Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №20/2001

ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ

СНОВА ОБ ИЗЛОЖЕНИИ

Н.ШАПИРО

Накануне очередного летнего испытания для учителей и девятиклассников – письменного экзамена по русскому языку – стоит снова поговорить об изложении и, в частности, о критериях оценки речи и содержания (оценки за грамотность ставить проще). Качество текстов обсуждать не приходится, повлиять на него мы не можем, поэтому примем как данность всем известный сборник изложений, оставив все же за собой право прокомментировать некоторые особенности детских работ, обусловленные характером текста.
Сравним исходный текст № 44 (в конце его значится: «Д.В. Давыдов. Из книги “Военные записки”», хотя первый абзац, по всей видимости, написан вовсе не поэтом-воином) с тремя ученическими работами, которые проверяли и оценивали два опытных учителя независимо друг от друга (изложения приводятся с уже исправленными орфографическими и пунктуационными ошибками).

ИСХОДНЫЙ ТЕКСТ

Поэта-партизана Пушкин узнал гораздо раньше, чем познакомился с ним. Не будет преувеличением сказать, что ни у одного из друзей Пушкина не было такой истинно всенародной славы, как у Дениса Васильевича Давыдова. Знаменитое изображение легендарного героя, партизанского вождя Дениса Давыдова на лошади, в крестьянском армяке, с окладистой бородой и иконой на груди долгие годы можно было встретить в России повсюду – от крестьянской избы до знатного дома. Портрет Давыдова-партизана украсил кабинет шотландского поэта и романиста Вальтера Скотта.
Денис Васильевич Давыдов<...> родился в Москве в 1784 году. Как все дети, он с младенчества своего оказал страсть к маршированию.
Граф А.В. Суворов, при осмотре полка, находящегося тогда под начальством родителя Давыдова, заметил резвого ребенка и, благословив его, сказал: «Ты выиграешь три сражения!». Маленький повеса бросил Псалтырь, замахал саблею...
Розга обратила его к миру и к учению. Пора было подумать о будущности: он сел на коня, захлопал арапником, полетел со стаею гончих собак по мхам и болотам – и тем заключил свое воспитание.
Живя в Москве без занятий, он решил писать; мысли толпились, но как приключение во сне, без связи между собою. В порывах нетерпения своего он думал победить препятствия своенравием: рвал бумагу, грыз перья, но не тут-то было!
В начале 1801 года запрягли кибитку, дали Давыдову в руки четыреста рублей ассигнациями и отправили его в Петербург на службу. Малый рост препятствовал ему вступить в кавалергардский полк без затруднений. Наконец привязали недоросля нашего к огромному палашу, опустили его в глубокие ботфорты и покрыли святилище поэтического его гения мукою и треугольною шляпою.
Таковым чудовищем спешит он к двоюродному брату своему А.М. Каховскому, чтобы порадовать его своею радостью. Вместо поздравлений, вместо восторгов этот отличный человек осыпал его язвительными насмешками и упреками за вступление на службу неучем.
Самолюбие Давыдова было задето, и с того времени, гонимый словами Каховского, он не только обратился к военным книгам, но пристрастился к ним.
Между тем Давыдов не оставлял и беседы с музами: писал эпиграммы и сатиры.
Давыдов не много писал, еще менее печатал, но Общество любителей российской словесности удостоило его избранием своим действительным членом.
Пушкин, умевший воспринимать все самое яркое и оригинальное в творчестве других поэтов, многому научился у Давыдова. Он даже однажды высказался, что именно Давыдов помог ему найти свой собственный путь в поэтическую эпоху Жуковского и Батюшкова. Давыдов необыкновенно гордился тем, что, сам того не ведая, учил Пушкина «круче» писать стихи.
Давыдова благословил великий Суворов...
Мир и спокойствие – и о Давыдове нет слуха, его как бы нет на свете; но повеет войною – и он уже тут, торчит среди битв, как казачья пика. Снова мир – и Давыдов опять в степях своих, опять гражданин, семьянин, пахарь, ловчий, стихотворец, поклонник красоты – в юной деве, в произведениях художеств, в подвигах, в словесности – везде слуга ее, везде раб ее, поэт ее. Вот Давыдов!

(Д.В. Давыдов. Из книги «Военные записки»)
(451 слово)

Вопросы и задания к тексту

1. Озаглавьте текст и перескажите его подробно. Ответьте на вопрос: о каких чертах характера Дениса Давыдова можно сделать вывод на основании данного текста?
2. Озаглавьте текст и перескажите его сжато. Ответьте на вопрос: каким предстает Денис Давыдов в данном отрывке?

Прежде чем приступить к анализу ученических работ, разберемся в особенностях предлагаемого текста. Его содержание можно представить в виде плана.

1. Всенародная слава.
2. Страсть к маршированию и благословение Суворова.
3. Проба пера.
4. В Петербург на службу.
5. Насмешки Каховского и чтение военных книг.
6. «Беседа с музами».
7. Учитель Пушкина.
8.«Вот Давыдов!»

Надо сознаться, что абзац этого чрезвычайно экспрессивного текста, начинающийся со слова розга, мне попросту непонятен, и я не решилась его как-либо озаглавить. Ученики в своих работах предложили свои версии – и скорее всего неверные. Фразу же о розге никто даже не попытался воспроизвести.
Вот первая из ученических работ.

1

Денис Васильевич Давыдов

Поэта-партизана Пушкин узнал раньше, чем познакомился с ним. Ни у кого из друзей Пушкина не было такой истинно всенародной славы, как у Дениса Васильевича Давыдова. Всем было известно изображение партизанского героя на лошади, с иконой на груди. Эту картину можно было встретить всюду – от крестьянской избы до знатного дома. Так, например, именно этот портрет висел в кабинете поэта Вальтера Скотта.
Денис Давыдов родился в 1784 году и с детства оказал страсть к маршированию. При осмотре полка, который находился под командованием родителей Давыдова, граф Суворов заметил резвого ребенка и, благословив его, сказал: «Ты выиграешь три сражения». Ребенок вскочил на коня и поскакал с оравой собак на охоту. Этим он закончил свое воспитание.
Живя в Москве без занятий, Давыдов писал стихи, но в порывах нетерпения он часто их разрывал. Вскоре, в 1801 году, он поехал в Петербург на службу: ему запрягли кибитку, выдали четыреста рублей ассигнациями и отправили на службу. Малый рост помешал ему вступить в кавалергардский полк, но в конце концов его привязали к палашу, опустили в глубокие ботфорты, покрыли святилище поэтического гения мукой и надели треуголку.
Давыдов отправился к брату, чтобы похвастаться своей новой одеждой и продвижением, но вместо поздравлений он получил упреки и насмешки за вступление на службу к неучам.
Самолюбие молодого военного было задето. Он пристрастился к военным книгам. Давыдов не много писал, но общество любило его эпиграммы. Пушкин говорил, что Денис Васильевич помог ему найти свой собственный путь к творчеству Жуковского и Батюшкова и научил его «круче» писать стихи. Давыдову было приятно слышать, что он, сам того не зная, помогал поэтам.
Давыдова благословил Суворов. Когда в стране мир и спокойствие, о Давыдове нет слуха, но если война, он сражается во всех битвах; как только война кончается, Давыдов пропадает. Гражданин, семьянин, пахарь, ловчий, стихотворец – вот Давыдов.

Ответ на вопрос. Из «Военных записок» Дениса Давыдова автор предстает не только как военный, но и как разносторонний человек – он воевал, когда надо было, когда же он был свободен от военных дел, он занимался другими полезными для него и общества делами.

 

Все основные части исходного текста в работе переданы без пропусков, но смысл в некоторых местах искажен: непривычный к устаревшему слову родитель ученик написал, что полком командовали родители, а не только отец, к брату Давыдов отправился не затем, чтобы похвастаться непонятным «продвижением» (наверное, имелся в виду успех), неучем назвал Каховский самого Давыдова, а не тех, к кому он поступил на службу (но признаем, что формы неучем и неучам звучат почти одинаково). Из изложения неясно, что именно нашел Пушкин (но заметим, что фраза найти свой собственный путь в поэтическую эпоху Жуковского и Батюшкова звучит на неподготовленный слух двусмысленно: путь куда или когда?). Сочтя исходный текст стилистически неоднородным, не слишком связным и очень трудным для восприятия на слух, а смысловые искажения не очень грубыми, первый учитель поставил за содержание и речь оценку «4».
Другой учитель отметил сбой логики в первом абзаце – нельзя было писать «так, например», сообщая о том, что портрет поэта-партизана висел в кабинете Вальтера Скотта, ведь это не крестьянская изба и скорее всего не знатный дом (но, может быть, автор изложения так поясняет свое слово всюду?), искажение смысла во втором абзаце (получилось, что ребенок поскакал на охоту в ответ на слова Суворова), неоправданный повтор слов на службу в третьем абзаце, немотивированность и неточность сообщения об эпиграммах. Его оценка – «3».
К списку претензий можно добавить, в частности, и такую: в изложении дважды сказано, что Давыдова благословил Суворов. Но это необъяснимое повторение есть в исходном тексте. Шероховатостей в изложении достаточно. Однако труд по воспроизведению стилистически чуждого девятикласснику текста (чего стоят эти «оказал страсть к маршированию», «удостоило его избранием своим действительным членом», «в порыве нетерпения... победить препятствия своенравием»!) мне представляется таким тяжелым, что изумляют не ошибки, а большое количество смысловых попаданий. Я склоняюсь к оценке «4». Оценивая работы, не будем учитывать попытки ответить на вопрос о чертах характера Давыдова.
Познакомимся с работой второго ученика (озаглавлены все изложения примерно одинаково).

2

Пушкин узнал поэта-партизана раньше, чем познакомился с ним. Д.В. Давыдов обладал истинно всенародной славой.
На картинах Давыдов изображался героем на коне, с окладистой бородой и с иконой на груди. Долгие годы эту картину можно было увидеть во всех домах: от крестьянской избы до боярских домов. Известно, что у самого Вальтера Скотта, шотландского романиста, портрет Давыдова висел в кабинете.
Давыдов родился в 1784 году. Как и все мальчишки, юный Денис оказал страсть к маршированию. Суворов, заметив резвость ребенка, благословил его на службу в армии и сказал, что он выиграет три сражения. С этого момента учеба была практически отнесена на третий план.
Живя в Москве без занятия, Давыдов решил писать; мысли его были ни о чем, однако он пытался преодолеть препятствия своенравием.
В 1801 году Давыдову выдали четыреста рублей ассигнациями, зарядили кибитку и отправили на службу. Единственной проблемой при поступлении в кавалергардский полк был маленький рост Дениса Васильевича. Но все-таки он добился успеха, поступив в этот элитный полк. И сразу же Давыдов едет к своему двоюродному брату А.М. Каховскому, чтобы порадовать его этим известием. Однако вместо похвал Давыдов слышит насмешки и упреки в свой адрес. Каховский недоволен, что его брат вступил на службу неучем. Каховский задел самолюбие Давыдова, и Денис Васильевич принялся читать военные книги, и скоро это занятие переросло в пристрастие.
Параллельно с этим Давыдов продолжал писать эпиграммы и сатиры. Несмотря на то, что Давыдов мало писал, а еще меньше издавался, Общество любителей русской словесности избрало его своим членом.
Пушкин писал, что именно Давыдов помог ему найти свой собственный путь в поэтическую эпоху Жуковского.
Мир и спокойствие – и о Давыдове нет слуха. Навеет войной – и Давыдов снова в полку. Снова мир – и перед нами не бравый воин, а семьянин, пахарь и стихотворец.

Ответ на вопрос. Давыдов предстает перед нами народным героем, готовым в любую минуту встать в строй. Но, несмотря на стремление воевать, Давыдов в мирное время предстает перед нами примерным горожанином и семьянином.

 

Автор этой работы отказался от попыток сохранить давыдовский стиль (один из немногих следов оригинала – «оказал страсть к маршированию»). И текст стал более внятным и однородным. Нужно ли считать сохранение стиля обязательным требованием к изложению? В осовремененном варианте появились «учеба практически отнесена на третий план», «параллельно», «элитный». Это стилистические ошибки или закономерный перевод на язык другого времени, буквально ПЕРЕсказ, рассказ по-другому? Я бы оставила за учеником право на такой перевод, если, конечно, дело не доходит до пародии. Недостатки работы между тем очевидны: пропуск в содержании (не сказано, при каких обстоятельствах Суворов заметил ребенка; неверно передано название Общества любителей российской словесности), ошибки в словоупотреблении («боярские дома», «зарядили кибитку», «навеет войной» вместо «повеет», неуместны здесь «пристрастие» и «горожанин»), невнятен рассказ о начале творчества, есть повторы. Первый учитель твердо ставит «3» по количеству речевых ошибок, второй колеблется: «3» – «4» – подкупает стремление говорить своими словами, а не запомненными обрывками. Но от речевых ошибок никуда не деться.
И, наконец, третья работа.

3

Пушкин раньше узнал поэта-партизана, чем познакомился с ним. Никто из друзей Пушкина не имел такой истинной всенародной славы, как Давыдов, его портрет (на лошади, в крестьянском армяке, с окладистой бородой и иконкой на груди) появлялся и в крестьянских избах, и в аристократических домах. Даже в кабинете у шотландского автора Вальтера Скотта висел этот портрет.
Денис Васильевич Давыдов родился в 1784 году в Москве. Как многих мальчиков, его с детства увлекало марширование. Как-то граф Суворов, делая осмотр полка, которым руководил родитель Давыдова, увидел в толпе резвого мальчика, подозвал его, благословил и сказал: «Ты выиграешь три сражения». Мальчик бросил Псалтырь и замахал саблей. С тех пор он забросил учение и занялся охотой, уносясь на лошади с оравой собак в лес.
Живя в Москве, Давыдов пробовал писать стихи. Мысли роились в его голове, как приключения забытого сна, он надеялся победить препятствия резкостью и самонадеянностью – рвал бумагу, грыз перья, но ничего не получалось.
Как-то запрягли кибитку, дали ему четыреста рублей ассигнациями и отправили поступать на службу в Петербург. Малый рост мешал Давыдову беспрепятственно поступить в кавалергардский полк. Наконец его привязали к штыку, надели на ноги огромные ботфорты, посыпали святилище поэтического гения мукой и надели треугольную шляпу. В этом виде он явился к своему двоюродному брату Каховскому. Тот осыпал его упреками и насмешками за поступление на службу неучем. Самолюбие Давыдова было задето. Он не только обратился к военным книгам, но и пристрастился к ним. Но он не забросил стихи и продолжал «беседовать с музами». Хотя он мало печатался, Общество любителей российской словесности приняло его в свои настоящие члены. Пушкин многому учился у Давыдова, через него смог найти путь в поэзию Жуковского и Батюшкова. По выражению самого Пушкина, Давыдов учил его «круче» писать стихи.
Мир и спокойствие – и о Давыдове ничего не слышно, как будто его нет. Повеет духом войны – и он уже в гуще событий, торчит среди полков. Снова мир, и Давыдов – поэт, семьянин, ловчий, пахарь и ценитель красоты.
Вот Давыдов!

Ответ на вопрос. Этот текст представляет нам Давыдова как человека упорного, любящего войну и риск, но в то же время талантливого поэта. Давыдов – герой своего времени. Смелый, самоуверенный, даже бесстрашный, он вел партизанскую войну с французами. Из этого же текста видно, что сам он о себе говорит иронично, с прибаутками и крепкими словечками. Он не оценивал высоко свои поэтические наклонности и предпочитал вспоминать о военных успехах.

 

Эту работу оба учителя признали самой удачной, оба готовы с оговорками поставить «5», хотя и здесь без труда обнаружили уже встречавшееся нам непонимание фразы о пути Пушкина, фактическую ошибку –штык вместо палаша, повторы, другие недочеты. И оба признали, что безупречная работа по такому тексту невозможна. А я от себя добавлю: безупречная – ни по какому тексту невозможна. А небезупречную, но умную, толковую, свидетельствующую о богатстве словаря и владении письменной речью, – почему бы не поощрить высоким баллом?

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru