Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №21/2001

ПРЕДСТАВЛЯЕМ КНИГУ

НОВЫЕ СБОРНИКИ ДИКТАНТОВ В СЕРИИ "УРОКИ СЛОВЕСНОСТИ: УЧИТЕЛЮ, УЧЕНИКУ, АБИТУРИЕНТУ"

С.В.КАРПУШИН

Издательство «Интеллект-центр» продолжает выпуск серии учебных пособий «Уроки словесности. Учителю, ученику, абитуриенту». Не так давно эта серия пополнилась двумя сборниками диктантов, посвященных Пушкину. В первой книге представлены тексты диктантов, ориентированных на работу учителя-словесника в 5–8-х классах, вторая станет полезным подспорьем в 9–11-х классах. Они дополняют выпущенный в этой же серии сборник «Дидактические материалы по русскому языку и литературе. А.С. Пушкин».

Автор сборников предлагает учителю универсальную дидактическую базу для реализации целого ряда методических задач. Суть этих задач определяется особенностями интегрированной методики изучения русского языка, русской литературы, истории. Особым образом систематизированные тексты диктантов облегчают учителю решение проблемы сопряжения этих дисциплин. Интеграция понимается составителем не как фрагментарное использование литературных текстов для лингвистического анализа, а как четкая система работы по усвоению, закреплению и повторению учебного материала.

Благодаря тематически подобранным диктантам учитель может существенно повысить информативность своих уроков. Сведения, которым не всегда находится место на уроке литературы, но которые так необходимы для воссоздания более полной картины историко-литературной эпохи, могут быть введены в учебный процесс на уроке русского языка. При этом предполагается, что они будут востребованы и на уроке литературы. Например, тексты диктантов о детстве поэта, о его бабушке, няне или об особенностях сказок вполне дополняют разговор с пяти-шестиклассниками об этом периоде жизни Пушкина на уроках литературы и истории. При изучении тем, связанных с гражданской позицией Пушкина, его ближайших друзей и единомышленников, диктанты помогут конкретизировать представления учащихся об адресатах многих произведений или строк, обращенных к этим людям. Известно, что именно пушкинские стихи в значительной мере определяли и отражали умонастроения, политические ориентации многих его современников.

Ставилась задача дать тексты, не только развивающие орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся (что обычно заложено в традиционных сборниках), но и благодаря особой композиции вводящие подростка в огромный и интереснейший мир пушкинской духовной жизни, в круг его увлечений, в среду, которая определяла его творческое развитие. Ученик может расширить свои представления об основных этапах формирования личности поэта. Содержание предлагаемых текстов поможет ребятам понять, что слава, известность были не столько даром судьбы, сколько результатом напряженнейшей работы над собой, что хрустальная чистота стихов и точность мысли требовали величайших усилий. Таким образом, тексты диктантов могут стать материалом и для творческих работ, сочинений, докладов, сообщений, ответов на уроках литературы или истории.

имена многих людей, окружавших Пушкина, ученики узнают впервые на уроках литературы. В учебниках истории современники Пушкина упоминаются скупо или сведения о них вообще отсутствуют. А ведь без представления об этих людях невозможно понять ту нравственную среду, которая предопределила важнейшие качества личности самого Пушкина и его поэзии.

В первой и второй частях сборника диктантов встречается множество имен современников Пушкина и тех, кто так или иначе связан с его личностью или творчеством. Чтобы эти имена и фамилии запомнились, в конце пособия помещен алфавитный указатель имен. Некоторые словарные диктанты, призванные закрепить навыки правописания имен собственных, снабжены творческими заданиями по развитию речи, выполнение которых потребует обращения к справочной литературе.

Часть диктантов представляет собой систему текстов, связанных с тем или иным произведением, либо адаптированный фрагмент из произведения. Их можно рекомендовать для включения в уроки русского языка во время изучения этих произведений на уроках литературы. Такой прием позволяет создать единое информационное поле, что способствует более прочному усвоению учебного материала, частично снимает информационную перегруженность, позволяет рационализировать работу и, что не менее важно, попутно приучает к более внимательному отношению к слову, т.е. формирует культуру чтения.

Мы старались максимально адаптировать тексты сообразно с определенным возрастом, соотнести их с программой по литературе. Однако полностью такого соответствия добиться невозможно. Поэтому диктанты могут проводиться не только одновременно с изучением темы на уроках литературы, но и предваряя их. Возвращение с помощью диктанта к ранее изученному литературному тексту или фактам из биографии поэта, его творческой судьбы позволит глубже осмыслить уже знакомую информацию.

Существуют различные взгляды на содержание уроков словесности и их место в общей структуре школьного обучения, однако в центре работы учителя-филолога на уроке остается текст. Предлагаемое пособие расширяет возможности учителя, позволяя работать как с отдельными микротекстами различных стилей и типов, так и с макротекстами из нескольких текстовых единиц. Материалы эти могут также стать источником информации для сообщений на уроке литературы. Тексты могут быть использованы для различных видов изложений и как материалы для подготовки к сочинению.

В 9–11-х классах для уроков русского языка отводится очень мало часов. Но многим выпускникам придется писать сочинения в школе или на вступительных экзаменах. Перед ними остро встанет вопрос о времени, нужном для повторения огромного материала, связанного с историей литературы, в том числе с творчеством Пушкина. Данный сборник окажет существенную помощь и в этом случае, позволив совместить закрепление практических навыков в русском языке и повторение необходимых сведений по литературе.

В пособии представлены тексты для наиболее традиционных видов диктантов: обучающих (предупредительный, объяснительный, комментированный, «Проверяю себя», по памяти, выборочный) и контрольных. Они охватывают основные разделы пунктуации и орфографии. Большую часть диктантов сопровождают указания на содержащиеся в текстах языковые темы, а также дополнительные задания. Их можно использовать в качестве индивидуальных заданий, что позволит реализовать дифференцированный подход в обучении.

«Я ДРУЖБУ ЗНАЛ...»

Жизнь сталкивала Пушкина с самыми разными людьми: с поэтами и писателями, с умными и прославле(н, нн)ыми воинами, офицерами и выдающимися мыслителями, с актерами, художниками и музыкантами.
И среди всех этих разных людей Пушкин находил друзей: одних – на всю жизнь, других – на краткие мгновения.
Но и те, и другие, озаре(н, нн)ые пушкинской славой, прошедшие с ним по жизни или только встретившиеся ему, дороги нам: их судьбы, характеры, их отношения с Пушкиным позволяют глубже понять и почувствовать и пушкинскую лирику, и личность самого поэта.
Друзья Пушкина были не только людьми, с которыми он щедро делился мыслями и чувствами, неисчерпаемыми богатствами своего гения, но и людьми, от которых он получал постоя(н, нн)ый ответный отклик, импульсы к творчеству и обыкнове(н, нн)ую человеческую поддержку. Недаром Василий Андреевич Жуковский, поэт-учитель, поэт-предшестве(н, нн)ик и одновреме(н, нн)о старший и заботливый друг Пушкина, каждый раз приходивший ему на выручку, призывал: «Нам всем надобно соединиться, чтобы помочь вырасти этому будущему гиганту, который всех нас перерастет».
Дружба была в жизни этих людей постоянной моральной, духовной, творческой опорой, позволявшей устоять в любых жизненных обстоятельствах. Вне чувства дружеской поддержки, участия, самоотверже(н, нн)ости, верности не может быть понята ни личность, ни поэзия Пушкина.

(По А.Терентьевой)

[Правописание -н- и -нн- в существительных, прилагательных, причастиях, наречиях.
Знаки препинания в сложном предложении и при однородных членах.]

Словарный диктант

(ДРУЗЬЯ И ЗНАКОМЫЕ ПУШКИНА)

I. Гавриил Романович Державин, Николай Михайлович Карамзин, Василий Андреевич Жуковский, Андрей Андреевич Жандр, Александр Сергеевич Грибоедов, Иван Андреевич Крылов, Николай Иванович Гнедич, Владимир Федорович Одоевский, Николай Васильевич Гоголь, Владимир Иванович Даль, Александр Александрович Бестужев-Марлинский, Михаил Павлович Бестужев-Рюмин, Александр Фомич Вельтман.

II. Луи-Борхард де Беверваард Геккерн, Жорж-Карл Дантес Геккерн, Огюст д’Аршиак, Леонтий Васильевич Дубельт, Модест Андреевич Корф, Александр Христофорович Бенкендорф, Фаддей Венедиктович Булгарин, Николай Иванович Греч.

Задания

1. По какому признаку, на ваш взгляд, отобраны для диктантов эти имена собственные? Какое место занимали эти люди в жизни поэта? Какую роль они сыграли в судьбе поэта? Письменно кратко выскажите свое мнение.
2. Письменно (или устно) кратко расскажите об одном (на выбор) из перечисленных в диктантах современников Пушкина.

ПЕРОМ И КИСТЬЮ

Пушкин настойчиво искал сотворчества с художниками, которые могли бы «искусным и быстрым карандашом» иллюстрировать его произведения. При жизни поэта к его произведениям обращались четырнадцать художников, однако имена большинства из них известны сегодня только специалистам.
Счастливое исключение – фронтиспис к поэме «Руслан и Людмила», сделанный художником Иваном Ивановым. Только этой гравюрой Пушкин был доволен, он писал Николаю Гнедичу: «В газетах читал я, что Руслан, напечатанный для приятного препровождения скучного времени, продается с превосходною картинкою; кого мне за нее благодарить?».
Когда же Пушкин увидел иллюстрации Александра Нотбека к роману «Евгений Онегин», он написал злую эпиграмму. Это было тем более обидно, что художник взял за основу рисунок самого поэта, но легкость и быстрота пушкинского пера сменились тяжелой угловатостью гравюры. Друг поэта Петр Вяземский просто называл Татьяну с иллюстрации пьяной. Словом, иллюстрации не понравились.
Пушкину, к сожалению, не пришлось увидеть лучших иллюстраций к своим произведениям. Вероятно, он предчувствовал это, и сам рисовал пером на полях своих рукописей. Пушкинские рисунки намного превосходят в свободе и живости иллюстрации его современников.
Похоже, поэт был прав, когда говорил: «С художниками нашими невозможно иметь дела. Они все побочные дети Аполлона: не понимают нас они... Придет время: тогда нас не так издадут».

(По Н.Гавричевой)

[Знаки препинания в сложном предложении; вводные слова.]

Задания

1. Составьте схемы двух сложных предложений с различными видами связи.
2. Подчеркните вводные слова в предложениях текста.
Фронтиспис – рисунок перед первой страницей книги или вверху страницы перед печатным текстом. На фронтисписе обычно изображается автор книги или лицо, которому посвящена книга. В качестве фронтисписа может помещаться рисунок, который отражает основную идею произведения, или иллюстрация к главному эпизоду книги. В старой книге фронтиспис был единственной иллюстрацией.

У ИСТОКОВ ЭКРАННОЙ ПУШКИНИАНЫ

Первая экранизация романа в стихах «Евгений Онегин» 1911 года поместилась на 270 метрах и длится менее 5 минут. Василий Гончаров проследил главную сюжетную линию. В 1913 году Петр Чардынин выпустил комическую картину по иронической поэме Пушкина «Домик в Коломне» с Иваном Мозжухиным в двух ролях: влюбленного офицера и кухарки Маврушки. Тот же актер сыграл трагическую роль Германна в экранизации «Пиковой дамы» Яковом Протазановым в 1916 году. Этот фильм стал событием немого кино. Режиссер разрабатывал принципы монтажа и операторской работы. Мы привыкли к тому, что в современном кинематографе камера двигается, приближаясь к актеру и отдаляясь от него, к тому, что она может «смотреть» сверху и снизу. Протазанов понял и почувствовал это более
80 лет тому назад. Он нашел выразительные способы передать чувства и состояния души пушкинских героев. В своей картине он применил комбинированные съемки.

Парадоксально, но за 80 лет после 1917 года было создано примерно столько же экранизаций произведений Пушкина, сколько за предыдущие десять, а может быть, даже меньше, потому что у игрового кино появилась еще одна ветвь – анимация, мультфильмы.

(По В.Самусенко)

Словарный диктант

(ПУШКИНИСТЫ)

Григорий Александрович Гуковский, Дмитрий Дмитриевич Благой, Сергей Михайлович Бонди, Александр Александрович Лебедев, Дмитрий Сергеевич Лихачев, Георгий Пантелеймонович Макогоненко, Борис Соломонович Мейлах, Юрий Владимирович Манн, Милица Васильевна Нечкина, Владимир Николаевич Орлов, Николай Кирьякович Пиксанов.

Задание

Что вы знаете о том вкладе, который внесли в развитие отечественной исторической и литературоведческой науки эти ученые? Какие их высказывания или научные работы вам известны? Назовите наиболее известные их работы, имеющие прямое отношение к пушкиноведению.

УРОКИ ТАТЬЯНЫ МИЛОЙ

Авторские знаки препинания; неполные предложения; вопросительные и восклицательные предложения.

Многое предопределил во мне «Евгений Онегин». Если я потом всю жизнь по сей последний день всегда первая писала, первая протягивала руку – и руки, не страшась суда, – то только потому, что на заре моих дней лежащая Татьяна в книге, при свечке, с растрепанной и переброшенной через грудь косой, это на моих глазах – сделала. И если я потом, когда уходили (всегда – уходили), не только не протягивала вслед рук, а головы не оборачивала, то только потому, что тогда, в саду, Татьяна застыла статуей.
Урок смелости. Урок гордости. Урок верности. Урок судьбы. Урок одиночества.
У кого из народов – такая любовная героиня: смелая и достойная, влюбленная – и непреклонная, ясновидящая – и любящая.
Ведь в отповеди Татьяны – ни тени мстительности. Потому и получается полнота возмездия, поэтому-то Онегин и стоит «как громом пораженный».
Все козыри были у нее в руках, чтобы ответить и свести его с ума, все козыри – чтобы унизить, втоптать в землю той скамьи, сровнять с паркетом той залы, она все это уничтожила одной только обмолвкой: «Я вас люблю, – к чему лукавить?».
К чему лукавить? Да к тому, чтобы торжествовать! А торжествовать – к чему? А вот на это, действительно, нет ответа для Татьяны – внятного, и опять она стоит, в зачарованном кругу залы, как тогда – в зачарованном кругу сада, – в зачарованном кругу своего любовного одиночества, тогда – непонадобившаяся, сейчас – вожделенная, и тогда и ныне – любящая и любимой быть не могущая.
Все козыри были у нее в руках, но она – не играла.
Да, да, девушки, признавайтесь – первые, и потом слушайте отповеди, и потом выходите замуж за почетных раненых, и потом слушайте признания и не снисходите до них – и вы будете в тысячу раз счастливее нашей другой героини, той, у которой от исполнения всех желаний ничего другого не осталось, как лечь на рельсы.

(По М.Цветаевой)

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru