Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №19/2001

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ

ФОРМИРОВАНИЕ ОБОБЩЕННЫХ
ЗНАНИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ОРФОГРАФИИ
В СИСТЕМЕ УРОКА. НОВЫЙ ПОДХОД

В школьной практике работа по формированию умения обобщать при первичном изучении материала реализуется еще слабо. Нет пока хорошо разработанной методики проведения таких уроков, мало соответствующей методической литературы.
При обучении орфографии обобщение знаний связывается главным образом с работой на завершающих этапах – на этапе закрепления и повторения уже изученного материала. Однако в современной психологии и дидактике уже четко определилось и другое, достаточно перспективное направление, ориентирующее на такой ход обучения, когда общее усваивается не на завершающем, а на начальном этапе. Применительно к орфографии в качестве такого общего могут выступать группы орфограмм и правил, способы их применения.
Орфография как система, построенная на сходстве и различии языковых явлений, содержит в себе объективные предпосылки для обобщения и дифференциации материала прежде всего на этапе его первичного изучения.
Процесс формирования обобщений на этом этапе предполагает внесение некоторых изменений как в работу учителя, так и в организацию познавательной деятельности учащихся. Какие средства и методы обучения активизируются?

  • Структурирование учебного материала на основе опознавательных и дифференцирующих признаков правил, словообразовательных типологий и моделей базовой орфографической темы;

  • использование опор (теоретических и наглядных) на всех этапах обучения; усиление эвристической направленности обучения, включение в него различного рода проблемных задач, заданий и ситуаций и обучение способам их решения;

  • использование алгоритмических предписаний (особенно модельных) и адекватных им образцов мотивировки написаний (устной и графической);

  • применение упражнений, ориентирующих на рассуждение в процессе письма и графическую фиксацию умственных действий, на обобщение и раннюю дифференциацию орфографических явлений, на выбор орфограмм в условиях их альтернативного предъявления, на решение познавательных задач, получение обратной связи и осуществление самоконтроля.

При подготовке к обобщенному изучению орфографического материала необходимо, осознав логику школьного учебника, определить наиболее рациональную последовательность в изучении взаимосвязанных тем и выполнении системы упражнений, адекватной новому подходу.
Новый подход предполагает также разработку новой типологии уроков обобщенного изучения взаимосвязанных тем и структуры базовой модели урока, усиление обобщающей функции структурных элементов урока.
Однако – особо подчеркнем – формирование теоретических обобщений при обучении орфографии – это лишь один, хотя и очень важный, путь усвоения знаний и способов их применения.
При новом подходе обеспечивается единство дедуктивного и индуктивного пути познания, создаются также преемственные связи в развитии познавательной деятельности учащихся и, кроме того, мотивационная база для усвоения учебного материала на последующих этапах.
Разработанная методика обобщенного изучения материала может быть использована не только при обучении орфографии, но и при изучении других разделов курса, а также при изучении других учебных предметов.
Положительные результаты экспериментальной проверки эффективности разработанной методики позволяют рекомендовать ее учителям, тем более что применение ее не требует изменения школьных программ и учебников.
Ниже приводим один из вариантов урока формирования обобщенных знаний при обучении орфографии на материале одной из трудных для учащихся тем.

ГЛАСНЫЕ О - Ё (Е) ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ

Общее представление о структуре этой темы дают следующие две таблицы (первая составлена в соответствии с расположением материала в учебнике, вторая – после логической обработки материала).

Таблица 1

№ орфограмм

Название орфограммы

Формулировка правила

№ формулировки

1

2

3

4

5

5

14

Буквы о–е после шипящих в корне слова

В корне слова после шипящих пишется ё, а не о. (Исключения: крыжовник, шов, шорох, капюшон)
В иноязычных словах без ударения обычно пишется о: шофер, шоколад, жокей

1

5

18

О–е после шипящих и ц в окончаниях существительных и прилагательных

После шипящих и ц в окончании существительных под ударением пишется о, без ударения – е. То же в прилагательных

2

6

35

Буквы о–е после шипящих в суффиксах существительных

В суффиксах существительных (неотглагольных) после шипящих под ударением пишется о, без ударения – е

3

6

38

Буквы о–е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных

В суффиксах прилагательных (неотглагольных) после шипящих под ударением пишется о, без ударения – е

4

7

55

Буквы ё–е в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени

В суффиксах причастий -енн-, -ен- после шипящих под ударением пишется ё, без ударения – е

5

7

59

Буквы о–е после шипящих на конце наречий

На конце наречий после шипящих под ударением пишется о, без ударения – е

6

 

Таблица 2

Части речи

Правила

Первый блок

Второй блок

Исключения

Сущ.

Прилаг.

Наречие

Глагол

Причаситие

Под удар.

о

 

 

ё

После шипящих и ц в суффиксе

+ + +    

Ещё

После шипящих и ц в окончании

+ +        

После шипящих в корне

+ + + + +

Шов, шорох, капюшон, крыжовник, обжора...

Без удар.

е

После шипящих в суффиксах -енн-, -ен-

        +  

После шипящих в окончании

      +    

После шипящих и ц в корне, суффиксе, окончании

+ + + + +

Иноязычные слова: шофер, шоколад, жокей

Урок первый

ПРАВОПИСАНИЕ О–Ё (Е) ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ И Ц В СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ, ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ, НАРЕЧИЯХ

Цели:

  • актуализация и закрепление знаний о частях речи и словообразовательной структуре слова;

  • формирование обобщенных знаний и умений определять условия выбора букв о–ё (е) после шипящих и ц;

  • графическое описание частных и обобщенных правил и способов их применения.

Ход урока

Первый этап. Объяснение нового материала

Основная цель – выведение обобщенного правила и построение образцов устного и письменного обоснования орфограмм.
Основное средство – модель «чистой» («слепой») таблицы, которая будет заполняться поэтапно в процессе эвристической беседы. Модель таблицы вычерчивается на доске до начала урока.

 

Первый этап – воспроизведение знаний о частях речи и словообразовательной структуре слова, полученных в начальной школе и в начале учебного года в 5-м классе, с целью актуализации опорных знаний, необходимых для усвоения нового материала.
Данный этап целесообразно начать с создания проблемной ситуации:
Вопрос к классу: Как вы думаете, одинаково или по-разному следует писать слова грош_вый и деш_вый? Докажите свою точку зрения.
Скорее всего дети скажут, что одинаково, потому что в обоих словах буква стоит под ударением и после одной и той же шипящей. Но могут у кого-то возникнуть и сомнения, хотя бы потому, что задан такой вопрос.
Какая бы точка зрения ни была высказана, необходимо подвести детей к тому, что в данном случае не ударение является главным условием выбора буквы. А что же именно? (Ведь слышатся они одинаково.)
– В чем же тут дело? Вы верно заметили, что в обоих словах интересующая нас буква находится под ударением, но только ли это главное? Давайте попробуем разо-брать эти слова по составу. Вспомним вначале, что значит разобрать слово по составу и в каком порядке выполняется такой разбор. (Разобрать слово по составу – это значит определить все части слова; вначале выделяется окончание, затем основа, в которой, в свою очередь, выделяются корень, приставка, суффикс.)
Разбираются слова: грош_вый, деш_вый.
– Итак, структурный состав этих слов, как видите, разный. В одном случае искомая буква находится в корне, в другом – в суффиксе. Именно это и будет влиять на выбор написания. Каким образом, мы узнаем позднее.
– А к какой части речи мы отнесем эти слова?
(К прилагательным, они обозначают признак предмета и отвечают на вопрос какой?)
–Попробуйте привести примеры других частей речи, в которых в ударном положении слышался бы такой же звук. (Флаж_к – существительное, хорош_ – наречие, пош_л – глагол.)
– Как вы думаете, одинаковы ли здесь условия выбора написаний?
Проблема поставлена, но учащиеся еще не могут дать точного ответа на этот вопрос.
– Чтобы ответить на этот сложный вопрос, рассмотрим вначале ряд примеров и зафиксируем кратко все правила в нашей таблице. При этом учитель особо подчеркивает, что данная табличка объединяет все случаи написания букв о–ё (е) после шипящих как в ударном, так и в безударном положении. Она объединяет (условно) два блока правил.
Эти первые сведения фиксируются соответственно по горизонтали и вертикали, и табличка приобретает следующий вид:

 

– После глагола оставляем пустую клеточку, к этой части таблицы мы обратимся позже (имеется в виду графа «Причастие»).
На первом уроке работа ведется с существительным, прилагательным, наречием. Эти три части речи условно можно объединить в один блок, где из 12 частных правил 11 правил совпадают. При этом правила о правописании о–ё (е) в существительных и прилагательных совпадают полностью. Неполное совпадение правил в наречиях объясняется тем, что у них нет окончаний.
Это дает основание для обобщенного изучения материала.
Во второй блок входят правила, относящиеся к глаголу и причастию. Здесь тоже наблюдается совпадение ряда правил и закономерностей.
Структурная таблица дает четкое представление об этих особенностях орфографических правил.

Второй этап урока. Формулирование правил.

Вначале работа идет на материале имени существительного, с тем чтобы на основе использования приема переноса учащиеся самостоятельно сформулировали основные правила первого блока – применительно к имени прилагательному и наречию.
Работа со словами. Выясняются части слова, в которых встречаются гласные после шипящих (они встречаются в суффиксах и окончаниях).
Нож_м, врач_м, флаж_к, суч_к
Затем записываются слова: ш_лк, ч_лка, ш_рох. Учащиеся выясняют, что в этих словах гласные после шипящих находятся в корнях слов.
– Как видим, в словах рассмотренных частей речи буквы о–ё (е) встречаются во всех морфемах. Наша задача – четко определить условия выбора этих написаний. Давайте работать вместе. Посмотрите на слово нож_м. Как вы думаете, какую букву следует писать в этом слове? (Видимо, о, потому что она стоит после твердой согласной ж.)
– Верно. А как надо писать слово врач_м? Какую букву пишем в окончании? (Тоже о, потому что эта буква находится в той же части слова (в окончании) под ударением.)
– А слова флаж_к, суч_к? В какой части слова находится здесь буква после шипящих? (В суффиксах, на которые падает ударение.)
– Как мы поступим в этом случае? (Выясняется, что и в суффиксах, если гласные после шипящих находятся под ударением, надо писать о.)
– Какой мы уже можем сделать вывод? (В суффиксах и окончаниях существительных под ударением пишется о.)
Теперь попробуйте подобрать такие слова, где гласные после шипящих в суффиксах или окончаниях стоят в безударном положении. (Дач_й, горош_к.)
– Как вы думаете, какую букву будем писать в этих словах?
(В безударном положении в суффиксах и окончаниях существительных пишется е.
– А теперь обратите внимание на слова, в которых гласные после шипящих находятся под ударением в корне (ш_лк, ч_лка, ш_рох). Эти случаи подчиняются особому правилу. Попробуйте изменить (или подобрать однокоренные) слова так, чтобы буквы после шипящих оказались в безударном положении. (Ш_лк – шелковистый, ч_лка – чело, ш_рох – подобрать нельзя.)
– Это слово является исключением из общего правила. Исключения мы запишем отдельно. Ну а что же произошло с гласными в словах ш_лк, ч_лка? Какую особенность вы здесь заметили? (Произошло чередование в корне: звук [о], обозначенный буквой о или ё (пока еще неизвестно), чередуется со звуком [е].)
– Действительно, такие корни имеют интересную особенность, в них ударные гласные проверяются гласными в безударном положении, а именно: если в безударном положении появляется звук [е], то в корне под ударением следует писать ё.
Итак, мы с вами рассмотрели все правила на материале имени существительного. Теперь давайте сформулируем обобщающее правило.

В суффиксах и окончаниях имен существительных под ударением после шипящих пишется о, без ударения – е; в корне – под ударением пишется ё (без ударения – е).

Учитель называет слова-исключения: шорох, шов, капюшон, крыжовник... шофер, шоколад, жокей. Заполняются соответствующие графы таблицы.
Далее учитель, опираясь на знания учащихся, организует работу по переносу этих знаний на изучение аналогичных правил применительно к имени прилагательному и наречию.
Вначале анализируются слова больш_й, чуж_й.
– В какой части слова находятся гласные после шипящих? (В окончании.)
Определите место ударения и постарайтесь сделать вывод о правописании этих слов. (Больш_й – окончание под ударением, основа оканчивается на шипящую, значит, следует писать о. Чуж_й – окончание под ударением, после шипящей следует писать о.)
– А в суффиксе? Например, в словах еж_вый, парч_вый, торц_вый? (Тоже о.)
– Итак, давайте сформулируем общий вывод. (В окончаниях и суффиксах прилагательных, как и у существительных, после шипящих под ударением пишется о.)
– А в безударном положении, в частности, в таких словах, как хорош_го, лиц_вой, вещ_вой? (В безударном положении в этих частях слова пишется е.)
Теперь давайте обратимся к гласным в корнях слова. Приведите примеры слов, где гласные после шипящих в корне стоят под ударением. (Ш_лковый, ж_лтый.)
– Какой способ проверки подойдет к ударным гласным после шипящих в корнях слов?
(Проверка безударными гласными. Например: шелковый – шелковистый, желтый – желтеть; здесь происходит чередование ё–е, значит, под ударением надо писать ё.)
– А в безударном? (е.)
Сформулируйте теперь полностью обобщенное правило для обеих частей речи – существительных и прилагательных. (В корнях имен прилагательных, как и у существительных, после шипящих под ударением пишется ё, без ударения – е.)
Заполняются соответствующие графы структурной таблицы.
При переходе к наречию учитель создает проблемную ситуацию.
– А теперь обратите внимание на таблицу. В первом блоке правил у нас осталось еще наречие. Можно ли предположить, что и здесь будут полностью действовать все те же правила, которые мы с вами рассмотрели? (Выясняется, что они будут распространяться лишь на правописание корня и суффикса, так как наречие окончаний не имеет.)
Какой же вывод мы можем сделать из всего сказанного? (Гласные после шипящих у существительных, прилагательных и наречий в целом подчиняются одному общему правилу правописания букв о–ё (е) под ударением и без ударения. Это правило можно сформулировать так.

В корнях имен существительных, прилагательных и наречий после шипящих под ударением пишется ё, без ударения е. (Кроме слов-исключений.) В окончаниях и суффиксах существительных и прилагательных, а также в суффиксах наречий после шипящих под ударением пишется о, без ударения – е (исключение – ещё).

К концу урока таблица приобретает следующий вид:

Части речи

Правила

Первый блок

Второй блок

Исключения

Сущ.

Прилаг.

Наречие

Глагол

Причаситие

Под удар.

о

 

 

ё

После шипящих и ц в суффиксе

+ + +    

Ещё

После шипящих и ц в окончании

+ +        

После шипящих в корне

+ + +    

Шов, шорох, капюшон, крыжовник, обжора...

Без удар.

е              
             

После шипящих и ц в корне, суффиксе, окончании

+ + +    

Иноязычные слова: шофер, шоколад, жокей

На этом завершатся заполнение первого блока таблицы

Третий этап урока. Применение правил

Задача данного этапа урока состоит в усвоении алгоритмического хода рассуждения, который будет фиксироваться с помощью графических средств.
Схему алгоритмического предписания и в этом случае мы не даем, так как характер орфографического материала позволяет зафиксировать графические правила и использовать эти модели правил для построения образцов рассуждения (устного и письменного). Таким образом, последовательность действий в процессе мотивировки написаний усваивается уже при усвоении формул правил, которые затем используются как база для построения способов их применения. В сущности, графические средства уже сами по себе обеспечивают практическое усвоение следующих умственных действий, составляющих содержание алгоритмического предписания.
Вот как выглядели в нашем варианте образцы устного и письменного обоснования орфограмм:

1) Устно: ш_лк – существительное, гласная после шипящего в корне, под ударением, следовательно, пишем ё.

Графически: ш_лк ® ё.

2) Устно: ш_рох – существительное, гласная после шипящего, находится в корне, под ударением, слово—исключение, следовательно, пишем о.

Графически: ш_рох – , исключение ® о.

3) Устно: щ_ка – существительное, гласная в корне, без ударения, пишем е.

Графически: щ_ка ® е.

4) Устно: больш_й – прилагательное, гласная в окончании, под ударением, пишем о.

Графически: больш_й® о.

В этом фрагменте урока мы показали лишь этап ввода обобщенных правил и способов их применения. В дальнейшем эта часть материала закрепляется в соответствии с изложенной ранее системой формирования обобщенных знаний.

Урок второй

О–Ё (Е) В ГЛАГОЛАХ И ПРИЧАСТИЯХ

Цели:

  • расширение и углубление обобщенных знаний об употреблении о–ё (е) после шипящих и ц в разных частях речи (включая глагол и причастие);

  • усвоение алгоритмических образцов рассуждения;

  • графическая фиксация правил и способов их применения.

На второй урок выносится второй блок правил – это глагол, причастие как особая форма глагола, а также слова, входящие в так называемую «глагольную группу», то есть отглагольные прилагательные, существительные и наречия, имеющие глагольный суффикс
-ён-, -ёв-
и оттенок действия (слова типа копченый, ночевка и др.). Разделение правил на блоки (существительные, прилагательные, наречия – первый блок) объясняется наличием сходных правил. Блокировка материала дает возможность выйти и на более высокий уровень обобщения, когда выбор написания о или ё в ударном положении можно связывать впоследствии лишь с тем, относится или нет слово по своему происхождению (образованию) к глаголу: не от глагола – значит, в суффиксе и окончании пишется под ударением о, от глагола – в тех же частях пишем ё. К этому выводу и необходимо привести учащихся в ходе второго урока.
На этом уроке необходимо дать детям хотя бы поверхностное представление о причастии как об особой форме глагола, ибо случай употребления ё в суффиксах страдательных причастий также должен быть учтен. Учащиеся 5-го класса еще не знакомы с этой формой глагола. Практически можно определить причастия как слова, очень похожие на прилагательные, но что это особая форма глагола.
Следует также обратить внимание на то, что в данный блок входят и слова отглагольного образования. Эти слова можно объяснить на примерах.

Ход урока

Первый этап. Воспроизведение и закрепление изученного.

Основной метод – обобщающая беседа по теоретическому материалу с опорой на таблицу (заполнение по памяти той ее части, которая была отработана на прошлом уроке); графическое описание обобщенного правила; выполнение упражнений на закрепление.

– На прошлом уроке мы с вами познакомились с правилом правописания гласных о–ё (е) после шипящих и ц в существительных, прилагательных, наречиях. Почему мы объединили эти три части речи в одну группу и какое общее правило было сформулировано? (Эти части речи можно объединить в одну группу потому, что условия выбора букв о–ё (е) после шипящих и ц в них в основном одинаковы.)
– Какие же это условия? (В корнях этих частей речи после шипящих под ударением пишется гласная ё, кроме слов-исключений, в безударном положении пишется е, кроме иноязычных слов. В суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных, а у наречий только в суффиксах, после шипящих и ц под ударением пишется о, без ударения е.)
– А как можно еще короче сформулировать это правило? (В существительных, прилагательных, наречиях после шипящих и ц под ударением в корне пишется ё, в частях слова, расположенных за корнем, – о; в безударном положении во всех частях слова пишется е. Следует помнить исключения.)
– Давайте повторим ход рассуждения, которым мы пользуемся на практике при выборе условий написания слов с гласными о–ё (е) после шипящих.

1. Нужно определить принадлежность слова к существительному, прилагательному или наречию.

2. Определить часть слова, в которой находится орфограмма, поставить ударение:

если это корень – под ударением ё;
если часть слова за корнем – под ударением о;
в безударном положении – во всех частях слова е.)

Теперь обратимся к примерам, ваша задача состоит в том, чтобы найти в предложениях слова, к которым применимо наше обобщенное правило, и сгруппировать их в зависимости от того, в корне или не в корне стоит искомая орфограмма. Нужно дать графическую мотивировку написания.
Не верь грош_вому суду. Обманчив блеск серебра и злата. Зашумел ж_рнов, потекла из ж_лоба тонкая струйка муки. Машина стояла на обочине ш_ссе. Гости горяч_ благодарили гостеприимного хозяина. Издали тащилась ее колясч_нка, пустая, влекомая длиннош_рстной четверней с веревочной упряжью. Временами между кочками или пнями попадались аккуратно постланные светло-ш_коладные коврики кукушкина льна.

Второй этап. Объяснение нового материала

Основной метод – эвристическая беседа (в сочетании с приемом переноса).
– Как вы думаете, почему на прошлом уроке мы говорили о правописании букв о–ё (е) не во всех частях речи, внесенных в таблицу? (Очевидно, это связано с тем, что оставшиеся части речи подчиняются какому-то иному правилу.)
Точнее будет сказать, варианту правила, так как правило это будет иметь много общего с уже изученным.
А какие же части речи у нас еще остались? (Выясняется, что глагол и какая-то часть речи, с которой учащиеся еще не встречались.)
Давайте впишем в оставшуюся графу слово причастие и вместе попробуем определить его особенности.
На доске записаны слова:
Заверш_нный (процесс), скош_нный (луг), закопч_нный (чайник) и др.
– Что напоминают вам эти слова? (Они очень похожи на прилагательные.)
А еще какое значение, кроме признака предмета, в них можно заметить? (Выясняется, что действие, кем-то совершенное над этим предметом.)
То есть признак получен в результате действия, признак по действию. Значит, причастие – это особая форма глагола. Именно поэтому оно оказалось в одной группе с глаголом и вошло во второй блок правил. Теперь давайте попробуем определить, что это за правила. Запишите слова: щ_лкать, жж_т, скош_нный, печ_ный, печ_шь, ляж_шь.
Что нужно сделать, чтобы правильно написать эти слова? Давайте попытаемся применить к ним известные уже вам правила о правописании гласных о–ё (е) после шипящих в существительных, прилагательных и наречиях. Определим вначале: в каких частях слова встречаются здесь гласные после шипящих?
(В корне, суффиксе, окончании.)
Давайте начнем с корня. Применимы ли к этим частям речи правила первого блока? (щ_лкать – щелчок  применимо, значит, правописание этих букв в корне подчиняется тому же правилу: в корне под ударением пишется ё, без ударения – е (как и в первом блоке правил). Заполняется соответствующая часть таблицы.
А теперь обратите внимание на гласные после шипящих в суффиксах и окончаниях. (Выясняется, что они подчиняются другому правилу, что в суффиксах и окончаниях глаголов и причастий под ударением пишется буква ё в отличие от правил первого блока.)
А как же пишутся эти части слова в безударном положении? (Как и во всех остальных частях речи, с буквой е.)
Давайте внесем в таблицу это условие. Наша таблица завершена. (Окончательный вид таблицы см. в начале темы.)
Формулируем обобщенное правило для глагола и причастия. (В глаголах и причастиях в корне после шипящих под ударением пишется ё, без ударения е; в суффиксах и окончаниях под ударением также пишется ё, без ударения е.)
Выводится формула обобщенного правила для глагольной группы (ГГ) как в развернутом, так и в сокращенном виде:

Затем анализируются особые случаи этой группы блока, а именно – слова типа ноч_вка, увлеч_но, копч_ный. Выясняется, что они образованы от глагола, имеют оттенок действия.
– Какой же напрашивается вывод? (Они должны подчиняться правилу глагольной группы, то есть в корне под ударением пишется ё, без ударения е; в частях слова, расположенных за корнем, под ударением – ё, без ударения – е.)

Третий этап. Обучение применению правила

Вначале на основе формулы обобщенного правила выясняется ход рассуждения применительно к глагольной группе:

1. Определи принадлежность слова к глагольной группе.

2. Определи часть слова, в которой находится буква, поставь ударение:

если в корне – пиши под ударением ё, без ударения е;
если в части слова, расположенной за корнем, –пиши под ударением ё, без ударения е.

Схема не записывается, она зафиксирована уже в формулах правил.

Ввод образцов рассуждения:

Устно: выч_ркивать – глагол, гласная в корне, под ударением, следовательно, пишем ё.

Графически: выч_ркивать – глагол, ® ё.

Устно: ч_рнеть – глагол, буква в корне, без ударения, пишем е.

Графически: ч_рнеть – глагол, ® е.

Устно: пораж_нный – причастие, буква в суффиксе, под ударением, пишем ё.

Графически: пораж_нный – причастие, ® ё ; и т.д.

Первичное закрепление (второй блок правил)

Примерные задания:

1. Привести свои примеры на каждый пункт правила, объяснить устно и графически условия выбора написания о–ё (е) после шипящих.
2. Вставить в слова пропущенные буквы, в скобках зафиксировать условия выбора написаний:

Дело самое простое – человек приш_л с войны
(А.Твардовский).
Вышли строем, но тут же рассыпались, проч_сывая примыкающие к Тереспольским воротам отсеки кольцевых казарм (Б.Васильев). Здесь моя жизнь потеч_т шумно, незаметно и быстро под пулями дикарей (Ю.Лермонтов). А воздух жж_т и колется, и пахнет, как арбуз (О.Высотская). Павка заметил на стене тень от знакомой взлохмач_нной фигуры (Н.Островский).

3. На основе структурной таблицы сформулировать обобщенное правило, охватывающее оба блока орфографического материала.

В корнях существительных, прилагательных, наречий, глаголов, причастий под ударением пишется ё, без ударения е. В частях слова, расположенных за корнем (существительных, прилагательных, наречий), под ударением после шипящих и ц пишется о, без ударения е (кроме иноязычных слов); в словах глагольной группы под ударением после шипящих пишется ё, без ударения е.

4. По формулам правил воспроизвести общий ход алгоритмического рассуждения. Определить часть речи и часть слова, в которой находится буква, поставить ударение; если это корень, то под ударением пиши ё, без ударения – е; если это часть слова за корнем, то под ударением пиши: а) в словах отглагольных – ё; б) в неотглагольных словах – о; без ударения пиши е.

Упражнения

1. Подобрать примеры различных частей речи, распределить по трем столбикам: а) ё–е в корне; б) ё–е за корнем; в) о–е за корнем; объяснить устно и графически условия выбора написаний.

2. Объяснить графически (кратко) условия выбора написаний:

ж_сткий, ж_рнов, ч_лн, ож_г руку, трущ_ба,
беч_вка, вооруж_ный, с нош_й, полотенц_м, ш_птаться, свинц_м, заш_л, живописц_м, скрипуч_ половиц_й, расч_сывать, ш_фер, ч_ртить.

3. Объяснить графически условия выбора написаний слов с орфограммами:

Буйные травы дышали в лиц_. Мы бросаем в землю ж_лудь – а вырастет дуб. Недаром Нарзан называется богатырским ключ_м. Она смущ_нно засмеялась и закачала головой. Они вышли из землянки, стряхивая с себя ч_рный пепел от сожж_ных бумаг. Рядовым бойц_м-пулеметчиком он дрался с белогвардейцами на Волге.

В ходе выполнения тренировочных упражнений учащиеся переходят на «свертывание» алгоритмических рассуждений и фиксацию умственных действий, используя формулы типа:

Для всех условных обозначений учитель заранее дает своеобразный код, который записывается в тетради и легко усваивается на протяжении изучения всей темы. Система условных знаков для описания формул правил, а затем и способов их применения имеет огромное значение для повышения эффективности всей обобщающей деятельности учащихся, особенно в условиях блоковой подачи материала на этапе первичного изучения взаимосвязанных тем.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru