ИНФОРМАЦИЯРГГУ: НОВОЕ ВО ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ЭКЗАМЕНАХВсе ближе июль, и для многих
одиннадцатиклассников вот-вот начнется самое
трудное испытание: они впервые будут сдавать
экзамены не родным учителям, а совсем незнакомым
людям. Кое-кто из будущих филологов и лингвистов,
наверное, подумывал о поступлении в Российский
государственный гуманитарный университет,
ректором которого является академик Ю.Н.
Афанасьев. Редакция «РЯ». Константин Анатольевич, какие экзамены по русскому языку и литературе предстоит сдавать в этом году абитуриентам, поступающим в РГГУ? К.А. Переверзев. Если в прошлом году на одних факультетах сдавали экзамен в форме теста, на других – в форме изложения, на третьих – в форме сочинения, то в этом году все поступающие на нефилологические специальности будут писать тест, а литературоведы, лингвисты, театроведы – сочинение. Кроме того, поступающие на историко-филологический факультет (специальности: «филология», «театроведение») и факультет журналистики будут сдавать устный экзамен по русскому языку и литературе, а поступающие в Институт лингвистики (специальности: «лингвистика», «лингвистика и коммуникация») – по русскому языку. Для театроведов и журналистов предусмотрены также творческие конкурсы по специальности: собеседование по истории театра и кино для первых и так называемое изложение по просмотренной видеопередаче (нечто вроде рецензии) для вторых. Впрочем, творческими конкурсами занимается не наша комиссия, а специалисты с соответствующих факультетов. «РЯ». Какого рода тест предлагается поступающим? К.А.П. Это отрывок (часто несколько измененный – с пропусками, перифразами) из какого-либо произведения русской литературы XIX–XX веков объемом приблизительно в 300 слов. Его нужно переписать, вставляя, где необходимо, буквы и знаки. Кроме того, нужно ответить на ряд вопросов: о звуковом составе слов, об их значениях, о морфемной структуре, частеречной принадлежности, о роли, которую они играют в том или ином предложении, о связях простых предложений в составе сложного. На работу отводится 90 минут. «РЯ». А что вы можете рассказать о сочинении? К.А.П. Темы, предлагаемые
лингвистам, более стандартны по формулировке
(вроде «Образ Икса в произведении Игрек» или
«Тема Альфа в произведении Бета», хотя в пакете
тем может быть и какая-нибудь одна
сопоставительная – типа «Дуэль и дуэлянты в
произведениях Пушкина, Лермонтова, Тургенева») и
не предполагают, что абитуриент должен свободно
владеть литературоведческой терминологией и
уметь квалифицированно анализировать текст. К
будущим литературоведам и театроведам
предъявляются более серьезные требования: у них
чаще встречаются сопоставительные темы, в
формулировках присутствуют литературоведческие
термины, а от абитуриента мы ожидаем умения тонко
анализировать художественный текст и знания
профессиональной терминологии. «РЯ». А чем примечателен устный экзамен? К.А.П. Он существует в двух
вариантах: литературоведы, театроведы и
журналисты сдают экзамен по русскому языку и
литературе, а лингвисты обеих специальностей –
только по русскому языку. Первые вытягивают два
билета (в один входят два вопроса по литературе –
по XVIII–XIX и XX векам, в другой – два «РЯ». Какова структура билета по русскому языку? К.А.П. Первая часть – это вопрос по
лексике, по фонетике, по морфологии или по
составу слова. Вторая – вопрос
непосредственно по синтаксису либо так или иначе
с ним связанный. В карточку включается небольшое,
на 3–4 строчки, предложение, состоящее из 5–6
простых, с различными типами связи. Задания
традиционны – все виды разбора. «РЯ». Какого рода вопросы включены в билеты – теоретические или практические, связанные с правописанием? К.А.П. Основная особенность – отсутствие «прямых» вопросов по орфографии и пунктуации. Но, поскольку эти темы включены в программу, предполагается, что абитуриент сумеет соотнести теорию с практикой: например, рассказывая о словообразовании глагола и глагольных суффиксах, уместно упомянуть о том, как избежать ошибок на употребление суффиксов -ыва-/-ива- и -ова-/-ева-. Вопросы по правописанию могут «всплыть» на экзамене и в качестве дополнительных. «РЯ». Кстати, а требуете ли вы знания определений? К.А.П. Нет. Никакого зазубривания,
только понимание и умение продемонстрировать
свои знания на ярких, точных примерах. Тем более
что многие школьные определения не отражают сути
дела. «РЯ». И последний вопрос: что за загадочные лингвисты двух специальностей? К.А.П. В Институте лингвистики РГГУ вначале была представлена только одна специальность – теоретическая и прикладная лингвистика, предполагающая хорошее знание математики. Позже в ее рамках выделилась специализация (с этого года, возможно, специальность), связанная с созданием интеллектуальных систем. А в прошлом году открылась специализация, более удаленная от математики и приближенная к традиционной лингвистике, – она называется «лингвистика и коммуникация». Она предполагает хорошее знание русского и иностранных языков, полноценные теоретические знания по лингвистике, страноведческий компонент и умение всесторонне обрабатывать текст – анализировать его, свертывать и перерабатывать его содержание, переводить и редактировать. В общем, получилось отделение менее теоретическое, более приближенное к речевой практике. Впрочем, обо всем лучше узнать на «дне открытых дверей», последний из которых состоится 9 июня. «РЯ». Большое спасибо за беседу. Беседу вела С.ЕВГРАФОВА
|