НОВЫЙ ПОДХОД
ПРОВЕДЕМ ИЗЛОЖЕНИЕ ПО МЕТОДУ
Н.А.ШАПИРО
Римма ХРАМЦОВА,
Сергей ВОЛКОВ
Учителя, которые почувствовали
интерес к методике, предложенной Н.А. Шапиро,
поняли ее сильные стороны и увидели, что она
позволяет сделать работу по развитию речи,
формированию навыков построения связного текста
гораздо более продуктивной и интересной, могут
сами попытать свои силы в составлении
«заготовок» для таких занятий. Кстати, на помощь
тут могут прийти многие статьи газеты
«Литература», с которыми полезно было бы
познакомить наших учеников. О том, как это
сделать, мы и расскажем сегодня. Вернее, покажем
это, поскольку даем в сегодняшней подборке
несколько текстов для редактирования, выросших
из статей газеты «Литература» разных лет.
Познакомьтесь с ними. Если у вас возникнет
желание поработать с другими статьями и
подготовить новые тренировочные тексты, пишите
нам, мы с удовольствием их опубликуем.
Предложенные тексты нужно распечатать для
каждого ученика, вся правка вносится сначала в
эту распечатку, затем окончательный вариант
обсуждается в классе и переписывается (или, если
удобно, вклеивается) в тетрадь; в школах, где есть
компьютеры, работу можно автоматизировать:
вставляемые фрагменты текста набирайте другим
шрифтом — тогда учителю легче будет проверять
работу.
Текст № 1 (по статье
А.Архангельского «Литературные персонажи: Герои
Пушкина», № 48/96)
Задание. Напишите изложение по
данному тексту, предварительно доработав его.
Для этого: 1) приведите доказательства
тезиса, сформулированного А.Архангельским в
подчеркнутом нами предложении;
2) расскажите о случайностях в сюжете
«Капитанской дочки»; 3) допишите предложение,
выбрав необходимое: от своего собственного
страха и своей душевной подлости; от той стихии,
что привел в движение; от своей осторожности;
4) расскажите о тех поступках Гринева, которые
«подчинены законам дворянской чести» и
совершены «по велению сердца».
На семнадцатом году недоросль Гринев,
еще до рождения записанный в гвардию сержантом,
отправляется служить — причем не в элитный
Семеновский полк, а в провинцию. С этой минуты
жизнь провинциального дворянина смыкается с
потоком общероссийской истории и превращается в
великолепный набор случайностей и зеркально
повторяющихся эпизодов, которые заставляют
вспомнить как о поэтике Вальтера Скотта, так и о
законах построения русской волшебной сказки. (1)
В открытом поле гриневскую кибитку случайно
застигает снежный буран; случайно на нее
натыкается чернобородый казак, который и выводит
заблудившихся путников к жилью. Случайно
проводник оказывается будущим Пугачевым.
Столь же случайно сцепление всех последующих
встреч Гринева и поворотов его судьбы. (2)
Но в том-то и дело, что все «случайности» сюжета
подчинены высшей закономерности —
закономерности свободного выбора личности в
обстоятельствах, предложенных ей историей. Эти
обстоятельства могут складываться так или иначе,
благополучно или неудачно; главное не в этом, а в
том, насколько свободен человек от их власти.
Пугачев, в чьих руках громадная власть вершить
человеческие судьбы, — не свободен от
_______________________________________________; оренбургский генерал,
отказывающийся послать Гринева на бой за
Белогорскую крепость, не свободен от
_________________________________________________; Швабрин не свободен
от______________________; (3) Гринев свободен до конца и во
всем. Ибо действует он по велению сердца, а сердце
его свободно подчинено законам дворянской чести,
кодексу русского рыцарства, чувству долга. (4)
Именно эта постоянная готовность, не рискуя
понапрасну, тем не менее заплатить жизнью за свою
честь и любовь делает дворянина Гринева до конца
свободным. Точно так же, как его крепостного
слугу Савельича до конца (хотя и в иных формах)
свободным делает личная преданность Гриневу.
Текст № 2 (по статье С.Волкова
«Повесть Гоголя “Портрет”: от текста к
контексту», № 14/98)
Задание. Расставьте абзацы в
правильном порядке, понаблюдайте за способами
связи между ними; составьте план получившегося
текста; допишите недостающее вступление;
напишите по тексту изложение.
ГЕРМАН И ЧАРТКОВ
(Из наблюдений над «Пиковой дамой» и
«Портретом»)
1. Чартков тоже, как мы видели
ранее, может держать себя в руках. Но вот
происходит нечто, что мгновенно разрушает всю
твердость и убеждение в правильности «медленной
жизни»: Чартков внезапно получает деньги, а
Германн — надежду на их получение, и надежду, как
ему кажется, верную (повезло же Чаплицкому!).
2. На первый взгляд Германн вовсе
не похож на Чарткова. Вряд ли можно причислить
его к натурам художническим. У читателя
постоянно поддерживается ощущение крайней
расчетливости Германна. Этот расчет толкает его
впоследствии на страшные поступки — не случаен и
образ Наполеона, возникающий в параллель к
Германну. Скрытность, внутренняя, затаенная
гордость, сильные страсти — вот комплекс
качеств, формирующих восприятие этого персонажа.
3. Роднит их и то ощущение
внутреннего равновесия, с которым герои вступают
в повествование. Германн «...не касался и
процентов, жил одним жалованьем, не позволял себе
малейшей прихоти (отметим справедливости ради,
что в материальном смысле Германн обеспеченнее
Чарткова и ему вряд ли приходилось сталкиваться
с той крайней нуждой, в которой пребывает Чартков
большую часть времени; в этом смысле деньги
нужнее Чарткову, и поведение его опять
оказывается более естественным. — Авт.)
...твердость спасла его от обыкновенных
заблуждений молодости. Так, например, будучи в
душе игрок, никогда не брал он карты в руки, ибо
рассчитал, что его состояние не позволяло ему... жертвовать
необходимым в надежде приобрести излишнее».
4. Однако при всем том и Германн, и
Чартков обладают весьма важным сближающим их
свойством — они крайне честолюбивы. В этом
повинна их молодость, страстно желающая жить
сейчас, не дожидаясь призрачного завтра, которое
может и не наступить. И когда появляется хоть
малейшая возможность приблизить это «завтра»,
достичь его уже через три дня (как в случае с
Германном), а не через три года (как размышляет
Чартков), сделать будущую сказку сегодняшней
былью, они идут на все ради достижения этого.
5. На первый взгляд Германна
нужно осудить суровее — он знал, на что шел.
Почему же это осуждение висит и над Чартковым, не
ведающим, что он творит? Почему он тоже виноват?
Гоголь отвечает на этот вопрос своего рода
притчей, завершающей вторую часть «Портрета»:
«Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен
быть душою. Другому простится многое, но ему не
простится. Человеку, который вышел из дому в
светлой праздничной одежде, стоит только быть
обрызнуту одним пятном грязи из-под колеса, и уже
весь народ обступил его, и указывает на него
пальцем, и толкует об его неряшестве, тогда как
тот же народ не замечает множества пятен на
других проходящих, одетых в будничные одежды. Ибо
на будничных одеждах не замечаются пятна». Здесь
впрямую, несколько даже уклоном в
морализаторство, выражается главная идея
повести — идея высокой ответственности
художника за свой талант, ибо талант есть не его
принадлежность, «частная собственность», а
ценнейший дар Бога.
6. Германн же отдает себе полный
отчет в своих действиях. Дьявольская природа
знания трех карт для него очевидна, не случайно
он прямо заявит старой графине: «Может быть, она
(тайна. — Авт.) сопряжена с ужасным грехом, с
пагубою вечного блаженства, с дьявольским
договором... я готов взять грех ваш на свою душу.
Откройте мне только вашу тайну... не только я, но
дети мои, внуки и правнуки благословят вашу
память и будут ее чтить как святыню...». Это
страшные слова. Германн готов не только погубить
душу за богатство (даже не за необходимое, а
за излишнее, по его терминологии), он готов
молиться силе зла, способной дать ему это
богатство, объявить ее святыней.
7. И Германн, и Чартков в
результате проигрывают. Поскальзываются на пути,
ведущем их, как им кажется, к счастью. Сходно и
наказание — безумие.
8. В обоих случаях путь к
обогащению лежит через соприкосновение с
дьявольской силой — еще один момент пересечения
повестей. Однако Чартков и не подозревает об
этом, не знает, что, принимая деньги,
автоматически вступает в сговор с силами зла и
начинает платить по счетам буквально с первого
момента этого договора — платить собственным
талантом и даже жизнью. Лишь после встречи с
картиной бывшего своего знакомого, уехавшего в
Италию и постигавшего там секреты великих
мастеров прошлого, он понимает весь ужас
произошедшего с ним.
|