Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №31/2001

Я ИДУ НА УРОК

Добрый день, уважаемые коллеги!
А у вас так бывало? Произведение нравится, ждешь уроков по его изучению, книгу прочитали, обсудили, а расставаться жаль. Остается что-то недосказанное, недодуманное. А ведь на уроке русского языка можно к нему вернуться вновь, предложив словарный диктант, карточки для пунктуационного разбора. Но, по-моему, более эффективный метод – это предварить изучение произведения уроком русского языка, на котором ребята, еще не читавшие книгу, будут работать с текстом произведения.
Еще один путь – интегрированный урок русского языка и литературы, который решает на практике несколько задач: помогает понять язык, стиль писателя; готовит к комплексному анализу текста; развивает творческие способности учащихся и, наконец, повышает интерес как к литературе, так и к русскому языку.
Предлагаю вашему вниманию такой урок по книге Ф.Искандера.

О.С. Баранова,
г. Полярные Зори,
Мурманская обл,
гимназия № 1

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК
(русский язык и литература)

по повести Фазиля Искандера "Кролики удавы"

10 класс

Тема по литературе: «Сатирические приемы в повести Ф.Искандера “Кролики и удавы”».

Тема по русскому языку: «Повторительно-обобщающие упражнения по орфографии и пунктуации на основе указанного текста».

Сатира – это оскорбленная любовь: к людям ли,
к родине, может быть, к человечеству в целом.

Ф.Искандер

Вы не задумывались, зачем писатель прибегает к эзопову языку, сатирическим приемам, фантастике? Главная причина – прибегая к фантастике, объяснить реальный мир. Преувеличивая, фантастика показывает, к чему можем мы прийти, если... Но не будем торопиться.
«Это случилось в далекие-предалекие времена в одной южной-преюжной стране, короче говоря, в Африке...» – так с традиционного сказочного зачина начинается книга Ф.Искандера «Кролики и удавы».
Попадая в Королевство Кроликов и во владения Великого Питона, мы вскоре забываем, что речь идет о представителях фауны. Людские взлеты и падения, муки, страхи, тревоги описаны так узнаваемо, что создается эффект личного присутствия.

РАБОТА ПО КАРТОЧКАМ

Карточка № 1
Словарный диктант

(Не)смотря (на)молодость, ра(с, сс)тилались тр_пические леса, пр_увеличе(н, нн)ые опасения, усвоили (в)последстви_, таинстве(н, нн)ая работа, засекре-
че(н, нн)ая плантац_я, допуще(н, нн)ые к столу, пр_глядываться, пр_слушиваться, сотр_сение мозга, вышеизложе(н, нн)ые причины, приходит(?)ся вертет(?)ся, пр_дворная жизнь, горес_ный с_рказм, исти(н, нн)ая правда, р_флекс подчинения, га(л, лл)ерея дворца, изгна(н, нн)ый из племени, (не)совершив предательства, мысленно владееш_, п_родия, пр_увеличение це(н, нн)ости жизни, крольч_нок, вынужден пр_рвать гимн, эспонаты кол_екции, пр_зрительная
увере(н, нн)ость.

Задание

Спишите, расставьте знаки препинания (см. карточки № 2–5).

Карточка № 2

Примерно с месяц Находчивый жил в числе Допущенных к Столу припеваючи попиваючи лучшие королевские напитки не говоря о самых свежих овощах доставляемых с огородов туземцев.
Все здесь Находчивому нравилось и только одно удивляло что когда собираются Допущенные к Столу почему-то ни Король ни остальные не говорят о Цветной Капусте. Это было очень странно потому что Король при каждой встрече с рядовыми кроликами так или иначе касался вопроса о Цветной Капусте.
А здесь почему-то не принято было о ней говорить.

Карточка № 3

Раздумывая об этом он решил что вероятно среди Допущенных к Столу есть еще более узкий круг посвященных то есть Сверхдопущенных к Столику и они вероятно не только говорят о Цветной Капусте но хотя бы раз в неделю пробуют ее. Так думал Находчивый а спросить ни у кого не решался потому что не знал кто именно среди Допущенных к Столу допущен к Столику. Спросить думал Находчивый значит признаться что ты сам к этому Столику не допущен. Он решил дождаться случая и спросить обо всем самого Короля.

Карточка № 4

Находчивый сразу же понял что пропеть этот куплет значит выдать удавам своего брата Задумавшегося. И он сразу же решил отказаться от королевского Стола и уйти в рядовые кролики. Ведь все-таки он был от природы не злой хотя и очень честолюбивый. Но тут был один щекотливый момент. По принятому придворному этикету кролик, разжалованный в рядовые обязан был возвратить Королю все полученные награды.
Значит он должен был возвратить и тот капустный лист который ему когда-то подарила Королева и с которого началось его возвышение. Но дело в том что на обратном пути домой он на радостях съел пол капустного листа хотя никак не должен был его есть ибо сам же обещал засушить его на память.

Карточка № 5

Как и всякий преданный предатель он был потрясен грубостью того как его предали. Он не мог понять что грубость всякого предательства ощущает только сам преданный а предатель его не может ощутить во всяком случае с такой силой. Поэтому любой преданный предатель вспоминая свои ощущения когда он предавал и сравнивая их а он предан с полной искренностью думает все-таки у меня это было не так низко.

Карточка № 6

Исследуйте синтаксис повести, сделайте выводы (в качестве материала для исследования можно использовать карточки № 2–5).
(Преобладают сложноподчиненные предложения над сложносочиненными и бессоюзными сложными, используются вводные слова, обособленные определения и обстоятельства.)

Карточка № 7

Понаблюдайте над текстом и докажите, что в разных эпизодах автор использует разные языковые средства и в его повести есть образцы и официально-делового стиля, и публицистического, и разговорного, и художественного, и научного. Приведите примеры таких эпизодов.

Вопросы и задания

1. Выделите основные проблемы, затронутые писателем в книге. Какие из них кажутся вам главными?
2. Расскажите, как было устроено Королевство Кроликов. Постройте иерархическую лестницу.
3. Некоторые герои повести имеют имена (клички). Расскажите, почему их так назвали.
4. Сравните Короля Кроликов и Великого Питона. Что между ними общего? Что помогает им удерживать власть в своих руках?
5. Какой мечтой жил Поэт? Почему она не осуществилась? Что хотел сказать автор его судьбой?
6. Как вы поняли последние страницы повести? (Рассуждения о читателе.)
7. Какие приемы сатиры взял на вооружение Ф.Искандер?
Проиллюстрируйте примерами из текста. Какие человеческие пороки автору особенно неприятны? А вам?

СЛОВО О ПИСАТЕЛЕ

Фазиль Искандер – наш современник, известный писатель. Как-то А.П. Чехов сравнил прозу И.А. Бунина с двойным бульоном: так насыщенна была она, богата и совершенна. Читая Искандера, хочется остановиться, подумать, подивиться мудрости, смелости, точности слога. Поражает также афористичность изложения.
(Интересный материал о писателе учитель найдет в журнале «Литература в школе» № 1, 1992. В нем напечатан автобиографический рассказ Ф.Искандера «Начало». С неподражаемым юмором вспоминает он о юности, встрече с Москвой, поступлении в вуз, учебе, начале писательского пути.)

Беседа по вопросам

1. В своей книге Ф.Искандер говорит о многих очень важных вещах, в которых вам пора учиться разбираться. Назовите проблемы, о которых рассуждает он со страниц книги. (Проблема власти, смысла жизни, судьбы художника в тоталитарном государстве, социального неравенства, личности и общества и др. Но главная проблема, о которой говорит автор, – это, конечно, проблема нравственного выбора.

2. Строгая иерархия, существовавшая в Королевстве Кроликов, позволяет нам представить ее схематично (рисуется на доске):

Король и Королева

придворные кролики (Допущенные к Столу)

Стремящиеся быть Допущенными к Столу

рядовые кролики

Как живут Кролики, стоящие на разных ступеньках этой лестницы? Вспомните и расскажите о тех, кто допущен к Королевскому Столу.

Анализ ключевых сцен

а) Размышления о предательстве и о предателях (судьба кролика Находчивого). Ф.Искандер выводит формулу: «Предавать – это убивать чужими руками». Предателя презирают все: собратья кролики, мартышки, сами удавы. Читая, как Находчивый кончил свою жизнь, видишь слишком дорогую цену Королевского Стола.

б) Выступление Короля Кроликов перед подданными – пример актерского мастерства вождя, который мастерски манипулирует толпой и опять остается во главе государства.

в) История жизни королевского Поэта – история художника, который продал и предал свой талант за блага придворной жизни.

Итак, кто же допущен к Столу Короля? (Поэт, который пишет по указке Короля, предатель Находчивый, который стал таким по просьбе Короля. Значит, те, которые стремятся быть Допущенными, стремятся к Столу Короля, зная, какую плату с них спросят, и они заранее готовы к ней. Только рядовые кролики никуда не стремятся и живут хуже всех: их обманывают, влекут ложной мечтой. И каждый должен сделать свой выбор: где ему быть, куда стремиться.)
Следующая очень важная проблема – проблема власти. И Королю Кроликов, и Великому Питону удается в течение продолжительного времени держать власть в своих руках. Каким образом? (Это мечта о Цветной Капусте у кроликов и теория о гипнозе, которая якобы парализует кроликов, помогая удавам.)
Что же происходит с разуверившимися кроликами и удавами? (Смеются над королями, погрязли в пьянстве, потеряли веру.)
Кролики – жертвы удавов, но у них, хищников, есть свои изгои. Расскажите о них. (Это Коротышка, про которого автор говорит так: «Среди удавов он был известен своей неутомимой любознательностью», ел бананы вместо кроликов, и Великому Питону он «был неприятен, как моральный урод». Значит, плох тот, кто не такой, как все?
Это и Косой, который когда-то проглотил кролика, а тот не умер, а вещал из нутра Косого. Он тоже неугоден Великому Питону: «Удав, из которого говорит кролик, это не тот удав, который нам нужен». Кролик выскочил, но судьба Косого была предрешена: «Его не трогали, но и почти не говорили с ним. Косой от этого страдал, потому что у каждого живого существа есть неистребимая потребность общаться с подобными себе».) Грустные строки...
Трагична и судьба кролика Задумавшегося. Если большинство его собратьев свято верит в мечту о Цветной Капусте, то Задумавшийся размышляет и задает непростые вопросы. Он неудобен Королю, и тот убирает его чужими руками, при этом назначая пенсию детям своей жертвы.
История кроликов и удавов подошла к концу. Какие человеческие качества особенно отвратительны автору? Какие сатирические приемы особенно удались Искандеру? (Это пародия, ирония, гипербола, сарказм. Приведите примеры.)
И, наконец, последний вопрос. Как вы определите жанр произведения? Мы называли его и философской сказкой, и фантастической повестью. А еще эту книгу можно назвать антиутопией.
Закончите мысль: «Антиутопия – это произведение – предупреждение о том, во что может превратиться человек, если... (перестанет задумываться об окружающем мире; запятнает себя предательством; продаст свой талант или будет творить по указке и т.д.).

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru