ИГРАТЬ ВСЕРЬЕЗ
КОСМИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ
Игровые приемы и ситуации на уроках русского
языка
(По учебнику для 6-го класса под ред. Н.М.
Шанского. М.: Просвещение, 1999)
6 класс
Л.А. КОРНЕЕВА,
школа № 1258,
Центральный округ,
г. Москва
Игра известна с глубокой древности.
Основная функция любой игры – развлекательная:
развлечь, доставить удовольствие, воодушевить,
пробудить интерес. Но при этом, являясь
развлечением, игра обладает и другими
возможностями: обучать; заставить мыслить,
творить, активно действовать.
Игровые приемы и ситуации на уроке стимулируют
учащихся к учебной деятельности. Они помогают
развивать общеучебные умения и навыки, применять
их в практической деятельности, воспитывают в
детях самостоятельность, волю,
коммуникативность; развивают внимание, память,
речь, мышление; создают положительный
эмоциональный настрой на уроке.
Бурное развитие воображения. Фантазия,
потребность в самоутверждении и самовыражении,
ориентация на речевую деятельность, стремление к
взрослости – вот что характерно для
подростков, а психологические механизмы игровой
деятельности опираются как раз на эти факторы. С
другой стороны, 6-й класс – это возраст, которому
присущи яркость и непосредственность
восприятия, дети легко и охотно вовлекаются в
игровую деятельность. Все это и позволяет
успешно использовать на уроке игровые приемы.
Игровые элементы космического (или любого
другого) путешествия включаются в обычные уроки
русского языка в течение всего года. Первый этап
– повторение – проходит традиционно. Попутно
детям сообщается, что скоро мы отправляемся в
путешествие, к которому надо готовиться.
Незадолго до начала изучения 1-го раздела
программы 6-го класса – «Лексика и фразеология»
– в классе вывешивается карта путешествия, на
которой обозначены маршрут и объекты изучения. В
качестве космических объектов представлены
основные темы по русскому языку за 6-й класс.
Карта рисуется в цвете на большом темно-синем
листе вся целиком или по частям по усмотрению
учителя. К ней прилагается фигурка звездолета,
который передвигается и закрепляется на
очередном космическом объекте. Учащимся
предлагается заранее выбрать планету, комету,
звезду и т.п., где они будут выступать в роли
штурманов или разведчиков. Так поддерживается и
постепенно усиливается интерес к путешествию.
В зависимости от сложности раздела (объекта) и
количества учащихся в классе им можно
объединиться по 2–3 человека. Больше
нежелательно. Например, при исследовании
«Словообразовательного астероида» один
рассказывает о приставочном,
приставочно-суффиксальном, суффиксальном и
бессуффиксном способах словообразования, а
другой – о сложении основ, сложении слов и
переходе одной части речи в другую. «Туманность
Чередований» включает в себя корни
-гор- – -гар- и -кос- – -кас-, а «Комета
Приставочная» – не только приставки пре- и
при-, но и буквы ы – и после приставок.
Здесь исследования могут вестись группой
учеников. Итоговое повторение в конце года – это
«отчет» о путешествии, и поэтому на уроках также
сочетаются игровые и традиционные формы работы.
Какова же задача штурманов-разведчиков? Конечно,
вести космический корабль, сообщать новые
сведения об исследуемых планетах и звездах.
Безусловно, ведущая роль в изучении нового
материала принадлежит учителю. Штурманы
являются его помощниками и заранее вместе с
преподавателем готовятся по индивидуальным
заданиям. При расстановке штурманов,
естественно, следует учитывать уровень учащихся,
их возможности и сложность изучаемой темы. Как
показывает практика, есть дети, которые свободно
и легко общаются с классом, придумывают
интересные задания, ясно и понятно объясняют
материал. Другим справляться с ролью штурмана
труднее, но и их привлекает возможность
самостоятельно подготовить и провести часть
урока (пусть очень небольшую).
Например, тема «Фразеологизмы» изучается 2 часа.
К одному из уроков ученику-штурману предлагается
традиционное задание: подготовить сообщение о
каких-либо фразеологизмах, их происхождении,
значении и употреблении. Конечно, это можно
сделать в игровой, занимательной форме.
Примерное начало ответа может быть таким:
«Исследуя особенности планеты, я обнаружил среди
ее жителей фразеологизмы различного
происхождения. Одни из них связаны с историей –
«перейти Рубикон»; другие – с литературой –
«Ларчик просто открывался», «А Васька слушает да
ест». И так далее.
Или возьмем тему «Буквы о – е после шипящих и ц
в суффиксах прилагательных» (1 час). Тема
опирается на уже изученные правила, поэтому
ученик-штурман в состоянии сам подобрать
примеры, показать их наглядно, сделать вывод,
сформулировать правило и даже подготовить
материал для закрепления. Учитель только
корректирует работу штурмана с классом.
Можно предложить еще один пример. Тема:
«Относительные прилагательные».
Учитель. Сегодня мы продолжаем
изучение «Создания Разрядов». Объектом нашего
внимания будет звезда под индексом О.
(Звездолет переставляется к названной звезде.)
Штурман. Индекс О обозначает
еще один разряд прилагательных – относительные.
Посмотрите на прилагательные, которые записаны
на доске.
1-я запись:
городской
февральский
деревянный
нагревательный.
Пожалуйста, подберите к ним
существительные. Род и число можно менять.
Ученики подбирают, штурман записывает.
2-я запись:
городская улица
февральская метель
деревянное изделие
нагревательный прибор.
Штурман. Что обозначают эти
прилагательные?
3-я запись:
городская улица – место
февральская метель – время
деревянное изделие – материал
нагревательный прибор – назначение
Штурман. Такие прилагательные и
называются относительными. Они не имеют степеней
сравнения, краткой формы и не сочетаются с
наречием очень. Откройте учебник на 103-й
странице.
Далее штурман просит одного из учеников
прочитать определение относительных
прилагательных, а затем учитель уточняет
сделанные учащимися выводы, объясняет, как нужно
рассуждать, определяя разряд качественных и
относительных прилагательных, и проводит
упражнения на закрепление материала.
Конечно, на учителя ложится дополнительная
нагрузка при подготовке уроков со штурманом, но
опыт работы с использованием подобных игровых
приемов показывает, что шестиклассники с
удовольствием включаются в урок, повышается их
интерес к предмету, активизируется внимание,
развивается речь и умение общаться.
Воспитывается уважительное отношение детей друг
к другу, потому что они выступают как в роли
ученика, так и в роли «учителя». Все это
способствует лучшему усвоению учащимися
учебного материала.
|