РИСУНОК ВМЕСТО ЗУБРЕЖКИНаверное, просматривая этот номер, вы уже обратили внимание на необычно большое количество рисунков. Это не случайно – в этом номере собраны материалы, посвященные использованию образных изобразительных средств на уроках русского языка. Интересно, что эти работы пришли в редакцию почти в одно время из совсем разных мест. Значит, тема актуальная, и все больше учителей задумываются о том, как в работе с детьми уйти от зубрежки. Наука психология давно пришла к выводам, что лучший путь к запоминанию лежит через образ. Какие стихи легко запоминаются? Те, что поразили яркой образностью. Что вспоминается первым из почти забытого школьного курса физики? Не формулы и константы, а Галилей на Пизанской башне и яблоко, падающее на Ньютона. «Словно перед глазами стоит», – говорим мы о ярком воспоминании. Чаще всего именно образами пользуются мнемоники – люди с феноменальной памятью, – чтобы запомнить невероятно большой объем информации. Как можно быстро и прочно запечатлеть в памяти набор случайных слов, вроде такого: стол, крокодил, вопрос, голова, вермишель, ботинок? Для этого нужно создать в своем воображении яркую, образную картинку, включающую в себя все названные предметы в как можно более поразительных, смешных сочетаниях. Например, такую: «За столом сидит раздраженный крокодил. В дверь просовывается голова его жены и задает вопрос: “Милый, будешь на обед вермишель?”. Крокодил в бешенстве бросает в нее ботинок». Все это известно очень давно. Также давно известно, что дети до тринадцати-четырнадцати лет вообще любую информацию гораздо лучше воспринимают через образ: метафору, сравнение, гиперболу. Сведения эти не засекречены, входят в программу педвузов по психологии. Однако традиционное школьное обучение их совершенно не учитывает. Даже маленьким пяти-, шестиклашкам предлагается постигать науку о языке чисто логически, путем отвлеченных рассуждений. А то, что требует запоминания, – зубрить. Уже двадцать первый век на дворе, а дети наши долбят, как на средневековой гравюре: «Именительный – кто? что?, родительный – кого? чего?». Самые гуманные учителя жалеют детей и рассказывают мнемоническую байку про Ивана, родившего девчонку. Даже если не принимать во внимание физиологическую странность, байка все равно не очень удачная, поскольку помогает только механическому запоминанию последовательности падежей, никак не передавая суть самого явления и даже не намекая (за исключением того самого физиологически сомнительного «родил») на названия падежей. Некоторым словам-исключениям везет больше. Мнемонический образ скромной трапезы с оловянными мисками, деревянными ложками и стеклянными стаканами можно считать вполне удачным. Пожалуй, стоило бы добавить, что ужинать собрались двое незнакомцев, тогда эти три коварных прилагательных прочно свяжутся в сознании с удвоенным н. Есть еще колченогий стишок про глаголы-исключения: «ненавидеть, и терпеть, и зависеть, и смотреть…», – но он, похоже, способен запутать даже того, кто все эти исключения и так помнил. На этом сегодняшний арсенал образных методических приемов и кончается. Зрительное же восприятие вообще задействуется только одним способом – разноцветными выделениями, и то если у учителя есть охота с ними возиться. Между тем у подавляющего большинства людей ведущая система восприятия – именно зрение. Не случайно реклама на телевидении так дорого стоит и сводится не столько к объяснению достоинств товара, сколько к ярким, впечатывающимся в память зрительным образам. Словом, школьная практика в этом отношении заметно отстала от жизни, и пора что-то делать. Наши уважаемые читатели и делают – изобретают сами, опробуют со своими учениками различные способы, позволяющие использовать зрительные образы для усвоения материала. И, видимо, довольны полученными результатами, раз решили поделиться с коллегами. Попробуйте и вы, уважаемые читатели, и напишите нам о своих впечатлениях. Один важный момент. Конечно, хорошо бы, чтобы завтра появились в каждом классе яркие, профессионально сделанные, методически продуманные пособия для образного восприятия всех важнейших тем нашего предмета. Но даже самые лучшие готовые, кем-то другим предложенные образы не могут сравниться по эффективности с теми, что придумают сами дети. Предложите им нарисовать идею падежей, обсудите вместе предложенные образы ромашки с шестью лепестками, кухонного комбайна с шестью насадками, принцессы, у которой на каждый день недели есть особое платье, а воскресенье – выходной и она не встает с постели – детская фантазия неисчерпаема. И не понадобятся ни зубрежка, ни плодовитый Иван, ни шпаргалки на будущих экзаменах, пусть даже и десять лет спустя.
|