АНАЛИЗ ТЕКСТАР.И.АЛЬБЕТКОВАО ЧЕМ ГОВОРИТ СТИЛИСТИЧЕСКАЯ ОКРАСКА СЛОВАПолноценно воспринимать
художественное произведение – значит видеть в
нем явление искусства слова. У этого искусства
есть свои законы, и один из них – зависимость
смысла высказывания от стилистической окраски
слов. Пониманию законов словесности и
формированию читательских умений учит новый
предмет, входящий в школу, – русская словесность
(см. учебники «Русская словесность. От слова к
словесности» О чем говорит стилистическая и эмоциональная окраска слов в портрете Дениса в экспозиции рассказа?Портрет дан от лица «всеведущего» автора, который как бы незримо присутствует при происходящих событиях. Выбор слов (обилие прилагательных и причастий) и особенности синтаксиса (распространенные предложения с обособлениями) свидетельствуют о том, что это книжный язык, резко отличающийся от языка, на котором говорит герой рассказа. Лексика общелитературная, в основном эмоционально нейтральная, но на ее фоне выделяются и потому обращают на себя внимание несколько слов, открыто выражающих эмоцию. Не мужик, а мужичонка, не просто маленький, но и чрезвычайно тощий – слова создают впечатление о жалком, ничтожном человеке. Но этому противоречит выражение угрюмой суровости глаз, да еще автор обращает наше внимание на его паучью суровость. Так уже в первом абзаце возникает антитеза, говорящая о каком-то несоответствии в характере героя. Пока это некая загадка, она разрешится в ходе действия. Как характеризует следователя стилистическая окраска его первой реплики?В речи следователя мы видим черты официально-делового стиля: Седьмого числа сего июля; проходя утром; коей рельсы прикрепляются; с каковою гайкой. Для диалога такая речь неестественна, это язык, непонятный собеседнику. Употребление в этой ситуации официально-делового стиля с характерными для него лексикой и грамматикой говорит о том, что следователь признает только свою профессиональную точку зрения и не видит человека, стоящего перед ним, не находит нужным или не умеет просто объяснить мужику, в чем тот виноват. И неизбежно возникает конфликт. А что можно сказать о Денисе по стилистической окраске его реплик?Речь Дениса разговорная – об этом говорят и лексика (много просторечных слов (чаво; знамо; было; не найтить), и фразеология (черт ли в нем; здорово живешь), и особенности грамматики (который непонимающий); использование в одном предложении разных времен глагола (Вот вы и рассудили, как и что, а сторож тот же мужик без всякого понятия, хватает за шиворот и тащит. Ты рассуди, а потом и тащи!). Речь характеризует Дениса как простого, необразованного мужика. С самого начала рассказа Чехов средствами стилистической окраски высказываний героев показывает, что они говорят на разных языках. Следователь считает, что Денис прикидывается идиотом, врет. Прав ли он?Денис не отрицает, что отвинчивал гайку, хотя и не видит в этом ничего плохого: все мужики так делают. И ведь он говорит правду! Он не зря считает себя честным: Отродясь не врал, а тут вру... И пытается втолковать следователю, что без грузила никак нельзя ловить рыбу. Когда следователь наконец понял, что гайка служит грузилом, Денис удовлетворен: А то что же? Не в бабки же играть! То есть гайка нужна не для баловства, а для дела, ведь он серьезный человек! Денис, по его словам, и честен, и правдив, и умен, и труженик, и не злодей: Не токмо что убивать, но и мыслей таких не было; Мы ведь не все отвинчиваем... оставляем... Не без ума делаем... понимаем... Но, может быть, автор все-таки согласен со следователем и не верит Денису?Жесты, мимика, интонации Дениса, описываемые автором, совершенно естественны: хрипит Денис, косясь на потолок, – потому что он оказался в непривычной обстановке; бормочет Денис, мигая глазами, – он оскорблен – говорит правду, а ему не верят; усмехается – ведь он уверен, что прав; Денис усмехается и недоверчиво щурит на следователя глаза... – он-то знает, что сколько лет всей деревней гайки отвинчиваем, и хранил Господь. Он даже зевает и крестит рот, когда чувствует, что следователь говорит то, что всем известно. Авторские описания представляют Дениса вовсе не притворщиком, не хитрецом, пытающимся обмануть следователя, а человеком, убежденным, что он прав, потому что опирается на свой личный опыт и опыт всей деревни. Он наделен человеческим достоинством, и хотя готов признать преимущество следователя – На то вы и образованные; Конечно, вы лучше знаете, – но не унижается перед ним. У него даже появляется легкое недоумение: как следователь, образованный человек, не понимает простых вещей? И Денис терпеливо объясняет, как ловят щуку, окуня или шилишпера. Вспомним, что уже в начале рассказа мы заметили некую загадку – несоответствие между ничтожностью и паучьей суровостью внешнего облика Дениса. Как в развитии действия разрешается эта загадка? Теперь мы познакомились с характером героя и увидели противоречие между преступлением и уверенностью в своей правоте. Денис поступал так, как все климовские мужики всегда поступали, честно трудился, добывал пропитание, при этом действовал с умом. Только он не видит связи между гайкой и возможным крушением поезда, а потому не понимает, в чем его обвиняют. Для него приговор – неожиданность, недоразумение. Можно ли сказать, что следователь прав, а Денис – нет?Следователь прав в том, что, если
отвинчивать гайки, может произойти крушение
поезда. Но он не смог объяснить это Денису так,
чтобы тот понял. И дело не в том, что мужик туп, а в
том, что у него своя правда. Вот этого-то и не
понял следователь, и в этом он не прав. Страж
закона не понимает происходящего, так же как и
подсудимый. Рассмотрим кульминационный момент рассказа. Какую роль здесь играют диалог и повествование от автора?Прочитаем текст:
Нельзя не заметить, как отличается
язык автора от речи героев. Диалог сменяется
повествованием, в котором мы видим признаки
книжного, литературного языка: правильная
литературная речь, нейтральная стилистическая
окраска слов, пропорциональное количество
существительных, прилагательных и глаголов,
использование глагольных форм только настоящего
времени, употребление деепричастного оборота.
Слова автора, как мгновенные фотографии,
запечатлевают немые сцены. Первый фрагмент –
остановка перед решением судьбы героя. Благодаря
ей мы острее чувствуем неожиданность для Дениса
приговора. И потом автор заставляет нас
взглянуть на происходящее со стороны, увидеть
реакцию Дениса, почувствовать его смятение. Какова же позиция автора?Проблема, которая поставлена в
рассказе, вовсе не в том, кто из героев прав, она
значительно глубже. Это мысль о взаимоотношении
народа и власти. Если бы Чехов хотел сказать, что
Денис ловко защищается, хитрит, обманывает
следователя, он не дал бы такого сокрушительного
финала. На самом деле в этом рассказе, как и
всегда у Чехова, ни один из героев не является
безусловно положительным. Денис не вызывает
жалости, однако и осуждать его нельзя: он не
понимает происходящего, но это не вина, а беда
его, результат всего его образа жизни, его
непросвещенности, темноты. И он не один таков, не
случайно он говорит: Мы, народ... Это не только
климовские мужики, а в самом деле народ. Вместе с
тем нельзя сказать, что автор осуждает
следователя, чиновник тоже по-своему прав, но и
ограничен. Нарисовав всесторонне своих героев,
автор не дает нравоучения, а представляет
картину жизни, из которой читатели сами могут
сделать выводы.
|