ГОСПОДА ЭКЗАМЕНАТОРЫ,
БУДТЕ МУДРЫ И МИЛОСЕРДНЫ!
Отшелестела
и отбарабанила по стеклам осень, отскрипели и
оттаяли зимние снега, отжурчали весенние ручьи,
отзвенел последний звонок. Позади еще один
учебный год, впереди экзамены.
Выпускники чувствуют себя не в своей тарелке:
кто-то напоследок резвится, отчаянно цепляясь за
легкомысленно закрученный хвостик исчезающего
за поворотом детства; кто-то – наверное,
претендент на золотую медаль – позеленел от
перенапряжения и того и гляди свалится на
экзамене в обморок; кто-то вдруг неожиданно
повзрослел и творит чудеса. А сумасшедшие глаза
матерей, чьи сыновья будут пытаться пробиться в
число студентов, кричат и плачут: а вдруг
безжалостная судьба приведет их в Комитет
солдатских матерей? Впрочем, все родители, даже
те, у кого сообщения из «горячих точек» не
вызывают бессонницы, страдают за своих чад,
доросших наконец до взрослой жизни.
Я вспоминаю 1976 год, свои выпускные и
вступительные экзамены. Вспоминаю, как мне,
проучившейся 10 лет без единой четверки, лучшей
ученице выпуска, поставили четверку за
сочинение, написанное без единой ошибки. И
парторг школы, учительница русского и
литературы, читавшая и нахваливавшая в течение
двух лет мои многостраничные опусы на
всевозможные темы, объяснила мне, что педсовет
решил не посылать мою работу на медальную
комиссию, потому что я дерзко себя вела (замечу в
скобках: дерзость состояла в том, что я, комсорг
класса, заступилась за
скандалиста-одноклассника и не позволила
учителям организовать его исключение из
комсомола и тем самым лишить парня права на
нормальную учебу и работу). Вот мне и поставили
четверку за содержание, понимая, что в итоге я все
равно получу пять на устном экзамене по
литературе и аттестат мне не испортят.
Я ушла из школы с пятерочным аттестатом, без
медали, без веры в учительскую справедливость, с
обидой на школу и с отвращением ко всему
партийно-комсомольско-общественному. К
поступлению в университет я готовиться не могла
и вместо этого провалялась месяц на диване, читая
Тургенева и Куприна. Однако на филфак пошла.
Сочинение я писала на тему «Жанр и композиция
романа Н.Чернышевского “Что делать?”». На восьми
страницах формата А4 я не сделала ни
орфографических, ни пунктуационных, ни
стилистических ошибок, и рецензия была
хвалебной: ее смысл сводился к тому, что автор
сумел не только раскрыть тему полно и глубоко, но
и сделал это красиво, написав о скучном
увлекательно, да еще хорошим языком. Поставили
мне за мой шедевр четверку: я нечаянно обозвала
Алексеевский равелин Александровским.
Экзаменатор, демонстрировавший мне мою работу,
сказал, что с такой ошибкой думать об апелляции
нечего и что четверка – прекрасная оценка. Я ушла
тогда с чувством стыда за собственную глупость,
ни на кого не обидевшись, и только много лет
спустя, когда сама стала экзаменатором и узнала,
за что какие оценки ставят, я поняла, от каких
непорядочных людей зависела моя судьба.
На устном
экзамене я отвечала в первой пятерке. По
литературе – очень хорошо (об этом мне сказал
экзаменатор-блоковед, огорчавшийся лишь из-за
того, что я вспомнила только один из прижизненно
выходивших сборников Блока). По русскому –
плохо: я умудрилась забыть о существовании
определительных придаточных предложений. Мне
поставили тройку – как я считала, справедливо. Но
позже, принимая экзамены у будущих филологов, я
неоднократно вспоминала свой ответ и удивлялась
холодному безразличию тех, от кого зависела
тогда моя оценка: разумно отвечающего
абитуриента, знающего тонкости, но делающего
очевидные «ляпы», я бы отправила подумать еще,
задала бы ему дополнительный вопрос. Себе
тогдашней я бы поставила не три, а четыре.
В тот год я получила в придачу четверку по
английскому – за одну ошибку в произношении, как
мне объяснили экзаменаторы (но это и тогда я не
сочла справедливым), а также пятерку по истории.
Баллов мне, естественно, не хватило, поскольку
после четверки по сочинению я должна была
получать только пятерки, в университет я
поступила в 1977 году. Проработав год лаборантом на
своей будущей кафедре, я решила поступать не на
романо-германское отделение, а на отделение
структурной и прикладной лингвистики и никогда
об этом не пожалела. Тот год пошел мне на пользу: я
стала взрослее, мудрее, ответственнее. Но иногда
я думаю о тех многочисленных абитуриентах,
отброшенных теми же безразличными или
непорядочными экзаменаторами: как сложились
судьбы моих товарищей по несчастью?.. Думаю и
вспоминаю слова Льва Антоновича Чешко, который
наставлял нас, молодых аспирантов, которым
предстояло впервые принимать вступительные
экзамены: «Помните: от вашего решения зависит
чья-то судьба. Любое сомнение должно разрешаться
в пользу экзаменующегося!».
За оставшиеся предэкзаменационные дни мы при
всем желании не научим наших учеников тому, чему
мы не сумели их научить (а они не пожелали
научиться) за предшествующие месяцы и годы. Мы
можем только пожелать ребятам успеха и
постараться не навредить им своей
придирчивостью на экзамене: она была уместна в
учении, но не в день, когда наше решение может
изменить к худшему или к лучшему чью-то жизнь.
Пожалуйста, будьте мудры и милосердны!
С.Е.
|