МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИСЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С
|
1, Простые предложения – |
...это такие сложные предложения, в которых одна часть по смыслу подчинена другой и связана с ним подчинительным союзом или союзным словом. |
2. Сложные предложения – |
...это такие сложные предложения, которые обходятся без союзов и союзных слов. |
3. Сложносочиненные предложения – |
...это предложения, в которых имеется только одна грамматическая основа |
4. Сложноподчиненные предложения – |
...это предложения, состоящие из двух или нескольких простых предложений. |
5. Бессоюзные предложения – |
...это сложные предложения, в которых простые предложения равноправны по смыслу и связываются сочинительной связью. |
Задание 4. Различение предложений на слух.
(Это один из так называемых альтернативных приемов выполнения работы, помогающий школьникам эффективно вырабатывать навыки распознавания различных грамматических явлений, а учителю – быстро осуществить так называемую «обратную связь» и при необходимости скорректировать неправильно усвоенное).
В тетрадях у детей запись:
Простые Бессоюзные Сложносоч. Сложноподч.
Учитель читает предложения, называя порядковый номер каждого, а школьники лишь разносят их соответствующие номера по нужным колонкам.
1. Распустились почки на деревьях, прилетели
птицы.
2. Не выходи на улицу, потому что уже стемнело.
3. Светило солнце, но было очень холодно.
4. Я поднял книгу, упавшую со стола.
5. Я поднял книгу, которая упала со стола.
Все придаточные в сложноподчиненных предложениях делятся на три группы. Сегодня речь пойдет об одной из них: придаточные определительные.
Запись на доске:
Ученики рисуют схемы предложений и под
руководством учителя делают выводы:
Придаточные в данных предложениях похожи на
определения, отвечают на те же вопросы, поэтому и
называются определительными. Они относятся к
одному слову в главном предложении –
существительному, всегда стоят после него
(совсем как причастный оборот, если он выделяется
запятыми!).
А предложения на доске – грамматические
синонимы, которые различаются оттенками:
глагол усиливает значение действия;
причастный оборот подчеркивает признак предмета.
Причастный оборот употребляется главным образом в книжной речи, придаточные определительные предложения – в разговорной. Известно, что И.С. Тургенев практически не употреблял придаточные предложения с союзным словом который, избегал их.
На какие вопросы отвечают придаточные определительные?
Можно ли начать сложное предложение этого типа с придаточного?
Можно ли поменять местами главное и придаточное предложения в подобных сложноподчиненных предложениях?
Мотивируйте ответы.
Задание 1. Поиграем!
Соедините половинки сложных предложений. Выделите среди них главное и придаточное.
1. Николай и не заметил, |
1. надо прилежно учиться. |
2. Скучен день до вечера, |
2. установилась теплая, солнечная погода. |
3. Чтобы получить хорошую профессию, |
3. тихо шелестящих под ветром. |
4. Которая бывает в начале сентября, |
4. что стало светать. |
5. Воздух пропитан ароматом трав, |
5. коли делать нечего. |
Внимание! В таблицу вкрались две ошибки!!! Срочно исправьте их!
Какие предложения из таблицы относятся к теме сегодняшнего урока? Запишите их в тетради, составьте схемы этих предложений.
Можно ли в них поменять местами главное и придаточное предложения? Почему?
Каким образом можно проверить, что перед вами именно придаточные определительные? (По вопросу от главного к придаточному – какой?)
Как вы думаете, только одно союзное слово который может присоединять придаточное определительное?
Задание 2. Анализируем предложения.
а) Вновь я посетил тот уголок земли (какой?), где я провел изгнанником два года. (Дополнительный оттенок места)
Указательное слово в главном предложении, от которого мы можем поставить вопрос какой? к придаточному, приводит нас к слову которое и связывает главное предложение с придаточным.
б) Страна (какая?), откуда он приехал, лежит на севере Европы.
Чертим схемы этих предложений.
Задание 3. (Развивает концентрацию внимания и моторную память.)
Срочно расшифруйте зашифрованное донесение!
(Сравните две таблицы и выпишите буквы из правой в соответствии со следованием цифр в левой. При правильном выполнении задания должно получиться предложение.) К какому типу оно относится? Составьте схему этого предложения.
(В комнате, куда я вошел, было темно.)
Задание 4. (Тренируйте наблюдательность.)
Еще одна шифровка!
(Люблю место, где родился.)
Вывод класс делает самостоятельно:
– Придаточные определительные могут
присоединяться к главному не только при помощи
союзного слова который, но и с помощью других
союзных слов (куда, где, откуда, когда и др.).
Самостоятельная работа по карточкам (игра «Умный редактор»).
Задание 1.
Исправьте предложения, заменив в одном из придаточных союзное слово который союзными словами где, куда, откуда, когда. Исправленные предложения запишите, расставляя знаки препинания.
Образец. Город, в котором я родился, славится заводом, который выпускает автомобили. – Город, где я родился...
1. Дом в котором поселились строители был окружен тайгой в которой было много дичи. 2. Год в который я переселился в Тюмень был богат такими событиями которые (не) возможно забыть. 3. Поезд на котором ехал Глеб прибыл на станцию в час в который все еще спали. 4. Завод на который направили молодого инж_нера выпускает продукцию которая очень нужна сельскому хозяйству. 5. Страна из которой приехали студенты нуждается в специалистах которых выпускает наш институт.
(При недостатке времени все задания выполняются на самой карточке, где достаточно свободного места.)
Задание 2. (Дополнительное – для более сильных и быстрых учеников.)
Объясните и исправьте ошибки в построении предложений. Предложения запишите в исправленном виде.
1. Коля стоял во дворе, который был огорожен забором и ждал брата. 2. Ольга подошла к тому повороту, на котором стояла скамья, с которой она любила смотреть на море. 3. На подоконнике лежало несколько игрушек, которые принадлежали малышу, который сейчас был в детском саду. 4. Около балкона сидела собачка, которая надеялась получить косточки, которые приносили ей ребята. 5. Сосед по купе помог Ане донести чемодан, в котором был тяжелый мешочек с камешками, которые Аня набрала на морском берегу. 6. В саду было много яблок, которые очень любил мальчик, который каждое лето приезжал к бабушке, которая работала в этом колхозе садоводом. 7. Пассажиры заполнили трамвай, который шел к заводу, на котором через полчаса начиналась смена.
Что нового мы узнали сегодня на уроке?
Какие задания вызвали наибольший интерес или затруднения?
Что особенно понравилось?
Оценки желательно поставить всем учащимся. Оценка выставляется суммарная, по результатам работы в течение всего урока. Можно во время урока использовать поощрительные карточки (яркие полоски пластика, картона), получаемые за каждый верный (удачный) ответ.
Задание может быть с обязательной и дополнительной частью. Его необходимо прокомментировать, объяснить.