И еще назван в стихотворении Куницын, первый
учитель, который 25 лет назад встретил лицеистов
…приветствием меж царственных гостей. Его
имя естественно произносится между своими, в
лицейском тосте, где, повторяю, частное,
единичное, равновелико общему – тому, что для
всего мира, для всей Руси. Именно так,
архаично, торжественно названа в этом
стихотворении Россия дважды; такая в нем
география: чертог царицын, зарево
московское, Русь, Париж, мир изумленный,
скала, где изгнанником забвенным, всему чужой,
угас Наполеон, Европа, на рубеже которой новый
царь, суровый и могучий...… бодро стал, наконец,
земля, вся планета – это над ней сошлися новы
тучи. О народах Европы уже в четвертой строфе
Пушкиным сказано: игралища таинственной игры.
Там же, в четвертой строфе, и узнаем мы почти
наверное, ОТКУДА открывается в последнюю пору
земного бытия Пушкину эта таинственная игра,
в которой мечутся смущенные народы, высятся и
падают цари и за которой следят все те, про кого
сказано мы, кто были этому свидетели. В
пятой строфе, как бы на время вернувшись, он
масштаб видения меняет, а потом вновь неизбежно
устремляется ввысь: над землей сошлися новы
тучи, и ураган их..….
Стихотворение оборвано посредине строки. Тост
не получил завершения. Еще друзьями поэта было
отмечено: не дописал, не дочитал, допишет ли? Мы
же, отделенные пропастью времени, знаем: дописал,
и сказал все, и простился, и произнес слова
благодарности и тому, кто взял Париж и основал
Лицей, и Куницыну, который встретил, и
друзьям, и судьбе за все, что было дано увидеть: Чему,
чему свидетели мы были...
Вот так Пушкин прощается с теми, чей союз прекрасен.
И с нами, читателями, он расстается как приятель,
завещая свое понимание жизни и судьбы.
Продолжение этой темы в июньских
номерах
|