Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №29/2001

НОВЫЙ ПОДХОД

ОБРАЗНОЕ ОБУЧЕНИЕ
ОРФОГРАФИЧЕСКОМУ ПРАВИЛУ

5 - 6 класс

Е.М.ГАРКУША

Большинство ребят не любят заучивать орфографические правила: они им кажутся скучными, непонятными. Правила не покажутся таковыми, если поручить ученикам изобразить правило, например, так, как показано на рисунках 1–6.

Рис 1

В начале изучения нового материала показываю классу уже готовый рисунок, прошу кого-нибудь описать его. Примерные ответы детей: «Девочка изображает существительное женского рода, у нее в руках ь, а мальчик – существительное мужского рода – завидует ей»

(Олег И., 5-й класс).

Рис 2

«На этом рисунке художник изобразил, как корень -лож- защищается от буквы а. Но я бы в рисунке изменила цвет буквы о: ее надо изобразить красным цветом, т.к. нужно показать, что главная она, а не буква а».

(Юля Л., 5-й класс).

Рис 3

Рис 4

Рис 5

Рис 6

Такой разговор нужен лишь на первом этапе обучения.
Правило должно вызвать в сознании ребенка определенные ассоциации с его деятельностью (играми, чтением). Таким образом достигается главная цель: в процессе рисования ученик вдумался в орфографическое правило и действительно понял его, а не зазубрил его механически.
Хотя исполнение многих рисунков оставляет желать лучшего, сущность грамматического явления в них часто выражается правильно и точно. Чтобы сразу закрепить достигнутый успех, идем дальше: вместе с детьми необходимо проанализировать правило и выделить главные слова в формулировке.
Пользуясь набором созданных иллюстраций, можно с интересом повторять правила, проводить словарные диктанты.
Хорошо поддаются иллюстрированию грамматические понятия, например, однородные члены предложения с обобщающим словом (рис. 7).

Рис 7

Советуем соблюдать одно условие. Выполняя рисунок, используйте два цвета. Не нужно усложнять рисунок лишними деталями и использовать разные цвета, т.к. это отвлекает от мысли, заложенной в рисунке.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru