Я ИДУ НА УРОК
СВЯЗЬ СЛОВ В СЛОВОСОЧЕТАНИИ
М.В.КУРОЧКИНА,
Тюменская обл.,
п. Салым,
Нефтеюганский р-н, школа №2
Уважаемая редакция, здравствуйте.
Пишу вам впервые. Хочу предложить свои
разработки уроков с использованием уровневой
дифференциации. Может быть, они окажутся
полезными для кого-то из моих коллег.
Работа ведется по учебнику для 8-го класса.
Авторы – С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю.
Максимов, Л.А. Чешко.
Цель: дать понятие о видах
связи слов в словосочетании. Формировать умения:
– определять способ связи слов в словосочетании,
– преобразовывать словосочетания одного
грамматического значения в синонимичные с
другим видом связи,
– правильно употреблять словосочетания,
связанные способом управления и согласования,
– использовать в речи словосочетания –
стилистические синонимы.
Ход урока
1. Лингвистическая разминка. Игра
«Четвертое лишнее»
(На доске.)
опытный наставник
первая стипендия
бабушкины советы
мечтать о счастье
заполнить анкету
желать здоровья
мой друг
вымыть руки
очень хороший
прийти поздно
разбудить брата
спорить горячо
Найдите главные и зависимые слова,
назовите части речи, к которым они относятся.
2. Запишите тему урока в тетради
1) Попробуйте изменить форму главного
слова в каждом словосочетании. Что происходит
при этом с зависимыми словами? (Как вы думаете,
почему одни зависимые слова изменились, а другие
нет?)
2) Работа по схеме упр. 65.
3. Тренировочные упражнения
Работа с учебником по вариантам
1) 3-й вариант
Упр. 66 (1-я ч.). Определить тип связи, обозначить
главное и зависимое слова, указать, какими
частями речи они выражены.
2-й вариант
Упр. 67. Составить словосочетания, распределить их
в три столбика.
1-й вариант
Упр. 72. Выписать все возможные словосочетания,
определяя вид связи слов в них.
Учитель работает с 3-м вариантом.
2) Проверка работы 1-го и 2-го вариантов
(устная совместная работа).
3) Работа по карточкам.
Работа по вариантам
1-й вариант
Составьте предложения со словосочетаниями: приютить
в доме, предоставить жилплощадь, дать пристанище,
поселить у себя, дать кров, крыша над головой. В
каких стилях речи употребляются эти
словосочетания?
2-й вариант
Как называется данный ряд слов: увидеть,
озадачить, поразить, потрясти, огорошить?
Составьте и запишите словосочетания с данными
словами, укажите способ связи слов в них.
3-й вариант
Подберите к существительным лекция, оценка,
речь прилагательные со значением «очень
хороший». Определите вид связи в записанных
словосочетаниях, их грамматические значения.
(Блестящий, яркий, высокий.)
4. Устная совместная работа. Проверка
работ 1-го и 2-го вариантов.
5. Проверочная работа. Упр. 62.
Все ученики определяют вид связи в
словосочетаниях.
6. Домашнее задание: § 8.
1-й вариант – упр. 70.
2-й вариант – упр. 69 и составить предложения с 2–3
словосочетаниями.
3-й вариант – упр. 68.
|