Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №31/2001

Я ИДУ НА УРОК

А.Ю.РЕЗВАЯ,
г.Челябинск

ГЛАГОЛ ПОЭЗИИ

7 класс

Тема урока: «Роль глагола в тексте (на материале поэзии Ф.И.  Тютчева и А.А. Фета). Семантические группы глаголов» (2 часа).

Тип урока: обобщающее повторение по теме «Глагол» в 7-м классе.

Цели урока.

1) Выявить роль глагола в тексте на материале поэзии Тютчева;
2) ввести понятия динамики, статики;
3) познакомить с наиболее употребительными семантическими группами глаголов:

а) глагол движения, действия;
б) глагол звучания;
в) глагол цвета;
г) глагол состояния;
д) глагол чувства.

Оборудование:

1) тексты (у каждого):

Ф.И. Тютчев:

– «Весенние воды»,
– «Весенняя гроза»,
– «Осенний вечер»,
– «Полдень»,
– «Как неожиданно и ярко...»;

А.А. Фет:

– «Это утро...»;

2) каркас таблицы на доске;
3) словари: мифологический, С.И. Ожегова, синонимов.

Ход урока

I. слово учителя.

– Ребята, какое время года вы любите? (Называют.)
– Какие ассоциации возникают у вас с таким временем года, как весна? (Бегут ручьи, тает снег, чирикают воробьи.)
– А как вы охарактеризуете осень? (Падают желтые листья, улетают птицы.)
– Вот мы с вами и погрузились в мир природы. Сегодня на уроке мы обратимся к поэзии Тютчева. Этот поэт любил природу во всех ее проявлениях, одушевлял природу, наделял способностью чувствовать, дышать. Как называется такой прием в художественном тексте? (Олицетворение.)
– Но у Тютчева это не просто художественный прием, а особое понимание мира природы. По мысли поэта, природа действительно живет, дышит, подобно человеку. Русский поэт сумел показать это в красочных поэтических зарисовках, которые мы будем читать и анализировать. Много стихотворений Тютчев посвятил весне. Н.А. Некрасов: «Читая их, чувствуешь весну, когда сам не знаешь, почему делается весело и легко на душе».
– Каким образом достигается это ощущение? У Тютчева природа полна движения и шума. А часть речи, обозначающая движение, – глагол. Поэтому роль глагола мы будем рассматривать именно на материале поэзии этого поэта.

II. Введение понятий «динамика» и «статика».

Обратимся к двум стихотворениям: «Весенние воды», «Осенний вечер».

Задание. Определить преобладающую часть речи в стихотворениях.

Весенние воды

Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут, и гласят...
Они гласят во все концы:
«Весна идет, весна идет!
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!».
Весна идет, весна идет!
И тихих, теплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней.

Осенний вечер

Есть в светлости осенних вечеров
Умильная, таинственная прелесть:
Зловещий блеск и пестрота дерев,
Багряных листьев томный, легкий шелест,
Туманная и тихая лазурь
Над грустно-сиротеющей землею
И, как предчувствие сходящих бурь,
Порывистый, холодный ветр порою.

Беседа

– Что объединяет два стихотворения? (Тема: обращение к миру природы, но в первом – приход весны, во втором – описание осеннего вечера.)
– Определите тип речи. (1 – повествование, 2 – описание.)
– Что позволяет показать движение в стихотворении «Весенние воды»? (Насыщенность глаголами: из
44 слов знаменательных частей речи 14 глаголов.)

– Такое повествование, наполненное действием, движением, называется динамичным. Антонимичным понятием является определение «статики», т.е. покоя, неподвижности, отсутствия всякого действия.

На доске:

Динамика (греч. dynamikos – «сильный») – движение, действие.

Статика (греч. statos – «стоящий) – покой, неподвижность.
– Почему именно глагол помог создать динамичное описание? (Глагол обозначает действие.)

Вывод. От насыщенности текста глаголами зависит его динамика.

III. Выделение семантических групп. Заполнение таблицы.

– Итак, динамику в тексте создают глаголы, но все ли глаголы в равной мере участвуют в создании динамичных картин? Для ответа на этот вопрос мы обратимся к двум стихотворениям Тютчева: «Весенние воды» и «Полдень».

Задание. Подумайте, почему я читаю эти стихотворения в разном темпе. Обратите внимание на количество глаголов. (Учитель еще раз читает «Весенние воды», потом «Полдень». Перед чтением объясняет значение слов нимфа, Пан, твердь.)

Полдень

Лениво дышит полдень мглистый;
Лениво катится река;
И в тверди пламенной и чистой
Лениво тают облака.
И всю природу, как туман,
Дремота жаркая объемлет;
И сам теперь великий Пан
В пещере нимф покойно дремлет.

(В обоих стихотворениях есть глаголы, в первом (без повторяющихся) – 9, во втором – 5.)
– Почему же мы читаем эти стихи в разном темпе? (В стихотворении «Весенние воды» больше движения, динамики, быстрый темп; стихотворение «Полдень» читаем медленно, распевно, нет активного движения, хотя глаголов почти столько же.)
– Значит, дело не только в количестве. В чем же дело? Нам предстоит решить этот вопрос.

Задание к стихотворению «Весенние воды»

На доске каркас таблицы:

Глагол движения, действия

Глагол звучания

Глагол цвета

Глагол состояния

Глагол чувства

         

Задание. Выпишите все глаголы, распределяя их по колонкам.
(Глаголы движения: бегут, выслала, идет, будят, толпится; глаголы звучания: шумят, гласят; глаголы цвета: блещут, белеет.)

– Глаголы какой тематической группы преобладают в стихотворении? (Глаголы движения.)
– Но разве мы только зрительно представляем приход весны? (Мы ее слышим. Шум весны, гомон обозначают глаголы звучания шумят, гласят.)
– Функцию обозначения цвета в тексте несут не только прилагательные, но и глаголы, обозначающие проявление цветового признака. Найдите глаголы цвета. (Блещут.)
– Назовите основной художественный образ, посредством которого создается динамика, движение в стихотворении. (Образ воды.)
– Можно ли только по названию определить доминирующую группу глаголов в стихотворении? (Можно.)
– Чем первая строка стихотворения («Еще в полях белеет снег...») отличается от последующих? (В первой строке статичное состояние природы выражено глаголом цвета белеет. В полях еще задержалась зима, царит атмосфера тишины и покоя. В последующих строках преобладают глаголы движения, создающие динамику.)
– Каково стихотворение по тональности? (Приподнято-торжественное.)
– С помощью какой лексики достигается эта торжественность? (Употребление старославянизмов: брег, гласят, блещут.)
– Тютчев использует эти слова в описании мира природы, тем самым отождествляя природу с храмом, обожествляя ее. Как называется такой художественный прием в поэтическом тексте? (Олицетворение.)
– Докажите. (Воды бегут, гласят, весна выслала, дни румяные.)
– В стихотворении «Весенние воды» 4 раза встречается глагол идет. Является ли это стилистической ошибкой? (Нет. Повтор является особым художественным приемом в литературе.)
– Определите функцию этого повторения. (Показать ожидание весны, восторг при виде весны.)
– Словарь С.И. Ожегова дает 26 значений слова идет. Нам важны 2 из них:
Идти – 1) двигаться, передвигаться ногами;
2) приближаться, наступать.
– В каком значении употребляется глагол идти в стихотворении? (В обоих.)
– Докажите. (Так как природа одушевлена, то весну можно представить девушкой-красавицей, которая плавно идет по земле, принося с собой тепло и оживление.)

Вывод. Весна полна движения, динамики, которую создают глаголы движения и звучания.

Задание к стихотворению «Полдень»

Выписать глаголы, распределяя по колонкам (глаголы состояния: дышит, дремлет, катится, тают). Обратить внимание на глагол катится (дети определяют его как глагол движения).
– Я не согласна с определением глагола катится. Сравните строки из стихотворений «Весенние воды» и «Полдень».
«Весенние воды»: Бегут и будят сонный брег.
«Полдень»: Лениво катится река.
– Что общего между строками? (Образ воды.)
– Чем они различаются? (В 1-м – динамика воды подчеркивается однородным сказуемым будят; во 2-м глагол движения приобретает значение медленного, тихого течения реки, сонное состояние водного пространства. Такая река не может будить что-либо, а, наоборот, своим течением только усыпляет окружающий мир.)
– Какие еще части речи в стихотворении передают статику? (Наречия: лениво, покойно; существительные: туман, дремота, облака.)
– Мы встречаем повторение наречий (лениво – 3 раза).
– С какой целью поэт использует этот художественный прием в данном стихотворении? (Показать, что вся природа задремала: лениво дышит полдень, лениво катится река, лениво тают облака. Вся природа находится в состоянии сна.)
– Каков тон повествования? (Торжественно-величавый.)
– Каким образом он выражается? (Неторопливый темп; обилие старославянизмов: мглистый, твердь, пламенный, дремота, объемлет, пещера; присутствие мифических образов: боги природы – Пан, нимфы.)
– Какими человеческими качествами наделена природа? (Способностью дышать, дремать.)

Вывод. В описании природы преобладают статичные глаголы тематической группы состояния. Наряду с глаголами показать статику способны другие части речи: наречие, имя существительное.
– Почему же стихотворения «Весенние воды» и «Полдень» мы читаем по-разному? («Весенние воды» – преобладание глаголов движения, «Полдень» – преобладание глаголов состояния.)
– Только ли глаголы движения создают динамизм описания? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к стихотворению Тютчева «Весенняя гроза».

Весенняя гроза

Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.

Задание. Выписать глаголы, распределяя их по колонкам (глаголы чувства: люблю; глаголы звучания: грохочет, гремят; глаголы действия: брызнул, летит, повисли; глаголы цвета: золотит).
– Какой художественный образ нарисован в стихотворении? (Образ грозы.)
– Какие глаголы, кроме глаголов движения, указывают нам на интенсивность раскатов грома? (Глаголы звучания: грохочет, гремят.)
Звукопись: рв-гр-р-бр – дрожащий звук [р] – имитация грозы.
– Взаимозаменяемы ли эти глаголы (см. словарь синонимов)? (Да. Это синонимы.)
– Известно ли нам отношение автора к грозе? Как вы об этом узнали? (По глаголу чувства люблю.)
– Только ли посредством глагола люблю выражает Тютчев свое отношение к грозе? Какие другие средства использует поэт? (Эпитеты: весенний, первый гром; образное сравнение: перлы дождевые; прием олицетворения: гром резвится, играет, раскаты молодые.)
– Какими глаголами вы можете описать свои чувства во время грозы? (Боюсь, нравится, радуюсь, веселюсь, волнуюсь.)
– В тексте встречаются слова резвяся и играя, они тоже выражают действие, но добавочное к основному глаголу. Это особая форма глагола – деепричастие. С кем сравнивается гром с помощью этих слов? (С шаловливым ребенком.)
– Назовите глагол цвета. (Золотит.)
– Почему именно такой глагол цвета употребил Тютчев? (Солнце, отражаясь в каплях, золотит их.)
– Как еще в стихотворении обозначается цвет? (Прилагательным: небо голубое; метафорой – перлы дождевые. Дождевая капля сравнивается с прозрачной, блестящей жемчужиной. Цель – показать красоту, хрупкость, недолговечность, казалось бы, простой дождевой капли.)

Вывод. Динамику создают и глаголы звучания. Чувства поэта передают глаголы чувства.
Глагол цвета наряду с другими частями речи создает красочную картину природы.

IV. Лингвистический эксперимент.

– Для того чтобы узнать, сможете ли вы из всего многообразия глаголов подобрать к существительным более интересные, образные слова, проведем лингвистический эксперимент.
(Стихотворение с пропущенными глаголами у каждого ученика.)

Как неожиданно и ярко,
На влажной неба синеве,
Воздушная (воздвиглась) арка
В своем минутном торжестве!
Один конец в леса (вонзила),
Другим за облака (ушла) —
Она полнеба (обхватила)
И в высоте (изнемогла).

– Не забудьте про стиль поэта, свойство употребляемой им лексики, художественный прием в основе каждого стихотворения.
Пока ученики работают, учитель на доске чертит:

Авторский текст

Варианты учеников

       

Первой заполняется колонка «Варианты учеников».
– Какому явлению природы вы придали действие, динамику? (Радуге.)
– Какое образное название дано радуге? (Воздушная арка.)
– Сверяем глаголы с авторскими. Какие глаголы более точно передают действие радуги? (Тютчевские.)
– Как вы понимаете строку Воздушная воздвиглась арка? (Подобно тому, как воздвигается храм, Тютчев воздвигает арку над лесом.)
– Как вы понимаете метафору минутное торжество? (Жизнь радуги недолга, мгновенна, после торжественного своего величия она незаметно растворяется в небе.)
– Почему именно глагол вонзила использует автор? (Конец радуги пронзил гущу лесов, вошел и застрял в ее глубине.)
– Интересно у Тютчева употребление глагола изнемогла. Подберите сходные по смыслу слова. Если вам трудно, то вспомните об олицетворении: арка – живое существо, следовательно, ей свойственны все человеческие черты. (Устать, утомиться.)
– Когда Тютчев, говоря о радуге, пишет: Она полнеба обхватила // И в высоте изнемогла, то словом изнемогла он не только хочет сказать, что радуга незаметно исчезла, растворилась, растаяла в небе, но и сообщить состояние уставшего человека. Вы увидели, насколько точны и образны у Тютчева глаголы.

V. Сюрприз.

– Я приготовила вам сюрприз – стихотворение А.Фета «Это утро...».
Задание. 1) Назовите преобладающую часть речи; 2) тип речи.

Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня, и света,
Этот синий свод,
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы,
Этот говор вод,
Эти ивы и березы,
Эти капли – эти слезы,
Этот пух – не лист,
Эти горы, эти долы,
Эти мошки, эти пчелы,
Этот зык и свист,
Эти зори без затменья,
Этот вздох ночной селенья,
Эта ночь без сна,
Эта мгла и жар постели,
Эта дробь и эти трели,
Это все – весна.

– Какое время года, подобно Тютчеву, описывает Фет? (Весну.)
– Вы встретили глаголы в стихотворении? (Ни одного.)
– А как я читала стихотворение? (Динамично, взволнованно.)
– Какими же средствами Фет описал движение? (Перечислительная интонация, анафора (единоначатие), лексические средства: преобладание существительных, обозначающих предмет как действие, – крик, говор, зык, свист, вздох, дробь, трели; звукопись: щ – пщ – х – чн – др – тр – з (свистящие, шипящие, дрожащие звуки – имитация шума, свиста, дрожания).
Задание
. Проанализируйте существительные; докажите, что их корни тоже обозначают действие. Для этого к каждому существительному подберите соответствующий глагол в инфинитиве.
– Какой характер всему стихотворению придают существительные, употребляемые вместо глаголов? (Напористость, возбужденность, активность.)
– По каким признакам мы различаем глаголы и существительные, корни которых обозначают действия? (По вопросу, функции в предложении.)
– Но только ли существительные, обозначающие предмет как действие, придают действенный характер всему стихотворению? (Существительные: мощь, день, свет, мошки, пчелы, стаи, птицы, вереницы, вода, лист, капли, слезы (которые не могут не литься), селение, да и само слово весна – имеют в своем лексическом значении сему «движение». А мошкара, пчелы, птицы, стаи просто не могут находиться в статичном состоянии.)
– Итак, А.Фет сумел, не прибегая к глаголам, функцией которых является обозначение действия, создать картину оживления весны с помощью существительных, перечислительной интонации, анафоры.

Вывод. Отглагольными существительными можно передать динамику.

VI. Общий вывод.

Глагол наряду с другими частями речи служит средством создания динамичных картин. Это средство передачи состояния, чувств, авторского отношения к изображаемому.

VII. Заключение. слово учителя.

– Мы с вами проделали грандиозную работу – изучали стиль Тютчева и Фета. Для того чтобы показать природу, способную дышать, чувствовать, слышать, действовать, поэты пользуются художественным приемом олицетворения. В основе стихотворения у Фета лежит даже не олицетворение в основе стихотворений, а прием слияния мира природы и мира души человека. Так что нам порой неясно: говорится ли в стихотворении о человеке или о природе? Тютчев использует глаголы наиболее распространенных тематических групп: движения, цвета, состояния, чувства, звучания. Тютчев находит такие необычные глаголы, интересные сравнения, которые позволяют нам увидеть мир природы во всем великолепии и красоте. На примере стихотворений Фета мы увидели, как, не пользуясь глаголами, употребляя только существительные, поэт создает не менее динамичные пейзажные зарисовки, а также статичные описания. Природа – храм. У Фета есть стихотворение «Учись у них: у дуба, у березы...». Природа вечна, человек должен слиться с вечной природой, учиться у нее жить.
В конце урока таблица должна быть заполнена:

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru