Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №24/2001

Я ИДУ НА УРОК

СВЯЗЬ СЛОВ В СЛОВОСОЧЕТАНИИ

М.В.КУРОЧКИНА,
Тюменская обл.,
п. Салым,
Нефтеюганский р-н, школа №2

Уважаемая редакция, здравствуйте.
Пишу вам впервые. Хочу предложить свои разработки уроков с использованием уровневой дифференциации. Может быть, они окажутся полезными для кого-то из моих коллег.
Работа ведется по учебнику для 8-го класса. Авторы – С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов, Л.А. Чешко.

Цель: дать понятие о видах связи слов в словосочетании. Формировать умения:
– определять способ связи слов в словосочетании,
– преобразовывать словосочетания одного грамматического значения в синонимичные с другим видом связи,
– правильно употреблять словосочетания, связанные способом управления и согласования,
– использовать в речи словосочетания – стилистические синонимы.

Ход урока

1. Лингвистическая разминка. Игра «Четвертое лишнее»

(На доске.)

опытный наставник
первая стипендия
бабушкины советы
мечтать о счастье
заполнить анкету
желать здоровья
мой друг
вымыть руки
очень хороший
прийти поздно
разбудить брата
спорить горячо

Найдите главные и зависимые слова, назовите части речи, к которым они относятся.

2. Запишите тему урока в тетради

1) Попробуйте изменить форму главного слова в каждом словосочетании. Что происходит при этом с зависимыми словами? (Как вы думаете, почему одни зависимые слова изменились, а другие нет?)
2) Работа по схеме упр. 65.

3. Тренировочные упражнения

Работа с учебником по вариантам

1) 3-й вариант
Упр. 66 (1-я ч.). Определить тип связи, обозначить главное и зависимое слова, указать, какими частями речи они выражены.

2-й вариант
Упр. 67. Составить словосочетания, распределить их в три столбика.

1-й вариант
Упр. 72. Выписать все возможные словосочетания, определяя вид связи слов в них.

Учитель работает с 3-м вариантом.

2) Проверка работы 1-го и 2-го вариантов (устная совместная работа).
3) Работа по карточкам.

Работа по вариантам

1-й вариант
Составьте предложения со словосочетаниями: приютить в доме, предоставить жилплощадь, дать пристанище, поселить у себя, дать кров, крыша над головой. В каких стилях речи употребляются эти словосочетания?

2-й вариант
Как называется данный ряд слов: увидеть, озадачить, поразить, потрясти, огорошить?
Составьте и запишите словосочетания с данными словами, укажите способ связи слов в них.

3-й вариант
Подберите к существительным лекция, оценка, речь прилагательные со значением «очень хороший». Определите вид связи в записанных словосочетаниях, их грамматические значения.
(Блестящий, яркий, высокий.)

4. Устная совместная работа. Проверка работ 1-го и 2-го вариантов.

5. Проверочная работа. Упр. 62.

Все ученики определяют вид связи в словосочетаниях.

6. Домашнее задание: § 8.

1-й вариант – упр. 70.
2-й вариант – упр. 69 и составить предложения с 2–3 словосочетаниями.
3-й вариант – упр. 68.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru