Я ИДУ НА УРОКА.Ю.РЕЗВАЯ,
|
Глагол движения, действия |
Глагол звучания |
Глагол цвета |
Глагол состояния |
Глагол чувства |
Задание. Выпишите все
глаголы, распределяя их по колонкам.
(Глаголы движения: бегут, выслала, идет, будят,
толпится; глаголы звучания: шумят, гласят;
глаголы цвета: блещут, белеет.)
– Глаголы какой тематической группы
преобладают в стихотворении? (Глаголы
движения.)
– Но разве мы только зрительно представляем
приход весны? (Мы ее слышим. Шум весны, гомон
обозначают глаголы звучания шумят, гласят.)
– Функцию обозначения цвета в тексте несут не
только прилагательные, но и глаголы,
обозначающие проявление цветового признака.
Найдите глаголы цвета. (Блещут.)
– Назовите основной художественный образ,
посредством которого создается динамика,
движение в стихотворении. (Образ воды.)
– Можно ли только по названию определить
доминирующую группу глаголов в стихотворении? (Можно.)
– Чем первая строка стихотворения («Еще в полях
белеет снег...») отличается от последующих? (В
первой строке статичное состояние природы
выражено глаголом цвета белеет. В полях еще
задержалась зима, царит атмосфера тишины и покоя.
В последующих строках преобладают глаголы
движения, создающие динамику.)
– Каково стихотворение по тональности? (Приподнято-торжественное.)
– С помощью какой лексики достигается эта
торжественность? (Употребление
старославянизмов: брег, гласят, блещут.)
– Тютчев использует эти слова в описании мира
природы, тем самым отождествляя природу с храмом,
обожествляя ее. Как называется такой
художественный прием в поэтическом тексте? (Олицетворение.)
– Докажите. (Воды бегут, гласят, весна выслала,
дни румяные.)
– В стихотворении «Весенние воды» 4 раза
встречается глагол идет. Является ли это
стилистической ошибкой? (Нет. Повтор является
особым художественным приемом в литературе.)
– Определите функцию этого повторения. (Показать
ожидание весны, восторг при виде весны.)
– Словарь С.И. Ожегова дает 26 значений слова идет.
Нам важны 2 из них:
Идти – 1) двигаться, передвигаться ногами;
2) приближаться, наступать.
– В каком значении употребляется глагол идти
в стихотворении? (В обоих.)
– Докажите. (Так как природа одушевлена, то
весну можно представить девушкой-красавицей,
которая плавно идет по земле, принося с собой
тепло и оживление.)
Вывод. Весна полна движения, динамики, которую создают глаголы движения и звучания.
Выписать глаголы, распределяя по
колонкам (глаголы состояния: дышит, дремлет, катится,
тают). Обратить внимание на глагол катится
(дети определяют его как глагол движения).
– Я не согласна с определением глагола катится.
Сравните строки из стихотворений «Весенние
воды» и «Полдень».
«Весенние воды»: Бегут и будят сонный
брег.
«Полдень»: Лениво катится река.
– Что общего между строками? (Образ воды.)
– Чем они различаются? (В 1-м – динамика воды
подчеркивается однородным сказуемым будят;
во 2-м глагол движения приобретает значение
медленного, тихого течения реки, сонное
состояние водного пространства. Такая река не
может будить что-либо, а, наоборот, своим течением
только усыпляет окружающий мир.)
– Какие еще части речи в стихотворении передают
статику? (Наречия: лениво, покойно;
существительные: туман, дремота, облака.)
– Мы встречаем повторение наречий (лениво –
3 раза).
– С какой целью поэт использует этот
художественный прием в данном стихотворении? (Показать,
что вся природа задремала: лениво дышит
полдень, лениво катится река, лениво тают
облака. Вся природа находится в состоянии сна.)
– Каков тон повествования? (Торжественно-величавый.)
– Каким образом он выражается? (Неторопливый
темп; обилие старославянизмов: мглистый,
твердь, пламенный, дремота, объемлет, пещера;
присутствие мифических образов: боги природы –
Пан, нимфы.)
– Какими человеческими качествами наделена
природа? (Способностью дышать, дремать.)
Вывод. В описании природы
преобладают статичные глаголы тематической
группы состояния. Наряду с глаголами показать
статику способны другие части речи: наречие, имя
существительное.
– Почему же стихотворения «Весенние воды» и
«Полдень» мы читаем по-разному? («Весенние
воды» – преобладание глаголов движения,
«Полдень» – преобладание глаголов состояния.)
– Только ли глаголы движения создают динамизм
описания? Чтобы ответить на этот вопрос,
обратимся к стихотворению Тютчева «Весенняя
гроза».
Весенняя гроза
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.
Задание. Выписать глаголы,
распределяя их по колонкам (глаголы чувства: люблю;
глаголы звучания: грохочет, гремят; глаголы
действия: брызнул, летит, повисли; глаголы
цвета: золотит).
– Какой художественный образ нарисован в
стихотворении? (Образ грозы.)
– Какие глаголы, кроме глаголов движения,
указывают нам на интенсивность раскатов грома? (Глаголы
звучания: грохочет, гремят.)
Звукопись: рв-гр-р-бр – дрожащий звук [р] –
имитация грозы.
– Взаимозаменяемы ли эти глаголы (см. словарь
синонимов)? (Да. Это синонимы.)
– Известно ли нам отношение автора к грозе? Как
вы об этом узнали? (По глаголу чувства люблю.)
– Только ли посредством глагола люблю
выражает Тютчев свое отношение к грозе? Какие
другие средства использует поэт? (Эпитеты: весенний,
первый гром; образное сравнение: перлы дождевые;
прием олицетворения: гром резвится, играет, раскаты
молодые.)
– Какими глаголами вы можете описать свои
чувства во время грозы? (Боюсь, нравится,
радуюсь, веселюсь, волнуюсь.)
– В тексте встречаются слова резвяся и играя,
они тоже выражают действие, но добавочное к
основному глаголу. Это особая форма глагола –
деепричастие. С кем сравнивается гром с помощью
этих слов? (С шаловливым ребенком.)
– Назовите глагол цвета. (Золотит.)
– Почему именно такой глагол цвета употребил
Тютчев? (Солнце, отражаясь в каплях, золотит их.)
– Как еще в стихотворении обозначается цвет? (Прилагательным:
небо голубое; метафорой – перлы дождевые.
Дождевая капля сравнивается с прозрачной,
блестящей жемчужиной. Цель – показать
красоту, хрупкость, недолговечность, казалось бы,
простой дождевой капли.)
Вывод. Динамику создают и глаголы
звучания. Чувства поэта передают глаголы
чувства.
Глагол цвета наряду с другими частями речи
создает красочную картину природы.
– Для того чтобы узнать, сможете ли вы
из всего многообразия глаголов подобрать к
существительным более интересные, образные
слова, проведем лингвистический эксперимент.
(Стихотворение с пропущенными глаголами у
каждого ученика.)
Как неожиданно и ярко,
На влажной неба синеве,
Воздушная (воздвиглась) арка
В своем минутном торжестве!
Один конец в леса (вонзила),
Другим за облака (ушла) —
Она полнеба (обхватила)
И в высоте (изнемогла).
– Не забудьте про стиль поэта,
свойство употребляемой им лексики,
художественный прием в основе каждого
стихотворения.
Пока ученики работают, учитель на доске чертит:
Авторский текст |
Варианты учеников |
||
Первой заполняется колонка «Варианты
учеников».
– Какому явлению природы вы придали действие,
динамику? (Радуге.)
– Какое образное название дано радуге? (Воздушная
арка.)
– Сверяем глаголы с авторскими. Какие глаголы
более точно передают действие радуги? (Тютчевские.)
– Как вы понимаете строку Воздушная воздвиглась
арка? (Подобно тому, как воздвигается храм,
Тютчев воздвигает арку над лесом.)
– Как вы понимаете метафору минутное торжество?
(Жизнь радуги недолга, мгновенна, после
торжественного своего величия она незаметно
растворяется в небе.)
– Почему именно глагол вонзила использует
автор? (Конец радуги пронзил гущу лесов, вошел и
застрял в ее глубине.)
– Интересно у Тютчева употребление глагола изнемогла.
Подберите сходные по смыслу слова. Если вам
трудно, то вспомните об олицетворении: арка –
живое существо, следовательно, ей свойственны
все человеческие черты. (Устать, утомиться.)
– Когда Тютчев, говоря о радуге, пишет: Она
полнеба обхватила // И в высоте изнемогла,
то словом изнемогла он не только хочет
сказать, что радуга незаметно исчезла,
растворилась, растаяла в небе, но и сообщить
состояние уставшего человека. Вы увидели,
насколько точны и образны у Тютчева глаголы.
– Я приготовила вам сюрприз
– стихотворение А.Фета «Это утро...».
Задание. 1) Назовите преобладающую часть
речи; 2) тип речи.
Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня, и света,
Этот синий свод,
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы,
Этот говор вод,
Эти ивы и березы,
Эти капли – эти слезы,
Этот пух – не лист,
Эти горы, эти долы,
Эти мошки, эти пчелы,
Этот зык и свист,
Эти зори без затменья,
Этот вздох ночной селенья,
Эта ночь без сна,
Эта мгла и жар постели,
Эта дробь и эти трели,
Это все – весна.
– Какое время года, подобно Тютчеву,
описывает Фет? (Весну.)
– Вы встретили глаголы в стихотворении? (Ни
одного.)
– А как я читала стихотворение? (Динамично,
взволнованно.)
– Какими же средствами Фет описал движение? (Перечислительная
интонация, анафора (единоначатие), лексические
средства: преобладание существительных,
обозначающих предмет как действие, – крик,
говор, зык, свист, вздох, дробь, трели; звукопись:
щ – пщ – х – чн – др – тр – з (свистящие,
шипящие, дрожащие звуки – имитация шума, свиста,
дрожания).
Задание. Проанализируйте существительные;
докажите, что их корни тоже обозначают действие.
Для этого к каждому существительному подберите
соответствующий глагол в инфинитиве.
– Какой характер всему стихотворению придают
существительные, употребляемые вместо глаголов? (Напористость,
возбужденность, активность.)
– По каким признакам мы различаем глаголы и
существительные, корни которых обозначают
действия? (По вопросу, функции в предложении.)
– Но только ли существительные, обозначающие
предмет как действие, придают действенный
характер всему стихотворению? (Существительные:
мощь, день, свет, мошки, пчелы, стаи, птицы,
вереницы, вода, лист, капли, слезы (которые не
могут не литься), селение, да и само слово весна
– имеют в своем лексическом значении сему
«движение». А мошкара, пчелы, птицы, стаи просто
не могут находиться в статичном состоянии.)
– Итак, А.Фет сумел, не прибегая к глаголам,
функцией которых является обозначение действия,
создать картину оживления весны с помощью
существительных, перечислительной интонации,
анафоры.
Вывод. Отглагольными существительными можно передать динамику.
Глагол наряду с другими частями речи служит средством создания динамичных картин. Это средство передачи состояния, чувств, авторского отношения к изображаемому.
– Мы с вами проделали грандиозную
работу – изучали стиль Тютчева и Фета. Для того
чтобы показать природу, способную дышать,
чувствовать, слышать, действовать, поэты
пользуются художественным приемом
олицетворения. В основе стихотворения у Фета
лежит даже не олицетворение в основе
стихотворений, а прием слияния мира природы и
мира души человека. Так что нам порой неясно:
говорится ли в стихотворении о человеке или о
природе? Тютчев использует глаголы наиболее
распространенных тематических групп: движения,
цвета, состояния, чувства, звучания. Тютчев
находит такие необычные глаголы, интересные
сравнения, которые позволяют нам увидеть мир
природы во всем великолепии и красоте. На примере
стихотворений Фета мы увидели, как, не пользуясь
глаголами, употребляя только существительные,
поэт создает не менее динамичные пейзажные
зарисовки, а также статичные описания. Природа –
храм. У Фета есть стихотворение «Учись у них: у
дуба, у березы...». Природа вечна, человек должен
слиться с вечной природой, учиться у нее жить.
В конце урока таблица должна быть заполнена: