ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ
Школьные экзамены позади, а кое-кто уже начал
сдавать вступительные экзамены. Именно для них,
мечтающих освежить перед грядущим экзаменом по
русскому языку свои сведения о правописании, и
была написана эта статья.
ЕСЛИ ЭКЗАМЕН ЧЕРЕЗ НЕДЕЛЮ
(Интенсивный тренинг для абитуриентов)
С.ЕВГРАФОВА
Если вы совсем безграмотны, то
предлагаемая методика вам не поможет: она
рассчитана скорее на учеников, которые неплохо
работали в 11-м классе (и имеют оценку не ниже
твердой тройки), но в последний месяц к тетрадкам
по русскому языку не прикасались, подозревают,
что забыли все, что знали, чувствуют себя
неуверенно и не знают, за что хвататься. При
работе по этой методике вам понадобятся помощь
друзей или родственников (чтобы было кому
диктовать), три–пять свободных дней и голова, не
занятая никакими другими предметами. Итак,
погружаемся! Работать придется по три-четыре
часа в день.
Работа проходит по следующей схеме: 1) опираясь на
языковой материал, вспоминаю идею, заложенную в
правило; 2) восстанавливаю правописный навык; 3)
при каждой новой встрече с примером на
вспомненное правило стараюсь не делать ошибок
(проверяя и перепроверяя себя по записям,
сделанным на предыдущем этапе, и – при
необходимости – по словарям и справочникам); 4)
при каждой встрече с примером на еще не
вспомненное правило заглядываю в справочник; 5)
возвращаюсь к (1).
ЦИКЛ 1
Предтекстовые упражнения
Цель этого этапа – повторить
различные орфограммы, не заглядывая в учебники и
справочники.
1. Напишите под диктовку:
бесконечные просторы – безграничные дали,
разбегающиеся во все стороны тропинки –
расходящиеся по домам гости, беспримерное
мужество – безнадежный случай, раззадорить
спорщиков – раскрыть преступление, стерпеть
оскорбление – сдуло ветром, иссякающий источник
– издать книгу, спросить у приятеля – сдавать
экзамены.
Обратите внимание: выбор приставки,
оканчивающейся на з/с, зависит не от
глухости/звонкости или качества звука,
следующего за ней, а от глухости/звонкости буквы:
безвкусно (на стыке приставки и корня звучит [сф])
одеваться – бесшумные (на стыке приставки и
корня звучит [ш:]) шаги. И еще одно: пишущие чаще
ошибаются, ставя з вместо с, чем наоборот.
При написании слов с этими приставками может
возникать проблема удвоенных согласных, так что
приходится следить за составом слова (впрочем,
некоторые слова проще запомнить); напишите под
диктовку:
разинуть, разевать рот – раззява, расстроенное
пианино – растраивающееся изображение, расчет,
расчетливый человек – рассчитывающие на мою
помощь люди.
2. Напишите под диктовку:
разговор приобретал неожиданный оборот – он
преобразился от радостного возбуждения, он плохо
воспринимает происходящее – власти
препятствовали восхождению на Эверест,
удивительное превращение – превратное
истолкование – придирчивый привратник.
Если вы чувствуете, что слова с приставками пре-
и при- – ваше слабое место, можете
потренироваться на специально составленных
сверхнасыщенных текстах. Пишите их под диктовку,
при проверке заглядывайте в словари и
справочники, стремясь к тому, чтобы у вас не было
ни одной ошибки.
А. «Если не предать огласке
небезызвестные факты, – думал советник
президента, – то генералу будет легче претворить
в жизнь свои преступные замыслы: ведь он, чего
доброго, решит, что я, официальный преемник, на
его стороне. Впрочем, может быть, не стоит
преувеличивать его влияние на настроения
армии?..»
Его размышления прервал звонок в дверь; это
оказалась приходящая домработница, премилая
немолодая дама, которой удавалось придать его
холостяцкому жилищу благопристойный и вполне
гостеприимный вид. Единственным ее недостатком
было то, что она привечала и прикармливала
бездомных кошек, из-за чего, стоило только забыть
притворить дверь черного хода, в квартире
появлялся какой-нибудь нахальный Котофеич и
принимался призывно мяукать.
Б. На пути к славе ему пришлось
преодолеть многие препятствия, но камнем
преткновения оказалась, пожалуй, необходимость
общаться с цензорами. Сама мысль о
беспрекословном подчинении чужой воле всегда
представлялась ему омерзительной, а уж за время
печатания первой книги он преисполнился
откровенного презрения и ненависти к цензуре.
При этом, общаясь с друзьями и приятелями, он
оставался пресимпатичным, непритязательным,
неприхотливым в быту человеком, при первой
возможности стремящимся приткнуться где-нибудь
в уголке и потихоньку работать. Он почти всегда
пребывал в хорошем настроении, и его не прельщали
материальные блага. Поэтому все, кто знал его, не
только преклонялись перед его талантом, но и
искренне любили.
В. От Приставкина власти предержащие
требовали только одного – беспрекословного
подчинения, – а он боялся, что его заподозрят в
пресмыкательстве, и потому непрестанно
препирался с начальством. В конце концов
начальнику надоели беспрерывные скандалы и он
уволил вздорного инженера, не желающего
примириться со своим зависимым положением.
Вскоре на месте скандалиста появился премирного
вида человек преклонного возраста. Начальнику
казалось, что его мечты о спокойной работе
наконец претворены в жизнь, и потому он был
по-настоящему шокирован, когда выяснилось, что
его новое приобретение было членом преступного
синдиката и отличалось беспримерной
жестокостью. Полиция приглядывалась к
преступнику давно, поскольку он был женат на
примадонне из местной оперетты, которая жила
явно не по средствам. И вот теперь его прижали за
неуплату налогов, а заодно установили
неблаговидные методы, которыми он пользовался
при устранении препятствий на пути к прибыльным
делам.
Г. Городовой Преображенский привык
пререкаться с начальством по любому поводу. Вот и
сейчас, когда ему приказали неприметно
присматривать за неухоженной старинной дачей в
прибрежном поселке, где под крылышком стареющей
чудаковатой дамы аристократического, как
говорили, происхождения издавна находили себе
приют убогие и странники, он начал немедля
препираться со своим шефом. «Что толку
приглядывать за полоумными приживалками и
прихлебателями? – обижался он. – Дамочка давно
обеднела, прикармливая бесконечно толкущихся в
доме сирых и убогих, дом она завещала Обществу
призрения страждущих, дальние родственники ее и
так люди не бедные, а убогим и вовсе ничего не
нужно, так что ждать неприятностей там не от
кого...»
Однако, преодолевая нежелание, он все-таки каждый
вечер наведывался в те края, заводил знакомства с
соседями старой причудницы, которым
принадлежали маленькие магазинчики в округе. Он
выдавал себя за дачника из другого поселка и,
приобретая кое-какие мелочи, беседовал с людьми о
том о сем. Так было и в тот вечер, когда в
придорожный кабачок принесли дурную весть:
небезызвестная дама преклонного возраста
обнаружена в своей спальне мертвой. Прибыв на
место преступления, Преображенский пришел к
выводу, что умерла она, похоже, при престранных
обстоятельствах...
Если вы не справились со знаками препинания,
подчеркните свои ошибки цветным маркером. Вам
придется вернуться к ним позже, когда будете
отрабатывать пунктуацию.
3. Напишите под диктовку:
слипающиеся от усталости глаза – слепящий свет,
синеющий вдалеке лес – осенять себя крестным
знамением, он наворачивал ватрушки – мать
наварила щей, она утешала плачущую дочку – она
утихомиривала разбушевавшегося мужа,
благословенный край – все прославляли
благоразумие правителя, деревенский старожил –
пес сторожил дом, надо отварить картошку – пойду
отворю калитку.
Вспомните, как важно понимать, что за корень
скрывается в том или ином слове, – иначе калитки
будут вареными!
4. Напишите под диктовку:
подтирать грязь – утереть нос, опираться на
достигнутое – опереться на руку спутника,
почитать старших – сочетать приятное с полезным,
блестящий собеседник – блистательный актер,
соприкасаться руками – сладкое прикосновение,
погореть на махинациях – непригорающее
покрытие, подскочить от неожиданности – всадник
подскакал к крыльцу.
Чередующиеся гласные в корнях встречаются
преимущественно в частотных, хорошо знакомых вам
словах. Для кого-то они не представляют никаких
сложностей, но кое-кто всю жизнь спотыкается на
одном и том же слове. Вспомните свои излюбленные
грехи и сочините с каждым по четыре-пять
предложений.
5. Напишите под диктовку:
полночи не спал – провел пол-лета на даче –
вспахал пол-огорода, глухонемой от рождения –
вслушиваться в звук глухо ворчащего двигателя –
предпочитать одежду глухо-синеватых тонов,
любоваться на гладко окрашенный пол – фабрика
выпускала набивные и гладкокрашеные ткани.
Помните: среди правил на слитное – раздельное
– дефисное написание слов правило про пол- –
самое легкое!
6. Напишите под диктовку:
пламя, языки пламени – пламенный борец; имя,
звать по имени – именное оружие, безымянная
улочка; окно – оконная рама, подоконник;
гривна – гривенник; плен – пленный, пленник;
тлеть, тлен – нетленные творения, нетленка (кстати,
вспомните о парах типа программа – программка,
кристалл – кристальный); племя, без роду, без
племени – племенные кобылы, племянник; время, нет
времени – временные трудности, построил
времянку;
истина – истинные взгляды, старина – старинная
шкатулка, диковина – диковинная находка,
половина – в половинном объеме, длина – длинный
разговор;
клюква – клюквенный морс; солома – соломенная
вдова (помните: слово соломенный образовано
от слова солома с помощью суффикса -енн-, а
солом-ин-к-а тут ни при чем, это слово само
образовано от слова солома с помощью
суффикса -ин-, имеющего значение единичности);
утро – утренняя прохлада, утренник; торжество –
торжественный вечер, станция – станционный
смотритель, экскурсия – экскурсионная
программа, соловей – соловьиные трели, упрямый
осел – ослиное упрямство, гость – уютная
гостиная, нефть – нефтяной король, серебро
– серебряная посуда, глина – глиняная плошка,
песок – песчаная коса (конечно, вы вряд ли
забудете пресловутые стеклянный, оловянный,
деревянный);
пряные запахи, багряные листья, рдяный отблеск,
юные дарования (но в текстах советской эпохи
вам могут встретиться юннаты – юные
натуралисты), зеленый луг, свиная тушенка,
румяные щечки, буланый конь;
здоровый – здоровенный, широкий – широченный,
глубокий – глубоченный, мертвый – мертвенный;
искренние заблуждения, выспренняя манера
говорить, сокровенная тайна, откровенная беседа,
незабвенные времена;
поджаренная картошка – жаренная на сале
картошка – у нас на второе жареная картошка;
разлинованная бумага – линованная типографским
способом бумага – писать на линованной бумаге;
выброшенные вещи – брошенные хозяевами вещи –
подбирать брошенные вещи (бросить – несовершенный
+ совершенный вид); названный в честь деда сын –
названый брат; конченный разговор – конченый
человек; прощенный преступник – Прощеное
воскресенье; невиданное приданое, священная
земля, прийти нежданно-негаданно.
7. Напишите под диктовку:
искренний ответ – отвечать искренне, невинный
вид – выглядеть невинно, смущенный взгляд –
смотреть смущенно, смышленый ответ – отвечать
смышлено, незваный гость – заявиться незвано.
Обратите внимание: здесь мы вспомнили пока
только то, что в наречии пишется столько же н,
сколько в слове, от которого оно образовано. А вот
в кратких причастиях, к которым мы еще вернемся,
всегда пишется одно н.
8. Напишите под диктовку:
строить, строил – построивший свое счастье на
несчастье ближнего человек – разобраться в
строении предложения, построив его схему;
построенный у оврага дом; настоять, настоял –
крепко настоянный чай, хорошо настоявшийся чай;
развеять, развеял – развеявший все сомнения
разговор, развеянное по ветру состояние;
отдохнуть, развеявшись.
Гласная в суффиксе причастий и деепричастий
прошедшего времени вообще-то всегда такая же, как
в инфинитиве и в прошедшем времени. Единственное
исключение – суффикс -ен(н)- в причастиях,
образованных от глаголов на -ить. Сравните: вывалять
(в грязи) – вываляв, вывалявший, вывалянный;
вывалить (в грязь) –вывалив, вываливший,
вываленный; размешать (чай) – размешав,
размешавший, размешанный; замесить (тесто) –
замесив, замесивший, замешенный.
9. Сопоставьте приведенные ниже
предложения и вспомните основные правила
обособления определительных оборотов. За точку
отсчета примите нормальный порядок слов в группе
«определение + определяемое существительное» (N =
красивая девушка --> N = разрумянившаяся / румяная
от мороза девушка).
Наряженные в белое девочки шли на
экзамен.
Девочки, наряженные в белое, шли на
экзамен. (Обособление обусловлено нарушением
нормального порядка слов.)
Наряженные в белое, шли на экзамен девочки.
(Обособление обусловлено нарушением
нормального порядка слов.)
Наряженные в белое, девочки побоялись
сесть на скамейку. (Обособление обусловлено
появлением обстоятельственного оттенка.)
Наряженные в белое, они шли на
экзамен. (Обособление обусловлено тем, что
оборот зависит от личного местоимения.)
10. Вспомните, что в стандартных
случаях деепричастия и деепричастные обороты –
в отличие от причастных (шире – определительных)
оборотов – обособляются в любой позиции:
Нарядившись в белое, девочки совершенно
преобразились.
Девочки преобразились, нарядившись в белое.
Теперь потренируйтесь, запишите под диктовку
текст и проверьте его, обращаясь к
проработанному материалу и (при необходимости) к
словарям и справочникам. Здесь и далее в скобках
даются знаки, без которых можно обойтись, но
допустимые данной конструкцией, а также
равнодопустимые написания слов.
Тренировочный текст
Был чудный сентябрьский день. Софичка,
девятнадцатилетняя чегемская девушка, сидела на
взгорье(,) у выхода из каштановой рощи(,) и
отдыхала, погруженная в раздумья. Она сидела,
опершись спиной о могучий серебристый ствол
поваленного бука. Рядом с ней стояла плетеная
корзина, наполненная ежевикой, и солнечные лучи
мерцали и дробились на иссиня-черных ягодах.
Еще не высоко (/невысоко) над горами поднявшееся
светило приятно припекало ее голые ноги, обутые в
дешевые парусиновые башмачки, нежным теплом
прикасалось к ее телу, проникая в него сквозь
легкое ситцевое платье, и Софичка блаженно
цепенела от этих прикосновений. Ее темные
лучистые глаза на смуглом лице, обычно сияющие
навстречу всему живому неистощимым светом, были
сейчас пригашены поволокой раздумья.
Вокруг нее стрекотали кузнечики, гудели шмели,
пахло усыхающей травой, папоротниками, пригретой
землей. Перед ней, чуть пониже, простирались
заросли папоротников и азалий, а дальше
начиналась холмистая местность, зеленеющая
травой и желтеющая под кукурузными полями.
Слева от нее, громоздясь друг над другом,
поднимались синеющие горы, а над горами
вздымались хребты, вершины которых врезались в
голубизну неба, сверкая аппетитным
свежевыпавшим снегом.
Справа, плавно опускаясь, зеленые холмы
переходили в прибрежную низменность, закутанную
в сиреневую дымку, прорезанную блестящими,
гибкими рукавами Кодора и кончающуюся
призрачной стеной моря с неподвижным черным
силуэтом парохода, как бы висящим в воздухе.
Оттуда дул ровный прохладный ветерок.
(Ф.Искандер)
(201 слово)
Теперь проверьте себя. Запишите
текст под диктовку; если вы тщательно
проработали все предтекстовые упражнения и
тщательно проверили тренировочный текст, вы не
сделаете в предлагаемом отрывке ни одной ошибки.
Контрольный текст
Рассеянно глядел парубок в белой
свитке, сидя у своего воза, на глухо шумевший
вокруг него народ. Усталое солнце уходило от
мира, спокойно пропылав свой полдень и утро; и
угасающий день пленительно и ярко румянился.
Ослепительно блистали верхи белых шатров и яток,
осененные каким-то едва приметным
огненно-розовым светом. Стекла наваленных кучами
оконниц горели; зеленые фляжки и чарки на столах
у шинкарок превратились в огненные; горы дынь,
арбузов и тыкв казались вылитыми из золота и
темной меди. Говор приметно становился реже и
глуше, и усталые языки перекупок, мужиков и цыган
ленивее и медленнее поворачивались. Где-где
начинал сверкать огонек, и благовонный пар от
варившихся галушек разносился по утихавшим
улицам.
(Н.Гоголь)
(106 слов)
Если вы все-таки сделали какие-то
ошибки, определите, к какому из упражнений вы
отнеслись невнимательно, и вернитесь к нему.
Найдите в учебнике или справочнике
соответствующее правило, разберитесь в нем,
посочиняйте предложения с теми иллюстративными
примерами, которые вы найдете в учебнике.
Послетекстовые упражнения
Упражнение 1. Запишите
предложение под диктовку. Особое внимание
обращайте на слова, правописание которых вы уже
повторили, а также на определительные обороты.
Он миновал полуподвальную комнату, завешанную
рисунками и белогипсовыми масками, затем другую,
уже без рисунков, затем третью, и четвертую, и
пятую – подвал есть подвал, и комнаты могли
тянуться бесконечно, но вот Даев приметил
приземистый(,) широченный холодильник и рядом (–)
переминавшегося с ноги на ногу парня. (В.Маканин)
Проверьте, как вы справились с пунктуацией.
Дополнительные задания к упражнению 1
Вспомните схемы расстановки знаков
препинания при однородных членах. Здесь мы видим
схему О, и О, и О: ее главная опасность –
запятая перед первым из повторяющихся союзов, о
которой почему-то многие забывают. Может быть,
вам будет легче запомнить эту схему, если вы
запишете ее в виде (и) О, и О, и О. Обратите
внимание на союз и между связанными
сочинительной связью предложениями подвал
есть подвал, и комнаты могли тянуться
бесконечно: не забывайте, как важно различать
конструкции с союзом и в рядах однородных
членов и в сложносочиненных предложениях.
Обратите внимание на то, что несогласованное
определение уже без рисунков обособляется,
потому что в данном контексте после местоимения другую
оно обретает уточняющий характер (важно
противопоставление завешанная рисунками... и уже
без рисунков).
Обдумайте необязательность появления запятой
между определениями приземистый и широченный;
внимательно проштудируйте по учебникам и
справочникам раздел, посвященный
однородности/неоднородности определений.
Запишите под диктовку предложения,
обращая внимание на функции союза и; обратите
внимание на то, что в русском языке существует не
только сочинительный союз и, но и омонимичная
ему усилительная частица:
Движение кентуриона было небрежно и легко, но
связанный мгновенно рухнул наземь, как будто ему
подрубили ноги, захлебнулся воздухом, краска
сбежала с его лица, и глаза обессмыслились. (М.Булгаков)
На этот раз мы прождали минут пять, хотя и успели
за это время основательно продрогнуть. Лихо
подкатили две «Волги», и нас повезли куда-то. (Ф.Искандер)
Тракторы были ему не внове – они вывозили бревна
с лесоповала, и ничего хорошего он из знакомства
с ними не вынес. От черного выхлопа у него надолго
пропадало чутье, и он делался самым беспомощным
существом на свете. (Г.Владимов)
Все было кончено, и говорить более было не о чем.
Га-Ноцри уходил навсегда, и страшные, злые боли
прокуратора некому излечить, от них нет средства,
кроме смерти. (М.Булгаков)
Голова решился молчать, рассуждая: если он
закричит, чтобы его выпустили и развязали мешок,
глупые дивчата разбегутся, подумают, что в мешке
сидит дьявол, и он останется на улице, может быть,
до завтра. (Н.Гоголь)
Девушки между тем, дружно взявшись за руки,
полетели как вихорь с санками по скрыпучему
снегу. Множество, шаля, садилось на санки; другие
взбирались на самого голову. Голова решился
сносить все. Наконец приехали, отворили настежь
дверь в сенях и хате и с хохотом втащили мешок. (Н.Гоголь)
Упражнение 2. Запишите под
диктовку отрывок. Повторите схемы оформления
прямой речи, а также вспомните о сложностях
расстановки знаков препинания при вводных
словах.
«Ты, Иван, – говорил Берлиоз, – очень хорошо и
сатирически изобразил, например, рождение
Иисуса, сына божия, но соль-то в том, что еще до
Иисуса родился целый ряд сынов божиих, как,
скажем, фригийский Аттис; коротко же говоря, ни
один из них не рождался, и никого не было, в том
числе и Иисуса, и необходимо, чтобы ты(,) вместо
рождения и, скажем, прихода волхвов(,) описал
нелепые слухи об этом рождении... А то выходит по
твоему рассказу, что он действительно родился!..» (М.Булгаков)
Дополнительные задания к упражнению 2
Запишите еще два отрывка, обращая
особое внимание на уже повторенные вами правила.
Подумайте над особенностями оформления прямой
речи в этих фрагментах.
«Изумительно!» – воскликнул непрошеный
собеседник и, почему-то воровски оглянувшись и
приглушив свой низкий голос, сказал: «Простите
мою навязчивость, но я так понял, что вы, помимо
всего прочего, еще и не верите в Бога?» – Он
сделал испуганные глаза и прибавил: «Клянусь, я
никому не скажу». (М.Булгаков)
Когда Бурану в схватке с двумя беглецами
перебили спину железной трубой, хозяева принесли
его из лесу на шинели, гладили его и трепали за
ухом, говорили: «Буран хороший, Буран молодец,
задержал, задержал!», не знали, чем только его
накормить. (Г.Владимов)
Запишите предложение; подумайте, чем
вставленная цитата отличается от прямой речи и
каковы особенности пунктуации в подобных
случаях.
Он неторопливо возвращался с работы, когда по
правой стороне улицы на заснеженной стене дома
разглядел несколько странное объявление,
размалеванный плакат, оповещавший, что скульптор
Н. здесь, в подвале этого дома, «празднует премию
и приглашает весь белый свет» – так вот было
написано, броско и с вызовом, что напомнило вдруг
Геннадию Павловичу времена молодости. (В.Маканин)
Упражнение 3. Запишите еще
несколько предложений, обращая внимание на
условия, при которых определения и приложения,
следующие за словами типа первый/второй, один/другой,
приобретают уточняющий характер и становятся
обособленными:
Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в
Москве, на Патриарших прудах, появились два
гражданина. Первый из них, одетый в летнюю
серенькую пару, был маленького роста, упитан, лыс,
свою приличную шляпу пирожком нес в руке, а на
хорошо выбритом лице его помещались
сверхъестественных размеров очки в черной
роговой оправе. Второй – плечистый, рыжеватый,
вихрастый молодой человек в заломленной на
затылок клетчатой кепке – был в ковбойке,
жеваных белых брюках и в черных тапочках. (М.Булгаков)
Дополнительные задания к упражнению 3
Обдумайте условия, при которых
обстоятельства становятся уточняющими, и
запишите еще несколько предложений:
Там, в зоне, трактор остановился, теперь уже
довольно урча. (Г.Владимов)
На одном из столов громоздились закуски, скромно
светились коньячные бутылки и, позабыв о всякой
скромности, сияли в вазах огромные апельсины,
словно здесь, в Сибири, они и созрели, выращенные
мичуринским способом. (Ф.Искандер)
Вспомните, почему не должно быть запятой в
сложносочиненном предложении перед союзом и
– после слова бутылки (надеюсь, вы обратили
внимание на общий второстепенный член –
словосочетание на одном из столов). А теперь
запишите под диктовку еще один текст (при хорошо
проработанных упражнениях вы не должны сделать
ни одной ошибки).
Контрольный текст
Руслан зарычал, взвыл, роняя слюну,
косясь на хозяина моляще, – он ждал от него и
выпрашивал «фас». Сейчас прозвучит оно, уже лицо
хозяина побелело и зубы стиснулись, сейчас оно
послышится – красно вспыхивающее и будто не изо
рта вылетающее, а из брошенной вперед руки: «Фас,
Руслан! Фас!».
Тогда-то и начинается настоящая Служба. Восторг
повиновения, стремительный яростный разбег,
обманные прыжки из стороны в сторону – и Враг
мечется, не знает, бежать ему или защищаться. И
вот последний прыжок, лапами на грудь, валит его
навзничь, и ты с ним вместе падаешь, рычишь
неистово над искаженным его лицом, но берешь
только руку, только правую, где что-то зажато, и
держишь ее, слыша, как он кричит и бьется, и
густая, теплая, одуряющая влага тебе заливает
пасть, – покуда хозяин силою не оттащит за
ошейник.
(Г.Владимов)
(125 слов)
ЦИКЛ 2
Запишите текст под диктовку и
проверьте себя: нужно установить, насколько
успешно идет повторение.
Тренировочный текст
Он знал, что будет бежать по этой
дороге долго-долго(,) – может быть, целый день, –
все через лес и лес, а в сумерках увидит с
высокого холма(,) сквозь деревья(,) россыпь огней
поселка. Там будут дощатые тротуары, смолисто
пахнущие сквозь снег, и глухие заборы высотою с
барьер на учебной площадке, будет пахнуть дымом и
вкуснотою от приземистых домишек, из которых
сквозь толстые ставни едва пробивается в щелочки
свет, а дальше запахнет другим дымом и поездами, и
наконец выбежит он прямо к круглому скверику
перед станцией. В этом скверике тоже есть нечто
знакомое ему, виданное на учебной площадке – два
неживых человека(,) цвета алюминиевой миски(,)
забрались на тумбу и вот что изображают: один, без
шапки, вытянул руку вперед и раскрыл рот, как
будто бросил палку и сейчас скомандует «апорт!»,
другой же, в фуражке, никуда не показывает, а
заложил руку за борт мундира, всем видом давая
понять, что «апорт» следует принести ему.
(Г.Владимов)
(145 слов)
Убедитесь, помните ли вы коварные
правила и словарные слова.
Словарный диктант
Просвещенная публика,
мировоззренческий кризис, преподаватель
искусствоведения, недосягаемое совершенство,
теоретические изыскания, претерпеть
существенные изменения, притвориться покорным, в
преддверии эпохальных событий, посвятить жизнь
научным исследованиям, притерпеться к выходкам
норовистого начальника, претворить мечты в
жизнь, постигать премудрости науки, довлеющая
над всеми необходимость приспосабливаться к
новому ритму работы, беспрекословное подчинение.
Мини-диктант
Мне не к кому обратиться, да и, честно
говоря, незачем. То, о чем вы пишете в заключении,
ниоткуда не следует. В заключение беседы
премьер-министр сообщил, что правительство
выступило с рядом законодательных инициатив и
рассчитывает на их одобрение парламентом. Я тут
ни при чем.
Предтекстовые упражнения
1. Напишите под диктовку:
Он претендует на половину дома. Доклад уже
наполовину готов. Он живет поблизости от метро.
По близости от метро маклеры судят о примерной
стоимости квартиры. Мы живем поблизости. Мы
стояли посредине коридора. Над плинтусом был
нарисован красивый орнамент, по верху стены шла
гирлянда гипсовых виноградных листьев, а по
середине стены тянулись какие-то провода. Он не
споткнулся, несмотря на то, что шел, не смотря
себе под ноги.
Сестра вечно делает все мне назло. На зло нельзя
отвечать злом. Они дрались не на жизнь, а на
смерть. Мы долго препирались и наконец насмерть
переругались. Мне до смерти надоели бесконечные
придирки этой никчемной особы. До смерти матери
она не прикасалась в доме ни к чему – ни к
кастрюлям, ни к тазам, ни к ведрам со щетками.
Обратите внимание, что многие наречия и
предлоги противопоставлены омонимичным формам
по смыслу и по характеру написания, – но все-таки
не все.
2. Напишите под диктовку:
С кем он только не знаком! С кем ни познакомишься
– все из Москвы. Куда ни придешь – нигде не
встретишь сочувствия. Куда я только не ходила –
всех мест и не вспомнишь. Он теперь ни много ни
мало министр просвещения. Платье мне не велико и
не мало. Ну как не порадеть родному человечку! Я в
его глазах чуть ли не преступница. Мои друзья тут
ни при чем. Сколько вору ни воровать – кнута не
миновать. Не могу с вами не согласиться. Я приеду
во что бы то ни стало. Он не может ни сесть, ни
встать.
Может быть, конструкции типа Где он только не
был! покажутся вам не столь сложными, если вы
осознаете, что они восходят к риторическим
вопросам (вас спрашивают: Где он только не был? –
а вы отвечаете: Везде!).
3. Напишите под диктовку:
невзлюбить соседа, нельзя обижать слабых,
неподражаемый актер, нечаянно проговориться,
ненастный вечер, несчастье ближнего;
он не достает до верхней полки – ему недостает
обаяния; я недожарила мясо, как ты просил – я не
дожарила мясо, дожаришь сам; <они> ушли,
недолюбив, не докурив последней папиросы;
он не договорился с партнерами, ему не хватает
настойчивости; идти не спеша, разговаривать
нехотя; обидеть, не желая того;
ты здесь не один, не три человека должны решать
такой вопрос, вы не первый предлагаете такое
решение;
не я решаю этот вопрос, я выбрал не тот вариант, не
каждый с этим согласится, приз достанется не
кому-то из нас; нечто потрясающее, не на что
рассчитывать, некому пожаловаться;
моя сестра не замужем, он не совсем прав, мы
сходили туда не впустую, вы обратились не сюда,
некуда идти, незачем обижаться; поступить
некрасиво – идти не быстро, а медленно – строить
некрасиво, но прочно;
эта студентка не красивая, а страшненькая –
смолоду некрасивая, она с возрастом стала очень
интересной женщиной – некрасивый, но
обаятельный человек; еще некрасивые, пока не
распустившиеся цветы – нисколько не красивые,
ничуть не распустившиеся цветы – в вазе стояли
нераспустившиеся цветы; не растворяющийся в воде
осадок – нерастворимый в воде осадок – ни в чем
не растворимый осадок.
Вспомните, как связано слитное – раздельное
написание частицы/приставки не с частью речи.
А теперь потренируйтесь – запишите под диктовку
приведенный ниже текст.
Тренировочный текст
Взгляды их встретились в упор:
неподвижный, ледяной – хозяина – и смурной,
бешено-веселый – водителя. Трактор взревел,
окутался черными клубами. Хозяин шагнул нехотя в
сторону. Но трактор выбрал себе другой путь –
дернувшись, отвернул свое рыло от ворот и пополз
наискось целиною, взрыхляя Неприкосновенную
полосу.
Понять его Руслан не то что не мог, но не
согласился бы ни за что на свете. Впервые его не
туда посылали, куда следовало немедля броситься,
а совсем в другую сторону.
(Г.Владимов)
(72 слова)
Проверьте себя, обращая особое
внимание на частицу (приставку) не.
Продумайте пунктуационные особенности текста
(вариативность пунктуации в первом предложении,
отсутствие запятой вокруг бывших деепричастий,
превратившихся в наречия, отсутствие запятой
перед что в составе союза не то что).
Контрольный текст
Беседа и вино мирно журчали, дрова в
камине потрескивали, и дядя Сандро был вполне
доволен. Правда, ему показалось немного странным,
что хозяин не отсылает спать своих детей и тещу,
потому что хозяйка вполне могла справиться и
одна, обслуживая их за столом. Но потом он решил,
что детям будет полезно послушать рассказы о его
подвигах, да и не каждый день к ним заворачивает
такой гость, как Сандро из Чегема.
Но тут снова залаяла собака, и хозяин посмотрел
на дядю Сандро, а дядя Сандро на хозяина. Дядя
Сандро прислушался и по перемещающемуся звуку
собачьего лая определил, что она облаивает по
крайней мере пять-шесть человек.
«Меньшевики», – прошептал хозяин и с надеждой в
голосе посмотрел на дядю Сандро. Сандро это не
понравилось, но отступать было стыдно.
(По Ф.Искандеру)
(122 слова)
В этом тексте внимательный ученик не
должен был сделать ни одной ошибки. Теперь
вернемся к правилу, которое мы отчасти повторили
в первом цикле; напишите под диктовку:
Средства для экспедиции должны быть срочно
изысканы. Ювелирные изделия этой эпохи весьма
изысканны. Лица студентов были тревожны и
взволнованны, да и все мы были взволнованы
происходящим.
Приведенный ниже текст иллюстрирует многие из
повторенных нами правил; однако пунктуация в нем
непростая и требует внимательного отношения.
Запишите текст под диктовку и проанализируйте в
нем каждую синтаксическую конструкцию.
Текст для анализа и повторения
Мастерская была огромна: большое
отапливаемое помещение располагалось под
восемью жилыми квартирами первого этажа. Люди
званые и по большей части незваные (то есть те,
кого званые попривели с собой), как ни много их
было, разместились легко и свободно – комнаты
отделялись лишь наполовину означенными
переборками, так что, переходя из одного
квартирного отсека в другой, в живописном
пространстве подвала вполне можно было
заблудиться. В лучших отсеках швы и трубы
водоснабжения и отопления искусно
декорировались, в прочих – колена труб были на
виду, перед глазами меж двух набросков вдруг
возникал кусок первозданного подвала, нагие
бетонные плиты и крюки арматуры.
Геннадий Павлович, сросшийся с утонченным своим
одиночеством, был теперь оглушен шумом людей и
беспрестанным общим их движением: застолья по
пять, восемь, десять человек были как бы
разбросаны, рассредоточены и в то же время на
глазах перемещались, перетекали одно в другое и
были слишком живы в пространстве мертвенных
бюстов и гипсовых выставленных
скульптур. Возле скульптур, рассматривая их,
Геннадий Павлович и простаивал. Как-никак в
гостях. И как-никак искусство. И не просто же пить
и есть зван всякий – не просто же так гипсовые
торсы, возвышающиеся, сколько позволял подвал,
подсвечивались снизу яркими лампами.
(По В.Маканину)
(183 слова)
Послетекстовые упражнения
Упражнение 1. Запишите под
диктовку предложения, обращая внимание на
особенности расстановки знаков препинания в
сложноподчиненных предложениях.
Инженер Константин Даев совершенно случайно
оказался в гаме и толчее большого вечера;
происходило вроде бы нечто общественное – он не
знал что. Геннадий Павлович Голощеков также
пришел незваным и почти случайно, однако он знал,
куда пришел. (В.Маканин)
Мелькнула мысль, что, не загляни он случайно в
этот шумный подвал, он шел бы по городу в самый
снегопад, когда снег на крышах и на карнизах, снег
на шапках прохожих. Башни из бетона, фонари,
махонькие церкви – все в снегу. (В.Маканин)
Дополнительные задания к упражнению 1
Не забудьте вспомнить, как
пунктуационно оформлять ряды однородных членов.
Запишите еще несколько предложений.
Женщины, девушки, мужчины, старики, дети – словом,
все, кто не принимал участия в игре, сидели у края
поля, следя за игрой и криками подбадривая своих
родственников и близких. (Ф.Искандер)
Генерал медленно и внимательно прочел главу,
поражаясь знакомым(,) деревенским понятиям:
виноградарь, сухие ветви, костер. (Ф.Искандер)
Все соседи: абхазцы, грузины, русские, армяне –
ходили друг к другу в гости, вместе пили вино и
вместе отмечали всякие праздники. Если
кто-нибудь варил варенье, или пек торт, или
готовил еще что-нибудь вкусное, он обязательно
угощал соседей. (Ф.Искандер)
Прокуратор понял, что там, на площади, уже
собралась несметная толпа взволнованных
последними беспорядками жителей Ершалаима, что
эта толпа в нетерпении ожидает вынесения
приговора и что в ней кричат беспокойные
продавцы воды. (М.Булгаков)
Вспомните о том, что в качестве однородных членов
могут выступать любые синтаксические
конструкции.
Упражнение 2. Запишите под
диктовку текст, затем проверьте его правильность
и прокомментируйте все орфограммы и
пунктограммы, которые вы повторили.
Берлиоз не стал слушать попрошайку и ломаку
регента, подбежал к турникету и взялся за него
рукой. Повернув его, он уже собирался шагнуть на
рельсы, как в лицо ему брызнул красный и белый
свет: загорелась в стеклянном ящике надпись
«Берегись трамвая!».
Тотчас и подлетел этот трамвай, поворачивающий
по новопроложенной линии с Ермолаевского на
Бронную. Повернув и выйдя на прямую, он внезапно
осветился изнутри электричеством, взвыл и
наддал.
Осторожный Берлиоз, хоть и стоял безопасно, решил
вернуться за рогатку, переложил руку на вертушке,
сделал шаг назад. И тотчас рука его скользнула и
сорвалась, нога неудержимо, как по льду, поехала
по булыжнику, откосом сходящему к рельсам, другую
ногу подбросило, и Берлиоза выбросило на рельсы.
Стараясь за что-нибудь ухватиться, Берлиоз упал
навзничь, несильно ударившись затылком о
булыжник, и успел увидеть в высоте, но справа или
слева – он уже не сообразил, – позлащенную
луну. Он успел повернуться на бок, бешеным
движением в тот же миг подтянув ноги к животу, и,
повернувшись, разглядел несущееся на него с
неудержимой силой совершенно белое от ужаса лицо
женщины-вагоновожатой и ее алую повязку.
(М.Булгаков)
(170 слов)
ЦИКЛ 3
Словарный диктант
Сверхъестественный, небезызвестный,
инюрколлегия, объективный, убьет, адъютант,
сверхинтересный, съемка, пьеса, батальон, скамья,
нянчить, разве, дьякон, помещичьи владения.
Запишите под диктовку текст, проверьте,
насколько эффективно вы запоминаете то, что
повторили.
Тренировочный текст
Как-то вечером в конце ноября Юра
вернулся из университета поздно, очень усталый и
целый день не евши. Ему сказали, что днем была
страшная тревога: у Анны Ивановны сделались
судороги; съехалось несколько врачей, советовали
послать за священником, но потом эту мысль
оставили. Теперь ей лучше, она в сознании и
велела, как только придет Юра, безотлагательно
прислать его к ней.
Юра послушался и, не переодеваясь, прошел в
спальню.
Комната носила следы недавнего переполоха.
Сиделка бесшумными движениями перекладывала
что-то на тумбочке. Кругом валялись скомканные
салфетки и сырые полотенца от компрессов. Вода в
полоскательнице была слегка розовата от
сплюнутой крови. В ней валялись осколки
стеклянных ампул с отломанными горлышками и
взбухшие от воды клочки ваты.
Больная плавала в поту и кончиком языка
облизывала сухие губы. Она резко осунулась с
утра, когда Юра видел ее в последний раз.
«Не ошибка ли в диагнозе? – подумал он. – Все
признаки крупозного. Кажется, это кризис».
Поздоровавшись с Анною Ивановной и сказав что-то
ободряюще пустое, что говорится всегда в таких
случаях, он выслал сиделку из комнаты. Взяв Анну
Ивановну за руку, чтобы сосчитать пульс, он
другой рукой полез в тужурку за стетоскопом.
Движением головы Анна Ивановна показала, что это
лишнее. Юра понял, что ей нужно от него что-то
другое.
(Б.Пастернак)
(199 слов)
Предтекстовые упражнения
1. Запишите под диктовку предложения.
Обратите внимание на то, что все они являются
сложноподчиненными, несмотря на то, что в двух
последних вы не найдете привычных вам
подчинительных союзов и союзных слов.
Я не знал, что вы собираетесь уезжать. Я
поинтересовался, что он собирается делать. Я
спросил, идет ли он с нами в кино. Я
поинтересовался, уезжает он или остается.
2. Запишите под диктовку предложения,
в каждом простом, входящем в состав сложного,
найдите грамматическую основу. Если при проверке
обнаружится, что вы ошиблись в определении
границ придаточного предложения, еще раз поищите
грамматические основы.
Неизвестно, как лучше поступить в этом случае. С
кем посоветоваться – неясно. Непонятно, куда
девать этот шкаф. Где мы остановимся –
неизвестно. Мне придется выступить, но непонятно
когда. Я приеду на дачу завтра, но не знаю, когда
именно.
3. Запишите под диктовку предложения,
обращая внимание на знаки препинания при
однородных придаточных.
Я знал, что мне пора уходить и что хозяева ждут не
дождутся минуты расставания. Он знал, когда
цветут целебные травы и как их собирать, где
растут грибы и когда их лучше не собирать. Я никак
не мог вспомнить, где и когда мы с ним виделись
или кого он мне напоминает. Мама напомнила, что
завтра придут гости и нам нужно сходить в
магазин.
4. Запишите под диктовку
предложения, обращая внимание на
наличие/отсутствие запятых между частями
сложносочиненного предложения.
Когда мы наконец встретились, он смотрел на меня
отчужденно и мы не знали, о чем говорить. Когда мы
наконец встретились, я почувствовал
разочарование, и больше мы не виделись.
Вечером похолодало и пошел дождь. Вечером пошел
дождь, и мне пришлось взять с собой зонтик.
Вечером похолодало, и пошел дождь, и начал
завывать северный ветер.
Запишите под диктовку текст,
постарайтесь не сделать в нем ни одной ошибки.
Контрольный текст
К пьяненькому и счастливому Н.
Геннадий Павлович подойти не решался – тот
мог не узнать, не вспомнить. Пожалуй бы, он
вспомнил, но, конечно, удивился бы, и даже бы шумно
удивился, и даже бы, возможно, вскричал, сколько,
мол, прошло лет и зим и где же Геннадий Павлович,
то бишь Генка Голощеков, был все эти годы? Именно
от неизбежности вопросов Геннадий Павлович в
последнюю минуту заколебался, идти ли сюда, и
пришел заранее уж смущенный, притом придерживая
за горлышко купленную бутылку вина, чтоб не с
пустыми руками, хотя спиртное здесь, разумеется,
лилось рекой. «Меня, собственно, не Н. волнует.
Скульптор как скульптор. Кажется, он стал в
искусстве обычным приспособленцем. Но он добр,
это видно по лицу, это чувствуется, а я, я просто
хочу посмотреть людей. Давно не видел», –
объяснял Геннадий Павлович самому себе, все еще
волнуясь и нет-нет поправляя на горле душивший
галстук.
(По В.Маканину)
(138 слов)
Повторите все, что вы знаете о
вводных словах. Помните, что отработка этой темы
требует очень большого времени, поскольку
строгих правил при разграничении вводных слов и
частиц не существует.
Упражнение. Запишите под
диктовку отрывок и при проверке продумайте
сложные с пунктуационной точки зрения
конструкции.
Иван ахнул, глянул вдаль и увидел ненавистного
неизвестного. Тот был уже у выхода в Патриарший
переулок, и притом не один. Более чем
сомнительный регент успел присоединиться к нему.
Но это еще не все: третьим в этой компании
оказался неизвестно откуда взявшийся кот,
громадный, как боров, черный, как сажа или грач, и
с отчаянными кавалерийскими усами. (М.Булгаков)
Обратите внимание на обособление сравнительных
оборотов и на отсутствие запятой в конструкции более
чем.
Дополнительные задания к упражнению
Запишите под диктовку приведенный
ниже отрывок и понаблюдайте за употреблением
союзов как и чем.
А ресторан зажил своей обычной ночной жизнью и
жил бы ею до закрытия, то есть до четырех часов
утра, если бы не произошло нечто уже совершенно
из ряду вон выходящее и поразившее ресторанных
гостей гораздо больше, чем известие о гибели
Берлиоза.
Первыми заволновались лихачи, дежурившие у ворот
грибоедовского дома. Слышно было, как один из них,
приподнявшись на козлах, прокричал: «Тю! Вы
только поглядите!».
Вслед за тем(,) откуда ни возьмись(,) у чугунной
решетки вспыхнул огонечек и стал приближаться к
веранде. Сидящие за столиками стали
приподниматься и всматриваться и увидели, что
вместе с огонечком шествует к ресторану белое
привидение. Когда оно приблизилось к самому
трельяжу, все как закостенели за столиками с
кусками стерлядки на вилках и вытаращив глаза.
Швейцар, вышедший в этот момент из дверей
ресторанной вешалки во двор, чтобы покурить,
затоптал папиросу и двинулся было к привидению с
явной целью преградить ему доступ в ресторан, но
почему-то не сделал этого и остановился, глупо
улыбаясь.
И привидение, пройдя в отверстие трельяжа,
беспрепятственно вступило на веранду. Тут все
увидели, что это никакое не привидение, а Иван
Николаевич Бездомный – известнейший поэт. (М.Булгаков)
Повторите и правила употребления тире. Для этого
можно воспользоваться приведенным ниже
отрывком, который следует записать под диктовку.
А по-моему, вся мировая история – это борьба ума с
мудростью, цивилизации с культурой. Цивилизация
– оголенный ум. Культура, мудрость – нравственно
осмотрительный ум. Пока что на протяжении всей
истории культура уступает под напором
цивилизации. (Ф.Искандер)
А теперь потренируйтесь и запишите текст под
диктовку.
Тренировочный текст
Детство в моей памяти разделяется на
два периода: первый, когда я хожу одетый, как все
мальчики, – в коротких штанах, в куртке и кепке,
имеющей на макушке пуговицу, и второй, облачивший
меня в гимназическую форму, когда я, разом
утратив свойственный моему возрасту образ, стал
сморщенным и ушастым, как сенатор.
Я вижу себя в шинели до пят, с двумя рядами
светлых пуговиц, и в колоссальной фуражке, не
надетой, а как бы поставленной на мою стриженую
голову. В таком одеянии представляется мне
теперь возможным не то чтобы жить, как живут люди,
а разве что совершать космические прыжки!
Директор преподавал латынь в младших классах. Я с
удивлением узнал, что латынь есть язык римлян!
Тогда же впервые в жизни я ощутил
физиологическое удовольствие от узнавания.
В это самое время гимназия всовывала мне
хрестоматию с изображениями русских мальчиков,
бегущих с хворостинками по селу. Такие мальчики
были и среди моих одноклассников. Это были
помешанные на голубях мальчики, проводившие лето
в деревне; они плохо учились, были невнимательны
и тупы. Я ненавидел их, подозревая в них
отсутствие воображения и связанное с этим
обстоятельством человеческое благополучие. Все
иностранное было им чуждо и вызывало в них
смешливость. Латынь их пугала, была для них
пыткой, и легкость усвоения мною латыни они ничем
иным не могли себе объяснить, как только тем, что
я зубрю, так что в их представлении тупицей,
неживым и подлежащим высмеиванию человеком был
я.
(Ю.Олеша)
(224 слова)
Проверьте, нет ли у вас ошибок, а если
есть, установите, чего вы не помните или не
знаете. Теперь напишите еще один текст – на этот
раз в форме теста с пропущенными буквами и
знаками препинания (во многих вузах тестирование
проводится именно в такой форме: нужно
переписать текст, вставляя, где необходимо, буквы
и знаки).
Тренировочный текст
Мы желаем рас_казать о том как сам
господин закон почтит_льно отн_сился к деньгам.
История (н_) зна_т (н_) чего более пор_зит_льного чем
это.
Там у них за уг_ловные пр_ступления нак_заний
почти (н_) было. И (в) место нак_зания обв_няемый
пл_тил ден_жный штраф. Так (что) уг_ловный код_кс
выгл_дел у них (все) р_вно (как) р_сторан_ое меню.
Там цена указан_а за любой проступок. И каждый
соглас_но указан_ой цене мог выб_рать себе любое
дело (по) к_рману. Но вот (что) пор_зит_льно цены за
убийство (в) общем счете (н_) пр_вышали цен за драки
и м_ральные оск_рбления.
Судя по ценам инт_л_генция мало ценилась в те
времена. Конюхи и повара стоили (не) сколько
дороже. Кражи и огр_бления так (же) оплач_вались
(все) возможными ден_жными штрафами. (В) общ_м
ден_жный штраф являлся сколько можно заключить
единствен_ым возмезд_ем за всякое пр_ступление.
И коне_но такой закон действующий (в) течени_
многих столет_й (бе_) сомнения отличным образом
обработал сознание у людей кто имел (по) больше
денег тот мог (н_) только своим ближн_м разб_вать
морды жердью или там (чем) угодно но мог и убивать
их и делать все что ему забл_г_рас_удит_ся закон
стоял на страже (все) возможных мелких его
инт_ресов и душевных потребностей. И мы пол_гаем
что и в наше время там где (с) лишком поч_тает_ся
б_гат_тво это высокое гордое сознание остает_ся
(н_) измен_ым.
(М.Зощенко)
(197 слов)
Контрольный вариант
Мы желаем рассказать о том, как сам
господин закон почтительно относился к деньгам.
История не знает ничего более поразительного,
чем это.
Там у них за уголовные преступления наказаний
почти не было. И вместо наказания обвиняемый
платил денежный штраф. Так что уголовный кодекс
выглядел у них все равно как ресторанное меню.
Там цена указана за любой проступок. И каждый
согласно указанной цене мог выбрать себе любое
дело по карману. Но вот что поразительно: цены за
убийство в общем счете не превышали цен за драки
и моральные оскорбления.
Судя по ценам, интеллигенция мало ценилась в те
времена. Конюхи и повара стоили несколько дороже.
Кражи и ограбления также оплачивались
всевозможными денежными штрафами. В общем,
денежный штраф являлся, сколько можно заключить,
единственным возмездием за всякое преступление.
И, конечно, такой закон, действующий в течение
многих столетий, без сомнения, отличным образом
обработал сознание у людей: кто имел побольше
денег, тот мог не только своим ближним разбивать
морды жердью или там чем угодно, но мог и убивать
их, и делать все, что ему заблагорассудится, –
закон стоял на страже всевозможных мелких его
интересов и душевных потребностей. И мы полагаем,
что и в наше время там, где слишком почитается
богатство, это высокое, гордое сознание остается
неизменным.
Если вы сделали в этом тексте не
больше двух ошибок, у вас хорошие шансы успешно
сдать экзамен. Возможно, что вам легче писать под
диктовку, а вставляя буквы и знаки, вы делаете
больше ошибок. Это означает, что вам нужно
проговаривать текст шепотом, писать его под
собственную диктовку.
Контрольный текст
Потренировавшись как следует, вы
можете приблизительно оценить степень своей
готовности к экзамену. Если вам предстоит писать
диктант, предлагаемый ниже текст вы можете
записать под диктовку. Если вас ожидает тест с
пропущенными буквами и знаками, перепишите
текст, вставляя (где необходимо!!!) пропущенные
буквы и знаки.
Под аркою ворот танц_вало и прыгало
бе_покойное пламя факелов. К_р_ульные солдаты из
второй кентурии Молни_носного легиона с_дели на
камен_ых скам_ях играя в кости. Увид_в
в(ь,ъ)е_жающего воен_ого солдаты вск_чили с мест
воен_ый махнул им рукой и в(ь,ъ)ехал в город.
Город был залит праз_нич_ными огнями. Во всех
окнах играло пламя светильников и (ото) всюду
сливаясь в (не) стройный хор звучали сл_в_словия.
(Из) редк_ загляд_вая в окна выходящие на улицу
всадник мог вид_ть людей за праз_нич_ным столом на
котором лежало мясо козленка стояли чаши с вином
меж блюд с горькими травами. Насвист_вая какую
(то) тихую песенку всадник (не) спешной рысью
проб_рался по пустын_ым улицам Нижнего Города
направляясь к Антониевой башне (из) редк_
погляд_вая на (н_) где (н_) видан_ые в мире
пятисвечия пылающие над храмом или на луну
которая в_села еще выше пятисвечий.
Дворец Ирода Великого (н_) прин_мал (н_) какого
участия в торжестве пасхальной ночи. В подсобных
покоях дворца обр_щен_ых на юг где р_зместились
офицеры римской когорты и легат легиона
светились огни там чу_ствовалось какое (то)
движение и жизнь передняя (же) часть парадная где
был единствен_ый и (не) вольный ж_лец дворца
прокуратор вся она со своими колон_адами и
золотыми статуями как (будто) ослепла под
ярчайшей луной. Тут внутри дворца господствовали
мрак и тишина. И внутрь прокуратор как и говорил
Афранию уйти (н_) пожелал. Он велел постель
пр_готовить на балконе там (же) где обедал а утром
вел допрос. Прокуратор лег на пр_готовлен_ое ложе
но сон не пожелал при_ти к нему. Ог_лен_ая луна
в_села высоко в чистом небе и прокуратор не
сводил с нее глаз (в) течени_ нескольких часов.
Пр_мерно в (пол) ноч_ сон наконец сжалился над
игемоном. Судорожно зевнув прокуратор ра_ст_гнул
и (с,з)бросил плащ_ снял оп_яс_вающий рубаху ремень
с широким стальным ножом в ножнах пол_жил его в
кресло у ложа снял сандалии и выт_нулся. Банга
(тот) час поднялся к нему на постель и лег рядом
голова к голове и прокуратор положив собаке руку
на шею закрыл наконец глаза. Только тогда заснул
и пес.
Ложе было в (полу) тьме закрываемое от луны
колон_ой но от ступеней крыльца к постел_ т_нулась
лун_ая лента. И лишь только прокуратор потерял
связь с тем что было вокруг него в
действительности он (не)медлен_о тронулся по
светящейся дороге и пошел по ней (в)верх прямо к
луне. Он даже ра_смеялся во сне от счастья до того
все сложилось прекрасно и (не) повторимо на
прозрачной голубой дороге. Он шел в сопровождени_
Банги, а рядом с ним шел бродячий философ. Они
спорили о чем (то) сложном и важном (при) чем (н_)
один из них (н_) мог победить другого. Они (н_) в
(чем) н_ сходились (друг) с (другом) и от этого их
спор был особен_о интересен и (не) скончаем. Само
собой разумеет_ся что сегодн_(ш,ч)няя казнь
ок_залась ч_стейшим (не) доразумением ведь вот (же)
философ выдумавший столь (не) вероятно (не) лепую
вещь (в) роде того что все люди добрые шел рядом
следовательно он был жив. И конечно совершен_о
ужас_но было (бы) даже помыслить о том что такого
человека можно казнить. Казни не было! Не было!
Вот в чем прелесть этого путеше_ствия (в) верх по
лес_нице луны.
Контрольный вариант
Под аркою ворот танцевало и прыгало
беспокойное пламя факелов. Караульные солдаты из
второй кентурии Молниеносного легиона сидели на
каменных скамьях, играя в кости. Увидев
въезжающего военного, солдаты вскочили с мест, (доп.;
или –) военный махнул им рукой и въехал в город.
Город был залит праздничными огнями. Во всех
окнах играло пламя светильников, и отовсюду,
сливаясь в нестройный хор, звучали славословия.
Изредка заглядывая в окна, выходящие на улицу,
всадник мог видеть людей за праздничным столом,
на котором лежало мясо козленка, стояли чаши с
вином меж блюд с горькими травами. Насвистывая
какую-то тихую песенку, всадник неспешной рысью
пробирался по пустынным улицам Нижнего Города,
направляясь к Антониевой башне, изредка
поглядывая на нигде не виданные в мире
пятисвечия, пылающие над храмом, или на луну,
которая висела еще выше пятисвечий.
Дворец Ирода Великого не принимал никакого
участия в торжестве пасхальной ночи. В подсобных
покоях дворца, обращенных на юг, где разместились
офицеры римской когорты и легат легиона,
светились огни, там чувствовалось какое-то
движение и жизнь, (доп.;) передняя же часть,
парадная, где был единственный и невольный жилец
дворца – прокуратор, – вся она, со своими
колоннадами и золотыми статуями, как будто
ослепла под ярчайшей луной. Тут, внутри дворца,
господствовали мрак и тишина. И внутрь
прокуратор, как и говорил Афранию, уйти не
пожелал. Он велел постель приготовить на балконе,
там же, где обедал, а утром вел допрос. Прокуратор
лег на приготовленное ложе, но сон не пожелал
прийти к нему. Оголенная луна висела высоко в
чистом небе, и прокуратор не сводил с нее глаз в
течение нескольких часов.
Примерно в полночь сон наконец сжалился над
игемоном. Судорожно зевнув, прокуратор
расстегнул и сбросил плащ, снял опоясывающий
рубаху ремень с широким стальным ножом в ножнах,
положил его в кресло у ложа, снял сандалии и
вытянулся. Банга тотчас поднялся к нему на
постель и лег рядом, голова к голове, и
прокуратор, положив собаке руку на шею, закрыл
наконец глаза. Только тогда заснул и пес.
Ложе было в полутьме, закрываемое от луны
колонной, но от ступеней крыльца к постели
тянулась лунная лента. И лишь только прокуратор
потерял связь с тем, что было вокруг него в
действительности, он немедленно тронулся по
светящейся дороге и пошел по ней вверх прямо к
луне. Он даже рассмеялся во сне от счастья, до
того все сложилось прекрасно и неповторимо на
прозрачной голубой дороге. Он шел в
сопровождении Банги, а рядом с ним шел бродячий
философ. Они спорили о чем-то сложном и важном,
причем ни один из них не мог победить другого. Они
ни в чем не сходились друг с другом, и от этого их
спор был особенно интересен и нескончаем. Само
собой разумеется, что сегодняшняя казнь
оказалась чистейшим недоразумением – ведь вот
же философ, выдумавший столь невероятно нелепую
вещь вроде того, что все люди добрые, шел рядом, (доп.
,–) следовательно, он был жив. И, конечно,
совершенно ужасно было бы даже помыслить о том,
что такого человека можно казнить. Казни не было!
Не было! Вот в чем прелесть этого путешествия
вверх по лестнице луны.
(М.Булгаков)
(476 слов)
Если в этом тексте вы не сделали ни
одной ошибки, вы можете надеяться на пятерку.
Если у вас не больше четырех ошибок, причем
орфографических не более двух, у вас есть шанс
получить четверку.
Конечно, в нашем интенсивном повторительном
курсе встретились не все возможные правила и
частные случаи, но предложенные тексты весьма
разнообразны и могут помочь достаточно
подготовленному ученику восстановить
подзабытое. Надеемся, что вам он поможет!
|