НОВЫЙ ПОДХОД
ОБРАЗНОЕ ОБУЧЕНИЕ
ОРФОГРАФИЧЕСКОМУ ПРАВИЛУ
5 - 6 класс
Е.М.ГАРКУША
Большинство ребят не любят заучивать
орфографические правила: они им кажутся
скучными, непонятными. Правила не покажутся
таковыми, если поручить ученикам изобразить
правило, например, так, как показано на рисунках
1–6.
Рис 1
В начале изучения нового материала
показываю классу уже готовый рисунок, прошу
кого-нибудь описать его. Примерные ответы детей:
«Девочка изображает существительное женского
рода, у нее в руках ь, а мальчик –
существительное мужского рода – завидует ей»
(Олег И., 5-й класс).
Рис 2
«На этом рисунке художник изобразил,
как корень -лож- защищается от буквы а. Но
я бы в рисунке изменила цвет буквы о: ее надо
изобразить красным цветом, т.к. нужно показать,
что главная она, а не буква а».
(Юля Л., 5-й класс).
Рис 3
Рис 4
Рис 5
Рис 6
Такой разговор нужен лишь на первом
этапе обучения.
Правило должно вызвать в сознании ребенка
определенные ассоциации с его деятельностью
(играми, чтением). Таким образом достигается
главная цель: в процессе рисования ученик
вдумался в орфографическое правило и
действительно понял его, а не зазубрил его
механически.
Хотя исполнение многих рисунков оставляет
желать лучшего, сущность грамматического
явления в них часто выражается правильно и точно.
Чтобы сразу закрепить достигнутый успех, идем
дальше: вместе с детьми необходимо
проанализировать правило и выделить главные
слова в формулировке.
Пользуясь набором созданных иллюстраций, можно с
интересом повторять правила, проводить
словарные диктанты.
Хорошо поддаются иллюстрированию
грамматические понятия, например, однородные
члены предложения с обобщающим словом (рис. 7).
Рис 7
Советуем соблюдать одно условие.
Выполняя рисунок, используйте два цвета. Не нужно
усложнять рисунок лишними деталями и
использовать разные цвета, т.к. это отвлекает от
мысли, заложенной в рисунке.
|