ГОЛОС ДРУГОГО
С.Г.М.Н.КАТКОВ: ВЕЛИКОЕ ДЕЛО В ЖИЗНИ НАРОДА УСТАНОВИВШИЙСЯ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЯЗЫК...То, что теперь называем мы русским языком, есть
плод продолжительного и трудного развития. Как
всем известно, в древнее время письменным языком
в России было наречие церковно-славянское. Но
менее известно то, что это наречие существенно
разнилось от народного, которое долгое время не
знало письменности и лишь в более позднюю эпоху
стало появляться в памятниках, не имеющих
литературного значения, преимущественно
юридических; мы говорим: менее известно, потому
что, хотя различие между церковно-славянским
языком и языком народным чувствуется всеми и
хотя теперь едва ли кто объясняет себе эту
разницу изменениями времени, едва ли кто видит в
церковном языке древнейшее состояние того же
языка, который мы слышим в народе; однако многие
еще полагают, что в семействе славянских наречий
церковное принадлежит к одному порядку с
народным русским; по нашему убеждению, они
принадлежат к двум противоположным ветвям
общего семейства. Вот почему литературный
русский язык, слившийся из этих двух главных
стихий, долгое время представлял собою
нестройное брожение. К этим двум коренным
стихиям присоединяется в позднейшее время
влияние классической грамматики, внесенной в наш
язык Ломоносовым и служащей основанием всех
образованных языков; наконец, влияния новейших
европейских литератур. *** Первый и главный признак полного равновесия, в какое поэзия Пушкина привела все стихии русской речи, видим мы в совершенной свободе ее движений. В ней не осталось и следа той дикой застенчивости, с какой речения и формы различных слоев языка отказывались, бывало, вступать в близкую связь и служить выражением одной и той же мысли. Нет более общих и внешних, предназначенных для мысли стилей; развитие ее может происходить лишь по внутренним своим стремлениям, не стесняясь и не руководствуясь никакими посторонними для нее соображениями; она может соединять в себе самые противоположные оттенки языка, создавать свой собственный слог, запечатленный ее внутренним свойством, ее особенным типом. Такое движение мысли по всем слоям языка с равною легкостию показывает, что борьба между стихиями языка прекратилась, что всякая напряженность в их взаимных отношениях исчезла, что все разнородное совместилось и что настала пора внутреннего развития мысли, которому язык служит только органом, не занимая, не развлекая, не стесняя мысль своею неурядицей. *** Благодаря освобождению своему от разнородных
стихий языка мысль получает возможность
пользоваться особенностию каждого речения и
каждого оборота речи и вследствие того
становится способною сохранять в выражении всю
оригинальность и жизненность своего развития,
отпечатлеваясь всеми своими сторонами и вызывая
все сродные ей настроения, распространяющие ее
действие до глубины души. В этом состоит свойство
поэтической речи, которая в своем течении
касается множества струн, пробуждает тысячу
ощущений, мерно сменяющих одно другое и своею
последовательностию или своим совокупным
впечатлением выражающих поэтическую мысль.
|