МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИФОРМИРОВАНИЕ ОБОБЩЕННЫХ
|
№ орфограмм |
Название орфограммы |
Формулировка правила |
№ формулировки |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
5 |
14 |
Буквы о–е после шипящих в корне слова |
В корне слова после шипящих
пишется ё, а не о. (Исключения:
крыжовник, шов, шорох, капюшон) |
1 |
5 |
18 |
О–е после шипящих и ц в окончаниях существительных и прилагательных |
После шипящих и ц в окончании существительных под ударением пишется о, без ударения – е. То же в прилагательных |
2 |
6 |
35 |
Буквы о–е после шипящих в суффиксах существительных |
В суффиксах существительных (неотглагольных) после шипящих под ударением пишется о, без ударения – е |
3 |
6 |
38 |
Буквы о–е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных |
В суффиксах прилагательных (неотглагольных) после шипящих под ударением пишется о, без ударения – е |
4 |
7 |
55 |
Буквы ё–е в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени |
В суффиксах причастий -енн-, -ен- после шипящих под ударением пишется ё, без ударения – е |
5 |
7 |
59 |
Буквы о–е после шипящих на конце наречий |
На конце наречий после шипящих под ударением пишется о, без ударения – е |
6 |
Части речи Правила |
Первый блок |
Второй блок |
Исключения |
|||||
Сущ. |
Прилаг. |
Наречие |
Глагол |
Причаситие |
||||
Под удар. |
о
ё |
После шипящих и ц в суффиксе |
+ | + | + | Ещё |
||
После шипящих и ц в окончании |
+ | + | ||||||
После шипящих в корне |
+ | + | + | + | + | Шов, шорох, капюшон, крыжовник, обжора... |
||
Без удар. |
е | После шипящих в суффиксах -енн-, -ен- |
+ | |||||
После шипящих в окончании |
+ | |||||||
После шипящих и ц в корне, суффиксе, окончании |
+ | + | + | + | + | Иноязычные слова: шофер, шоколад, жокей |
Цели:
актуализация и закрепление знаний о частях речи и словообразовательной структуре слова;
формирование обобщенных знаний и умений определять условия выбора букв о–ё (е) после шипящих и ц;
графическое описание частных и обобщенных правил и способов их применения.
Ход урока
Первый этап. Объяснение нового материала
Основная цель – выведение обобщенного правила
и построение образцов устного и письменного
обоснования орфограмм.
Основное средство – модель «чистой» («слепой»)
таблицы, которая будет заполняться поэтапно в
процессе эвристической беседы. Модель таблицы
вычерчивается на доске до начала урока.
Первый этап – воспроизведение знаний о частях
речи и словообразовательной структуре слова,
полученных в начальной школе и в начале учебного
года в 5-м классе, с целью актуализации опорных
знаний, необходимых для усвоения нового
материала.
Данный этап целесообразно начать с создания
проблемной ситуации:
Вопрос к классу: Как вы думаете, одинаково или
по-разному следует писать слова грош_вый и
деш_вый? Докажите свою точку зрения.
Скорее всего дети скажут, что одинаково, потому
что в обоих словах буква стоит под ударением и
после одной и той же шипящей. Но могут у кого-то
возникнуть и сомнения, хотя бы потому, что задан
такой вопрос.
Какая бы точка зрения ни была высказана,
необходимо подвести детей к тому, что в данном
случае не ударение является главным условием
выбора буквы. А что же именно? (Ведь слышатся они
одинаково.)
– В чем же тут дело? Вы верно заметили, что в
обоих словах интересующая нас буква находится
под ударением, но только ли это главное? Давайте
попробуем разо-брать эти слова по составу.
Вспомним вначале, что значит разобрать слово по
составу и в каком порядке выполняется такой
разбор. (Разобрать слово по составу – это
значит определить все части слова; вначале
выделяется окончание, затем основа, в которой, в
свою очередь, выделяются корень, приставка,
суффикс.)
Разбираются слова: грош_вый, деш_вый.
– Итак, структурный состав этих слов, как
видите, разный. В одном случае искомая буква
находится в корне, в другом – в суффиксе. Именно
это и будет влиять на выбор написания. Каким
образом, мы узнаем позднее.
– А к какой части речи мы отнесем эти слова? (К
прилагательным, они обозначают признак предмета
и отвечают на вопрос какой?)
–Попробуйте привести примеры других частей
речи, в которых в ударном положении слышался бы
такой же звук. (Флаж_к – существительное, хорош_
– наречие, пош_л – глагол.)
– Как вы думаете, одинаковы ли здесь условия
выбора написаний? Проблема поставлена, но
учащиеся еще не могут дать точного ответа на этот
вопрос.
– Чтобы ответить на этот сложный вопрос, рассмотрим
вначале ряд примеров и зафиксируем кратко все
правила в нашей таблице. При этом учитель особо
подчеркивает, что данная табличка объединяет все
случаи написания букв о–ё (е) после
шипящих как в ударном, так и в безударном
положении. Она объединяет (условно) два блока
правил.
Эти первые сведения фиксируются соответственно
по горизонтали и вертикали, и табличка
приобретает следующий вид:
– После глагола оставляем пустую
клеточку, к этой части таблицы мы обратимся позже
(имеется в виду графа «Причастие»).
На первом уроке работа ведется с
существительным, прилагательным, наречием. Эти
три части речи условно можно объединить в один
блок, где из 12 частных правил 11 правил совпадают.
При этом правила о правописании о–ё (е) в
существительных и прилагательных совпадают
полностью. Неполное совпадение правил в наречиях
объясняется тем, что у них нет окончаний.
Это дает основание для обобщенного изучения
материала.
Во второй блок входят правила, относящиеся к
глаголу и причастию. Здесь тоже наблюдается
совпадение ряда правил и закономерностей.
Структурная таблица дает четкое представление
об этих особенностях орфографических правил.
Второй этап урока. Формулирование правил.
Вначале работа идет на материале имени
существительного, с тем чтобы на основе
использования приема переноса учащиеся
самостоятельно сформулировали основные правила
первого блока – применительно к имени
прилагательному и наречию.
Работа со словами. Выясняются части слова, в
которых встречаются гласные после шипящих (они
встречаются в суффиксах и окончаниях).
Нож_м, врач_м, флаж_к, суч_к
Затем записываются слова: ш_лк, ч_лка, ш_рох.
Учащиеся выясняют, что в этих словах гласные
после шипящих находятся в корнях слов.
– Как видим, в словах рассмотренных частей
речи буквы о–ё (е) встречаются во всех
морфемах. Наша задача – четко определить условия
выбора этих написаний. Давайте работать вместе.
Посмотрите на слово нож_м. Как вы думаете,
какую букву следует писать в этом слове?
(Видимо, о, потому что она стоит после
твердой согласной ж.)
– Верно. А как надо писать слово врач_м?
Какую букву пишем в окончании? (Тоже о,
потому что эта буква находится в той же части
слова (в окончании) под ударением.)
– А слова флаж_к, суч_к? В какой части слова
находится здесь буква после шипящих? (В
суффиксах, на которые падает ударение.)
– Как мы поступим в этом случае? (Выясняется,
что и в суффиксах, если гласные после шипящих
находятся под ударением, надо писать о.)
– Какой мы уже можем сделать вывод? (В
суффиксах и окончаниях существительных под
ударением пишется о.)
– Теперь попробуйте подобрать такие слова, где
гласные после шипящих в суффиксах или окончаниях
стоят в безударном положении. (Дач_й, горош_к.)
– Как вы думаете, какую букву будем писать в этих
словах? (В безударном положении в суффиксах и
окончаниях существительных пишется е.
– А теперь обратите внимание на слова, в
которых гласные после шипящих находятся под
ударением в корне (ш_лк, ч_лка, ш_рох). Эти
случаи подчиняются особому правилу. Попробуйте
изменить (или подобрать однокоренные) слова так,
чтобы буквы после шипящих оказались в безударном
положении. (Ш_лк – шелковистый, ч_лка –
чело, ш_рох – подобрать нельзя.)
– Это слово является исключением из общего
правила. Исключения мы запишем отдельно. Ну а что
же произошло с гласными в словах ш_лк, ч_лка?
Какую особенность вы здесь заметили? (Произошло
чередование в корне: звук [о], обозначенный буквой
о или ё (пока еще неизвестно), чередуется
со звуком [е].)
– Действительно, такие корни имеют интересную
особенность, в них ударные гласные проверяются
гласными в безударном положении, а именно: если в
безударном положении появляется звук [е], то в
корне под ударением следует писать ё.
Итак, мы с вами рассмотрели все правила на
материале имени существительного. Теперь
давайте сформулируем обобщающее правило.
В суффиксах и окончаниях имен существительных под ударением после шипящих пишется о, без ударения – е; в корне – под ударением пишется ё (без ударения – е).
Учитель называет слова-исключения: шорох,
шов, капюшон, крыжовник... шофер, шоколад, жокей.
Заполняются соответствующие графы таблицы.
Далее учитель, опираясь на знания учащихся,
организует работу по переносу этих знаний на
изучение аналогичных правил применительно к
имени прилагательному и наречию.
Вначале анализируются слова больш_й, чуж_й.
– В какой части слова находятся гласные после
шипящих? (В окончании.)
– Определите место ударения и постарайтесь
сделать вывод о правописании этих слов. (Больш_й
– окончание под ударением, основа оканчивается
на шипящую, значит, следует писать о. Чуж_й
– окончание под ударением, после шипящей следует
писать о.)
– А в суффиксе? Например, в словах еж_вый,
парч_вый, торц_вый? (Тоже о.)
– Итак, давайте сформулируем общий вывод. (В
окончаниях и суффиксах прилагательных, как и у
существительных, после шипящих под ударением
пишется о.)
– А в безударном положении, в частности, в таких
словах, как хорош_го, лиц_вой, вещ_вой? (В
безударном положении в этих частях слова пишется
е.)
– Теперь давайте обратимся к гласным в корнях
слова. Приведите примеры слов, где гласные после
шипящих в корне стоят под ударением. (Ш_лковый,
ж_лтый.)
– Какой способ проверки подойдет к ударным
гласным после шипящих в корнях слов? (Проверка
безударными гласными. Например: шелковый –
шелковистый, желтый – желтеть; здесь
происходит чередование ё–е, значит, под
ударением надо писать ё.)
– А в безударном? (е.)
– Сформулируйте теперь полностью обобщенное
правило для обеих частей речи – существительных
и прилагательных. (В корнях имен
прилагательных, как и у существительных, после
шипящих под ударением пишется ё, без
ударения – е.)
Заполняются соответствующие графы структурной
таблицы.
При переходе к наречию учитель создает
проблемную ситуацию.
– А теперь обратите внимание на таблицу. В
первом блоке правил у нас осталось еще наречие.
Можно ли предположить, что и здесь будут
полностью действовать все те же правила, которые
мы с вами рассмотрели? (Выясняется, что они
будут распространяться лишь на правописание
корня и суффикса, так как наречие окончаний не
имеет.)
– Какой же вывод мы можем сделать из всего
сказанного? (Гласные после шипящих у
существительных, прилагательных и наречий в
целом подчиняются одному общему правилу
правописания букв о–ё (е) под ударением и
без ударения. Это правило можно сформулировать
так.
В корнях имен существительных, прилагательных и наречий после шипящих под ударением пишется ё, без ударения е. (Кроме слов-исключений.) В окончаниях и суффиксах существительных и прилагательных, а также в суффиксах наречий после шипящих под ударением пишется о, без ударения – е (исключение – ещё).
К концу урока таблица приобретает следующий вид:
Части речи Правила |
Первый блок |
Второй блок |
Исключения |
|||||
Сущ. |
Прилаг. |
Наречие |
Глагол |
Причаситие |
||||
Под удар. |
о
ё |
После шипящих и ц в суффиксе |
+ | + | + | Ещё |
||
После шипящих и ц в окончании |
+ | + | ||||||
После шипящих в корне |
+ | + | + | Шов, шорох, капюшон, крыжовник, обжора... |
||||
Без удар. |
е | |||||||
После шипящих и ц в корне, суффиксе, окончании |
+ | + | + | Иноязычные слова: шофер, шоколад, жокей |
На этом завершатся заполнение первого блока таблицы
Третий этап урока. Применение правил
Задача данного этапа урока состоит в усвоении
алгоритмического хода рассуждения, который
будет фиксироваться с помощью графических
средств.
Схему алгоритмического предписания и в этом
случае мы не даем, так как характер
орфографического материала позволяет
зафиксировать графические правила и
использовать эти модели правил для построения
образцов рассуждения (устного и письменного).
Таким образом, последовательность действий в
процессе мотивировки написаний усваивается уже
при усвоении формул правил, которые затем
используются как база для построения способов их
применения. В сущности, графические средства уже
сами по себе обеспечивают практическое усвоение
следующих умственных действий, составляющих
содержание алгоритмического предписания.
Вот как выглядели в нашем варианте образцы
устного и письменного обоснования орфограмм:
1) Устно: ш_лк – существительное, гласная после шипящего в корне, под ударением, следовательно, пишем ё.
Графически: ш_лк ® ё.
2) Устно: ш_рох – существительное, гласная после шипящего, находится в корне, под ударением, слово—исключение, следовательно, пишем о.
Графически: ш_рох – , исключение ® о.
3) Устно: щ_ка – существительное, гласная в корне, без ударения, пишем е.
Графически: щ_ка – ® е.
4) Устно: больш_й – прилагательное, гласная в окончании, под ударением, пишем о.
Графически: больш_й – ® о.
В этом фрагменте урока мы показали лишь этап ввода обобщенных правил и способов их применения. В дальнейшем эта часть материала закрепляется в соответствии с изложенной ранее системой формирования обобщенных знаний.
Цели:
расширение и углубление обобщенных знаний об употреблении о–ё (е) после шипящих и ц в разных частях речи (включая глагол и причастие);
усвоение алгоритмических образцов рассуждения;
графическая фиксация правил и способов их применения.
На второй урок выносится второй блок правил –
это глагол, причастие как особая форма глагола, а
также слова, входящие в так называемую
«глагольную группу», то есть отглагольные
прилагательные, существительные и наречия,
имеющие глагольный суффикс
-ён-, -ёв- и оттенок действия (слова типа копченый,
ночевка и др.). Разделение правил на блоки
(существительные, прилагательные, наречия –
первый блок) объясняется наличием сходных
правил. Блокировка материала дает возможность
выйти и на более высокий уровень обобщения, когда
выбор написания о или ё в ударном
положении можно связывать впоследствии лишь с
тем, относится или нет слово по своему
происхождению (образованию) к глаголу: не от
глагола – значит, в суффиксе и окончании пишется
под ударением о, от глагола – в тех же
частях пишем ё. К этому выводу и
необходимо привести учащихся в ходе второго
урока.
На этом уроке необходимо дать детям хотя бы
поверхностное представление о причастии как об
особой форме глагола, ибо случай употребления ё
в суффиксах страдательных причастий также
должен быть учтен. Учащиеся 5-го класса еще не
знакомы с этой формой глагола. Практически можно
определить причастия как слова, очень похожие на
прилагательные, но что это особая форма глагола.
Следует также обратить внимание на то, что в
данный блок входят и слова отглагольного
образования. Эти слова можно объяснить на
примерах.
Ход урока
Первый этап. Воспроизведение и закрепление изученного.
Основной метод – обобщающая беседа по теоретическому материалу с опорой на таблицу (заполнение по памяти той ее части, которая была отработана на прошлом уроке); графическое описание обобщенного правила; выполнение упражнений на закрепление.
– На прошлом уроке мы с вами познакомились с
правилом правописания гласных о–ё (е) после
шипящих и ц в существительных,
прилагательных, наречиях. Почему мы объединили
эти три части речи в одну группу и какое общее
правило было сформулировано? (Эти части речи
можно объединить в одну группу потому, что
условия выбора букв о–ё (е) после шипящих
и ц в них в основном одинаковы.)
– Какие же это условия? (В корнях этих частей
речи после шипящих под ударением пишется гласная
ё, кроме слов-исключений, в безударном
положении пишется е, кроме иноязычных
слов. В суффиксах и окончаниях существительных и
прилагательных, а у наречий только в суффиксах,
после шипящих и ц под ударением пишется о,
без ударения е.)
– А как можно еще короче сформулировать это
правило? (В существительных, прилагательных,
наречиях после шипящих и ц под ударением в
корне пишется ё, в частях слова,
расположенных за корнем, – о; в
безударном положении во всех частях слова
пишется е. Следует помнить исключения.)
– Давайте повторим ход рассуждения, которым мы
пользуемся на практике при выборе условий
написания слов с гласными о–ё (е) после
шипящих.
1. Нужно определить принадлежность слова к существительному, прилагательному или наречию.
2. Определить часть слова, в которой находится орфограмма, поставить ударение:
если это корень – под ударением ё;
если часть слова за корнем – под ударением о;
в безударном положении – во всех частях слова е.)
Теперь обратимся к примерам, ваша задача состоит
в том, чтобы найти в предложениях слова, к которым
применимо наше обобщенное правило, и
сгруппировать их в зависимости от того, в корне
или не в корне стоит искомая орфограмма. Нужно
дать графическую мотивировку написания.
Не верь грош_вому суду. Обманчив блеск серебра и
злата. Зашумел ж_рнов, потекла из ж_лоба тонкая
струйка муки. Машина стояла на обочине ш_ссе.
Гости горяч_ благодарили гостеприимного хозяина.
Издали тащилась ее колясч_нка, пустая, влекомая
длиннош_рстной четверней с веревочной упряжью.
Временами между кочками или пнями попадались
аккуратно постланные светло-ш_коладные коврики
кукушкина льна.
Второй этап. Объяснение нового материала
Основной метод – эвристическая беседа (в
сочетании с приемом переноса).
– Как вы думаете, почему на прошлом уроке мы
говорили о правописании букв о–ё (е) не во
всех частях речи, внесенных в таблицу? (Очевидно,
это связано с тем, что оставшиеся части речи
подчиняются какому-то иному правилу.)
Точнее будет сказать, варианту правила, так как
правило это будет иметь много общего с уже
изученным.
А какие же части речи у нас еще остались? (Выясняется,
что глагол и какая-то часть речи, с которой
учащиеся еще не встречались.)
Давайте впишем в оставшуюся графу слово причастие
и вместе попробуем определить его особенности.
На доске записаны слова:
Заверш_нный (процесс), скош_нный
(луг), закопч_нный (чайник) и др.
– Что напоминают вам эти слова? (Они очень
похожи на прилагательные.)
А еще какое значение, кроме признака предмета, в
них можно заметить? (Выясняется, что действие,
кем-то совершенное над этим предметом.)
То есть признак получен в результате действия,
признак по действию. Значит, причастие – это
особая форма глагола. Именно поэтому оно
оказалось в одной группе с глаголом и вошло во
второй блок правил. Теперь давайте попробуем
определить, что это за правила. Запишите слова: щ_лкать,
жж_т, скош_нный, печ_ный, печ_шь, ляж_шь.
Что нужно сделать, чтобы правильно написать эти
слова? Давайте попытаемся применить к ним
известные уже вам правила о правописании гласных
о–ё (е) после шипящих в существительных,
прилагательных и наречиях. Определим вначале: в
каких частях слова встречаются здесь гласные
после шипящих? (В корне, суффиксе, окончании.)
Давайте начнем с корня. Применимы ли к этим
частям речи правила первого блока? (щ_лкать
– щелчок – применимо, значит,
правописание этих букв в корне подчиняется тому
же правилу: в корне под ударением пишется ё,
без ударения – е (как и в первом блоке правил).
Заполняется соответствующая часть таблицы.
А теперь обратите внимание на гласные после
шипящих в суффиксах и окончаниях. (Выясняется,
что они подчиняются другому правилу, что в
суффиксах и окончаниях глаголов и причастий под
ударением пишется буква ё в отличие от
правил первого блока.)
А как же пишутся эти части слова в безударном
положении? (Как и во всех остальных частях речи,
с буквой е.)
Давайте внесем в таблицу это условие. Наша
таблица завершена. (Окончательный вид таблицы
см. в начале темы.)
Формулируем обобщенное правило для глагола и
причастия. (В глаголах и причастиях в корне
после шипящих под ударением пишется ё,
без ударения е; в суффиксах и окончаниях
под ударением также пишется ё, без
ударения е.)
Выводится формула обобщенного правила для
глагольной группы (ГГ) как в развернутом, так и в
сокращенном виде:
Затем анализируются особые случаи этой группы
блока, а именно – слова типа ноч_вка, увлеч_но,
копч_ный. Выясняется, что они образованы от
глагола, имеют оттенок действия.
– Какой же напрашивается вывод? (Они должны
подчиняться правилу глагольной группы, то есть в
корне под ударением пишется ё, без
ударения е; в частях слова, расположенных
за корнем, под ударением – ё, без ударения
– е.)
Третий этап. Обучение применению правила
Вначале на основе формулы обобщенного правила выясняется ход рассуждения применительно к глагольной группе:
1. Определи принадлежность слова к глагольной группе.
2. Определи часть слова, в которой находится буква, поставь ударение:
если в корне – пиши под ударением ё, без ударения е;
если в части слова, расположенной за корнем, –пиши под ударением ё, без ударения е.
Схема не записывается, она зафиксирована уже в формулах правил.
Ввод образцов рассуждения:
Устно: выч_ркивать – глагол, гласная в корне, под ударением, следовательно, пишем ё.
Графически: выч_ркивать – глагол, ® ё.
Устно: ч_рнеть – глагол, буква в корне, без ударения, пишем е.
Графически: ч_рнеть – глагол, ® е.
Устно: пораж_нный – причастие, буква в суффиксе, под ударением, пишем ё.
Графически: пораж_нный – причастие, ® ё ; и т.д.
Первичное закрепление (второй блок правил)
Примерные задания:
1. Привести свои примеры на каждый пункт
правила, объяснить устно и графически условия
выбора написания о–ё (е) после шипящих.
2. Вставить в слова пропущенные буквы, в скобках
зафиксировать условия выбора написаний:
Дело самое простое – человек приш_л с войны
(А.Твардовский). Вышли строем, но тут же рассыпались, проч_сывая примыкающие к Тереспольским воротам отсеки кольцевых казарм (Б.Васильев). Здесь моя жизнь потеч_т шумно, незаметно и быстро под пулями дикарей (Ю.Лермонтов). А воздух жж_т и колется, и пахнет, как арбуз (О.Высотская). Павка заметил на стене тень от знакомой взлохмач_нной фигуры (Н.Островский).
3. На основе структурной таблицы сформулировать обобщенное правило, охватывающее оба блока орфографического материала.
В корнях существительных, прилагательных, наречий, глаголов, причастий под ударением пишется ё, без ударения е. В частях слова, расположенных за корнем (существительных, прилагательных, наречий), под ударением после шипящих и ц пишется о, без ударения е (кроме иноязычных слов); в словах глагольной группы под ударением после шипящих пишется ё, без ударения е.
4. По формулам правил воспроизвести общий ход алгоритмического рассуждения. Определить часть речи и часть слова, в которой находится буква, поставить ударение; если это корень, то под ударением пиши ё, без ударения – е; если это часть слова за корнем, то под ударением пиши: а) в словах отглагольных – ё; б) в неотглагольных словах – о; без ударения пиши е.
Упражнения
1. Подобрать примеры различных частей речи, распределить по трем столбикам: а) ё–е в корне; б) ё–е за корнем; в) о–е за корнем; объяснить устно и графически условия выбора написаний.
2. Объяснить графически (кратко) условия выбора написаний:
ж_сткий, ж_рнов, ч_лн, ож_г руку, трущ_ба,
беч_вка, вооруж_ный, с нош_й, полотенц_м, ш_птаться, свинц_м, заш_л, живописц_м, скрипуч_ половиц_й, расч_сывать, ш_фер, ч_ртить.
3. Объяснить графически условия выбора написаний слов с орфограммами:
Буйные травы дышали в лиц_. Мы бросаем в землю ж_лудь – а вырастет дуб. Недаром Нарзан называется богатырским ключ_м. Она смущ_нно засмеялась и закачала головой. Они вышли из землянки, стряхивая с себя ч_рный пепел от сожж_ных бумаг. Рядовым бойц_м-пулеметчиком он дрался с белогвардейцами на Волге.
В ходе выполнения тренировочных упражнений учащиеся переходят на «свертывание» алгоритмических рассуждений и фиксацию умственных действий, используя формулы типа:
Для всех условных обозначений учитель заранее дает своеобразный код, который записывается в тетради и легко усваивается на протяжении изучения всей темы. Система условных знаков для описания формул правил, а затем и способов их применения имеет огромное значение для повышения эффективности всей обобщающей деятельности учащихся, особенно в условиях блоковой подачи материала на этапе первичного изучения взаимосвязанных тем.