Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №19/2001

ПОДСПОРЬЕ

КАРТОЧКИ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

(Тексты из книги В.А.Мезенцевой "И вечный поиск".
М.:Детская литература, 1989)

8 - 9 классы

Т.М.РОМАШКО,
г.Троицк
Челябинская обл.

Карточка № 1

ПЕСЧАНАЯ СМЕРТЬ

Самум – (по)арабски значит ядовитый, отравле_ый. С давних времен у этого ветра мрачная слава. Он погубил немало к_раванов. В 1805 году по свидетельству совреме_иков самум засыпал песком к_раван состоявший из 2000 человек и 1800 верблюдов.
Вот какое описание песча_ой бури оставил нам русский пут_шестве_ик А.В. Елисеев. «В раск_ле_ом воздухе, – рассказывал он, – послышались какие(то) чарующие звуки, довольно высокие, (не)лише_ые г_рмонии, с сильным м_та_ическим о_енком; они слышались отовсюду, словно их производили (не)видимые духи пустыни.
Пустыня была безмолвна, но звуки летели и таяли в раск_ле_ой атмосфере возникая где(то) сверху и проп_дая будто(бы) в землю.
То веселые то жалостные то резкие и крикливые то нежные и м_лодичные они казались говором живых существ но не звуками мертвой пустыни. (Ни)какие мифы древних (не)могли пр_думать чего(либо) более пор_зительного и чудесного. В раск_ле_ом воздухе слышалось уже пр_бл_жение чего(то) нового ужасного...
Огромная дюна стоявшая перед нами была (не)подвижна и мертва но вершина ее уже ожила. Легким обл_ком закурился на ней песок подхватываемый струей горячего ветра. Скоро закурились и другие дюны горизонт померк прозрачность его и_чезла и небо (как)будто пр_близилось к земле.
Через четверть часа столбы пыли закрыли солнце. (Не)чем стало дышать люди и животные задыхались. В красновато(бурой) мгле исчез горизонт. Песча_ая пыль набилась в уши рот нос глаза. Т_мп_ратура поднялась до 50 градусов, многие т_ряли сознание».
В наше время когда через пустыни проходят автомобильные дороги а над ними пр_л_гли воздушные тра_ы опас_ость пут_шествий по к_рава_ым тропам пустынь конечно не так велика. Однако встреча с самумом (не)сулит (ни)чего хорошего.

Задания

1. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.
2. Объясните постановку знаков препинания, составьте схемы сложных предложений.

Карточка № 2

«ЧЕЛОВЕК С ЛУНЫ»

Он прибыл на русском военном корабле «Витязь» в глухой, (не)исследова_ый район Новой Гвинеи. М_тросы помогли построить хижину и «Витязь» ушел продолжая кругосветное пут_шествие. Миклухо-Маклай остался. Шел 1871 г.
В то время когда он решил поселиться на Новой Гвинее чтобы изучить жизнь самых отсталых народов на земле Николаю Николаевичу не было и двадцати пяти лет но он уже успел побывать на Канарских островах в Африке на берегах Красного моря. А теперь решил поселит_ся на (не)сколько лет среди папуасов.
Островитяне оказались добрыми и смышле_ыми людьми. Увидев что пр_шелец (не)только (не)делает им зла а наоборот старае_ся им во всем помогать они перестали его боят_ся всячески стремились выразить свою любовь. После того как он однажды заж_г голубой бенгальский огонь они стали называть гостя «человеком с луны».
Островитяне впервые увидели у Миклухо-Маклая топор спички гвозди познакомились с сапогами и бритвой... В их язык вошли русские названия этих вещей. «Мое влияние на туземцев – писал Миклухо-Маклай – оказалось настолько сильным что мне удалось соверше_о пр_кратить постоя_ые междоусобные войны. Одной из главных причин этих войн было повер_е что смерть происходит от колдовства. Когда ум_рает туземец его друзья и родстве_ики начинают искать (не)доброжелателя. Остановившись на каком(либо) пр_дположении они составляют план похода
под_скивают союзников и начинают войну».
Замечательный человек и ученый Н.Н. Миклухо-Маклай занимает среди великих пут_шестве_иков XIX века особое место. Он не открывал (не)известных земель а и_ледовал быт и нравы народов о которых европейцы (ни)чего (не)знали. И он доказал по словам Л.Толстого что «человек везде есть человек, то есть доброе общительное существо, в общение с которым можно и должно входить только добром и ист_ной, а не пушками и водкой».

Задания

1. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.
2. Найдите предложения, соответствующие схемам:

[  , (  ), (  ),  ]

[  ,  ], (   ).

3. Сформулируйте главную мысль текста.

Карточка № 3

ЗАГАДКИ  АНТАРКТИДЫ

В Антарктиде по меньшей мере четыре полюса. Помимо географического Южного и магнитного, здесь находя_ся так(же) полюс холода и полюс ветров.
В Антарктиде бывают такие морозы которых нет нигде на земле. 25 августа 1958 г. на станции «Восток» была зар_г_стрирована температура 87,4 градуса ниже нуля.
А полюс ветров? Он находится на антарктической Земле Виктории. Круглый год там свирепствуют жестокие ветры. (Не)редко скорость воздушных сил потоков пр_вышает 80 метров в секунду что оставляет позади самые сильные тропические циклоны...
А что находи_ся подо льдами этого материка? В результате глубокого бурения на глубине полутора километров ученые обнаружили явные следы вулканических извержений и залежи железных руд.
Здесь уже найдены алмазы и уран, золото и горный хрусталь. Каждый год приносит и_ледователям Антарктического материка новые загадки.
Одна из последних – загадка озера Ванда. Это соленое озеро, круглый год оно покрыто льдом. Но что пор_зительно: термометр опущенный в воду на глубину 60 м показывает... 25 градусов тепла!
Почему? Ученые этого еще не знают.
Наверное Антарктида пр_поднесет еще (не)мало подобных загадок.

Задания

1. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и объясните правописание восстановленных слов.
2. Расскажите о правописании и склонении числительных.

Карточка № 4

В СТРАНЕ ЗЕЛЕНЫХ ГИГАНТОВ

Обы_ные, хорошо извес_ные в средней полосе травы на Сахалине превращаются в великанов. Гречиха здесь вдвое выше человеческого роста! В г_ганте с лист_ями д_аметром до полутора метров с трудом узнаешь белокопытник – в Европе высота его не больше тридцати сантиметров.
В сахалинских травах можно заблудит_ся. И растут они здесь не по дням а по часам. Почему? Загадка.
Может быть особое обилие (не)которых микроэл_ментов в местах вулканической и горообразовательной деятельности и являе_ся виновником г_гантизма р_стений?
В пользу такой точки зрения говорят многие факты. На Памире многие р_стения завезенные из Европы растут гораздо быстрее дают большие урожаи. С куста здесь снимают по 10 кг помидоров. Дуб поднимае_ся за год на 3 м...
Выясняя причины г_гантизма растений ученые и_ледуют и другие вещества – стимуляторы роста; некоторые из них уже хорошо изучены.
В 1950 г. было открыто нефтяное р_стовое вещество затем японские биологи выделили такой стимулятор из болезнетворного грибка.
Может быть и на Сахалине ученые обнаружат в почве неизвес_ый стимулятор роста?

Задания

1. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Объясните правописание восстановленных слов.
2. Найдите предложения, осложненные вводными словами, причастными и деепричастными оборотами.
3. Разберите по составу слова: горообразовательный, болезнетворный.

Карточка № 5

СУДЬБЫ РЕК

Арт_риями жизни и колыбелью культуры были в прошлом многие реки мира. На их берегах возникали большие города в плодородных реч_ных д_линах расцветали очаги земл_делия по рекам люди уходили в неизвес_ность, открывать мир.
Сколько рек на нашей планете? Разве можно ответить?
И у каждой реки свой вид свой нрав своя судьба.
В по_небесье берут свое начало горные реки. Их русла глубокие, скалистые ущелья. Низвергаясь с гор вода разрушает самые проч_ные породы. Огромные ма_ы песка глины валунов несет она с горных склонов. И чем выше место рождения горной реки, тем больше ее разрушительная деятельность.
Реки б_рущие свое начало в озерах часто с первых же шагов широки и многоводны. Это Нева Ангара...
На  Южном Урале в Оренбургской области протекает река Бердянка – приток реки Урал. В своем верхнем течени_ она несет пресную воду а в нижнем – соленую. Загадка (пресно)соленой реки коне_но (не)сложная. Вода станови_ся соленой встретив на своем пути залежи каме_ой соли.
И в Якутии есть соленая река. Ее так и зовут Солянка. Там где она протекает много мощных пластов соли, пр_крытых извес_няками. В Солянку несут свою воду подземные (речки)родники. Пробиваясь (из)под земли они просачиваются через сол_ные отложения и насыщенные поваре_ой солью попадают в реку.
На Урале в Пермской области притоки реки Чусовой вдруг и_чезают под землей. Место где они и_чезают здесь называют нырком а где появляются – вынырком.
Река Кумыш протекает под землей целых шесть километров а затем вырывается на поверхность.
Но пожалуй самая интересная на Южном Урале река Сим. Встретив на своем пути скалу она и_чезает под ней. Со всех сторон это место окружает лес. (Как)будто здесь и (не)было реки. Только дальше, вниз по течению, в густых зарослях кустарника снова слышен шум воды – (из)под каме_ых глыб появляе_ся многоводный речной поток.
Еще более любопытен ключ на правом берегу той же реки Сим. Он выт_кает из утеса но как? Мес_ные жители называют его проп_дающим. Три минуты вода с силой бьет (из)под скалы а следующие три минуты его (не)видно – ключ отдыхает.
В Югославии есть река которая сначал_ теч_т в узком ущелье а затем скрывается в огромных пещерах. Пройдя длинный путь по подземным галереям она и_чезает в глубокой трещине. Каков ее дальнейший путь – (не)извес_но. Ученые пытались выяснить это с помощью красящих веществ. Окрашенную ре_ную воду обнаружили во многих исто_никах вокруг.
И_ледуя морское дно ученые находят там... утонувшие реки. Когда(то) миллионы лет назад их погл_тило море.
Реки великие разрушители. (Не)преста_о вгрызаются они в свои берега. Проходит время меняется русло бывает что река совсем уходит с проторе_ых путей.

Задания

1. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.
2. Найдите предложение, соответствующее схеме

[  , (   ),  ]

3. Объясните все случаи постановки тире.

Карточка № 6

ГЛОБУСЫ ПЕТРА I

Глобус(великан) путеше_вовал около 4 лет. Сначала морем а затем по болотистым лесным дорогам. Его тащили на себе сотни крестьян согна_ых из окре_ных деревень.
В Петербурге заморскую диковинку подаре_ую Петру одним из германских герцогов поместили для всеобщего обозрения в помещении где раньше жил... слон.
Снаружи подарок был обычным глобусом с диаметром превышавшим 3 метра. Самое интересное было внутри. Пройдя туда через (не)большую дверь человек попадал в звездный мир. На расположе_ых здесь скамейках могли разместиться 10–12 наблюдателей. Над ними бл_стела золотом ро_ыпь созвездий.
Это был первый в России пл_нетарий. До наших дней дожил другой ре_кий глобус подарок го_андцев по которому учился молодой Петр. Сдела_ый из меди он имел 170 см в поперечнике. Земной шар изображе_ый на нем еще во многом (не)соотве_твовал действительности. Ошибо_ыми были оч_ртания Америки Азии совсем (не)было Австралии.
Поз_нее петровский глобус передали Навигацкому училищу готовившему первых моряков русского флота, а теперь его можно увидеть в Государстве_ом Историческом музее в Москве.

Задания

1. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Объясните правописание восстановленных слов, постановку знаков препинания.
2. Расскажите о правописании н и нн в прилагательных и причастиях.

Карточка № 7

НА КРАЮ ЗЕМЛИ РОССИЙСКОЙ

В Беринговом проливе находят_ся острова Большой и Малый Диомиды которые отличает одна редкая особенность между ними проходит так называемая линия перемены дат. Она конечно условная подобно меридиану или экватору. Из Берингова пролива эта линия тянет_ся на юг по Тихому океану (ни)где (не)к_саясь суши. Когда ее перес_кает корабль (или самолет) на нем изменяют календарную дату: на судах идущих из Америки в Азию один день пропускается, а на встречных кораблях один и тот же день считается дважды.
Так вот, острова Диомида, (не)смотря на то что находятся они совсем рядом (между ними менее четырех километров), живут постоянно по двум календарям: на Малом Диомиде суббота, на Большом – воскресенье. Почему необходимо такое исправление в календаре?
Пут_шестве_ики считают дни по восходам и закатам. Сколько раз для них взойдет и зайдет солнце столько дней они и н_считают в корабельном журнале. Если они будут плыть 1000 дней с запада на восток, то для плывущих с востока на запад пройдет только 999 суток. Ведь они сделали один оборот вокруг земной оси во встречном направлении.
Что(бы) ошибок (не)происходило и была установлена по международному соглашению линия перемены дат.

Задания

1. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.
2. Объясните причины постановки двоеточия.

Карточка № 8

В ПУТЬ СО СПЕЛЕОЛОГОМ

Сказ_ный, ф_нтастический мир открывае_ся человеку попавшему в пещеру.
Самая большая в мире пещера Мамонтовая в США. В ней гр_ндиозные гроты глубочайшие проп_сти множество подземных озер, две большие реки. Подземный замок прот_нулся на 240 к_лометров.
(Не)далеко от уральского города Кунгура находи_ся знаменитая Кунгурская лед_ная пещера. В ней 68 гротов соединенных узкими длинными переходами 36 озер. Они остались здесь, в вечном заточении под землей, от древней реки создавшей когда(то) этот громадный дворец.
Первый грот этой пещеры называется Бри_иантовый. Стены и потолок его покрыты крупными криста_ами льда. Освещ_ые они переливаются всеми цветами радуги подобно уральским самоцветам. Сверху лед_ные криста_ы св_сают гроздьями напоминая сверкающие хрустальные люстры.
Много веков работала здесь вода откладывая раств_ре_ую известь украшая пещеру ст_лактитами и ст_лагмитами.
Кунгурская пещера – четырех_этажная. Наиболее обширны гроты второго этажа. Под ним находится (не)и_ледова_ый нижний этаж который еще формируется подземными водами.
Одна из самых красивых пещер в Крыму – Тысяч_головая. Высокие своды ее проп_дают в темноте. Пр_чудл_вые коло_ы подымаются (в)высь. Один зал ст_лактитового дворца(пещеры) следует за другим подымаясь все выше и выше в гору.
Обследуя пещеры ученые порой сталкиваются с явлениями которые могут испугать (не)посвяще_ого. То слышится стра_ая музыка словно кто(то) пытается играть на флейте повторяя заданный урок; то доносится чье(то) бормотание. Чаще всего этому находится какое(то) объяснение.
(Не)редки под землей и зрительные и_юзии. Яма в несколько метров глубиной кажется безд_ной а маленькая лужа озером во мраке едва ра_еива_мом светом фонаря теряется ощущение размеров и пропорций, все кажется пр_увеличе_ым.
Да мало ли какие открытия и чудеса ждут нас в мире подземных пустот!

Задания

1. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.
2. Какую роль играют в этом тексте обособленные члены предложения?

Карточка № 9

ШАРОВАЯ МОЛНИЯ

Еще недавно считалось что шаровые молнии явление в природе очень ре_кое. Но теперь, после того как были собраны и проанализированы многие тыс_чи сообщений о встречах с огне_ой загадкой, этого пожалуй не скажешь. Шаровая молния довольно частая спутница гроз...
Природа ее до сих пор скрыта за семью замками. Ученые высказывают все новые г_потезы о происхождении шаровой молнии. Одна из гипотез пр_надлежит академику П.Л. Капице. Шаровую молнию по его мнению питают радио(излучения) возникающие при грозовых разрядах. Шаровые молнии возникают там, где радио(волны) достигают наивысшей инт_нсивности.
Это объяснение хорошо согласуется со многими особе_остями шаровой молнии она иногда катится по поверхности различных предметов (не)оставляя ож_гов. Она чаще всего проникает внутрь помещения через дымоходы, окна и даже не(большие) щели.
Но (не)смотря на попытки ученых объяснить это явление известное людям уже тысячи лет шаровая молния так и остается загадкой.

Задания

1. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.
2. Найдите и подчеркните вводные слова в тексте, определите их разряд.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru