ПРАКТИКУМ ПО СТИЛИСТИКЕ
МНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА И ИХ
СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ
Б.И.МАТВЕЕВ
Слова бывают однозначные и
многозначные. Однозначные называют какое-нибудь
одно понятие, явление действительности, действие
и т.п. Так, лишь единственное значение имеют
существительные азот, бетон, троллейбус, прилагательное
криминальный, глагол сердиться и т.п. Таких
слов сравнительно немного. Обычно это термины: катод,
ладан, метафора, метонимия, суффикс.
Большинство слов в русском языке имеет несколько
значений. Например, в 4-томном «Словаре русского
языка» приводятся 35 значений глагола идти, 20
– глагола держаться.
Способность слова иметь одновременно несколько
значений называется полисемией (из греческого poly
– много, sema – знак). Явление полисемии
обусловлено природой самого языка и
закономерностями процесса познания.
Семантическая структура многозначного слова
отражает сложный процесс познания окружающей
действительности. Так, слово спутник
первоначально обозначало попутчика (мой
спутник), а также того, кто совершает вместе с
кем-либо свой жизненный путь (спутник жизни),
а потом приобрело дополнительное значение:
«небесное тело, движущееся вокруг планеты,
звезды» (Луна – спутник Земли).
В связи с изменением жизни происходит утрата
прежних значений некоторых слов и появление
новых. В частности, существительное бригадир
в XVIII веке обозначало военный чин, средний между
полковником и генералом, а теперь это
руководитель производственной группы, бригады;
слово анекдот еще во времена А.С. Пушкина
означало необычайный случай, небольшой
занимательный рассказ, а ныне – это маленький
рассказ смешного содержания с неожиданным
острым окончанием; современники Евгения Онегина
приобретали щепетильный товар, т.е.
галантерейные изделия, в наше время щепетильным
называют человека деликатного, скрупулезно, до
мелочей соблюдающего установленные правила
поведения.
Прежние значения, как правило, не до конца ясны
многим учащимся и нуждаются в комментировании.
Например, в романе А.Н. Толстого «Петр Первый»
читаем: «Допрошено было много всякого народу,
иные сами приносили изветы и давали сказки...»,
«Как пушки, лопались бураки...», «Петр умело
вложил картуз пороху...», где слова сказка,
бурак, картуз употреблены в значениях,
типичных для петровского времени, но не
характерных теперь (сказка – «официальное
показание о чем-либо», бурак –
«цилиндрический сосуд из бересты с деревянным
дном и крышкою», картуз – «мешок для
артиллерийского порохового заряда»).
Существует зависимость между
употребительностью слова и количеством его
значений: чем реже в литературном языке
употребляется слово, тем меньше значений оно
имеет. Самые многозначные слова характеризуются
наиболее высоким коэффициентом частотности.
У разных типов слов русского языка
многозначность развита в разной степени. Если
сравнить степень развития полисемии у разных
частей речи, то на первом месте стоят глаголы,
затем существительные и прилагательные, за ними
следуют наречия, междометия, числительные, союзы
и частицы.
Русские глаголы, как правило, многозначны. Разные
по происхождению, они отличаются друг от друга и
по количеству значений. Исконно русские глаголы (бежать,
бить, делать и т.д.) имеют самое большое
количество значений. Заимствованные глаголы
чаще всего однозначны: аккредитовать,
активизировать, гармонизировать,
гипертрофировать и др.
Подобно глаголам, существительные в зависимости
от происхождения характеризуются разной
степенью развития полисемии. Наибольшее
количество значений имеют исконно русские
существительные, называющие жизненно
необходимые предметы: голова, рука, язык, дом,
огонь, жар и т.д. Менее развита полисемия у
отглагольных существительных, в частности, с
суффиксами -аниj(е), -ениj(е): восстание,
вразумление, доверие, заседание и т.п.
Полисемия слова органически связана с явлениями
антонимии и синонимии. Многозначное слово в
разных значениях может иметь разные синонимы и
антонимы. Так, прилагательное старый в
значении «достигший старости» имеет антоним молодой,
а синоним пожилой; в значении «давний,
существующий с давних времен» – антоним новый
(старое время – новое время), синоним прежний
(старое время – прежнее время). Органическая
связь полисемии с антонимией и синонимией –
свидетельство системности лексических единиц,
их взаимозависимости и взаимообусловленности.
Далеко не все значения многозначного слова
способны вступать в синонимические и
антонимические отношения. У одних классов слов, в
частности, у существительных, это свойство
развито слабее, у других, например, у
прилагательных, – сильнее.
Основное, исходное значение слова называется
прямым, другие значения того же слова –
переносными. Так, прямое значение
прилагательного крепкий – «такой, который
трудно сломать, разбить, порвать и т.п.» (крепкий
орех), переносное – «надежный, верный» (крепкая
дружба).
В полисемии заложены возможности образности
речи: перенос названия одного предмета на другой
сообщает высказыванию живость, оригинальность,
свежесть. Поэтому полисемия широко используется
в художественной литературе в качестве
изобразительного средства. Многие названия
художественных произведений построены на
полисемии, что придает им особую значимость:
романы «Дворянское гнездо», «Дым», «Новь» И.С.
Тургенева, «Обрыв» И.А. Гончарова, пьесы «Лес»,
«Гроза», «Волки и овцы», «Пучина» А.Н.
Островского, рассказы «Стена», «Бездна»
Л.Андреева, «Нижегородский откос» Б.Пильняка,
комедии «Клоп», «Баня» В.Маяковского и др.
Постараемся показать это на заглавии романа
М.Горького «Дело Артамоновых». Существительное дело –
ключевое слово в романе. Оно определяет развитие
темы и идеи произведения. Это прежде всего
«предприятие» – ткацкая фабрика, основателем
которой стал бывший крепостной Илья Артамонов.
Одновременно в слове дело с самого начала
романа начинает высвечиваться и другое значение:
«документ, заведенный следователем в связи с
преступлением». Преступниками, убийцами
являются чуть ли не все Артамоновы.
Проблема преступления Артамоновых не
исчерпывается их личной причастностью к
уголовным поступкам. Горький трактует вопрос
гораздо шире и глубже. Преступным оказывается
само дело Артамоновых: фабрика испортила,
обезобразила окружающую среду и духовный мир
людей. Описанию фабрики неизменно сопутствует
красный цвет, цвет крови, пожара, чего-то
недоброго.
Мастера художественной литературы в
своих произведениях раскрывают семантические
оттенки многозначных слов, часто незаметные в
повседневном употреблении. Чтобы убедиться в
этом, достаточно проследить хотя бы
использование многозначных слов дорога, дело,
хватать и других в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые
души», дело, земля в «Василии Теркине»
А.Твардовского. Так, в «Мертвых душах» Н.В. Гоголь
только на одной странице слово дело
употребляет в значении «собрание документов»,
«административное разбирательство», «работа» и
в составе фразеологизма, означающего «все в
порядке»: «Но ждет проситель день, другой, не
приносят дело на дом, на третий тоже. Он в
канцелярию, дело и не начиналось; он к
драгоценному алмазу. “Ах, извините! – говорил
Чичиков очень учтиво, схвативши его за обе руки,
– у нас было столько дел, но завтра же все будет
сделано, завтра непременно, право, мне даже
совестно!” <...> Прежде было знаешь по крайней
мере, что делать: принес правителю дел красную, да
и дело в шляпе...».
Тот же прием широко используется и в поэзии для
повышения экспрессивности стиха: «Я вечности
не приемлю, зачем меня погребли? Мне так не
хотелось в землю с любимой моей земли...»
(М.Цветаева). В первом случае слово земля
употреблено здесь в значении «почва», во втором
– «место жизни и деятельности людей».
Для того чтобы ученик мог овладеть
техникой употребления многозначных слов в речи,
он должен обращать внимание на использование их
в художественных текстах, а также выполнять
специальные упражнения на подбор антонимов,
синонимов, фразеологических оборотов к разным
значениям одного и того же слова и др.
Прежде всего надо научить учащихся отличать
однозначные слова от многозначных, находить в
многозначном слове его основное значение. Этой
цели служат
упражнения такого типа:
Упражнения на изучение семантики
слова
1. Укажите однозначные и
многозначные слова:
аккордеон, анапест, аудитория, блюдо,
брать, троллейбус, хорей, донесение, затягивание.
2. Выпишите в два столбика глаголы
однозначные и многозначные. С одним из
многозначных глаголов составьте три
предложения, употребив глагол в разных
значениях:
автоматизировать, бороться,
баррикадировать, вести, вакцинировать, говорить,
готовить, дебютировать, диагностировать, держать.
3. Определите признак, который лег в
основу названий дней недели:
вторник, среда, четверг, пятница.
4. Назовите признак, который
положен в основу фамилий персонажей
литературных произведений:
Простаков, Тугоуховский, Кабаниха,
Угрюм-Бурчеев, Оболт-Оболдуев, Снегина.
Вспомните авторов произведений, в
которых действуют эти персонажи.
Для раскрытия полисемии важны
упражнения на уровне словосочетаний, ибо именно
сочетаемость определяет, в каком значении
выступает слово. Ср.: Привести машину в действие.
План действий. Место действия. Вредное действие.
В каждом из приведенных предложений
существительное действие выступает в разных
значениях.
Упражнения на дифференциацию значений
слова
1. Определите, в каких значениях
употреблены выделенные существительные в данных
словосочетаниях.
Образец: проездной билет –
документ, удостоверяющий право пользоваться
чем-либо; экзаменационный билет – листок с
указанием вопросов, на которые нужно ответить.
1. Пришить вешалку, вешалка на
первом этаже. 2. Время обеда, в наше время.
3. Домашний адрес, теплый адрес. 4. Холодный
вечер, торжественный вечер. 5.
Прокладывать дорогу, дать дорогу. 6. Идея
романа, осуществить идею.
Ключи: 1. Петля, пришиваемая к
платью, за которую его вешают. Разг.
Помещение, оборудованное для хранения верхней
одежды, гардероб. 2. Определенный момент, в
который происходит что-либо. Период, эпоха в
жизни человечества, государства, общества.
3. Надпись на почтовом конверте с указанием
места назначения и получателя. Письменное
приветствие. 4. Время суток. Вечернее собрание,
посвященное чему-либо. 5. Полоса земли, служащая
для езды и ходьбы. Место для прохода, проезда. 6.
Основная, главная мысль. Намерение, план.
2. Выпишите словосочетания, в
которых прилагательные сначала употреблены в
прямом значении, а затем – в переносном.
Железная решетка, железная дисциплина;
глубокая река, глубокое чувство; черный день,
черный карандаш; кислое яблоко, кислый вид;
малиновый цвет, малиновый звон.
3. Определите, в каких значениях
употреблены глаголы.
Образец: время бежит (быстро
проходит), бегут слезы (текут, льются).
1. Везти вещи, ему везет. 2. Жить
долго, жить в деревне. 3. Бросить билет, бросить
курить, бросить войска в бой. 4. Дать книгу,
дать задание. 5. Нести чемодан, нести
ответственность.
Ключи: 1. Доставлять с помощью
средств передвижения. Об удаче в чем-либо. 2.
Существовать, находиться в процессе жизни.
Пребывать, обитать где-либо.
3. Выкинуть. Прекратить. Направить. 4. Вручить.
Поручить сделать что-либо. 5. Взяв в руки или
нагрузив на себя, перемещать, доставлять
куда-либо. Отвечать за что-либо.
4. Замените выделенные слова
противоположными по смыслу. Придумайте с данными
словосочетаниями 4 предложения.
Образец: близкое расстояние – дальнее
расстояние. Для хороших друзей дальнее
расстояние не преграда.
1. Легкое упражнение, легкий
труд. 2. Мелкий дождь, мелкая река. 3. Полный
человек, полный стакан. 4. Свежая газета,
свежий хлеб.
Ключи: 1. Трудный, тяжелый. 2.
Крупный, глубокий. 3. Худой, пустой. 4. Старый,
черствый.
5. Замените глаголы близкими по
значению.
1. Достать тетрадь из портфеля, достать
билеты в театр. 2. Завести мотор, завести
собаку. 3. Идет автобус, идти на работу. 4. Открыть
дверь, открыть собрание.
5. Передать письмо, передать содержание
рассказа.
Ключи: 1. Вынуть, купить. 2. Привести
в движение, приобрести. 3. Двигается,
перемещается; отправляться.
4. Отпереть, начать. 5. Вручить, изложить.
6. Замените данные фразеологизмы
синонимами.
Образец: руки не доходят – некогда.
1. Сидеть сложа руки. 2. Припереть к
стене. 3. Первым делом. 4. На самом деле. 5. То и дело.
6. Мое дело сторона.
Ключи: 1. Бездельничать. 2.
Разоблачить. 3. Прежде всего. 4. В
действительности. 5. Беспрерывно. 6. Меня это не
касается.
Свое конкретное значение слово
приобретает лишь в определенном контексте –
предложении, абзаце, где нейтрализуются одни
стороны его семантики и, наоборот,
активизируются другие. Поэтому особенно важны
упражнения на уровне предложений и связных
текстов, в которых наиболее ярко раскрываются
явление полисемии и связанные с нею
изобразительные возможности слова. Приводим
некоторые из таких упражнений.
Упражнения на изучение многозначности
в контексте
1. Определите значение слова дорога
в «Губернских очерках» Салтыкова-Щедрина.
«И вот опять передо мною дорога –
дорога с ее березовыми аллеями, с ее раскинутыми
по сторонам равнинами, бог весть куда
тянущимися».
«...а я так устал уж, так разбит жизнью, как разбита
почтовая лошадь ежечасною ездою по каменистой
твердой дороге!»
Ключи: ландшафт; полоса земли,
предназначенная для передвижения.
2. Объясните, какие значения слов исторический,
история использует Н.В. Гоголь для создания
комического эффекта в поэме «Мертвые души».
«Ноздрев был в некотором отношении
исторический человек. Ни на одном собрании, где
он был, не обходилось без истории. Какая-нибудь
история непременно происходила: или выведут его
под руки из зала жандармы, или принуждены бывают
вытолкать свои же приятели».
Ключи: исторический – важный
для истории, вошедший в историю; история –
скандал, неприятность; происшествие.
3. Определите значение
прилагательного красный в произведениях Н.В.
Гоголя.
1. На ярмарке случилось странное
происшествие: все наполнилось слухом, что где-то
между товаром показалась красная свитка
(«Сорочинская ярмарка»). 2. Хохот поднялся со всех
сторон; но разряженной сожительнице медленно
выступавшего супруга не слишком показалось
такое приветствие: красные щеки ее превратились
в огненные, и треск отборных слов посыпался на
голову разгульного парубка... (там же) 3. Ковалев
догадался и, схватив со стола красную ассигнацию,
сунул в руки надзирателю, который, расшаркавшись,
вышел за дверь... («Нос»). 4. Чем же ваша жизнь не
красна? – сказал председатель («Мертвые души»). 5.
Вслед за чемоданом внесен был небольшой ларчик
красного дерева с штучными выкладками из
карельской березы, сапожные колодки и завернутая
в синюю бумагу жареная курица (там же). 6. У него
нет достаточной земли, – ну, он и захватил чужую
пустошь, то есть он рассчитывал, что она не нужна
и о ней хозяева забыли, а у нас как нарочно уже
испокон века собираются крестьяне праздновать
там красную горку (там же). 7. Правда, что красные
девушки немного призадумались, принимая подарки:
бог знает, может, в самом деле перешли они через
нечистые руки («Вечер накануне Ивана Купала»).
Ключи: 1. Цвета крови. 2.
Покрасневший от прилива крови к коже. 3.
10-рублевая ассигнация. 4. Хороша. 5. Дерево, идущее
на тонкие столярные поделки. 6. Первая неделя
после пасхальной, время свадеб в старину. 7.
Красивый.
4. Определите значение
прилагательного черный в произведениях А.С.
Пушкина.
1. Гляжу, как безумный, на черную шаль, /
И хладную душу терзает печаль («Черная шаль»). 2.
Редеет облаков летучая гряда. / Звезда печальная,
вечерняя звезда! / Твой луч осеребрил увядшие
равнины, / И дремлющий залив, и черных скал
вершины («Редеет облаков летучая гряда...»). 3.
Слушай, брат Сальери, / Как мысли черные к тебе
придут, / Откупори шампанского бутылку / Иль
перечти «Женитьбу Фигаро» («Моцарт и Сальери»). 4.
Делать нечего. Она, / Черный зависти полна, /
Бросив зеркальце под лавку, / Позвала к себе
Чернавку... («Сказка о мертвой царевне...») 5. Весь
черный народ был за Пугачева («История
Пугачева»).
Ключи: 1. Цвета сажи. 2. Темный,
отличающийся относительной темнотой окраски. 3.
Мрачный, безотрадный. 4. Злобный, преступный. 5.
Принадлежащий к низшим слоям населения.
5. Определите значение выделенных
слов.
1. Смиренный грешник, Дмитрий Ларин, /
Господний раб и бригадир, / Под камнем сим
вкушает мир (А.Пушкин). Зимой он был послан от
колхоза на лесозаготовки бригадиром по
вывозке (В.Тендряков). 2. Анекдот о трех картах
сильно подействовал на его воображение
(А.Пушкин). Туркин знал много анекдотов, шарад,
поговорок, любил шутить и острить (А.Чехов). 3.
Всем, чем для прихоти обильной / Торгует Лондон щепетильный
/ И по Балтическим волнам / За лес и сало возит
нам... (А.Пушкин) Тарас Петрович был очень
щепетилен во всем, что касалось выполнения
приказов старших начальников (Э.Казакевич). 4. Но
между тем какой позор / Являет Киев
осажденный? (А.Пушкин) Страх перед позором,
которым он покрыл бы себя, если бы все здесь, в
зале суда, узнали его поступок, заглушил
происходившую в нем внутреннюю работу
(Л.Толстой). 5. Вмиг надуло ему в горло жабу, и
добрался он домой, не в силах будучи сказать ни
одного слова; весь распух и слег в постель
(Н.Гоголь). На сырой земле, как будто прилипнув к
ней плоским брюхом, сидела довольно жирная
старая жаба (В.Гаршин). 6. В зубах – циграка,
примят картуз, / На спину б надо бубновый туз!
(А.Блок) Он (табак. – Б.М.) был в разных видах: в картузах,
и в табашнице, и, наконец, насыпан был просто
кучею на столе (Н.Гоголь).
Ключи: 1. Военный чин, средний между
полковником и генералом. Руководитель
производственной группы, бригады. 2. История,
происшествие необычайного характера. Маленький
рассказ смешного содержания с неожиданным
острым окончанием. 3. Галантерейный и
парфюмерный. Строго, до мелочей принципиальный в
отношениях с кем-либо или по отношению к
чему-либо. 4. Зрелище. Бесчестье. 5. Ангина. Сходное
с лягушкой бесхвостое земноводное с
бородавчатой кожей. 6. Мужской головной убор с
жестким козырьком. Плотный бумажный мешок.
6. Замените в тексте выделенные
словосочетания синонимами. Используйте текст
при рассказе о картине Ф.Решетникова «Опять
двойка».
Петя – ученик четвертого класса.
Учится он плохо, очень часто получает двойки.
Главное для него – игры. Придя домой из школы, он прежде
всего бросает свой портфель куда попало и
бежит на улицу кататься на коньках, возиться с
собакой. Уроки делает кое-как и не занимается
с младшим братом.
По-другому ведет себя его сестра. Она привыкла
трудиться: помогает маме по хозяйству, каждый
день старательно делает уроки. Она не скажет: «Меня
это не касается», когда видит, как мать убирает
квартиру, и охотно помогает ей. Зина сильно
волнуется, когда брат получает двойки, понимая,
что по заслугам.
Ключи: то и дело, первым делом,
спустя рукава, мое дело сторона, вне себя, за дело.
7. Отредактируйте текст, избегая
повторения одних и тех же слов.
Почему я не стал артистом
Когда мне было 7 лет, мама решила, что я
должен стать артистом. Ей нравился балет. Она
часто бывала на спектаклях, на концертах, где
выступали артисты балета. Однажды мама
заявила: «Ты будешь заниматься в балетной школе».
Мне нравилось танцевать, поэтому я с
удовольствием начал заниматься в этой школе.
Первыми словами учительницы танцев были:
«Здравствуйте, дети! Внимательно слушайте музыку
и повторяйте мои движения. Вы поняли меня?
Начинайте».
Я все хорошо понял и начал танцевать. Я
думал, что прекрасно танцую, и очень хотел быть
артистом. Но учительница часто говорила, что я не
слушаю музыку, когда танцую. А я думал, что это
неважно, слушаю я музыку или нет.
Однажды в школу пришла мама. Учительница долго с
ней о чем-то говорила. Через несколько дней
мама сказала, что будет лучше, если я буду учиться
не в балетной, а в обычной школе.
Ключи: однажды – как-то, мне
нравилось – я любил; понял – усвоил, начал –
стал, принялся, думал – считал, говорила –
беседовала.
Работа над многозначными словами
расширяет и углубляет представление учащихся о
семантике и сфере употребления изучаемой
лексики, способствует совершенствованию их
устной и письменной речи.
|