АНАЛИЗ ТЕКСТАЗАМЕТКИ О ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ
|
В.А.ГРИГОРЕНКО |
Заметки, предлагаемые вниманию читателя, посвящены экспрессивно-стилистической роли корней, суффиксов и приставок в структуре художественного слова. Теоретический и практический материал в них приводится в такой последовательности:
I. краткий очерк об эстетической роли и значимости каждой из названных морфем в художественном тексте;
II. материал, иллюстрирующий употребительность морфемы в художественном тексте, и соответствующие задания к нему;
III. примеры художественных произведений и система вопросов и заданий по их комплексному анализу.
Предлагаемые учебные материалы могут
быть использованы в курсах «Культура речи и
стилистика», «Язык художественной литературы»
или на факультативе «Знай и люби родной язык».
Выборочно (по усмотрению учителя) – на уроках
русского языка в 5-х и 6-х классах при изучении
раздела «Состав слова и словообразование», а
также при его повторении в старших классах.
Языковые единицы в художественном тексте
приобретают особую выразительность. Новые
выразительные возможности получает и морфема в
составе художественного слова.
Экспрессивно-стилистические свойства аффиксов
особенно наглядно проявляются в однокоренных
синонимических образованиях, которые отличаются
друг от друга эмоционально-экспрессивной,
эмоционально-оценочной характеристикой и сферой
употребления. Ср.: головка, головушка,
головенка; толкать, толкнуть, толкануть и т.д.
Эти свойства морфем широко используются в
художественных текстах. Русская литература дает
множество интересных примеров искусного
применения словообразовательных единиц для
выражения разнообразных оттенков значений и
придания словам эмоциональной окраски. Будучи
связанными единицами, лишенными
самостоятельного функционирования в речи,
аффиксы тем не менее способны привнести в текст
дополнительное экспрессивно-стилистическое
содержание. Актуализации этого содержания
содействует прием концентрации в одном и том же
тексте или в его относительно самостоятельном
фрагменте одинаковых или синонимичных аффиксов.
Функциональная роль корневых морфем и аффиксов в
художественном тексте может быть различной – от
создания конкретного художественного образа до
придания особого колорита всему тексту или его
фрагменту.
* * *
I. При словообразовании аффиксы
присоединяются в определенной
последовательности к корню, который является
смысловым ядром, носителем лексического
значения слова. Корень – обязательная часть
слова, его структурно и семантически
организующий центр. На основе общности корней
образуются гнезда родственных слов. В
художественной речи родственные слова способны
охарактеризовать изображаемое явление с
различных сторон и выделить в нем разнообразные
свойства и признаки. Родственные слова выступают
также как одно из средств связи частей текста,
они обусловливают его смысловую цельность, а
аффиксальные морфемы, которыми они различаются,
усложняют значение однокоренных слов, делают их
семантически богаче.
Например, в стихотворении Е.Винокурова:
Округлы облака и женщины. Кругла
Планета наша! Яблоко округло.
И сердце кругло. Круглота не зла.
Округлыми глазами смотрит кукла.
Я круг люблю. Он выдуман хитро.
В нем нет конца. Сыщи-ка в нем огрехи?
Кольцо и солнце, жернов и ядро.
Недаром кругу поклонялись греки –
родственные слова, перечисляемые
автором, выступают как иллюстрация к
теоретическому заключению: «Все важнейшее в мире
– округло»; их конкретные значения в
совокупности создают глубокое обобщение.
Словообразовательный ряд со значением «круг как
гармоничная фигура Вселенной» передает
целостное философское восприятие поэтом
окружающих предметов в их многогранных связях и
отношениях. Родственные слова круг, круглый,
округлый, круглота (окказионализм) имеют общее
в своем значении – характеристику формы,
напоминающей круг или кольцо. Такая смысловая
единица, которую можно выделить в родственных
словах, называется семантемой. Сущность
семантемы родственных слов может быть раскрыта
также на основе контекста нескольких
произведений одного и того же автора, и тогда она
становится основой для обобщающего поэтического
образа.
II. 1. Прочитайте стихотворение
С.Погореловского. Какие образы у вас возникают,
когда вы читаете его? Найдите родственные слова и
определите их лексическое и грамматическое
значения. Попробуйте сформулировать: какое
обобщенное значение имеет семантема «снег».
Какую художественную роль выполняет она
в тексте?
Проплясали по снегам
Снежные метели.
Снегири снеговикам
Песню просвистели.
У заснеженной реки
В снежном переулке
Звонко носятся снежки,
Режут лед снегурки.
2. Из приведенных ниже отрывков из стихов И.А. Бунина выпишите слова, содержащие семантему «снег», определите, к какой части речи они относятся. Укажите их значения в тексте. Какие предметы, явления окружающей действительности обрисованы с помощью данного ряда? Какие эмоциональные оттенки отражены в родственных словах, какое настроение они выражают? Почему так употребителен в стихах И.А. Бунина этот ряд?
Пустыня, грусть в степных просторах.
Синеют тучи. Скоро снег.
* * *
Вечернее зимнее солнце
И ветер меж сосен играют,
Алеют снега, а в светлице
Янтарные пятна мелькают.
* * *
Морозное дыхание метели
Еще свежо, но улеглась метель.
Белеет снега мшистая постель,
В сугробах стынут траурные ели.
* * *
Прозрачно-бледный, как весной,
Слезится снег недавней стужи,
А с неба на кусты и лужи
Ложится отблеск голубой.
* * *
Метеор зажжется,
Озаряя снег...
Шорох пронесется –
Зверя легкий бег...
Что ты мутный, светел месяц?
Что ты низко в небе ходишь,
Не по-прежнему сияешь
На серебряные снеги?
* * *
Один встречаю я дни радостной недели,
–
В глуши на севере... А там у нас весна:
Растаял в поле снег...
* * *
За окнами – снега, степная гладь и
ширь,
На переплетах рам – следы ночной пурги...
Как тих и скучен дом! Как съежился снегирь
От стужи за окном. – Но вот слуга. Шаги.
* * *
Вся в снегу, кудрявом, благовонном,
Вся-то ты гудишь блаженным звоном.
(О старой яблоне.)
* * *
...А барышня плетет.
Сидит, выводит крестики и мушки,
Бела, как снег, скромна, как лен в степи.
* * *
Один туман молочно-синий,
Как чья-то кроткая печаль,
Над этой снежною пустыней
Смягчает сумрачную даль.
* * *
Срывая брызги с бурного прибоя,
Он влажной пылью воздух наполняет
И снежных чаек носит над волнами.
(О ветре.)
* * *
Дымясь, вставали из-за леса
На склон небес – и вот одно
Могучим обликом Зевеса
Воздвигло снежное руно...
(Об облаке.)
* * *
Синеет небо яркое – и вдруг
С гумна стрелою мчится белый турман
И снежным комом падает к балкону.
* * *
Под хрусталем воды сияет белоснежный
Недвижный отблеск маяка.
* * *
Белый снег лежит в ущелье.
Но на скате, на льдине,
Видел я подснежник синий.
* * *
Как все вокруг сурово, снежно,
Как этот вечер сиз и хмур!
Леса, скалистые теснины –
И целый день, в конце теснин,
Громада снеговой вершины
Из-за лесных глядит вершин.
* * *
А там встают,
Там медленно плывут и утопают
В глубоком океане небосклона,
Как снеговые горы, облака.
В приведенных фрагментах определите, где прямое, а где переносное значение имеют слово снег и родственные ему слова. Попробуйте те примеры с прямым значением слова снег, в которых есть указание на время, расположить в соответствующей последовательности: 1) начало, середина, конец зимы; 2) утро, день, вечер, ночь.
Найдите и запишите эпитеты, которыми определяется слово снег. Какие признаки снега называют эти образные определения? Как они характеризуют отношение автора к снегу (зиме)? Какими изобразительными средствами (метафора, сравнение) пользуется автор при употреблении семантемы «снег»?
Найдите семантему «снег» в стихотворениях Ф.И. Тютчева или А.А. Фета, сравните ее с семантемой «снег» у И.А. Бунина. В чем сходство и каковы различия в ее значении и употреблении?
III. Ё Прочитайте стихотворение И.А. Бунина.
На окне, серебряном от инея,
За ночь хризантемы расцвели.
В верхних стеклах – небо ярко-синее
И застреха в снеговой пыли.
Всходит солнце, бодрое от холода,
Золотится отблеском окно.
Утро тихо, радостно и молодо.
Белым снегом все запушено.
И все утро яркие и чистые
Буду видеть краски в вышине,
И до полдня будут серебристые
Хризантемы на моем окне.
1. Какое время суток изображено в стихотворении? Определите местоположение лирического героя. Какие картины он видит в настоящий момент? А что было накануне? По каким признакам вы узнали об этом?
2. О каких хризантемах говорит поэт? Почему он выбрал такой образ? Точен ли он? Можно ли только по одному этому образу определить отношение автора к тому, о чем он пишет?
3. Сравните два родственных слова – серебряный и серебристый. Какими оттенками в значении они различаются? Почему окно названо серебряным, а морозные узоры на окне – серебристыми?
4. Почему солнце названо бодрым? О чем говорит читателю этот эпитет? Какое настроение передает этот образ?
5. Какова цветовая гамма стихотворения? Какие слова передают ее?
6. Сравните два предложения: Утро тихо, радостно и молодо. И все утро яркие и чистые Буду видеть краски в вышине. Почему в одном случае использована краткая форма имен прилагательных, а в другом – полная? К какой части речи относится слово утро в 1-м и 2-м предложениях?
* * *
Познакомьтесь со стихотворением А.Т. Твардовского «Сельское утро»:
Звон из кузницы несется,
Звон по улице идет.
Отдается у колодца,
У заборов, у ворот.
Дружный, утренний, здоровый
Звон по улице идет,
Звонко стукнула подкова,
Под подковой хрустнул лед;
Подо льдом ручей забулькал,
Зазвенело все кругом;
Тонко дзинькнула сосулька,
Разбиваясь под окном;
Молоко звонит в посуду,
Бьет рогами в стену скот, –
Звон несется отовсюду –
Наковальня тон дает.
1. Какое слово является опорным (ключевым) в стихотворении? Оправдан ли повтор этого слова? Что вносит в стихотворение такой повтор?
2. С какими глаголами сочетается слово звон? Как эти глаголы передают распространение утренних звуков?
3. Какие эпитеты определяют слово звон? Какое настроение они вносят в общую тональность произведения?
4. Какие еще слова с семантемой «звук» использованы в стихотворении? Перечислите: что делает утро таким звонким?
5. Какие глаголы звучания встречаются в тексте? Найдите их корни. Какие звуки природы ими переданы?
6. Отметьте, какие согласные звуки повторяются в стихотворении чаще, чем другие. Какой эффект достигается в результате повторения однородных звуков? Как аллитерация (повтор одинаковых согласных звуков) помогает передать слуховые ощущения?
* * *
I. Существенную нагрузку в структуре художественного слова может нести не только корень, но и суффикс. Некоторые суффиксы имен существительных, прилагательных и наречий исторически возникли в русском языке для передачи эмоционального отношения к обозначаемым словами явлениям. Они выражают дополнительные уменьшительные, увеличительные, ласкательные, а иногда и презрительные оттенки. Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами называются деминутивами. Деминутивы характерны прежде всего для русской разговорной речи (голубчик, душенька, сынок, миленький, махонький, быстренько и т.д.). Деминутивы могут выражать, например, иронию (работничек, помощничек, идейка), приторную вежливость (передайте тарелочку, налейте квасочку, вот билетик), пренебрежение и некоторые другие качества. В художественной речи эти свойства деминутивов могут проявляться особенно ярко. К.И. Чуковский, говоря о мастерстве Н.А. Некрасова, отметил, что особенностью лексики крестьянских стихов этого поэта является большое количество слов с уменьшительными и ласкательными суффиксами. Это усиливает реалистичность в воспроизведении бытового просторечия крепостных крестьян, людей обездоленных, угнетенных, глубоко страдающих, изображаемых часто в горьких переживаниях. Например:
Две старушонки сошлись у колодца,
Дай-ка послушаю, что говорят...
«Здравствуй, родная». – «Как можется, кумушка?
Все еще плачешь никак?
Ходит, знать, по сердцу горькая думушка,
Словно хозяин-большак?»
«Как же не плакать? Пропала я, грешная!
Душенька ноет, болит...
Умер, Касьяновна, умер, сердешная,
Умер и в землю зарыт!»
(«В деревне»)
Да недолги были радости,
Воротился сын больнехонек,
Ночью кашель бьет солдатика,
Белый плат в крови мокрехонек!..
И погас он, словно свеченька
Восковая, предыконная...
Мало слов, а горя реченька,
Горя реченька бездонная!..
(«Орина, мать солдатская»)
Деминутивы – типичный элемент русского фольклора, а также произведений художественной литературы, восходящих к устному народному творчеству. Так, стихотворение С.Есенина «Из-за леса, леса темного» написано в духе лирической песни, деминутивы в нем передают радостное настроение поэта, восторгающегося летним утром.
Из-за леса, леса темного,
Поднималась красна зорюшка,
Рассыпала ясной радугой
Огоньки-лучи багровые,
В это утро вместе с солнышком
Уж из тех ли темных зарослей
Выплывала, словно зоренька,
Белоснежная лебедушка.
Позади ватагой стройною
Подвигались лебежатушки,
И дробилась гладь зеркальная
На колечки изумрудные.
Такую же художественную задачу выполняют деминутивы в стихотворении С.Клычкова «Половодье».
Вышла Лада на крылечко,
Уронила перстенек,
Бирюзовое колечко
За березовый пенек:
– Покатись – катись, колечко,
За околицу на речку!
Есть в речной глуби темница,
В ней сестрица сном томится,
Ты сестричку разбуди
И в морской волне умыться
К морю синему сведи!
Отбор слов с разнообразными
суффиксами дает читателю возможность
почувствовать состояние героя, отношение к нему
автора. М.Е. Салтыков-Щедрин великолепно
использовал деминутивы как средство
субъективной оценки для сатирического
изображения главного персонажа романа «Господа
Головлевы» – Иудушки. Его речь, изобилующая
уменьшительно-ласкательными словами, насквозь
проникнута лицемерием, ханжеской кротостью, она
соответствует всему поведению Иудушки, и в
результате создается художественно яркий и
законченный образ ханжи и лицемера: «– Кому
нехорошо, а нам горюшка мало. Кому темненько да
холодненько, а нам и светлехонько, и теплехонько.
Сидим да чаек попиваем. И с сахарцем, и со
сливочками, и с лимонцем. А захотим с ромцом, и с
ромцом будем пить...
– А знаете ли вы, маменька, отчего мы в дворянском
званье родились? А все оттого, что милость Божья к
нам была. Кабы не она, и мы сидели бы теперь в
избушечке, да горела бы у нас не свечечка, а
лучинушка, а уж насчет чайку да кофейку – об этом
и думать не смели! Сидели бы; я бы лаптишечки
ковырял, вы бы щец там каких-нибудь пустеньких
поужинать сбирали...».
II. 1. Прочитайте отрывок из стихотворения Н.А. Некрасова «Песня Еремушке».
«Стой, ямщик! Жара несносная,
Дальше ехать не могу!»
Вишь, пора-то сенокосная –
Вся деревня на лугу.У двора у постоялого
Только нянюшка сидит,
Закачав ребенка малого,
И сама почти что спит;Через силу тянет песенку
Да, зевая, крестит рот.
Сел я рядом с ней на лесенку;
Няня дремлет и поет:«Ниже тоненькой былиночки
Надо голову клонить,
Чтоб на свете сиротиночке
Беспечально век прожить.Сила ломит и соломушку –
Поклонись пониже ей,
Чтобы старшие Еремушку
В люди вывели скорей».
На какие две части можно разделить данный отрывок? Объясните, с какой целью используются деминутивы в песне нянюшки? Какой жанр русских народных песен представлен в стихотворении? Для чего вводятся деминутивы в повествовательной части отрывка? Можно ли было в этой части обойтись без них? Какой колорит придают уменьшительно-ласкательные суффиксы всему стихотворению?
2. Прочитайте бытовую сценку из поэмы Н.А. Некрасова «Коробейники». Расскажите, о каком эпизоде из крестьянской жизни в ней говорится.
Ванька вдруг как захихикает
И на стадо показал:
Старичонко в стаде прыгает
За савраской, – длинен, вял,
И на цыпочки становится,
И лукошечком манит –
Нет! проклятый конь не ловится!
Вот подходит, вот стоит.
Сунул голову в лукошечко,
Старичок за холку хвать!
«Эй! еще, еще немножечко!» –
Нет! урвался конь опять
И, подбросив ноги задние,
Брызнул грязью в старика.
Найдите слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, определите их стилистическую роль. Каким чувством проникнут этот отрывок поэмы? Почему в одном случае употребляется слово старичонко, в другом – старичок, а в третьем – старик? Как деминутивы помогают читателю представить изображенную поэтом картинку?
3. Познакомьтесь со стихотворением И.А. Бунина «Мужичок». Сравните его с отрывком из поэмы Н.А. Некрасова «Коробейники». Что общего вы заметили?
Ельничком, березничком – где душа захочет –
В Киев пробирается божий мужичок.
Смотрит, нет ли ягодки? Горбится, бормочет,
Съест и ухмыляется: я, мол, дурачок.
«Али сладко, дедушка?» – «Грешен: сладко, внучек».
«Что ж, и на здоровье. А куда идешь?»
«Я-то? А не ведаю. Вроде вольных тучек.
Со крестом да с верой всякий путь хорош».
Ягодка по ягодке – вот и слава Богу:
Сыты. А завидим белые холсты,
Подойдем с молитвою, глянем на дорогу,
Сдернем, сунем в сумочку – и опять в кусты.
В какой форме написано это стихотворение? Как с помощью деминутивов создается образ божьего мужичка? Почему в его речи так много слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами? Чувствуете ли вы иронию в отношении автора к своему герою?
4. Прочитайте стихотворение А.Т. Твардовского. О чем оно?
Весенний, утренний, тоненький
Ледок натянуло сеткой,
Но каплет с каждой соломинки,
С каждой ветки.И звонкую, хрупкую,
Набравшись силы в ночи,
Чуть солнце – уже скорлупку
Проклюнули ручьи.Апрельским ветром подунуло,
Запахли водой снега.
И дело свое задумала
Река, упершись в берега.Ей грезится даль раздольная,
Ее минута близка...
Грохочет крылечко школьное,
Едва дождавшись звонка.
Найдите деминутивы, определите, к какой части речи они относятся. Выделите в этих словах все суффиксы.
III. Прочитайте стихотворение В.Бокова. Чему оно посвящено? Как бы вы его озаглавили?
Дождичек утром!
Ласковый, мелкий, дотошный.
Словно мышонок, скребется в трубе водосточной.
Легким комариком, крылышком бьется в окошко,
Тихо крадется по крыше, как старая кошка.
Тихо ползет в воротник подорожника.
Капли стекают по яблоням так осторожненько.
Жадно трава себя в дождичек теплый макает,
С чувством блаженства некошеный луг намокает.
Небо сквозь мелкое сито сеет и сеет дождинки,
Вот уже лужа блеснула в ложбинке.
Хмель потемнел,
Конопляник, одышкою мучаясь,
Вот уж неделю ждал именно этого случая.
1. Определите, в чем особенность данного стихотворения. Укажите деминутивы, выделите в них суффиксы. Объясните, почему поэт употребил слово дождичек, а не дождь или дождик.
2. Какие сравнения употребляет поэт, рассказывая о дождичке? Использованы ли в них деминутивы?
3. Какие эпитеты использованы поэтом при характеристике дождичка? Почему дождичек назван дотошным? Как вы понимаете это слово? Считаете ли вы этот эпитет удачной находкой автора стихотворения?
4. О чем еще в стихотворении говорится как о живых существах? Как называется такой прием? Приведите примеры из текста.
5. Какие слова и выражения указывают на то, что дождичка долго ждали?
6. Укажите случаи лексического повтора в стихотворении. С какой целью используется этот прием?
7. Обратите внимание на звучание согласных и их сочетаний в двустишиях:
Словно мышонок скребется в трубе водосточной. Легким комариком, крылышком бьется в окошко. Тихо крадется по крыше, как старая кошка. Небо сквозь мелкое сито сеет и сеет дождинки. Можно ли эти строки назвать звукописью?
* * *
Прочитайте стихотворение С.Я. Маршака «Ландыш».
Чернеет лес, теплом разбуженный,
Весенней сыростью объят.
А уж на ниточках жемчужины
От ветра каждого дрожат.Бутонов круглые бубенчики
Еще закрыты и плотны,
Но солнце раскрывает венчики
У колокольчиков весны.Природой бережно спеленутый,
Завернутый в зеленый лист,
Растет цветок в глуши нетронутой,
Прохладен, хрупок и душист.Томится лес весною раннею,
И всю счастливую тоску,
И все свое благоухание
Он отдал горькому цветку.
1. Найдите в тексте слова и выражения, использованные Маршаком вместо наименования «ландыш». Охарактеризуйте их, определите, когда используется метафорическое обозначение, когда – описательный оборот, а когда – обращение к родовому понятию вместо видового. Почему слово ландыш только вынесено в заглавие и не встречается в тексте стихотворения?
2. Прочитайте толкование слова ландыш
в «Словаре русского языка» С.И. Ожегова: Травянистое
растение с душистыми мелкими белыми
цветками-колокольчиками и его ботаническое
описание в книге «Лекарственные растения
Центрального Черноземья»: Многолетнее
травянистое растение высотой 15–25 см с тонким
ползучим корневищем. Надземная часть состоит из
2–3 прикорневых листьев и цветочной стрелки.
Листья ярко-зеленые, продолговато-эллиптические.
Цветочная стрелка трехгранная, заканчивается
рыхлой односторонней кистью из 6–20 цветков.
Цветки белые, ароматные,
шаровидно-колокольчатые, на дугообразно
изогнутых цветоножках.
Сравните два описания. Чем они различаются?
Найдите слова с уменьшительно-ласкательными
суффиксами, определите, являются ли они
деминутивами.
3. Обратите внимание на композицию стихотворения, на сходство в построении 1-го и 2-го четверостиший. Как такая композиция выражает авторскую мысль?
4. Как построено 3-е четверостишие? Чем осложнено это единственное составляющее строфу предложение? Какую смысловую нагрузку несет слово спеленутый, что оно характеризует? Какие еще эпитеты встречаются в этом четверостишии? Как вы думаете, почему в последней строке автором использованы прилагательные в краткой форме?
5. Сравните первое и последнее четверостишия. Каким в них предстает перед читателем лес? Что изменилось? Как вы понимаете выражение счастливая тоска? Почему состояние леса ранней весной названо именно так?
* * *
I. В отличие от
эмоционально-экспрессивных суффиксов, приставки
чаще всего выступают как словообразовательные
морфемы. Так, приставка без- обозначает
отсутствие того, что названо в производящем
слове: порядок – беспорядок, деятельный –
бездеятельный; приставка вы- –
направление действия изнутри наружу: выбежать,
выбросить, вытолкнуть и т.д. Характерной чертой
приставок является их семантическая
автономность в слове: значения приставок более
определенны и стандартны, чем значения
суффиксов. Это в первую очередь дополнительные,
уточняющие значения, связанные с
пространственной, временной или количественной
характеристикой предмета или действия.
Указанные значения, как правило, не растворяются
в общей семантике слова, а, наоборот, обособлены.
Приставки широко используются в
словообразовании глаголов, а также
прилагательных, менее активны и разнообразны они
в именах существительных и наречиях.
В художественной речи нередко можно встретить
повтор одинаковых или синонимических приставок.
При этом приставка становится как бы
компонентным стержнем, она усиливает
эмоционально-содержательную напряженность
всего произведения. Повтор приставок – важный
способ выделения определенных элементов
художественного текста, увеличения его
информационно-эстетической емкости.
Например, в стихотворении М.Цветаевой «Настанет
день...» путем повторения грамматических форм
глаголов с приставкой от- акцентируется
значение завершенности действия, усиливается
экспрессия:
Настанет день – печальный, говорят! –
Отцарствуют, отплачут, отгорят, –
Остужены чужими пятаками, –
Мои глаза, подвижные, как пламя.
Особенно заметна роль приставки в выражении экспрессии в стихотворении М.Цветаевой «Отмыкала ларец железный...». В этом поэтическом шедевре приставочные глаголы замещают обычные бесприставочные. Приставка вы- усиливает семантику действия у глаголов, ее повторение придает тексту динамизм.
Кошкой выкралась на крыльцо,
Ветру выставила лицо.
Ветры – веяли, птицы реяли,
Лебеди – слева, справа – вороны...
Наши дороги – в разные стороны.
Ты отойдешь – с первыми тучами,
Будет твой путь – лесами дремучими,
Песками горючими.
Душу – выкличешь,
Очи – выплачешь.
В одном случае приставка обозначает
направленность движения изнутри наружу (выставила,
выкралась), в другом – указывает на полную
завершенность, исчерпанность действия (выкличешь,
выплачешь).
Выразительными и эмоционально значимыми
становятся слова с двумя приставками.
Усложненная словообразовательная структура
таких слов останавливает внимание читателя и
заставляет задуматься над значением префиксов.
Так, в одном из стихотворений М.Цветаевой двойные
приставки перекликаются, чередуются,
повторяются:
Вскрыла жилы: неостановимо,
Невосстановимо хлещет жизнь.
Подставляйте миски и тарелки!
Всякая тарелка будет – мелкой,
Миска – плоской,
Через край – и мимо –
В землю черную, питать тростник.
Невозвратно, неостановимо,
Невосстановимо хлещет стих.
II. 1. Прочитайте фрагменты из стихотворений Марины Цветаевой, укажите, какие приставки используются в том или ином тексте, определите их значение. Какую стилистическую и экспрессивную роль выполняет прием концентрации определенного префикса в одном тексте?
Дабы ты меня не видел –
В жизнь – пронзительной, незримой
Изгородью окружусь.Жимолостью опояшусь,
Изморозью опушусь.Шорохами опояшусь,
Шелестами опушусь.Дабы ты во мне не слишком
Цвел – по зарослям: по книжкам
Заживо запропащу:Вымыслами опояшу,
Мнимостями опушу.
(Земные приметы)
* * *
Золото моих волос
Тихо переходит в седость.
– Не жалейте! Все сбылось,
Все в груди слилось и спелось.Спелось – как вся даль слилась
В стонущей трубе окрайны.
Господи! Душа сбылась:
Умысел твой самый тайный.* * *
Смерть – это так:
Недостроенный дом,
Недовзращенный сын,
Недовязанный сноп,
Недодышанный вздох,
Недокрикнутый крик.* * *
Сивилла: выжжена, сивилла: ствол.
Все птицы вымерли, но Бог вошел.Сивилла: выпита, сивилла: сушь.
Все жилы высохли: ревностен муж!Сивилла: выбыла, сивилла: зев
Доли и гибели! – Древо меж дев...
(Сивилла)
Сивиллы – легендарные прорицательницы, упоминаемые античными авторами. Наиболее известна куманская сивилла, которой приписываются «Сивиллины книги» – сборник изречений и предсказаний, служивший для официальных гаданий. Куманская сивилла получила от влюбленного в нее Аполлона дар прорицания, испросила у него долголетие, но, позабыв вымолить себе вечную молодость, через несколько столетий превратилась в высохшую старушку. В данном стихотворении сивилла превращена согласно трактовке Марины Цветаевой в высушенный ствол-пещеру, в котором совершается прорицание.
2. Прочитайте стихи К.Бальмонта (1) и И.Северянина (2). Укажите значение повторяющейся в них приставки.
(1)
Есть в русской природе усталая нежность,
безмолвная боль затаенной печали,
безвыходность горя, безгласность, безбрежность,
холодная высь, уходящие дали.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Недвижный камыш. Не трепещет осока.
Глубокая тишь. Безглагольность покоя.
Луга убегают далеко-далеко.
Во всем утомленье – глухое, немое.
(2)
Кончается октябрь, бесснежный и туманный.
Один день – изморозь. Тепло и дождь – другой.
Безлистый лес уснул, гнилой и безуханный,
Бесцветный и пустой, скелетный и нагой.
Пора безжизния! И даже ты, телега,
Не то ты ленишься, не то утомлена...
Нам грязь наскучила. Мы чистого ждем снега.
В грязи испачкала лицо свое луна...
(Пора безжизния)
Чему посвящены оба стихотворения? Одинаково ли поэтическое настроение, выраженное в них? Какое из стихотворений имеет обобщающий характер, а какое – более конкретный?
О каких особенностях русской природы пишет К.Бальмонт? Как ее воспринимает поэт? Говорит ли он о том, что в ней чего-то недостает, или о состоянии глубокого покоя, в котором она находится?
Как показана «пора безжизния» в стихотворении И.Северянина? Что должно прийти ей на смену?
3. В стихах И.Северянина (1) и А.Прокофьева (2) укажите повторяющуюся приставку. Определите ее значения.
(1)
Зачеремушатся, засиренятся
Под разливной рекою кусты,
Запоют, зашумят, завесенятся,
Все подруги твои, как – и ты.Зазвенит, заликует, залюбится
Все, что гасло зимой от тоски.
Топором все сухое обрубится,
Смело сочное пустит ростки.
(Поэза весеннего ощущения)
(2)
И огнем заполыхала,
и, пройдя через огонь,
закричала, завздыхала
эта самая гармонь.
Отозвались, зазвенели
балалайки в три струны,
заходили, как хотели,
заплясали плясуны.
Закрутились хороводы,
Полушалки зацвели,
и поближе, и поодаль
люди душу отвели.
Найдите в стихотворении И.Северянина окказионализмы с приставкой за-. Объясните их появление в тексте и значение. Как эти слова сочетаются с общеупотребительными глаголами с приставкой за-?
Какое дополнительное значение, кроме начала действия, имеет приставка за- в глаголах в стихотворении А.Прокофьева?
Объясните причину многократного употребления слов с приставкой за- в обоих случаях.
4. Прочитайте стихотворение И.А. Бунина, найдите в нем слова с приставками. Определите, к какой части речи эти слова относятся.
Там иволга, как флейта, распевала,
Там утреннее солнце пригревало
Труд муравьев – живые бугорки.
Вдруг пегая легавая собака,
Тропинкой добежав до буерака,
Залаяла. Я быстро взвел курки.Змея? Барсук? – Плетенка с костяникой.
А на березе девочка – и дикий
Испуг в лице и глазках: над ручьем
Дугой береза белая склонилась –
И вот она вскарабкалась, схватилась
За ствол и закачалася на нем.Поспешно повернулся я, поспешно
Пошел назад... Младенчески-безгрешно
И радостно откликнулась душа
На этот ужас милый... Вся пестрела
Березовая роща, флейта пела –
И жизнь была чудесно хороша.
Какие значения вносят приставки в глаголы? Что с помощью этих глаголов передается (состояние природы, действия, переживания героев стихотворения)?
Укажите строчки, в которых повторяются приставка и аналогичный ей предлог. Какой эффект достигается в результате такого повтора?
III. Познакомьтесь со стихотворением М.Цветаевой.
Б.Пастернаку
Рас – стояние: версты, мили...
Нас рас – ставили, рас – садили,
Чтобы тихо себя вели,
По двум разным концам земли.Рас – стояние: версты, дали...
Нас расклеили, распаяли,
В две руки развели, распяв,
И не знали, что это – сплавВдохновений и сухожилий...
Не рассорили – рассорили,
Расслоили...
Стена да ров.
Расселили нас, как орлов-Заговорщиков: версты, дали...
Не расстроили – растеряли.
По трущобам земных широт
Рассовали нас, как сирот.Который уж – ну который – март?!
Разбили нас – как колоду карт!
24 марта 1925
С Борисом Пастернаком Марину Цветаеву
сближает некоторая общность поэтической манеры.
Цветаева посвятила ему множество прекрасных
стихов. Стихо-творение «Рас–стояние: версты,
мили...» спустя годы обрело особенное звучание,
явно выходя за рамки личного поэтического
послания. Версты, дали разделили в
послереволюционные годы не только двух
прекрасных поэтов. Исторические события 1917 года
развели по разным концам земли множество
замечательных людей России, разлучили их
надолго, а то и навсегда, с родиной.
Основной особенностью данного стихотворения
является многократное и разнообразное
использование приставки раз-. Но наряду с
этим художественным явлением в стихотворении
применяются и другие образные средства. Обратите
на них внимание.
1. Найдите глаголы с приставкой раз-/рас-. Определите ее значение. Объясните, почему в данном тексте так много слов с такой приставкой. Как повторяющаяся морфема выявляет основную тему стихотворения?
2. В каких словах звуковой компонент рас с точки зрения современного русского языка уже не является приставкой и входит в корень? Прочитайте историческую справку о словах расстояние и распять: Расстояние. Заимств. из ст.-сл. яз. В ст.-сл. яз. образовано с помощью суф. -ни(j) от расстояти – «стоять в отдалении», сохранившегося в диалектах и являющегося производным с преф. рас- от стояти. Распять. Заимств. из ст.-сл. яз. В ст.-сл. яз. образовано с помощью преф. рас- от пяти – «натягивать». Покажите, что выбор М.Цветаевой этих слов также правомерен.
3. Почему в отдельных словах морфема (или слог) рас- отделена от слова знаком тире? Как способствует такое выделение пониманию основной темы и идеи произведения?
4. Найдите омографы. Определите, как они образованы. Объясните их употребление в тексте. Какое значение приобретают эти слова, находясь в противопоставлении?
5. Кого поэт определяет словосочетанием сплав вдохновений и сухожилий? Как вы понимаете это образное выражение?
6. Почему в стихотворении упоминается об орлах? Каким приложением определяется слово орлы? Почему это приложение перенесено в начало другой строки? Что достигается в результате подобного переноса? Найдите в тексте примеры аналогичного переноса, объясните их.
7. О чем говорит метафора трущобы земных широт? Как эта метафора соотносится со сравнением как сироты? Какие еще сравнения употреблены в стихотворении?
8. Найдите синонимический ряд слов, обозначающих расстояние. Почему рядом с русским обозначением присутствует заимствованное слово?
9. Какой знак препинания наиболее употребителен в стихотворении? В каких случаях его постановка соответствует правилам пунктуации и когда этот знак авторский? Какую смысловую нагрузку несет данный знак?
10. С какими муками сравниваются муки разделенных не по своей воле людей? По какому слову вы об этом догадались?
11. Посмотрите, когда написано это стихотворение. Имеется ли в тексте указание на время написания? Можно ли считать это произведение автобиографическим?