ТЕМА НОМЕРА:
ЯЗЫКОВОЕ ОБЩЕНИЕ
О том, что на уроках родного языка у нас
не учат тому, для чего, собственно, родной язык и
существует, – умению общаться, говорилось уже и в
самого высокого происхождения документах, и во
время чаепитий в учительских, так что мыслью этой
никого не удивишь. Как не удивишь и тем
обстоятельством, что воз и ныне там, – это у нас
традиция такая национальная: поговорили, душу
отвели, в проектах про коммуникативную
компетенцию раз десять упомянули – вот на душе и
полегчало. А дети по-прежнему покидают стены
школы с хорошей оценкой по родному языку в
аттестате и с полной неспособностью провести
простейшие переговоры, отстоять свою точку
зрения в споре, подстроить свой стиль общения к
ситуации, распознать истинные намерения
собеседника и при необходимости дезавуировать
их. Апелляция после вступительного экзамена,
обсуждение с родителями, что делать, если не
поступишь, собеседование при устройстве на
работу, выяснение недоразумений с военкоматом,
деканатом и прочими инстанциями, защита
курсовой, конфликт в учебной группе, участие в
выборах разного уровня (от старосты группы до
президента) – вот далеко не полный перечень
ситуаций, в которых наши недавние ученики
оказываются абсолютно беззащитны, а последствия
недостаточной «коммуникативной компетенции» в
наше время могут быть поистине трагичными. И
ответственны за это, конечно, прежде всего
учителя-словесники (пополам со школьными
психологами, но их службе без году неделя, да и не
везде они есть).
Этот номер адресован тем из вас, дорогие коллеги,
кто не желает больше ждать милостей от Минобраза
и хочет уже сейчас, в нынешних условиях, хоть
как-то помочь своим ученикам подготовиться к
выходу в бурное море взрослого общения.
Возможности для этого всегда можно найти:
отдельные уроки, факультативы, классные вечера.
Мы со своей стороны обязуемся предоставить вам
весь полезный с нашей точки зрения материал на
эту тему, какой только сможем достать. Если у вас
есть чем поделиться с коллегами – не
откладывайте, напишите нам.
А теперь коротко о материалах номера. Языковое
общение изучает особая область языкознания –
коммуникативная лингвистика, область очень
интересная и богатая находками. Хотя бурно
развивается она уже на протяжении полувека,
рассказа о том, что такое высказывание, как
строится диалог, с какими целями люди вступают в
общение и каких неписаных правил при этом
придерживаются, вы не найдете не только в
школьных, но и в педвузовских учебниках. Может
быть, из-за косности, а может быть, что и не без
умысла – коммуникативно компетентные граждане
всегда создают властям массу проблем, с
безмолвствующим народом-то управляться
сподручнее. Но это тема отдельных размышлений, а
мы предлагаем вам восполнить пробелы в знаниях
(своих и ученических) с помощью материалов тома
«Языкознание. Русский язык» серии «Энциклопедия
для детей» издательства «Аванта+». Эти статьи
были написаны ведущими специалистами в данной
области специально для старших школьников, вы
можете провести на их основе уроки, передать
ученикам для подготовки докладов или просто
зачитать в классе отрывки, показавшиеся вам
наиболее интересными. Эта публикация будет
продолжена: в одном из осенних номеров вы найдете
статью из этой же энциклопедии лингвиста с
мировым именем Елены Викторовны Падучевой о
высказывании и диалоге. Не пропустите!
Если вы не знаете, как учить детей общаться и
особенно где найти для этого время, есть
испытанный способ – игры. В этом номере мы
предлагаем вашему вниманию подборку игр,
специально ориентированных на обучение
искусству коммуникации. Необязательно играть на
уроках, особенно если в старших классах на родной
язык отведено по часу в неделю. Большинство игр
будут очень кстати во время классного «огонька»,
в походе, вы только научите, покажите – и ребята
будут играть сами, в своих компаниях. Опыт игры в
знаменитую «Мафию», например, возможно, стоит
целого курса по развитию коммуникативных
навыков. И обязательно поиграйте сами – вам
понравится.
В рубрике «Представляем книгу» вы найдете два
фрагмента из достаточно популярной (в обоих
смыслах) книги Сергея Поварнина «О теории и
практике спора». Литературы по этому вопросу,
доступной неподготовленному читателю, довольно
мало, и мы постараемся знакомить вас с самыми
важными книгами.
Особо нужно сказать о нашем спецвыпуске. Не так
часто мы отводим место для публикации почти
целиком книги, темой которой не является
изучение русского языка. Однако для книги
американских специалистов по переговорам
Роджера Фишера и Уильяма Юри мы сделали
исключение. По сути, эта небольшая брошюра
представляет собой почти идеальный учебник по
искусству переговоров – концептуально
продуманный, хорошо структурированный, с яркими
примерами, написанный ясно и понятно. Почти –
потому что сделана книга на американском
материале, некоторые реалии могут быть не близки
нашим детям, но ведь примеры легко подобрать и
другие – вот вам и первое задание для ребят.
Вообще задания по этой книге придумываются
легко, некоторые предложены составителем, еще
множество вы наверняка подберете сами. Можно
просто брать и проводить по этой книге
факультатив для старшеклассников, да и своих
коллег пригласите – и они, и дети потом много раз
в жизни помянут добрым словом и вас, и методику
принципиальных переговоров, созданную Фишером и
Юри.
Давайте начнем! До начала учебного года еще есть
время подумать, подготовиться, провести
переговоры со школьной администрацией
(используйте материалы спецвыпуска!) об открытии
факультатива. Сделайте первый шаг, а мы вам
поможем. Успехов!
|