Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №19/2001

ИНФОРМАЦИЯ

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ
РУССКОМУ ЯЗЫКУ В ШКОЛЕ И ВУЗЕ

Международная конференция "Научно-методическое обеспечение процесса обучения русскому языку в школе и вузе" в Московском педагогическом государственном университете

Н.И.ГЕТЬМАНЕНКО,
МГПУ, г.Москва

«Праздник методической науки» – так назвала международную практическую конференцию, проходившую 15–16 марта 2001 года, А.Д. Дейкина, заведующая кафедрой методики преподавания русского языка, декан филологического факультета МПГУ. Участники форума приехали из разных городов России – Рязани, Твери, Брянска, Ростова-на-Дону, Читы, Иванова, Калининграда, Вятки, Самары, Йошкар-Олы, Пскова. В конференции приняли участие гости из Польши, молодые ученые из Китая и Камеруна.

Тема была выбрана не случайно. Участникам конференции – видным ученым-методистам и совсем еще молодым преподавателям – небезразлично будущее российской школы. Вопросов было очень много: какой быть нашей школе в XXI веке? каким быть учителю наступившего столетия? каким должен быть учебник русского языка для школы и вуза? что и как нужно изменить в системе вузовской подготовки будущих учителей? Это лишь некоторые вопросы, которые обсуждались на конференции, проходившей под патронажем Российского общества преподавателей русского языка и литературы.

Первое заседание началось с обсуждения актуальных проблем обучения русскому языку в школе и вузе в начале XXI века. Об уровне филологической подготовки учителя-словесника на современном этапе говорил академик РАО Н.М. Шанский. В последнее время все чаще обращает на себя внимание тот факт, что ученые не уделяют должного внимания профессиональной подготовке учителя. К сожалению, по словам Н.М. Шанского, наука удаляется от решения практических нужд. Еще одна проблема – это тенденция к американизации и усложнению лингвистического метаязыка. В результате язык лингвистической науки оказывается слишком сложным.

Говоря о научной подготовке преподавателей вуза, ученый отметил, что сегодня она не всегда отвечает высокому научному уровню. Кроме того, в последнее время явно недостает учебников и пособий для обеспечения научных курсов, что сказывается на уровне научной подготовки учителей-словесников. Не может не вызывать огорчения, что молодые ученые все чаще обращаются к западноевропейским источникам, забывая при этом о достижениях отечественной науки и порой просто игнорируя их. Одна из главных задач, которую видит ученый, – это создание новых вузовских учебников по всем курсам, которые читаются в вузах. Нужно улучшить преподавание курса старославянского языка, который должен предварять курс современного русского литературного языка. Требует дополнения и расширения курс истории русского литературного языка. Необходимо переосмыслить курс современного русского литературного языка и тенденции его развития в постсоветский период.

Академик Н.М. Шанский говорил также об уровне филологической образованности будущего учителя-словесника. Каким он будет? Раньше выпускник университета владел шестью языками, получал очень глубокую филологическую подготовку. К сожалению, эта традиция сейчас утрачена, поэтому необходимо поднять престиж филологического образования.

Доклад А.Д. Дейкиной был посвящен модернизации научно-методического сопровождения профессиональной подготовки учителя-словесника при переходе к новым вузовским стандартам. Сегодня мы переживаем процесс обновления системы российского образования, это связано прежде всего с тем, что мы готовимся к стандартам третьего поколения. Стандарты первого и второго поколений подвергались заслуженной критике. Стандарты первого поколения рассматривались как реформирующие, изменяющие принципы и установки вузовского образования. В соответствии со стандартами второго поколения целесообразно говорить о модернизации и совершенствовании всего методического аппарата.Важно понять уже сейчас, какие результаты принесут стандарты третьего поколения: будет ли студент-выпускник достаточно подготовлен к профессиональной деятельности? Слабое звено в вузовском педагогическом образовании сегодня очевидно – выпускники неясно представляют себе профессиональную деятельность и часто считают свою работу в школе временной. Удастся ли скорректировать эту тенденцию благодаря принятию новых стандартов? Смогут ли новые стандарты спроектировать положительный образ будущего учителя?

А.Д. Дейкина также подчеркнула, что не следует отказываться от традиционного подхода к образованию, сохраняющему национальные черты. Нам просто необходимо помнить о положительном опыте подготовки будущих учителей, накопленном не одним поколением педагогов. Существуют два разных методических подхода в преподавании: методическое обеспечение и методическое сопровождение учебного процесса. Можно говорить о методическом сопровождении, когда учитель ведет урок с придуманным или приготовленным им самим материалом. Такой подход не всегда дает положительный результат: случается, что учитель русского языка искажает базовые лингвистические представления.

Сегодня мы должны обратить внимание на методическое обеспечение вузовских курсов, на дисциплины специализации, которые открывают новые возможности, могут быть использованы при подготовке профессионально ориентированных кадров.

Еще одна проблема – создание школьных учебников нового типа. Докладчик рассматривает их как интеллектуальные самоучители, поскольку главная цель любого учебника – интеллектуальное воспитание. Пора отказаться от учебников, которые ориентированы на фронтальную беседу, уже наступило время серьезного диалога со школьниками. Новые пособия и новые учебники должны быть построены на научной основе и ясно, доступно написаны.

О риторизации обучения русскому языку в средней школе говорила Н.А.  Ипполитова, зав. кафедрой культуры речи МПГУ. Сегодня в средней школе явно обозначился процесс от риторики к риторизации. Под риторизацией понимается овладение различными способами речевой деятельности как учениками, так и учителями. В современной школе задачи риторики расширяются: ученик должен научиться с опорой на риторические знания создавать текст на любую тему, то есть риторика может стать базой для интегрированного обучения. Риторизировать предмет – значит понять, как преподавать свой предмет с точки зрения его культурной ценности; как организовать систему работы над качеством речи; как овладеть диалоговой формой общения; как работать над развитием речевых жанров. Главная задача остается прежней – сохранить русскую риторическую культуру.

Одним из главных научных событий конференции стало выступление члена-корреспондента РАО М.Р. Львова. Он посвятил свой доклад теме «Родной язык как средство становления духовного мира личности». Известно, что неотъемлемая черта личности – духовность, но в это понятие вкладывается разное содержание. Еще недавно оно сводилось только к интеллекту. Теперь мы понимаем, что духовный мир – это и сознание человека, и его язык и речь; это и интеллект, и мир эмоций, который играет оценочную роль. Частью духовного мира являются также и мир подсознания, и область ценностных ориентаций, самоанализ, самооценка, совесть, для верующих людей – вера в Бога. Это все различные формы духовного мира, зачастую почти неотделимые от языка. Язык же существует не только в письменной форме; напротив, первичны и его устная форма – звучащая, произносимая вслух, и внутренняя речь. Язык нужно развивать и обогащать в общении с другими людьми. Ученый привел интересные цифры: наше общение с другими людьми занимает всего 10–12% времени, а 35% – чтение и диалог с самим собой. Отрадно, что в последнее время появляется много трудов, в которых теория речи глубоко изучается. Однако обращает на себя внимание и тот факт, что литература как художественное слово изучается недостаточно, наблюдается искусственный разрыв между изучением языка и литературы. В преподавании нельзя ограничиваться только коммуникативными методиками и сводить преподавание языка лишь к информативному аспекту. Необходимо помнить об основных трех элементах языка, сформулированных Л.В. Щербой: структура языка; механизмы речи; языковой материал (все произнесенное и написанное) – все эти элементы должны стать предметом пристального научного анализа.

С интересными докладами выступили авторы современных стабильных учебников по русскому языку – М.М. Разумовская и В.В. Бабайцева. М.М. Разумовская коснулась важной методической проблемы – взаимосвязи языкового и речевого развития учащихся – и обратила внимание на историческую традицию в подходе к этой проблеме. Главное – личностно-ориентированное обучение и сохранение деятельностного подхода в обучении русскому языку. Как обеспечить взаимосвязь языкового и речевого развития учащихся? Усилить семантический аспект в обучении русскому языку. М.М. Разумовская рассказала также и об интересных методических подходах при обучении орфографии.

Доклад В.В. Бабайцевой был посвящен лингвометодическим принципам организации учебного материала в комплексе: учебник, сборник задач, рабочая тетрадь. Говоря о важнейших принципах в современном школьном преподавании русского языка, В.В. Бабайцева выделила как важнейший принцип системности, при соблюдении которого все легче воспринимается. Одно из главнейших направлений современной школы – развитие речи учащихся, тесно связанное с изучением теории текста. Еще очень важен принцип историзма. Гораздо легче объяснить учащимся, например, правописание в существительных ь после шипящих или понятие беглых гласных, если они будут владеть минимальной исторической информацией.

В вузах в соответствии со стандартами существенно сократилось количество часов на методику преподавания русского языка, и необходимо искать новые возможности для подготовки профессионалов. Спецсеминары и спецкурсы в этой ситуации могут оказаться необходимым подспорьем. О системе работы спецкурсов и спецсеминаров в Брянском педагогическом университете рассказала Е.Э. Грибанская.

Педагогическая практика студента – важнейший этап его подготовки к самостоятельной профессиональной деятельности. О научно-методическом обеспечении педагогической практики в школе и вузе рассказала О.П. Мистартова из Калининграда.

С большим интересом был выслушан доклад С.А. Арефьевой «Стилистический анализ текста». До сих пор нет единообразия в понимании этого термина. Для школы С.А. Арефьева предлагает под стилистическим анализом понимать характеристику стилеобразующих средств, типологическую (определение типа текста) и композиционно-содержательную характеристики.

Участники конференции сформулировали тему будущей встречи в марте 2002 года – «Новые аспекты в профессиональной подготовке учителя-филолога на современном этапе».

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru