НОВЫЙ ПОДХОД
РИСУЕМ И УЧИМСЯ
Л.П. СЫЧУГОВА,
г. Киров
Рассудочное, рационалистическое
обучение преобладает в нынешней системе
образования. На уроках русского языка учитель
чаще всего обращается к логическому мышлению,
которым ведает левое полушарие мозга, и почти не
работает правое полушарие, определяющее
образное мышление. Теоретически учитель знает,
что у детей наиболее развито наглядно-образное
мышление. Однако вопреки законам психологии
педагог подчиняется принятому в школе порядку и
остается верным логическим методам обучения.
Путь к успеху лежит через изменение
существующего характера умственного труда,
через включение в интеллектуальную работу обоих
полушарий мозга. Одним из приемов организации на
уроке русского языка такой работы, отвечающей
законам функционирования человеческого мозга,
является использование эйдетизма. Из словаря: эйдетизм
(от греч. eidos – образ) – в психологии явление,
близкое к очень яркой образной памяти,
заключающейся в способности сохранять живой,
наглядный образ предмета долгое время спустя
после исчезновения его из поля зрения. Таким
наглядным образом на уроке русского языка стал
изобразительный (рисуночный) знак,
иллюстрирующий или просто сопровождающий
какое-либо понятие. В этом случае визуальный знак
выступает средством выявления и понимания
сущности воспринимаемых логических понятий.
Являясь вербальным по природе, он тем не менее
способствует вербализации теоретических знаний
потому, что дается учителем с учетом устройства
мозга, законов детской психики. Идея обучения с
использованием эйдетизма была успешно
опробована в средней школе № 45 г. Кирова,
Денисовской средней школе Слободского района
Кировской области, а затем получила широкое
распространение в области благодаря выпускникам
Вятского педагогического университета.
Рисуночные таблицы используются при объяснении
нового материала, на обобщающих уроках, при
повторении в начале и конце учебного года. В
отдельных случаях, например, при изучении
главных и второстепенных членов предложения,
лексики, деепричастия, наречия, изобразительные
материалы помогли учителю осуществить за один
урок блоковую подачу всей теоретической
информации по теме. Вначале учитель сам рисовал
веселые таблицы, но включенные в эксперимент
школьники, почувствовав принципиальное отличие
нового приема обучения от общепринятого
рассудочного метода, перехватили инициативу у
экспериментатора и пожелали проявить
собственные способности при создании
знаково-символических средств обучения.
Конкурсы на лучший рисунок, поясняющий изучаемое
языковое понятие, явление, стали одним из
наиболее популярных видов работы. Представляем
некоторые рисунки. В действительности это были
цветные, а не графические изображения.
На одном рисунке можно дать информацию о
действии нескольких орфографических правил.
После того как ученик сформулировал правило,
объяснил орфограммы, можно обратиться к доске. На
контурное, выполненные мелом изображение елки
прикрепляются аппликации с примерами,
иллюстрирующими то или иное орфографическое
правило.
|