ФАКУЛЬТАТИВ
УЧИМСЯ ВЕСТИ ПЕРЕГОВОРЫ
(По книге Р.Фишера и У.Юри «Путь к
согласию, или Переговоры без поражения» М., 1992)
Л.ПЕТРАНОВСКАЯ
Книга ведущих мировых специалистов по
переговорному процессу Роджера Фишера и Уильяма
Юри «Путь к согласию, или Переговоры без
поражения» известна любому образованному
человеку на Западе. Книга выдержала множество
переизданий, с ней знакомы читатели 30 стран мира.
В России она была переведена и напечатана весьма
приличным тиражом на волне перестройки, но
бестселлером, похоже, не стала, еще несколько лет
эти тонкие брошюрки можно было найти по
копеечной цене в дальних углах книжных
магазинов. Там ее отыскивали «те, кто понимает» и
скупали десятками экземпляров, чтобы дарить
друзьям и знакомым.
Все, с кем мне приходилось обмениваться
впечатлениями об этой книге, говорили, что при
чтении словно включался яркий свет и возникало
непередаваемое чувство узнавания: словно ты
всегда об этом знал, но не понимал этого и всегда
именно так и думал, но не применял в жизни.
Дело было не только в том, что книга содержит
глубокие и новые идеи и талантливо написана, – в
тот момент она оказалась очень «нужной и
своевременной». Еще недавно ситуации
переговоров, которые в качестве примеров
сопровождают все основные мысли авторов: о
продаже жилья, о получении страховки за разбитый
автомобиль, о своей заработной плате, – были из
совсем другого мира. Ведь в прежней, советской
жизни слово «переговоры» ассоциировалось
исключительно с международной дипломатией,
причем «нашей», просоветской. Прочие, «не наши»,
переговоры назывались «сделкой» (кстати,
многократно осужденная советской пропагандой
«кэмп-дэвидская сделка» – мирное соглашение
между Египтом и Израилем, сохранившее тысячи
жизней, – проходила при непосредственном
участии авторов книги).
И в самом деле, кому, с кем и о чем было
договариваться? Начальство распоряжалось,
подчиненные выполняли указания, собственности,
которую можно было бы
покупать-продавать-арендовать-страховать, ни у
кого не было, профсоюзы и общественные
организации были фикцией, зарплата прописана в
тарифной сетке, учиться и лечиться можно было
только по месту жительства. Когда все
регламентировано, обсуждать нечего (разве что с
мужем договариваться, какой шкаф купить, да и то
нет смысла: какой «достанешь», такому и рад).
Людям, которые не распоряжаются важнейшими
сторонами своей жизни, переговоры ни к чему.
Неудивительно, что переговоры, которые для
человека западной цивилизации являются
естественным средством решения любой проблемы,
тем, что нужно испробовать в первую очередь, для
человека российского – средство довольно
экзотичное. Простейшая ситуация: сосед этажом
ниже имеет привычку по утрам курить на балконе. В
результате вы каждое утро просыпаетесь не от
пения птиц и солнечных зайчиков, а от табачной
вони. Что будет делать в этой ситуации типичный
наш соотечественник? В зависимости от характера:
либо терпеть, мучаясь головной болью и
бессильной злостью, либо скандалить с соседом,
угрожая милицией, мордобоем и прочими средствами
воздействия. Пойти и обсудить проблему с соседом
никому в голову не придет. С нашей точки зрения
это просто дикость: позвонить в дверь и сказать:
«Мне нужно с вами поговорить об одной
проблеме…». Так что фраза, с которой начинается
книга: «Вы каждый день ведете переговоры», – к
нашему обществу десятилетней давности
относилась не вполне.
«Беспереговорные» годы отразились и на нашем
мышлении, и в языке. Любопытное наблюдение:
авторы книги назвали свой метод
«принципиальными переговорами», подчеркивая его
отличие от упертого позиционного торга,
открытость, гибкость и доброжелательность
установки. Однако в русском языке слово
«принципиальный» означает как раз упертый,
негибкий, не идущий на переговоры,
«принципиальная позиция» – это та, которую и
обсуждать нечего, с нее не свернешь.
Десять лет назад мы встали перед необходимостью
вступать в переговоры, причем новая реальность
свалилась на наши головы с пугающей быстротой, не
делая скидок на неподготовленность. В ответ на
запрос общества книг, посвященных переговорам и
вообще искусству общения и разрешения
конфликтов, вышло на русском языке немало: от
знаменитого Карнеги до малоизвестных
отечественных авторов. И все же ничего,
сравнимого с книгой «Путь к согласию» мне не
встречалось.
Во-первых, подход к переговорам Юри – Фишера –
это не совокупность «приемчиков», позволяющих в
переговорах отыграть в свою пользу пункт-другой.
Это целостная методология, особый взгляд на мир
– именно то, что нужно людям, впервые открывающим
для себя вселенную субъектных, равноправных
взаимоотношений. Книга дает не советы, а метод,
который можно использовать в любой ситуации. При
этом авторы делятся с нами не отвлеченными
рассуждениями, а конкретными, ясными принципами
поведения, которые реально облегчают жизнь и
экономят нервы (в этом я много раз убеждалась на
собственном опыте).
Во-вторых, книгу Юри – Фишера – и это
принципиально важно для работы с детьми –
отличает опора на этику. Вы не встретите здесь
советов как сманипулировать оппонентом, как
воспользоваться его слабостями, как «продавить»
свою позицию. Авторы подчеркивают, что почти в
любых переговорах важен не только сегодняшний
итог, но и долговременные отношения и тот, кто
прибегает к «грязной игре» ради сиюминутного
выигрыша, в конечном итоге почти всегда
проигрывает. В этом смысле переговоры по Юри –
Фишеру – в самом деле «переговоры без
поражения», потому что в них почти никогда не
страдают отношения и никогда не страдает
совесть. Авторы книги убедительно показывают:
отказ от грязных приемов, от видения мира как
«войны всех против всех» дает гораздо больше, чем
все попытки «загнать в угол», «поставить на
место», «развести», «поддеть на крючок» и прочая
злобная суета. При этом вовсе не предлагается
терпеть подобные приемы от оппонента – книга
вооружает своего читателя мощным арсеналом
приемов для борьбы с «грязной игрой», этому
посвящены последняя и едва ли не самая
интересная для нас, россиян, глава (она войдет в
следующие публикации) и отдельная книга У.Юри
«Преодолевая НЕТ, или Переговоры с трудным
противником».
Наконец, впечатляет сам стиль книги: это книга для
читателя. Она не давит читателя недоступной
премудростью, но буквально каждой страницей,
каждой строкой поддерживает и внушает
уверенность: ты сможешь. И это подтверждается на
практике: то, что правильно и естественно, то
легко и эффективно. Впервые добившись
поразительного эффекта в разговоре с
начальником, слесарем, соседом по даче,
собственным ребенком, всего лишь иначе посмотрев
на проблему и не так, как обычно, построив фразы,
вы не забудете этого впечатления никогда.
Пожалуй, есть только один случай, когда подход
Юри – Фишера не работает, – это конфликт ради
самого конфликта, когда нет никакого реального
столкновения интересов, а есть взаимовыгодная
игра, в которой участники решают свои
психологические проблемы или «набирают очки» в
глазах наблюдателей. Такой конфликт-самоцель
встречается нередко – и во многих семьях, и в
межнациональных отношениях. В этом случае
стороны могут сколь угодно долго вести
переговоры, им могут помогать лучшие
профессионалы-посредники, но в последний момент
противники всегда виртуозно найдут способ
избежать конструктивного соглашения (при этом
порой демонстрируя поразительную слаженность и
взаимопонимание). В общем-то пусть бы играли, если
нравится, но, к сожалению, в таких конфликтах
особенно часто бывают жертвы (обычно дети и
старики). Самое лучшее, что можно сделать по
отношению к таким псевдопереговорам, – назвать
вещи своими именами и не поддерживать игру.
* * *
В течение нескольких лет я
использовала книгу Юри – Фишера в работе со
старшеклассниками, учениками школы «Выбор».
Занятия по переговорам были существенной частью
курса «Основы эффективного общения». Для этой
публикации текст книги был существенно сокращен,
оставлены самые важные мысли и наиболее
доступные школьникам примеры.
После каждой главы я предлагаю вопросы и задания,
которые я использовала на занятиях, но вы
наверняка с удовольствием будете придумывать
свои. Важно иметь в виду, что ни один из вопросов
не предполагает единственно правильного ответа,
поэтому желательно, чтобы на каждый вопрос
ответили несколько ребят, в идеале – все
желающие. Возможно, иногда вы и сами не будете
знать правильного ответа – это нормально, ведь
мы, взрослые, в деле общения очень часто бываем
еще большими «чайниками», чем дети. Обсудите
трудный вопрос с ребятами – вместе вы наверняка
справитесь.
Естественно, нет смысла проводить занятия по
искусству переговоров в традиционной манере:
запишите, к завтрашнему дню выучить, назови
четыре аспекта и т.д. От чисто теоретического
курса проку будет мало, хорошо, если ваши занятия
будут одновременно тренингом для ребят (и для
вас). В начале каждого занятия можно разобрать
домашнее задание и поделиться впечатлениями за
неделю: кто-то был участником или свидетелем
поучительного конфликта, кто-то применил новые
знания на практике и хочет рассказать о
результате, кому-то нужен совет. Участвуйте в
этих обсуждениях на равных, делитесь случаями из
своей жизни, предлагайте для обсуждения свои
затруднительные ситуации, в том числе и
профессиональные. Очень эффективны игры
(некоторые вы найдете в этом номере),
инсценировки, примеры из художественной
литературы и фильмов.
И последнее. К сожалению, мне не удалось
связаться с авторами и получить их разрешение на
использование текста книги. Но, надеюсь, они не
будут обижены: кому, как не им, представлять себе
всю важность распространения идеи правильных
переговоров в нашей стране. От меня же и от моих
учеников им огромное спасибо. Как сказал один
мальчик, прочитав книгу залпом (хотя я просила
только первую главу): «Это потрясающе! Ведь можно
жить совсем иначе!».
|