ИССЛЕДУЮТ УЧЕНИКИМЕЖГИМНАЗИЧЕСКАЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ"Лексика, ограниченная в
употреблении"
|
Члены жюри: Н.А. Нефедова и К.Я. Литкенс |
К. Бейрахова и О.Е. Дроздова |
В последнее время изучение различных
языковых подсистем и стилей, находящихся за
пределами литературной нормы, все более
привлекает внимание лингвистов. Стихия
разговорной речи сейчас как никогда неоднородна
и разнородна. Кажется, что она размывает границы
и нормы литературного языка. На прошедшем в марте
этого года в МГУ международном конгрессе
исследователей русского языка звучала тревога
за судьбы русского языка: не угрожают ли его
чистоте и самому существованию иноязычная
массовая культура, интержаргон, субстандартная
лексика и общее снижение уровня контроля за
речью. Несмотря на отмеченные тревожные
тенденции, лингвисты пришли к выводу, что русский
язык сохранит свой статус в изменившихся
условиях существования. Мнения разошлись по
поводу того, как способствовать сохранению
языка: ввести ли строгие меры по защите чистоты
языка (в частности, закон об охране языковой
нормы) или предоставить языку самому преодолеть
временные трудности.
По-видимому, какие-либо директивные, властные
меры вряд ли могут «исправить» язык, но оценка
речевого поведения и развитие языкового вкуса
действительно являются первостепенной задачей
лингвистов и словесников. Может быть, более
действенной, чем воинствующая и директивная
позиция по отношению к языку, является позиция
изучающая и воспитывающая. Язык всегда
предоставялет говорящему возможность выбора:
как выразить мысль, как сказать метко и
доходчиво, чтобы быть услышанным и понятым.
Человек должен иметь эту свободу выбора, иначе
развитие языка зайдет в тупик; но у него должны
быть критерии выбора. А главным критерием
является уместность данной формы речи в
ситуации общения.
Кажется, что уместность речевого поведения, как и
любой формы поведения, очевидным образом
задается обстановкой: на улице можно пить и из
бутылки, и из стакана, – но в свадебном застолье
вряд ли уместен первый вариант. В конечном итоге
уместность определяется отношением говорящего к
предмету речи и – в еще большей степени – к
собеседнику, к аудитории. Используя определенные
формы речи, мы воздействуем на слушателя, либо
ставя его вровень с собой, либо признавая за ним
право на более высокую позицию, либо унижая его. С
этим связан и другой критерий выбора –
эффективность речи: большего положительного
результата достигнет слово взвешенное и
корректное. Ведь словом можно воздействовать,
как жестом или поступком: можно обидеть,
оскорбить, а можно поддержать или восславить.
Наконец, выбирая средства выражения, говорящий
показывает, к кому, к какой группе общества он
себя причисляет, или, вернее, стремится
принадлежать, чьи культурно-жизненные ценности
он разделяет. Изучать стилистические
возможности языка и воспитывать языковой вкус и
такт – в этом и заключается действенность
позиции лингвиста и словесника.
Замечательно, что молодежь обращает свой интерес
к изучению возможностей языка, ведь выбор
предстоит осуществлять им, будущее языка в их
руках. А в языке нельзя что-то отменить или
запретить; его надо изучать.
Для лингвистов голос молодых интересен и ценен
еще и тем, что они как раз и являются носителями
тех разновидностей языка, которые противостоят
кодифицированной разговорной речи, –
молодежного, а зачастую и компьютерного жаргона.