Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №26/2001

АНАЛИЗ ТЕКСТА

ЗАМЕТКИ О ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ
ЗНАЧИМЫХ ЧАСТЕЙ СЛОВА

(Корни, суффиксы, приставки как элементы художественного слова)

В.А.ГРИГОРЕНКО

г. Воронеж

Заметки, предлагаемые вниманию читателя, посвящены экспрессивно-стилистической роли корней, суффиксов и приставок в структуре художественного слова. Теоретический и практический материал в них приводится в такой последовательности:

I. краткий очерк об эстетической роли и значимости каждой из названных морфем в художественном тексте;

II. материал, иллюстрирующий употребительность морфемы в художественном тексте, и соответствующие задания к нему;

III. примеры художественных произведений и система вопросов и заданий по их комплексному анализу.

Предлагаемые учебные материалы могут быть использованы в курсах «Культура речи и стилистика», «Язык художественной литературы» или на факультативе «Знай и люби родной язык». Выборочно (по усмотрению учителя) – на уроках русского языка в 5-х и 6-х классах при изучении раздела «Состав слова и словообразование», а также при его повторении в старших классах.
Языковые единицы в художественном тексте приобретают особую выразительность. Новые выразительные возможности получает и морфема в составе художественного слова.
Экспрессивно-стилистические свойства аффиксов особенно наглядно проявляются в однокоренных синонимических образованиях, которые отличаются друг от друга эмоционально-экспрессивной, эмоционально-оценочной характеристикой и сферой употребления. Ср.: головка, головушка, головенка; толкать, толкнуть, толкануть и т.д. Эти свойства морфем широко используются в художественных текстах. Русская литература дает множество интересных примеров искусного применения словообразовательных единиц для выражения разнообразных оттенков значений и придания словам эмоциональной окраски. Будучи связанными единицами, лишенными самостоятельного функционирования в речи, аффиксы тем не менее способны привнести в текст дополнительное экспрессивно-стилистическое содержание. Актуализации этого содержания содействует прием концентрации в одном и том же тексте или в его относительно самостоятельном фрагменте одинаковых или синонимичных аффиксов. Функциональная роль корневых морфем и аффиксов в художественном тексте может быть различной – от создания конкретного художественного образа до придания особого колорита всему тексту или его фрагменту.

* * *

I. При словообразовании аффиксы присоединяются в определенной последовательности к корню, который является смысловым ядром, носителем лексического значения слова. Корень – обязательная часть слова, его структурно и семантически организующий центр. На основе общности корней образуются гнезда родственных слов. В художественной речи родственные слова способны охарактеризовать изображаемое явление с различных сторон и выделить в нем разнообразные свойства и признаки. Родственные слова выступают также как одно из средств связи частей текста, они обусловливают его смысловую цельность, а аффиксальные морфемы, которыми они различаются, усложняют значение однокоренных слов, делают их семантически богаче.
Например, в стихотворении Е.Винокурова:

Округлы облака и женщины. Кругла
Планета наша! Яблоко округло.
И сердце кругло. Круглота не зла.
Округлыми глазами смотрит кукла.
Я круг люблю. Он выдуман хитро.
В нем нет конца. Сыщи-ка в нем огрехи?
Кольцо и солнце, жернов и ядро.
Недаром кругу поклонялись греки –

родственные слова, перечисляемые автором, выступают как иллюстрация к теоретическому заключению: «Все важнейшее в мире – округло»; их конкретные значения в совокупности создают глубокое обобщение.
Словообразовательный ряд со значением «круг как гармоничная фигура Вселенной» передает целостное философское восприятие поэтом окружающих предметов в их многогранных связях и отношениях. Родственные слова круг, круглый, округлый, круглота (окказионализм) имеют общее в своем значении – характеристику формы, напоминающей круг или кольцо. Такая смысловая единица, которую можно выделить в родственных словах, называется семантемой. Сущность семантемы родственных слов может быть раскрыта также на основе контекста нескольких произведений одного и того же автора, и тогда она становится основой для обобщающего поэтического образа.

II. 1. Прочитайте стихотворение С.Погореловского. Какие образы у вас возникают, когда вы читаете его? Найдите родственные слова и определите их лексическое и грамматическое значения. Попробуйте сформулировать: какое обобщенное значение имеет семантема «снег». Какую художественную роль выполняет она
в тексте?

Проплясали по снегам
Снежные метели.
Снегири снеговикам
Песню просвистели.

У заснеженной реки
В снежном переулке
Звонко носятся снежки,
Режут лед снегурки.

2. Из приведенных ниже отрывков из стихов И.А. Бунина выпишите слова, содержащие семантему «снег», определите, к какой части речи они относятся. Укажите их значения в тексте. Какие предметы, явления окружающей действительности обрисованы с помощью данного ряда? Какие эмоциональные оттенки отражены в родственных словах, какое настроение они выражают? Почему так употребителен в стихах И.А. Бунина этот ряд?

Пустыня, грусть в степных просторах.
Синеют тучи. Скоро снег.

* * *

Вечернее зимнее солнце
И ветер меж сосен играют,
Алеют снега, а в светлице
Янтарные пятна мелькают.

* * *

Морозное дыхание метели
Еще свежо, но улеглась метель.
Белеет снега мшистая постель,
В сугробах стынут траурные ели.

* * *

Прозрачно-бледный, как весной,
Слезится снег недавней стужи,
А с неба на кусты и лужи
Ложится отблеск голубой.

* * *

Метеор зажжется,
Озаряя снег...
Шорох пронесется –
Зверя легкий бег...

Что ты мутный, светел месяц?
Что ты низко в небе ходишь,
Не по-прежнему сияешь
На серебряные снеги?

* * *

Один встречаю я дни радостной недели, –
В глуши на севере... А там у нас весна:
Растаял в поле снег...

* * *

За окнами – снега, степная гладь и ширь,
На переплетах рам – следы ночной пурги...
Как тих и скучен дом! Как съежился снегирь
От стужи за окном. – Но вот слуга. Шаги.

* * *

Вся в снегу, кудрявом, благовонном,
Вся-то ты гудишь блаженным звоном.
(О старой яблоне.)

* * *

...А барышня плетет.
Сидит, выводит крестики и мушки,
Бела, как снег, скромна, как лен в степи.

* * *

Один туман молочно-синий,
Как чья-то кроткая печаль,
Над этой снежною пустыней
Смягчает сумрачную даль.

* * *

Срывая брызги с бурного прибоя,
Он влажной пылью воздух наполняет
И снежных чаек носит над волнами.

(О ветре.)

* * *

Дымясь, вставали из-за леса
На склон небес – и вот одно
Могучим обликом Зевеса
Воздвигло снежное руно...

(Об облаке.)

* * *

Синеет небо яркое – и вдруг
С гумна стрелою мчится белый турман
И снежным комом падает к балкону.

* * *

Под хрусталем воды сияет белоснежный
Недвижный отблеск маяка.

* * *

Белый снег лежит в ущелье.
Но на скате, на льдине,
Видел я подснежник синий.

* * *

Как все вокруг сурово, снежно,
Как этот вечер сиз и хмур!
Леса, скалистые теснины –
И целый день, в конце теснин,
Громада снеговой вершины
Из-за лесных глядит вершин.

* * *

А там встают,
Там медленно плывут и утопают
В глубоком океане небосклона,
Как снеговые горы, облака.

  • В приведенных фрагментах определите, где прямое, а где переносное значение имеют слово снег и родственные ему слова. Попробуйте те примеры с прямым значением слова снег, в которых есть указание на время, расположить в соответствующей последовательности: 1) начало, середина, конец зимы; 2) утро, день, вечер, ночь.

  • Найдите и запишите эпитеты, которыми определяется слово снег. Какие признаки снега называют эти образные определения? Как они характеризуют отношение автора к снегу (зиме)? Какими изобразительными средствами (метафора, сравнение) пользуется автор при употреблении семантемы «снег»?

  • Найдите семантему «снег» в стихотворениях Ф.И. Тютчева или А.А. Фета, сравните ее с семантемой «снег» у И.А. Бунина. В чем сходство и каковы различия в ее значении и употреблении?

III. Ё Прочитайте стихотворение И.А. Бунина.

На окне, серебряном от инея,
За ночь хризантемы расцвели.
В верхних стеклах – небо ярко-синее
И застреха в снеговой пыли.

Всходит солнце, бодрое от холода,
Золотится отблеском окно.
Утро тихо, радостно и молодо.
Белым снегом все запушено.

И все утро яркие и чистые
Буду видеть краски в вышине,
И до полдня будут серебристые
Хризантемы на моем окне.

1. Какое время суток изображено в стихотворении? Определите местоположение лирического героя. Какие картины он видит в настоящий момент? А что было накануне? По каким признакам вы узнали об этом?

2. О каких хризантемах говорит поэт? Почему он выбрал такой образ? Точен ли он? Можно ли только по одному этому образу определить отношение автора к тому, о чем он пишет?

3. Сравните два родственных слова – серебряный и серебристый. Какими оттенками в значении они различаются? Почему окно названо серебряным, а морозные узоры на окне – серебристыми?

4. Почему солнце названо бодрым? О чем говорит читателю этот эпитет? Какое настроение передает этот образ?

5. Какова цветовая гамма стихотворения? Какие слова передают ее?

6. Сравните два предложения: Утро тихо, радостно и молодо. И все утро яркие и чистые Буду видеть краски в вышине. Почему в одном случае использована краткая форма имен прилагательных, а в другом – полная? К какой части речи относится слово утро в 1-м и 2-м предложениях?

* * *

  • Познакомьтесь со стихотворением А.Т. Твардовского «Сельское утро»:

Звон из кузницы несется,
Звон по улице идет.
Отдается у колодца,
У заборов, у ворот.
Дружный, утренний, здоровый
Звон по улице идет,
Звонко стукнула подкова,
Под подковой хрустнул лед;
Подо льдом ручей забулькал,
Зазвенело все кругом;
Тонко дзинькнула сосулька,
Разбиваясь под окном;
Молоко звонит в посуду,
Бьет рогами в стену скот, –
Звон несется отовсюду –
Наковальня тон дает.

1. Какое слово является опорным (ключевым) в стихотворении? Оправдан ли повтор этого слова? Что вносит в стихотворение такой повтор?

2. С какими глаголами сочетается слово звон? Как эти глаголы передают распространение утренних звуков?

3. Какие эпитеты определяют слово звон? Какое настроение они вносят в общую тональность произведения?

4. Какие еще слова с семантемой «звук» использованы в стихотворении? Перечислите: что делает утро таким звонким?

5. Какие глаголы звучания встречаются в тексте? Найдите их корни. Какие звуки природы ими переданы?

6. Отметьте, какие согласные звуки повторяются в стихотворении чаще, чем другие. Какой эффект достигается в результате повторения однородных звуков? Как аллитерация (повтор одинаковых согласных звуков) помогает передать слуховые ощущения?

* * *

I. Существенную нагрузку в структуре художественного слова может нести не только корень, но и суффикс. Некоторые суффиксы имен существительных, прилагательных и наречий исторически возникли в русском языке для передачи эмоционального отношения к обозначаемым словами явлениям. Они выражают дополнительные уменьшительные, увеличительные, ласкательные, а иногда и презрительные оттенки. Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами называются деминутивами. Деминутивы характерны прежде всего для русской разговорной речи (голубчик, душенька, сынок, миленький, махонький, быстренько и т.д.). Деминутивы могут выражать, например, иронию (работничек, помощничек, идейка), приторную вежливость (передайте тарелочку, налейте квасочку, вот билетик), пренебрежение и некоторые другие качества. В художественной речи эти свойства деминутивов могут проявляться особенно ярко. К.И. Чуковский, говоря о мастерстве Н.А. Некрасова, отметил, что особенностью лексики крестьянских стихов этого поэта является большое количество слов с уменьшительными и ласкательными суффиксами. Это усиливает реалистичность в воспроизведении бытового просторечия крепостных крестьян, людей обездоленных, угнетенных, глубоко страдающих, изображаемых часто в горьких переживаниях. Например:

Две старушонки сошлись у колодца,
Дай-ка послушаю, что говорят...
«Здравствуй, родная». – «Как можется, кумушка?
Все еще плачешь никак?
Ходит, знать, по сердцу горькая думушка,
Словно хозяин-большак?»
«Как же не плакать? Пропала я, грешная!
Душенька ноет, болит...
Умер, Касьяновна, умер, сердешная,
Умер и в землю зарыт!»

(«В деревне»)

Да недолги были радости,
Воротился сын больнехонек,
Ночью кашель бьет солдатика,
Белый плат в крови мокрехонек!..
И погас он, словно свеченька
Восковая, предыконная...
Мало слов, а горя реченька,
Горя реченька бездонная!..

(«Орина, мать солдатская»)

Деминутивы – типичный элемент русского фольклора, а также произведений художественной литературы, восходящих к устному народному творчеству. Так, стихотворение С.Есенина «Из-за леса, леса темного» написано в духе лирической песни, деминутивы в нем передают радостное настроение поэта, восторгающегося летним утром.

Из-за леса, леса темного,
Поднималась красна зорюшка,
Рассыпала ясной радугой
Огоньки-лучи багровые,
В это утро вместе с солнышком
Уж из тех ли темных зарослей
Выплывала, словно зоренька,
Белоснежная лебедушка.
Позади ватагой стройною
Подвигались лебежатушки,
И дробилась гладь зеркальная
На колечки изумрудные.

Такую же художественную задачу выполняют деминутивы в стихотворении С.Клычкова «Половодье».

Вышла Лада на крылечко,
Уронила перстенек,
Бирюзовое колечко
За березовый пенек:
– Покатись – катись, колечко,
За околицу на речку!
Есть в речной глуби темница,
В ней сестрица сном томится,
Ты сестричку разбуди
И в морской волне умыться
К морю синему сведи!

Отбор слов с разнообразными суффиксами дает читателю возможность почувствовать состояние героя, отношение к нему автора. М.Е. Салтыков-Щедрин великолепно использовал деминутивы как средство субъективной оценки для сатирического изображения главного персонажа романа «Господа Головлевы» – Иудушки. Его речь, изобилующая уменьшительно-ласкательными словами, насквозь проникнута лицемерием, ханжеской кротостью, она соответствует всему поведению Иудушки, и в результате создается художественно яркий и законченный образ ханжи и лицемера: «– Кому нехорошо, а нам горюшка мало. Кому темненько да холодненько, а нам и светлехонько, и теплехонько. Сидим да чаек попиваем. И с сахарцем, и со сливочками, и с лимонцем. А захотим с ромцом, и с ромцом будем пить...
– А знаете ли вы, маменька, отчего мы в дворянском званье родились? А все оттого, что милость Божья к нам была. Кабы не она, и мы сидели бы теперь в избушечке, да горела бы у нас не свечечка, а лучинушка, а уж насчет чайку да кофейку – об этом и думать не смели! Сидели бы; я бы лаптишечки ковырял, вы бы щец там каких-нибудь пустеньких поужинать сбирали...».

II. 1. Прочитайте отрывок из стихотворения Н.А. Некрасова «Песня Еремушке».

«Стой, ямщик! Жара несносная,
Дальше ехать не могу!»
Вишь, пора-то сенокосная –
Вся деревня на лугу.

У двора у постоялого
Только нянюшка сидит,
Закачав ребенка малого,
И сама почти что спит;

Через силу тянет песенку
Да, зевая, крестит рот.
Сел я рядом с ней на лесенку;
Няня дремлет и поет:

«Ниже тоненькой былиночки
Надо голову клонить,
Чтоб на свете сиротиночке
Беспечально век прожить.

Сила ломит и соломушку –
Поклонись пониже ей,
Чтобы старшие Еремушку
В люди вывели скорей».

  • На какие две части можно разделить данный отрывок? Объясните, с какой целью используются деминутивы в песне нянюшки? Какой жанр русских народных песен представлен в стихотворении? Для чего вводятся деминутивы в повествовательной части отрывка? Можно ли было в этой части обойтись без них? Какой колорит придают уменьшительно-ласкательные суффиксы всему стихотворению?

2. Прочитайте бытовую сценку из поэмы Н.А. Некрасова «Коробейники». Расскажите, о каком эпизоде из крестьянской жизни в ней говорится.

Ванька вдруг как захихикает
И на стадо показал:
Старичонко в стаде прыгает
За савраской, – длинен, вял,
И на цыпочки становится,
И лукошечком манит –
Нет! проклятый конь не ловится!
Вот подходит, вот стоит.
Сунул голову в лукошечко,
Старичок за холку хвать!
«Эй! еще, еще немножечко!» –
Нет! урвался конь опять
И, подбросив ноги задние,
Брызнул грязью в старика.

  • Найдите слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, определите их стилистическую роль. Каким чувством проникнут этот отрывок поэмы? Почему в одном случае употребляется слово старичонко, в другом – старичок, а в третьем – старик? Как деминутивы помогают читателю представить изображенную поэтом картинку?

3. Познакомьтесь со стихотворением И.А. Бунина «Мужичок». Сравните его с отрывком из поэмы Н.А. Некрасова «Коробейники». Что общего вы заметили?

Ельничком, березничком – где душа захочет –
В Киев пробирается божий мужичок.
Смотрит, нет ли ягодки? Горбится, бормочет,
Съест и ухмыляется: я, мол, дурачок.
«Али сладко, дедушка?» – «Грешен: сладко, внучек».
«Что ж, и на здоровье. А куда идешь?»
«Я-то? А не ведаю. Вроде вольных тучек.
Со крестом да с верой всякий путь хорош».
Ягодка по ягодке – вот и слава Богу:
Сыты. А завидим белые холсты,
Подойдем с молитвою, глянем на дорогу,
Сдернем, сунем в сумочку – и опять в кусты.

  • В какой форме написано это стихотворение? Как с помощью деминутивов создается образ божьего мужичка? Почему в его речи так много слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами? Чувствуете ли вы иронию в отношении автора к своему герою?

4. Прочитайте стихотворение А.Т. Твардовского. О чем оно?

Весенний, утренний, тоненький
Ледок натянуло сеткой,
Но каплет с каждой соломинки,
С каждой ветки.

И звонкую, хрупкую,
Набравшись силы в ночи,
Чуть солнце – уже скорлупку
Проклюнули ручьи.

Апрельским ветром подунуло,
Запахли водой снега.
И дело свое задумала
Река, упершись в берега.

Ей грезится даль раздольная,
Ее минута близка...
Грохочет крылечко школьное,
Едва дождавшись звонка.

  • Найдите деминутивы, определите, к какой части речи они относятся. Выделите в этих словах все суффиксы.

III. Прочитайте стихотворение В.Бокова. Чему оно посвящено? Как бы вы его озаглавили?

Дождичек утром!
Ласковый, мелкий, дотошный.
Словно мышонок, скребется в трубе водосточной.
Легким комариком, крылышком бьется в окошко,
Тихо крадется по крыше, как старая кошка.
Тихо ползет в воротник подорожника.
Капли стекают по яблоням так осторожненько.
Жадно трава себя в дождичек теплый макает,
С чувством блаженства некошеный луг намокает.
Небо сквозь мелкое сито сеет и сеет дождинки,
Вот уже лужа блеснула в ложбинке.
Хмель потемнел,
Конопляник, одышкою мучаясь,
Вот уж неделю ждал именно этого случая.

1. Определите, в чем особенность данного стихотворения. Укажите деминутивы, выделите в них суффиксы. Объясните, почему поэт употребил слово дождичек, а не дождь или дождик.

2. Какие сравнения употребляет поэт, рассказывая о дождичке? Использованы ли в них деминутивы?

3. Какие эпитеты использованы поэтом при характеристике дождичка? Почему дождичек назван дотошным? Как вы понимаете это слово? Считаете ли вы этот эпитет удачной находкой автора стихотворения?

4. О чем еще в стихотворении говорится как о живых существах? Как называется такой прием? Приведите примеры из текста.

5. Какие слова и выражения указывают на то, что дождичка долго ждали?

6. Укажите случаи лексического повтора в стихотворении. С какой целью используется этот прием?

7. Обратите внимание на звучание согласных и их сочетаний в двустишиях:

Словно мышонок скребется в трубе водосточной. Легким комариком, крылышком бьется в окошко. Тихо крадется по крыше, как старая кошка. Небо сквозь мелкое сито сеет и сеет дождинки. Можно ли эти строки назвать звукописью?

* * *

  • Прочитайте стихотворение С.Я.  Маршака «Ландыш».

Чернеет лес, теплом разбуженный,
Весенней сыростью объят.
А уж на ниточках жемчужины
От ветра каждого дрожат.

Бутонов круглые бубенчики
Еще закрыты и плотны,
Но солнце раскрывает венчики
У колокольчиков весны.

Природой бережно спеленутый,
Завернутый в зеленый лист,
Растет цветок в глуши нетронутой,
Прохладен, хрупок и душист.

Томится лес весною раннею,
И всю счастливую тоску,
И все свое благоухание
Он отдал горькому цветку.

1. Найдите в тексте слова и выражения, использованные Маршаком вместо наименования «ландыш». Охарактеризуйте их, определите, когда используется метафорическое обозначение, когда – описательный оборот, а когда – обращение к родовому понятию вместо видового. Почему слово ландыш только вынесено в заглавие и не встречается в тексте стихотворения?

2. Прочитайте толкование слова ландыш в «Словаре русского языка» С.И. Ожегова: Травянистое растение с душистыми мелкими белыми цветками-колокольчиками и его ботаническое описание в книге «Лекарственные растения Центрального Черноземья»: Многолетнее травянистое растение высотой 15–25 см с тонким ползучим корневищем. Надземная часть состоит из 2–3 прикорневых листьев и цветочной стрелки. Листья ярко-зеленые, продолговато-эллиптические. Цветочная стрелка трехгранная, заканчивается рыхлой односторонней кистью из 6–20 цветков. Цветки белые, ароматные, шаровидно-колокольчатые, на дугообразно изогнутых цветоножках.
Сравните два описания. Чем они различаются? Найдите слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, определите, являются ли они деминутивами.

3. Обратите внимание на композицию стихотворения, на сходство в построении 1-го и 2-го четверостиший. Как такая композиция выражает авторскую мысль?

4. Как построено 3-е четверостишие? Чем осложнено это единственное составляющее строфу предложение? Какую смысловую нагрузку несет слово спеленутый, что оно характеризует? Какие еще эпитеты встречаются в этом четверостишии? Как вы думаете, почему в последней строке автором использованы прилагательные в краткой форме?

5. Сравните первое и последнее четверостишия. Каким в них предстает перед читателем лес? Что изменилось? Как вы понимаете выражение счастливая тоска? Почему состояние леса ранней весной названо именно так?

* * *

I. В отличие от эмоционально-экспрессивных суффиксов, приставки чаще всего выступают как словообразовательные морфемы. Так, приставка без- обозначает отсутствие того, что названо в производящем слове: порядок – беспорядок, деятельный – бездеятельный; приставка вы- – направление действия изнутри наружу: выбежать, выбросить, вытолкнуть и т.д. Характерной чертой приставок является их семантическая автономность в слове: значения приставок более определенны и стандартны, чем значения суффиксов. Это в первую очередь дополнительные, уточняющие значения, связанные с пространственной, временной или количественной характеристикой предмета или действия. Указанные значения, как правило, не растворяются в общей семантике слова, а, наоборот, обособлены. Приставки широко используются в словообразовании глаголов, а также прилагательных, менее активны и разнообразны они в именах существительных и наречиях.
В художественной речи нередко можно встретить повтор одинаковых или синонимических приставок. При этом приставка становится как бы компонентным стержнем, она усиливает эмоционально-содержательную напряженность всего произведения. Повтор приставок – важный способ выделения определенных элементов художественного текста, увеличения его информационно-эстетической емкости.
Например, в стихотворении М.Цветаевой «Настанет день...» путем повторения грамматических форм глаголов с приставкой от- акцентируется значение завершенности действия, усиливается экспрессия:

Настанет день – печальный, говорят! –
Отцарствуют, отплачут, отгорят, –
Остужены чужими пятаками, –
Мои глаза, подвижные, как пламя.

Особенно заметна роль приставки в выражении экспрессии в стихотворении М.Цветаевой «Отмыкала ларец железный...». В этом поэтическом шедевре приставочные глаголы замещают обычные бесприставочные. Приставка вы- усиливает семантику действия у глаголов, ее повторение придает тексту динамизм.

Кошкой выкралась на крыльцо,
Ветру выставила лицо.
Ветры – веяли, птицы реяли,
Лебеди – слева, справа – вороны...
Наши дороги – в разные стороны.

Ты отойдешь – с первыми тучами,
Будет твой путь – лесами дремучими,
Песками горючими.
Душу – выкличешь,
Очи – выплачешь.

В одном случае приставка обозначает направленность движения изнутри наружу (выставила, выкралась), в другом – указывает на полную завершенность, исчерпанность действия (выкличешь, выплачешь).
Выразительными и эмоционально значимыми становятся слова с двумя приставками. Усложненная словообразовательная структура таких слов останавливает внимание читателя и заставляет задуматься над значением префиксов. Так, в одном из стихотворений М.Цветаевой двойные приставки перекликаются, чередуются, повторяются:

Вскрыла жилы: неостановимо,
Невосстановимо хлещет жизнь.
Подставляйте миски и тарелки!
Всякая тарелка будет – мелкой,
Миска – плоской,
Через край – и мимо
В землю черную, питать тростник.
Невозвратно, неостановимо,
Невосстановимо хлещет стих.

II. 1. Прочитайте фрагменты из стихотворений Марины Цветаевой, укажите, какие приставки используются в том или ином тексте, определите их значение. Какую стилистическую и экспрессивную роль выполняет прием концентрации определенного префикса в одном тексте?

Дабы ты меня не видел –
В жизнь – пронзительной, незримой
Изгородью окружусь.

Жимолостью опояшусь,
Изморозью опушусь.

Шорохами опояшусь,
Шелестами опушусь.

Дабы ты во мне не слишком
Цвел – по зарослям: по книжкам
Заживо запропащу:

Вымыслами опояшу,
Мнимостями опушу.
(Земные приметы)

* * *

Золото моих волос
Тихо переходит в седость.
– Не жалейте! Все сбылось,
Все в груди слилось и спелось.

Спелось – как вся даль слилась
В стонущей трубе окрайны.
Господи! Душа сбылась:
Умысел твой самый тайный.

* * *

Смерть – это так:
Недостроенный дом,
Недовзращенный сын,
Недовязанный сноп,
Недодышанный вздох,
Недокрикнутый крик.

* * *

Сивилла: выжжена, сивилла: ствол.
Все птицы вымерли, но Бог вошел.

Сивилла: выпита, сивилла: сушь.
Все жилы высохли: ревностен муж!

Сивилла: выбыла, сивилла: зев
Доли и гибели! – Древо меж дев...

(Сивилла)

Сивиллы – легендарные прорицательницы, упоминаемые античными авторами. Наиболее известна куманская сивилла, которой приписываются «Сивиллины книги» – сборник изречений и предсказаний, служивший для официальных гаданий. Куманская сивилла получила от влюбленного в нее Аполлона дар прорицания, испросила у него долголетие, но, позабыв вымолить себе вечную молодость, через несколько столетий превратилась в высохшую старушку. В данном стихотворении сивилла превращена согласно трактовке Марины Цветаевой в высушенный ствол-пещеру, в котором совершается прорицание.

2. Прочитайте стихи К.Бальмонта (1) и И.Северянина (2). Укажите значение повторяющейся в них приставки.

(1)

Есть в русской природе усталая нежность,
безмолвная боль затаенной печали,
безвыходность горя, безгласность, безбрежность,
холодная высь, уходящие дали.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Недвижный камыш. Не трепещет осока.
Глубокая тишь. Безглагольность покоя.
Луга убегают далеко-далеко.
Во всем утомленье – глухое, немое.

(2)

Кончается октябрь, бесснежный и туманный.
Один день – изморозь. Тепло и дождь – другой.
Безлистый лес уснул, гнилой и безуханный,
Бесцветный и пустой, скелетный и нагой.

Пора безжизния! И даже ты, телега,
Не то ты ленишься, не то утомлена...
Нам грязь наскучила. Мы чистого ждем снега.
В грязи испачкала лицо свое луна...

(Пора безжизния)

  • Чему посвящены оба стихотворения? Одинаково ли поэтическое настроение, выраженное в них? Какое из стихотворений имеет обобщающий характер, а какое – более конкретный?

  • О каких особенностях русской природы пишет К.Бальмонт? Как ее воспринимает поэт? Говорит ли он о том, что в ней чего-то недостает, или о состоянии глубокого покоя, в котором она находится?

  • Как показана «пора безжизния» в стихотворении И.Северянина? Что должно прийти ей на смену?

3. В стихах И.Северянина (1) и А.Прокофьева (2) укажите повторяющуюся приставку. Определите ее значения.

(1)

Зачеремушатся, засиренятся
Под разливной рекою кусты,
Запоют, зашумят, завесенятся,
Все подруги твои, как – и ты.

Зазвенит, заликует, залюбится
Все, что гасло зимой от тоски.
Топором все сухое обрубится,
Смело сочное пустит ростки.

(Поэза весеннего ощущения)

(2)

И огнем заполыхала,
и, пройдя через огонь,
закричала, завздыхала
эта самая гармонь.
Отозвались, зазвенели
балалайки в три струны,
заходили, как хотели,
заплясали плясуны.
Закрутились хороводы,
Полушалки зацвели,
и поближе, и поодаль
люди душу отвели.

  • Найдите в стихотворении И.Северянина окказионализмы с приставкой за-. Объясните их появление в тексте и значение. Как эти слова сочетаются с общеупотребительными глаголами с приставкой за-?

  • Какое дополнительное значение, кроме начала действия, имеет приставка за- в глаголах в стихотворении А.Прокофьева?

  • Объясните причину многократного употребления слов с приставкой за- в обоих случаях.

4. Прочитайте стихотворение И.А. Бунина, найдите в нем слова с приставками. Определите, к какой части речи эти слова относятся.

Там иволга, как флейта, распевала,
Там утреннее солнце пригревало
Труд муравьев – живые бугорки.
Вдруг пегая легавая собака,
Тропинкой добежав до буерака,
Залаяла. Я быстро взвел курки.

Змея? Барсук? – Плетенка с костяникой.
А на березе девочка – и дикий
Испуг в лице и глазках: над ручьем
Дугой береза белая склонилась –
И вот она вскарабкалась, схватилась
За ствол и закачалася на нем.

Поспешно повернулся я, поспешно
Пошел назад... Младенчески-безгрешно
И радостно откликнулась душа
На этот ужас милый... Вся пестрела
Березовая роща, флейта пела –
И жизнь была чудесно хороша.

  • Какие значения вносят приставки в глаголы? Что с помощью этих глаголов передается (состояние природы, действия, переживания героев стихотворения)?

  • Укажите строчки, в которых повторяются приставка и аналогичный ей предлог. Какой эффект достигается в результате такого повтора?

III. Познакомьтесь со стихотворением М.Цветаевой.

Б.Пастернаку

Рас – стояние: версты, мили...
Нас рас – ставили, рас – садили,
Чтобы тихо себя вели,
По двум разным концам земли.

Рас – стояние: версты, дали...
Нас расклеили, распаяли,
В две руки развели, распяв,
И не знали, что это – сплав

Вдохновений и сухожилий...
Не рассорили – рассорили,
Расслоили...
Стена да ров.
Расселили нас, как орлов-

Заговорщиков: версты, дали...
Не расстроили – растеряли.
По трущобам земных широт
Рассовали нас, как сирот.

Который уж – ну который – март?!
Разбили нас – как колоду карт!

24 марта 1925

С Борисом Пастернаком Марину Цветаеву сближает некоторая общность поэтической манеры. Цветаева посвятила ему множество прекрасных стихов. Стихо-творение «Рас–стояние: версты, мили...» спустя годы обрело особенное звучание, явно выходя за рамки личного поэтического послания. Версты, дали разделили в послереволюционные годы не только двух прекрасных поэтов. Исторические события 1917 года развели по разным концам земли множество замечательных людей России, разлучили их надолго, а то и навсегда, с родиной.
Основной особенностью данного стихотворения является многократное и разнообразное использование приставки раз-. Но наряду с этим художественным явлением в стихотворении применяются и другие образные средства. Обратите на них внимание.

1. Найдите глаголы с приставкой раз-/рас-. Определите ее значение. Объясните, почему в данном тексте так много слов с такой приставкой. Как повторяющаяся морфема выявляет основную тему стихотворения?

2. В каких словах звуковой компонент рас с точки зрения современного русского языка уже не является приставкой и входит в корень? Прочитайте историческую справку о словах расстояние и распять: Расстояние. Заимств. из ст.-сл. яз. В ст.-сл. яз. образовано с помощью суф. -ни(j) от расстояти – «стоять в отдалении», сохранившегося в диалектах и являющегося производным с преф. рас- от стояти. Распять. Заимств. из ст.-сл. яз. В ст.-сл. яз. образовано с помощью преф. рас- от пяти – «натягивать». Покажите, что выбор М.Цветаевой этих слов также правомерен.

3. Почему в отдельных словах морфема (или слог) рас- отделена от слова знаком тире? Как способствует такое выделение пониманию основной темы и идеи произведения?

4. Найдите омографы. Определите, как они образованы. Объясните их употребление в тексте. Какое значение приобретают эти слова, находясь в противопоставлении?

5. Кого поэт определяет словосочетанием сплав вдохновений и сухожилий? Как вы понимаете это образное выражение?

6. Почему в стихотворении упоминается об орлах? Каким приложением определяется слово орлы? Почему это приложение перенесено в начало другой строки? Что достигается в результате подобного переноса? Найдите в тексте примеры аналогичного переноса, объясните их.

7. О чем говорит метафора трущобы земных широт? Как эта метафора соотносится со сравнением как сироты? Какие еще сравнения употреблены в стихотворении?

8. Найдите синонимический ряд слов, обозначающих расстояние. Почему рядом с русским обозначением присутствует заимствованное слово?

9. Какой знак препинания наиболее употребителен в стихотворении? В каких случаях его постановка соответствует правилам пунктуации и когда этот знак авторский? Какую смысловую нагрузку несет данный знак?

10. С какими муками сравниваются муки разделенных не по своей воле людей? По какому слову вы об этом догадались?

11. Посмотрите, когда написано это стихотворение. Имеется ли в тексте указание на время написания? Можно ли считать это произведение автобиографическим?

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru