НОВЫЙ ПОДХОДПУШКИНСКИЙ ПРОЕКТ В ШКОЛЕ
Н.БОРИСЕНКО
А.Ахматова Слово проект явно принадлежит к
техническому миру. И при чем здесь Пушкин? Речь,
разумеется, идет не о техническом термине и не о
проектном методе в педагогике тридцатых годов, а
о совершенно необычном до недавнего времени
понятии – проекте как разновидности современных
педагогических технологий.
Не правда ли, все это очень напоминает этапы написания реферата, а по сути – является алгоритмом любой нормальной интеллектуальной деятельности, с которой должен быть знаком каждый школьник не ниже 8–9-го класса? Однако, в отличие от обычного школьного реферата, выполняемая работа будет работой не репродуктивного характера, а исследовательского (о различиях в понимании реферата как экзаменационного жанра см. статью И.Р. Калмыковой в газете «Русский язык», № 31/99). Отличительной особенностью проекта является акцент на планировании деятельности (проект – буквально «брошенный вперед») и на самостоятельности действий ученика. Самостоятельность касается и постановки целей и задач, и принятия решений и – более всего – выполнения самого проекта. Понятно, что при этом качественно меняется роль учителя и учеников в процессе обучения: учитель выступает в роли консультанта и помощника, а не эксперта, учащиеся – в роли активных участников процесса проектирования, а не пассивных статистов. От этапа к этапу значимость фигуры учителя как руководителя проекта снижается, а степень самостоятельности и активности учащихся, напротив, возрастает. Проектное обучение очень популярно в зарубежной педагогике. Там никого не удивят такие, например, проекты, как «Дом (квартира, город), в котором я хочу жить», или «По древним городам Италии», или «Приглашаем зарубежных гостей в нашу школу». Выполняются проекты в виде макетов, стендов, рекламных буклетов, самодельных книжек и т.п. Так, проект «Путешествие в прошлое: прогулка с Рембрандтом по Лейдену», выполнявшийся учащимися лицея г. Лейдена (Голландия), представляет собой почти законченное произведение с превосходно написанным текстом, замечательными репродукциями картин великого художника и фотографиями города. Увлекательно и заманчиво, а главное – есть стимул и ожидаемый результат. Хорошо бы хоть некоторые элементы этой исследовательской технологии перенести в нашу довольно-таки скучную школьную действительность... Шел 1999-й год, и мои ученики как раз перешли в девятый класс... Целый год мы ничем другим не могли заниматься, кроме Пушкина. Некоторые просто «заболели» им, а значит, всей Пушкинской эпохой, которую мы отныне вопреки всем правилам орфографии писали с прописной буквы. Так само собой случилось, что выбор пал... на Пушкина, а сам проект стал называться «Пушкинским». Семерых девятиклассников, которые стали работать над проектом, объединили и общая тематика, и общий исследовательский метод, и общий подход к анализу текстов. Мы вместе путешествовали по «Онегинскому залу» Литературного музея Пушкина в Москве (нам просто необходимо было приобщиться к воздуху эпохи), вместе читали одни и те же книги (прежде всего книги по истории культуры и быта русского дворянства пушкинского времени, ибо для нас изучать Пушкина и изучать его эпоху было неотделимо), вместе составляли планы предстоящей работы и обсуждали уже сделанное. Но что предложить каждому конкретному ученику? При выборе индивидуальных проектов я исходила из того, что тема, во-первых, должна быть интересной, во-вторых, актуальной и, в-третьих, «проектной», то есть «тянуть на проект». Что я понимаю под последним? Выбранная тема должна относиться, несомненно, к исследовательским, ибо проект – это исследовательский метод (разумеется, исследовательский в «школьном, ученическом» понимании, никакого научного открытия на самом деле ученик не делает – это азбука дидактики). Но, кроме того, индивидуальная проектная тема должна быть связанной с темами, выбранными другими учениками, все темы вместе должны составить единый проект. Часть тем я взяла из сборника [4], в котором также рассказывалось о методе проектов, другие придумала сама. Вот окончательный список:
Были у меня в запасе и другие темы, предлагаю их для тех, кто захочет испробовать на практике этот метод: «Вино и застолье в системе ценностей русской культуры первой трети XIX в. (на материале поэзии Пушкина и поэтов пушкинской плеяды)», «К Talon помчался...» (Еда и ресторации в «Евгении Онегине» Пушкина), «Альбомы пушкинской эпохи», «Библиотеки пушкинских героев» и некоторые другие. Литературный текст мы исследовали не сам по себе, а в более широком культурно-социологическом контексте, в который входит быт как образ жизни, обычаи определенной группы людей (отсылаю читателей к широко известным трудам московско-тартуской школы, и в первую очередь книгам Ю.М. Лотмана «Пушкин» и «Беседы о русской культуре»). Дворянский быт был организован, упорядочен до мелочей. Все имело значение: и цвет перчаток, и форма прически, и даже поворот веера в руках кокетки. Об этом ученикам известно из литературных и мемуарных произведений, но до сих пор они не соотносили эти знания с лотмановской формулой «поэтика бытового поведения». И вдруг после изучения книг Ю.М. Лотмана все предстало в совершенно другом свете. Но это на уровне «мелочей», деталей. Важнейшими же структурными элементами дворянского быта были карты и дуэль, бал и парад, театр и маскарад. Помимо чисто бытовых функций, они выполняли еще и социально-знаковую роль. Например, дуэль – это не просто поединок двоих, а процедура по восстановлению чести, бал – не только сами танцы, но и целое театрализованное представление со своим строгим ритуалом, так называемой «грамматикой бала». Участники Пушкинского проекта должны были в той или иной мере учитывать эти положения лотмановской школы и исходя из этого анализировать избранные произведения (к слову сказать, это были не только произведения Пушкина, но и Грибоедова, Лермонтова, Гоголя, а также Баратынского, Бестужева-Марлинского и некоторых других авторов этой эпохи). Каждый из индивидуальных проектов был посвящен отдельному элементу дворянского быта, а все вместе они должны были составить целостную картину дворянской жизни первой трети XIX в. Я не буду сейчас подробно останавливаться на всех этапах проектной деятельности. Тем читателям, которые заинтересовались методом проектов, лучше обратиться к указанной ниже специальной литературе. Что же касается нашего проекта, то он был завершен за полгода и представлен к защите к концу 9-го класса. На защиту выносилась только видимая часть айсберга – сам выполненный проект, который был приравнен в нашей гимназии к традиционным экзаменационным рефератам. Но на защите проектов принято оценивать не только результат (рукопись, рисунки, макеты, видеоряд и т.п.), но и интеллектуальную активность, уровень творческого мышления и самостоятельности учащихся, деловые и волевые качества личности. Обычной «пятерки» здесь как-то мало, поэтому в технологии проектной деятельности большое внимание уделяется критериям оценки проекта (в рейтинговой системе «пятерка» равна 100 или 200 баллам). Лучше всего превратить защиту в настоящий праздник, на котором могли бы присутствовать не только члены комиссии, но и родители, друзья проектантов, гости. Сейчас мои ученики оканчивают 10-й класс. Некоторых настолько увлекла исследовательская работа, что они решили продолжить работу над своим проектом, но уже на другом материале. «Бальная тема» и «карточная тема» уже нашли своих продолжателей, остальные пока обсуждаются. Литература1. Гузеев В.В. Инновационные идеи в
современном образовании // Школьные технологии.
1997. № 1. С. 3–11.
|