ПОДСПОРЬЕ
КАРТОЧКИ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
(Тексты из книги В.А.Мезенцевой "И
вечный поиск".
М.:Детская литература, 1989)
8 - 9 классы
Т.М.РОМАШКО,
г.Троицк
Челябинская обл.
Карточка № 1
ПЕСЧАНАЯ СМЕРТЬ
Самум – (по)арабски значит ядовитый, отравле_ый.
С давних времен у этого ветра мрачная слава. Он
погубил немало к_раванов. В 1805 году по
свидетельству совреме_иков самум засыпал песком
к_раван состоявший из 2000 человек и 1800 верблюдов.
Вот какое описание песча_ой бури оставил нам
русский пут_шестве_ик А.В. Елисеев. «В
раск_ле_ом воздухе, – рассказывал он, –
послышались какие(то) чарующие звуки, довольно
высокие, (не)лише_ые г_рмонии, с сильным
м_та_ическим о_енком; они слышались отовсюду,
словно их производили (не)видимые духи пустыни.
Пустыня была безмолвна, но звуки летели и таяли в
раск_ле_ой атмосфере возникая где(то) сверху и
проп_дая будто(бы) в землю.
То веселые то жалостные то резкие и крикливые то
нежные и м_лодичные они казались говором живых
существ но не звуками мертвой пустыни. (Ни)какие
мифы древних (не)могли пр_думать чего(либо) более
пор_зительного и чудесного. В раск_ле_ом воздухе
слышалось уже пр_бл_жение чего(то) нового
ужасного...
Огромная дюна стоявшая перед нами была
(не)подвижна и мертва но вершина ее уже ожила.
Легким обл_ком закурился на ней песок
подхватываемый струей горячего ветра. Скоро
закурились и другие дюны горизонт померк
прозрачность его и_чезла и небо (как)будто
пр_близилось к земле.
Через четверть часа столбы пыли закрыли солнце.
(Не)чем стало дышать люди и животные задыхались. В
красновато(бурой) мгле исчез горизонт. Песча_ая
пыль набилась в уши рот нос глаза. Т_мп_ратура
поднялась до 50 градусов, многие т_ряли сознание».
В наше время когда через пустыни проходят
автомобильные дороги а над ними пр_л_гли
воздушные тра_ы опас_ость пут_шествий по к_рава_ым
тропам пустынь конечно не так велика. Однако
встреча с самумом (не)сулит (ни)чего хорошего.
Задания
1. Раскройте скобки, вставьте пропущенные
буквы и знаки препинания.
2. Объясните постановку знаков препинания,
составьте схемы сложных предложений.
Карточка № 2
«ЧЕЛОВЕК С ЛУНЫ»
Он прибыл на русском военном корабле «Витязь» в
глухой, (не)исследова_ый район Новой Гвинеи.
М_тросы помогли построить хижину и «Витязь» ушел
продолжая кругосветное пут_шествие.
Миклухо-Маклай остался. Шел 1871 г.
В то время когда он решил поселиться на Новой
Гвинее чтобы изучить жизнь самых отсталых
народов на земле Николаю Николаевичу не было и
двадцати пяти лет но он уже успел побывать на
Канарских островах в Африке на берегах Красного
моря. А теперь решил поселит_ся на (не)сколько лет
среди папуасов.
Островитяне оказались добрыми и смышле_ыми
людьми. Увидев что пр_шелец (не)только (не)делает
им зла а наоборот старае_ся им во всем помогать
они перестали его боят_ся всячески стремились
выразить свою любовь. После того как он однажды
заж_г голубой бенгальский огонь они стали
называть гостя «человеком с луны».
Островитяне впервые увидели у Миклухо-Маклая
топор спички гвозди познакомились с сапогами и
бритвой... В их язык вошли русские названия этих
вещей. «Мое влияние на туземцев – писал
Миклухо-Маклай – оказалось настолько сильным
что мне удалось соверше_о пр_кратить постоя_ые
междоусобные войны. Одной из главных причин этих
войн было повер_е что смерть происходит от
колдовства. Когда ум_рает туземец его друзья и
родстве_ики начинают искать (не)доброжелателя.
Остановившись на каком(либо) пр_дположении они
составляют план похода
под_скивают союзников и начинают войну».
Замечательный человек и ученый
Н.Н. Миклухо-Маклай занимает среди великих
пут_шестве_иков XIX века особое место. Он не
открывал (не)известных земель а и_ледовал быт и
нравы народов о которых европейцы (ни)чего
(не)знали. И он доказал по словам Л.Толстого что
«человек везде есть человек, то есть доброе
общительное существо, в общение с которым можно и
должно входить только добром и ист_ной, а не
пушками и водкой».
Задания
1. Раскройте скобки, вставьте пропущенные
буквы и знаки препинания.
2. Найдите предложения, соответствующие схемам:
[ , ( ), ( ), ]
[ , ], ( ).
3. Сформулируйте главную мысль текста.
Карточка № 3
ЗАГАДКИ АНТАРКТИДЫ
В Антарктиде по меньшей мере четыре полюса.
Помимо географического Южного и магнитного,
здесь находя_ся так(же) полюс холода и полюс
ветров.
В Антарктиде бывают такие морозы которых нет
нигде на земле. 25 августа 1958 г. на станции
«Восток» была зар_г_стрирована температура 87,4
градуса ниже нуля.
А полюс ветров? Он находится на антарктической
Земле Виктории. Круглый год там свирепствуют
жестокие ветры. (Не)редко скорость воздушных сил
потоков пр_вышает 80 метров в секунду что
оставляет позади самые сильные тропические
циклоны...
А что находи_ся подо льдами этого материка? В
результате глубокого бурения на глубине
полутора километров ученые обнаружили явные
следы вулканических извержений и залежи
железных руд.
Здесь уже найдены алмазы и уран, золото и горный
хрусталь. Каждый год приносит и_ледователям
Антарктического материка новые загадки.
Одна из последних – загадка озера Ванда. Это
соленое озеро, круглый год оно покрыто льдом. Но
что пор_зительно: термометр опущенный в воду на
глубину 60 м показывает... 25 градусов тепла!
Почему? Ученые этого еще не знают.
Наверное Антарктида пр_поднесет еще (не)мало
подобных загадок.
Задания
1. Раскройте скобки, вставьте пропущенные
буквы и объясните правописание восстановленных
слов.
2. Расскажите о правописании и склонении
числительных.
Карточка № 4
В СТРАНЕ ЗЕЛЕНЫХ ГИГАНТОВ
Обы_ные, хорошо извес_ные в средней полосе травы
на Сахалине превращаются в великанов. Гречиха
здесь вдвое выше человеческого роста! В г_ганте с
лист_ями д_аметром до полутора метров с трудом
узнаешь белокопытник – в Европе высота его не
больше тридцати сантиметров.
В сахалинских травах можно заблудит_ся. И растут
они здесь не по дням а по часам. Почему? Загадка.
Может быть особое обилие (не)которых
микроэл_ментов в местах вулканической и
горообразовательной деятельности и являе_ся
виновником г_гантизма р_стений?
В пользу такой точки зрения говорят многие факты.
На Памире многие р_стения завезенные из Европы
растут гораздо быстрее дают большие урожаи. С
куста здесь снимают по 10 кг помидоров. Дуб
поднимае_ся за год на 3 м...
Выясняя причины г_гантизма растений ученые
и_ледуют и другие вещества – стимуляторы роста;
некоторые из них уже хорошо изучены.
В 1950 г. было открыто нефтяное р_стовое вещество
затем японские биологи выделили такой
стимулятор из болезнетворного грибка.
Может быть и на Сахалине ученые обнаружат в почве
неизвес_ый стимулятор роста?
Задания
1. Раскройте скобки, вставьте пропущенные
буквы и знаки препинания. Объясните правописание
восстановленных слов.
2. Найдите предложения, осложненные вводными
словами, причастными и деепричастными оборотами.
3. Разберите по составу слова: горообразовательный,
болезнетворный.
Карточка № 5
СУДЬБЫ РЕК
Арт_риями жизни и колыбелью культуры были в
прошлом многие реки мира. На их берегах возникали
большие города в плодородных реч_ных д_линах
расцветали очаги земл_делия по рекам люди
уходили в неизвес_ность, открывать мир.
Сколько рек на нашей планете? Разве можно
ответить?
И у каждой реки свой вид свой нрав своя судьба.
В по_небесье берут свое начало горные реки. Их
русла глубокие, скалистые ущелья. Низвергаясь с
гор вода разрушает самые проч_ные породы.
Огромные ма_ы песка глины валунов несет она с
горных склонов. И чем выше место рождения горной
реки, тем больше ее разрушительная деятельность.
Реки б_рущие свое начало в озерах часто с первых
же шагов широки и многоводны. Это Нева Ангара...
На Южном Урале в Оренбургской области
протекает река Бердянка – приток реки Урал. В
своем верхнем течени_ она несет пресную воду а в
нижнем – соленую. Загадка (пресно)соленой реки
коне_но (не)сложная. Вода станови_ся соленой
встретив на своем пути залежи каме_ой соли.
И в Якутии есть соленая река. Ее так и зовут
Солянка. Там где она протекает много мощных
пластов соли, пр_крытых извес_няками. В Солянку
несут свою воду подземные (речки)родники.
Пробиваясь (из)под земли они просачиваются через
сол_ные отложения и насыщенные поваре_ой солью
попадают в реку.
На Урале в Пермской области притоки реки Чусовой
вдруг и_чезают под землей. Место где они и_чезают
здесь называют нырком а где появляются –
вынырком.
Река Кумыш протекает под землей целых шесть
километров а затем вырывается на поверхность.
Но пожалуй самая интересная на Южном Урале река
Сим. Встретив на своем пути скалу она и_чезает под
ней. Со всех сторон это место окружает лес.
(Как)будто здесь и (не)было реки. Только дальше,
вниз по течению, в густых зарослях кустарника
снова слышен шум воды – (из)под каме_ых глыб
появляе_ся многоводный речной поток.
Еще более любопытен ключ на правом берегу той же
реки Сим. Он выт_кает из утеса но как? Мес_ные
жители называют его проп_дающим. Три минуты вода
с силой бьет (из)под скалы а следующие три минуты
его (не)видно – ключ отдыхает.
В Югославии есть река которая сначал_ теч_т в
узком ущелье а затем скрывается в огромных
пещерах. Пройдя длинный путь по подземным
галереям она и_чезает в глубокой трещине. Каков
ее дальнейший путь – (не)извес_но. Ученые
пытались выяснить это с помощью красящих
веществ. Окрашенную ре_ную воду обнаружили во
многих исто_никах вокруг.
И_ледуя морское дно ученые находят там...
утонувшие реки. Когда(то) миллионы лет назад их
погл_тило море.
Реки великие разрушители. (Не)преста_о вгрызаются
они в свои берега. Проходит время меняется русло
бывает что река совсем уходит с проторе_ых путей.
Задания
1. Раскройте скобки, вставьте пропущенные
буквы и знаки препинания.
2. Найдите предложение, соответствующее схеме
[ , ( ), ]
3. Объясните все случаи постановки тире.
Карточка № 6
ГЛОБУСЫ ПЕТРА I
Глобус(великан) путеше_вовал около 4 лет.
Сначала морем а затем по болотистым лесным
дорогам. Его тащили на себе сотни крестьян
согна_ых из окре_ных деревень.
В Петербурге заморскую диковинку подаре_ую Петру
одним из германских герцогов поместили для
всеобщего обозрения в помещении где раньше жил...
слон.
Снаружи подарок был обычным глобусом с диаметром
превышавшим 3 метра. Самое интересное было
внутри. Пройдя туда через (не)большую дверь
человек попадал в звездный мир. На расположе_ых
здесь скамейках могли разместиться 10–12
наблюдателей. Над ними бл_стела золотом ро_ыпь
созвездий.
Это был первый в России пл_нетарий. До наших дней
дожил другой ре_кий глобус подарок го_андцев по
которому учился молодой Петр. Сдела_ый из меди он
имел 170 см в поперечнике. Земной шар изображе_ый
на нем еще во многом (не)соотве_твовал
действительности. Ошибо_ыми были оч_ртания
Америки Азии совсем (не)было Австралии.
Поз_нее петровский глобус передали Навигацкому
училищу готовившему первых моряков русского
флота, а теперь его можно увидеть в
Государстве_ом Историческом музее в Москве.
Задания
1. Раскройте скобки, вставьте пропущенные
буквы и знаки препинания. Объясните правописание
восстановленных слов, постановку знаков
препинания.
2. Расскажите о правописании н и нн в
прилагательных и причастиях.
Карточка № 7
НА КРАЮ ЗЕМЛИ РОССИЙСКОЙ
В Беринговом проливе находят_ся острова
Большой и Малый Диомиды которые отличает одна
редкая особенность между ними проходит так
называемая линия перемены дат. Она конечно
условная подобно меридиану или экватору. Из
Берингова пролива эта линия тянет_ся на юг по
Тихому океану (ни)где (не)к_саясь суши. Когда ее
перес_кает корабль (или самолет) на нем изменяют
календарную дату: на судах идущих из Америки в
Азию один день пропускается, а на встречных
кораблях один и тот же день считается дважды.
Так вот, острова Диомида, (не)смотря на то что
находятся они совсем рядом (между ними менее
четырех километров), живут постоянно по двум
календарям: на Малом Диомиде суббота, на Большом
– воскресенье. Почему необходимо такое
исправление в календаре?
Пут_шестве_ики считают дни по восходам и закатам.
Сколько раз для них взойдет и зайдет солнце
столько дней они и н_считают в корабельном
журнале. Если они будут плыть 1000 дней с запада на
восток, то для плывущих с востока на запад
пройдет только 999 суток. Ведь они сделали один
оборот вокруг земной оси во встречном
направлении.
Что(бы) ошибок (не)происходило и была установлена
по международному соглашению линия перемены дат.
Задания
1. Вставьте пропущенные буквы и знаки
препинания.
2. Объясните причины постановки двоеточия.
Карточка № 8
В ПУТЬ СО СПЕЛЕОЛОГОМ
Сказ_ный, ф_нтастический мир открывае_ся
человеку попавшему в пещеру.
Самая большая в мире пещера Мамонтовая в США. В
ней гр_ндиозные гроты глубочайшие проп_сти
множество подземных озер, две большие реки.
Подземный замок прот_нулся на 240 к_лометров.
(Не)далеко от уральского города Кунгура находи_ся
знаменитая Кунгурская лед_ная пещера. В ней 68
гротов соединенных узкими длинными переходами 36
озер. Они остались здесь, в вечном заточении под
землей, от древней реки создавшей когда(то) этот
громадный дворец.
Первый грот этой пещеры называется Бри_иантовый.
Стены и потолок его покрыты крупными криста_ами
льда. Освещ_ые они переливаются всеми цветами
радуги подобно уральским самоцветам. Сверху
лед_ные криста_ы св_сают гроздьями напоминая
сверкающие хрустальные люстры.
Много веков работала здесь вода откладывая
раств_ре_ую известь украшая пещеру ст_лактитами и
ст_лагмитами.
Кунгурская пещера – четырех_этажная. Наиболее
обширны гроты второго этажа. Под ним находится
(не)и_ледова_ый нижний этаж который еще
формируется подземными водами.
Одна из самых красивых пещер в Крыму –
Тысяч_головая. Высокие своды ее проп_дают в
темноте. Пр_чудл_вые коло_ы подымаются (в)высь.
Один зал ст_лактитового дворца(пещеры) следует за
другим подымаясь все выше и выше в гору.
Обследуя пещеры ученые порой сталкиваются с
явлениями которые могут испугать (не)посвяще_ого.
То слышится стра_ая музыка словно кто(то)
пытается играть на флейте повторяя заданный
урок; то доносится чье(то) бормотание. Чаще всего
этому находится какое(то) объяснение.
(Не)редки под землей и зрительные и_юзии. Яма в
несколько метров глубиной кажется безд_ной а
маленькая лужа озером во мраке едва ра_еива_мом
светом фонаря теряется ощущение размеров и
пропорций, все кажется пр_увеличе_ым.
Да мало ли какие открытия и чудеса ждут нас в мире
подземных пустот!
Задания
1. Вставьте пропущенные буквы и знаки
препинания.
2. Какую роль играют в этом тексте обособленные
члены предложения?
Карточка № 9
ШАРОВАЯ МОЛНИЯ
Еще недавно считалось что шаровые молнии
явление в природе очень ре_кое. Но теперь, после
того как были собраны и проанализированы многие
тыс_чи сообщений о встречах с огне_ой загадкой,
этого пожалуй не скажешь. Шаровая молния
довольно частая спутница гроз...
Природа ее до сих пор скрыта за семью замками.
Ученые высказывают все новые г_потезы о
происхождении шаровой молнии. Одна из гипотез
пр_надлежит академику П.Л. Капице. Шаровую молнию
по его мнению питают радио(излучения)
возникающие при грозовых разрядах. Шаровые
молнии возникают там, где радио(волны) достигают
наивысшей инт_нсивности.
Это объяснение хорошо согласуется со многими
особе_остями шаровой молнии она иногда катится
по поверхности различных предметов (не)оставляя
ож_гов. Она чаще всего проникает внутрь помещения
через дымоходы, окна и даже не(большие) щели.
Но (не)смотря на попытки ученых объяснить это
явление известное людям уже тысячи лет шаровая
молния так и остается загадкой.
Задания
1. Раскройте скобки, вставьте пропущенные
буквы и знаки препинания.
2. Найдите и подчеркните вводные слова в тексте,
определите их разряд.
|