МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИСЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С ПРИДАТОЧНЫМ ВРЕМЕНИПриемы развивающего обучения в классах коррекцииО.П.ЭХИНА,
|
ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ |
? |
ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕННЫЕ |
? |
ПАДЕЖНЫЕ ВОПРОСЫ |
? |
Вопросы классу:
Верно ли, что тип придаточного предложения в
СПП мы определяем только по вопросу, который
можно поставить от главного предложения к
придаточному?
А какие придаточные обстоятельственные мы уже
знаем? (Что мы изучали на прошлом уроке? –
Придаточные места.)
Дополняем схему № 1.
Задание 4. Игра «О, счастливчик!»
Установка: в каждом блоке выберите правильный вариант/варианты ответа (по аналогии с телеигрой; считаем «призы», но выбывающих нет, каждый получает шанс заработать очки).
1. Сложные предложения бывают:
а) союзные;
б) бессоюзные;
в) сложносочинительные;
г) сложноподчинительные;
д) сложноподчиненные.
2. СПП состоят:
а) только из придаточных предложений;
б) из 2 независимых предложений;
в) из главного и придаточного или из главного и
нескольких придаточных.
3. Придаточное может стоять:
а) только после главного;
б) только перед главным;
в) перед главным, в середине главного и после
главного предложения.
4. Придаточные обстоятельственные отвечают на вопросы:
а) какой?
б) кто? что? кого? чего? кому? чему? кем? чем?
о ком? о чем?
в) где? когда? откуда? зачем? почему? и др.
5. Придаточные места присоединяются к главному при помощи союзов и союзных слов:
а) кто, что, потому что, который;
б) где, куда, откуда.
Задание 5. Числовой диктант
(Ученики работают с предложениями из домашнего задания.)
а) Количество простых предложений в сложном умножьте на количество запятых в нем же:
Небо было пурпурное, теплое и ласковое и манило туда, где оно касалось краем зелени лугов.
(2 х 2 = 4)
б) К количеству предложений в СПП прибавьте количество слов в союзе, которым придаточное присоединяется к главному:
Моя бабушка не играла в детстве в компьютерные игры, потому что компьютер вошел в нашу жизнь совсем недавно.
III. Объяснение нового материала(2 + 2 = 4)
Вернемся к схеме № 1 на доске. Не пора ли
добавить новый кружок рядом с придаточным места
– придаточное времени?
Тема урока записана на доске. В скобках вопросы,
которые можно поставить к придаточным времени.
Кто-то из учеников первым замечает «досадную
ошибку» – лишние вопросы (где? куда?). Исправляем.
Обращаем внимание на запись в центре доски:
Выйдя из лесу, мы сразу увидели дорогу.
Как только мы .., сразу увидели дорогу.
Анализируем.
– Верно ли, что на доске предложение простое?
Докажите.
– Чем оно осложнено?
– Преобразуйте обстоятельство времени в
придаточное времени.
– Докажите, что в сложном предложении одно
простое – главное, а другое – зависимое,
придаточное.
– Можно ли их поменять местами?
– Какой союз присоединяет придаточное к
главному? Можно ли его заменить другими,
синонимичными союзами? (В таблицу выписываются
союзы когда, едва, пока, как только, в то время
как и др.)
– Начертите схему образованного предложения.
Задание по аналогии
Преобразуйте простые предложения в сложноподчиненные:
Читая книги, старайтесь задумываться над поступками героев, давайте им оценку.
Сделав уроки, я сразу пошел гулять.
Выводы о придаточных времени, их месте в СПП, о возможности синонимической замены придаточного времени обстоятельством времени (деепричастным оборотом) ученики делают самостоятельно.
Задание 1. Конструирование предложений
1. Перед каждым учеником на парте лист с заданием:
Из двух простых предложений составьте сложное с придаточным времени:
1. Я учился в школе. Брат работал на заводе.
2. Кончился дождь. Все стихло, как будто замерло.
3. Вечерняя заря погасла. Мы вернулись из леса.
Задание 2. Нахождение соответствий
Соедините стрелками придаточные предложения с главными. Определите вид придаточных:
|
|
Запишите в тетради только СПП с придаточными времени и составьте их схемы.
Задание 3. Схематический диктант «Кто быстрее?»
Тренирует умение на слух определять структуру
предложения.
Ученики записывают только схемы предложений –
первые трое на доске (кто быстрее? кто без
ошибки?), остальные в тетради.
а) Когда наступила ночь, пришлось вернуться
домой.
б) Как солнышко пригреет, красна ягодка добреет.
в) Нежные почки набухают на деревьях, как только в
лесу сойдет снег.
г) После того как мы пообедали, мы пошли гулять.
Дополнительное задание (числовой диктант – без повтора предложения):
Количество слов в подчинительном союзе последнего предложения умножьте на число букв подлежащего в главном предложении (3 ґ 2 = 6). (Задание вынуждает припомнить произнесенное ранее предложение и вспомнить о том, что запятая не ставится внутри составного союза.)
д) В той части дома, где жили родители, было всегда тихо и прохладно.
Дополнительное задание: определите вид придаточного предложения.
Данный вид работы проходит обычно быстро и весело, если внести в него элемент соревнования: ребята «на старте» готовятся выбежать к доске и первыми начертить правильную схему. Кроме того, игровые моменты снимают напряженное ожидание «вызовут – не вызовут» или, напротив, отстраненность, скуку и повышают продуктивность урока.
Самостоятельная работа по карточкам.
(Дифференцированные задания по выбору учащихся.)
Диагностика.
Даются задания 3 уровней сложности по выбору
учащегося.
1-й уровень – Расставьте запятые, начертите
схемы предложений.
2-й уровень – Сконструируйте из 2 простых
предложений сложное, начертите схемы.
3-й уровень – Дополните простые предложения
придаточными. Преобразуйте предложения.
При недостатке времени все задания выполняются
на самой карточке.
Можно использовать карточки из сборников
«Дидактический материал к учебнику русского
языка (9-й класс)» К.Озерской, Г.Богдановой и
др., «Русский язык в средней школе. Дидактические
материалы» Л.Жердевой, а также «Карточки по
русскому языку. Пунктуация» под редакцией
Г.Граник.
Вопросы к классу:
– Что нового мы узнали сегодня на уроке?
– Какие задания вызвали наибольший интерес или
затруднения?
– Что особенно понравилось?
Выставление оценок за работу на уроке.
Оценки желательно поставить всем учащимся.
Оценка выставляется суммарная, по результатам
работы в течение всего урока. Можно во время
урока использовать поощрительные карточки
(яркие полоски пластика, картона), получаемые за
каждый верный (удачный) ответ.
Задания необходимо прокомментировать, обсудить способы выполнения.