Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №31/2001

АНАЛИЗ ТЕКСТА

Р.И.АЛЬБЕТКОВА

ИЗУЧЕНИЕ ТЕМЫ "ТЕКСТ"
НА УРОКАХ СЛОВЕСНОСТИ В 5 - 6-х КЛАССАХ

(По учебнику "Русская словесность". М.: Дрофа, 2000)

Тема «Текст» – одна из сложнейших в предмете «словесность». Она начинает изучаться в 5-м классе и продолжает развиваться и усложняться вплоть до 11-го класса.
Изучение темы на уроках словесности отличается от подхода к ней на уроках русского языка. К этому явлению мы подходим с разных точек зрения: с лингвистической – в курсе русского языка и с позиций словесности – особого предмета, изучающего не строй, а употребление языка как материала словесности и произведение словесности как единство художественного содержания и языковых средств его выражения. При этом уроки русского языка и словесности должны дополнять друг друга, ведь эти предметы не соперники, а соратники, делающие общее дело. Обращаясь к одним и тем же категориям, каждый предмет представляет их в своей, особой системе. И не страшно, что изучение темы «Текст» не совпадает как по содержанию, так и по времени. Ведь не смущает нас то, что понятие, например, о сравнении дается в разное время на уроках русского языка и литературы.

Первый урок: «Определение понятия “текст” в словесности»

Не должно смущать нас и то, что определения понятия «текст» в учебниках русского языка и словесности тоже не совпадают. Первый урок и следует посвятить определению этого понятия в словесности. Сначала обратимся к тому, что учащиеся знают. Пусть ребята вспомнят определение текста, данное в учебнике русского языка. А потом учитель скажет:
– Текст – явление сложное, и у него есть и другие признаки. Сейчас вы их сами определите. Подумайте: можно ли назвать текстом эти стихи? Почему вы так решили?
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.
– Это текст, потому что мы видим группу предложений, объединенных в целое темой и основной мыслью.
– А первое предложение сказки можно назвать текстом?
– Нет, потому что это одно предложение.
– А это текст: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»? «Век живи – век учись»?
– ...???!!! Текст, потому что к нему не надо ничего добавлять.
– Как назовем это свойство?
– Законченность.
– Запомним: текст может состоять не только из группы предложений, но и из одного предложения, если оно выражает законченную мысль. То есть у него есть начало и конец. Но вот список учащихся в журнале: он закончен, есть начало и конец. Это текст?
– Нет.
– Чего ему не хватает, чтобы стать текстом? Представьте себе, что несколько учеников переведены в другой класс. Список изменился. А в отрывке из сказки можно вычеркнуть пару строк? О каком свойстве текста это говорит?
– В тексте предложения связаны по смыслу. В тексте есть единая мысль.
– А если вы только подумали о чем-то – это текст? Когда мысль станет текстом?
– Когда мы ее выскажем.
– Попытайтесь сформулировать то, что мы увидели в тексте. Что такое текст?
– Это законченное и связное целое, в котором высказана мысль.
– Прочитаем определение в учебнике: Текст создается для выражения мысли. Это связное законченное высказывание, письменное или устное.
В подобной работе ученики сами приходят к пониманию тех признаков текста, которые важны нам при изучении словесности. И они видят, что наше определение не отменяет того, что они узнали на уроках русского языка, а дополняет понятие о тексте новыми признаками. Так, ребята узнают, что текст может состоять не только из группы предложений, а и из одного предложения, а может быть главой произведения или целой книгой. Наше представление просто шире того, о чем говорится в учебнике русского языка. Мы опираемся на знания, имеющиеся у учащихся, и вводим их в новую систему.
На уроках русского языка говорится о том, как строится текст: показывается, как тема и идея объединяют предложения в целое, каковы смысловые отношения между предложениями в тексте, как строится абзац, каковы грамматические способы связи предложений в текстах разных типов – повествовании, описании, рассуждении, оценке. Все единицы языка – и предложение как средство выражения мысли, и виды связи между ними, и законы построения абзаца – могут быть употреблены множество раз. Так, законы связи предложений одни и те же в научном тексте и в художественном произведении. Последовательную связь предложений мы найдем и в рассказе Тургенева «Муму», и в стихотворении Лермонтова «Бородино», и в сказке, и в сочинении учащегося. Система упражнений в учебнике русского языка и направлена на то, чтобы научить школьника определять тему, развивать ее, не допускать неоправданных отступлений, правильно связывать предложения друг с другом и т.д. То есть на уроках русского языка школьники учатся тому, как правильно строить текст.
На уроках словесности мы говорим о том, что делает текст не только правильным, но и выразительным. Изучая различные виды текстов: художественные, созданные писателями, деловые, научные, публицистические, – мы стараемся увидеть, что в них способствует тому, чтобы с наибольшей точностью выразить мысль, передать чувство, сообщить информацию, убедить нас в чем-то. Мы хотим понять, какими средствами писатель добивается нужного впечатления: почему в данном тексте для выражения мысли он употребил параллельную связь предложений, использовал именно эти слова, которые составляют словесный ряд? При таком подходе язык выступает как материал, из которого создан текст, как форма, через которую только и может быть понят его смысл. При этом, читая различные тексты, школьники учатся создавать собственные высказывания, добиваясь не только правильности, но и выразительности речи.
Особенно подчеркнем, что текст – продукт творчества, он возникает тогда, когда язык употребляется в жизни или в художественной словесности. Этим текст отличается от таких явлений, как слово, словосочетание, предложение, параллельная связь предложений, абзац. Они принадлежат к строю языка, а текст – к сфере его употребления. Смысл текста создается из языка, но создается в процессе творчества. А творчество – это любое наше высказывание, потому что мы каждый раз заново отбираем слова, которые нужны нам для выражения мысли, выбираем ту синтаксическую конструкцию, которая поможет нам с наибольшей точностью передать мысль, а осознанный выбор – это и есть творчество. Как утверждает М.М. Бахтин, высказывание – это не отражение или выражение чего-то уже готового. «Оно всегда создает нечто до него никогда не бывшее, абсолютно новое и неповторимое: притом всегда имеющее отношение к ценности (к истине, добру, красоте и т.д.)». И в самом деле: реально существовал какой-то предмет, который мы увидели, он привлек нас, затронув что-то в нашей душе, и мы создали описание этого предмета, выразили возникшую у нас мысль, высказали свою оценку предмета, использовав язык как материал, посредством которого передали смысл. Но этого описания до того, как мы его создали, не существовало, это продукт творчества.
На уроках словесности мы проникаем в смысл текста через его языковую ткань, замечая, как язык служит передаче смысла. Вот в этом и состоит специфика подхода к проблеме текста в курсе словесности. Поэтому и теоретические положения в учебнике, и система упражнений подчинены двум задачам: научить школьников понимать текст, идя от особенностей его языка, и создавать собственные высказывания, используя в них те приемы наибольшей выразительности языка, которые выработали писатели.
Мы опираемся на суждения М.М. Бахтина, которые он высказал в работе «Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках. Опыт филологического анализа» (Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979). Ученый обращает наше внимание на то, что лингвистика рассматривает систему языка, которая является материалом и средством создания текста и может быть использована и вне данного текста. А сам текст – это высказывание, индивидуальное, единственное и неповторимое, оно всегда обращено к собеседнику, диалогично, и смысл его не исчерпывается средствами лингвистического анализа. Ведь в нем, хотя оно и создается из языка, не менее важными являются сам говорящий субъект, его мировоззрение, пережитое им чувство, его наблюдения действительности. «Целое высказывание – это уже не единица языка... а единица речевого общения, имеющая не значение, а смысл (т.е. целостный смысл, имеющий отношение к ценности – к истине, красоте и т.п. – и требующий ответного понимания, включающего в себя оценку)».
Определив, что такое текст, проверим, насколько понят материал: поработаем над отрывком из рассказа В.Астафьева «Васюткино озеро». Восстанавливая связь между предложениями, напечатанными в другом порядке, пятиклассники находят основное предложение. В нем сообщаются сведения, без которых нельзя понять остальное. Потом находят предложение, смысл которого непосредственно вытекает из первого, за ним – следующие. Составив текст из разрозненных предложений, учащиеся подтверждают, что текст создан для выражения мысли, что все предложения связаны между собой по смыслу, что у него есть начало и конец, что текст выражен в письменной форме. И снова читаем определение: текст создается для выражения мысли. Это связное законченное высказывание, письменное или устное.
Мы показали чрезвычайно продуктивный способ освоения нового материала: от известного – к новому, от размышлений над явлением – к уточнению и расширению прежних знаний, к определению понятия, а затем – к операциям над материалом (составлению текста) и снова – к выявлению свойств изучаемого понятия и его определению. Таким образом, определение будет понято, а не бессмысленно заучено наизусть, потому что знания не даны учителем, а получены учениками в результате их самостоятельной деятельности.
Составление текста из разрозненных предложений – работа творческая, она требует сопоставления предложений друг с другом, определения их взаимоотношений. Она дает школьникам образец того, как надо строить текст. И эти умения будут использованы при устном пересказе начала сказки «Колобок» (упр. 86), помогут им доказать, что это текст. Для этого дети покажут, что пересказываемый текст выражает законченную мысль, в тексте есть начало и конец, что этот текст характеризуется связностью, так как каждое последующее предложение по смыслу связано с предыдущим.
Дополнительно можно предложить восстановить текст из других предложений и объяснить свое решение. 1. Сверху их прикрывала паутиновая сеть, замусоренная стрекозиными крыльями и высосанными комарами. 2. Мальвина и Пьеро сидели на сырой теплой кочке в камышах. 3. Маленькие голубые птички, перелетая с камышины на камышину, с веселым изумлением поглядывали на горько плачущую девочку.
Дети легко определят, что начальным предложением может быть только 2-е, потому что оно сообщает сведения, без которых не будет понято остальное, затем – 1-е, в котором есть местоимение их, заменяющее имена героев, и, наконец, 3-е. А что будет, если 3-е предложение сделать вторым, а 1-е – третьим? Получится, что паутина покрывала маленьких птичек, т.е. нарушится смысл. Кстати, этот методический прием – эксперимент над текстом, когда предполагается, что будет, если... – также очень продуктивен и может быть широко использован на уроках.
Можно предложить составить и другие тексты (Л.Н. Толстой. Как мальчик рассказывал про то, как его в лесу застигла гроза; или другой небольшой рассказ).
В учебнике приведена картинка, по которой надо составить рассказ
(упр. 87). При этом ребята должны следить за тем, чтобы предложения были связаны друг с другом, чтобы у текста были начало и конец. И, конечно, важно оценить составленные тексты не только с точки зрения их правильности, но и по их точности, яркости, выразительности.

Второй урок: «Тема текста»

О теме ученики узнают еще в начальной школе и постоянно пользуются этим термином. Что же нового узнают они теперь? Прежде всего – что у каждого текста, от краткой пословицы до большого романа, есть тема: это то, о чем говорится в тексте. Пятиклассники озаглавят текст, который они сами составили по картинке, заголовок должен выразить тему текста. Отгадают загадку Маршака и увидят, что отгадка и является темой текста: «Она меня впускает в дом И выпускает вон. В ночное время под замком Она хранит мой сон. Она ни в город, ни во двор Не просится гулять. На миг заглянет в коридор – И в комнату опять». Выполняя эти упражнения, ребята в самостоятельной работе, на практике осваивают такие явления, как тема и заголовок текста, открывают, что определение темы помогает понять смысл прочитанного.
Дополнительно предложим определить тему отрывка из повести А.Н. Толстого «Золотой ключик» и озаглавить его. Пусть школьники подумают, с каким настроением читали они о поединке, что узнали о героях.

Буратино заметил, сидя на самой верхушке, что конец бороды Карабаса-Барабаса, приподнятой ветром, приклеился к смолистому стволу.
Буратино повис на суку и, дразнясь, запищал:
– Дяденька, не догонишь, дяденька, не догонишь!
Спрыгнул на землю и начал бегать кругом сосны. Карабас-Барабас, протянув руки, чтобы схватить мальчишку, побежал за ним, пошатываясь, кругом дерева.
Обежал раз, вот-вот уж, кажется, и схватит скрюченными пальцами удирающего мальчишку, обежал другой, обежал в третий раз...
Борода его обматывалась вокруг ствола, плотно приклеиваясь к смоле.
Когда борода окончилась и Карабас-Барабас уперся носом в дерево, Буратино показал ему длинный язык и побежал к Лебединому озеру искать Мальвину и Пьеро.

Работая над художественными текстами, школьники заметят, что нередко первые строки текста представляют собой своеобразную загадку, требуют не только вообразить нарисованную картину, но и искать ответ на возникший вопрос. Вот, например, стихотворение В.Берестова: по первым двум строкам непонятно, о чем идет речь. Пусть ребята подумают, для чего поэт так начинает стихотворение, какое впечатление это производит. И это – подход к тексту, специфический для урока словесности: определение темы служит открытию смысла текста, пониманию его выразительности.

Уж если со мной он не дружит,
Тогда отпустил бы домой...
Как вышло, что лес меня кружит?
Ведь я же хожу по прямой.

Эх, выйти б сейчас на опушку,
Услышать бы трактора стук.
Но вертит меня, как игрушку,
Несметное множество рук.

Прости меня, лес, и не мучай
За то, что я сбился с пути.
Большой. Незнакомый. Дремучий.
Поймал, поиграл – отпусти!

Третий урок: «Идея текста»

На третьем уроке, говоря об идее текста, мы показываем, что разные типы речи (повествование или описание), принадлежность высказывания к тому или иному стилю (публицистическому или научному), к тому или иному виду и жанру (учебник, справка, стихотворение, веселый рассказ) – созданы с различными целями, а понимание того, для чего создан текст, и помогает определить его идею, основную мысль. И еще школьники узнают, что в художественном тексте может быть несколько идей, даже маленькая пословица содержит в себе не один смысл. Поэтому, чтобы понять идею художественного произведения, надо внимательно вчитаться в текст, заметить, как связаны друг с другом слова, в прямом или переносном значении они употреблены, какова их стилистическая и эмоциональная окраска, – то есть надо вдуматься в то, как построен текст.
Полезно для понимания идеи сравнить пословицы, близкие по идее, например:

  • Ученый водит, неученый следом ходит. – Ученье – свет, а неученье – тьма.

  • Терпенье и труд все перетрут. – Невыполнимой работы не бывает (азербайджанская).

  • Око видит далеко, а ум еще дальше. – От глаз пользы мало, если ум слеп (арабская).

  • Добро творить – себя веселить. – Ближнему поможешь – радость узнаешь (китайская).

  • Старый друг лучше новых двух. – Не узнавай друга в три дня, узнавай в три года.

Каждая из пословиц какой-то частью своего смысла совпадает со второй, а вместе с тем имеет и свое значение. На этом примере ясно видна многозначность текста. И это – одно из важнейших знаний, которые получают учащиеся на уроках словесности. В последующих классах ребята постоянно будут учиться все глубже проникать в смысл текста.
Еще одно стихотворение В.Берестова поможет школьникам увидеть многозначность текста, невозможность сформулировать его идею в одном предложении, потому что даже в небольшом произведении обычно содержится сложная картина жизни. Стихотворение называется «Нежный взгляд» и входит в цикл «Стихи о первой любви». И в нем средствами стилистической окраски слов передано, как воспринял взгляд девочки пятиклассник и как – взрослый, вспоминающий об этом с грустной улыбкой. Ребята в состоянии определить, какие слова говорят об отношении к нежному взгляду пятиклассника и какие – взрослого человека, воспринять настроение, выраженное в стихотворении.

Это чудо жизни,
Этот нежный взгляд
Встретил я впервые
Много лет назад.
Встретил на уроке
В пятом классе «А»
И решил: «Стрельцова
Спятила с ума!».

Четвертый урок: «Способы связи предложений в тексте»

На следующем уроке (или двух) мы говорим о способах связи предложений в тексте. О грамматических – последовательной и параллельной – и о смысловых. Эти способы рассматриваются и на уроках русского языка, но есть аспекты, присущие именно словесности. Здесь мы не просто констатируем возможность использования разных способов связи предложений, но стараемся понять, какие выразительные возможности содержатся в каждом из способов. Так, в первой строфе стихотворения Некрасова «Несжатая полоса» (упр. 92) пятиклассники увидят параллельную связь предложений: первое предложение – Поздняя осень – сообщает общее, а следующие четыре простых – Грачи улетели, Лес обнажился, поля опустели, Только не сжата полоска одна... – соединены в одно сложное, потому что каждое из них раскрывает содержание первого, изображает какую-то частичку общей картины. При этом первые три рисуют картины сходные, а четвертое – противопоставлено по смыслу предыдущим. Последнее же предложение – Грустную думу наводит она – относится только к концу сложного предложения, местоимение она – замена слова полоска. И это предложение является как бы эмоциональным выводом из нарисованной картины, теперь уже и все предыдущие штрихи становятся деталями общей грустной картины. Только все, что изображено вначале, всегда происходит осенью, а несжатая полоса – знак беды. Так, вникая в смысловые и грамматические связи предложений, мы проникаем в смысл текста и понимаем: ведь он и создан ради того, чтобы передать мысль, что случилась беда, о которой поэт рассказывает в стихотворении.

Формирование умения связывать предложения друг с другом требует внимания к использованию местоимений и синонимов, воспроизводящих данное во втором предложении. Этому посвящено специальное упражнение. Рассматриваются пары предложений: Учитель сел за стол. Сейчас ... меня вызовет. Если употребить здесь местоимение он, получится, что вызовет меня... стол! Это, кстати, распространенная ошибка в речи, и ее лучше вовремя предотвратить. Вот еще пары предложений. Надо решить, в каком случае следует использовать местоимение, а в каких – лексический или текстовой синоним.

  • Маша подошла к трибуне. ... заметно волновалась.

  • На коряге сидела лягушка. Рядом с ... лежала стрела.

  • В лесу Колобок повстречал Волка. ... говорит: «Я тебя съем!».

  • Мама купала дочку. ... хлопала по воде ладошками и смеялась.

Наверняка у учителя есть набор ученических ошибок на это правило, можно предложить ребятам поработать редакторами, найти и исправить ошибки.
В учебнике рассмотрено начало стихотворения И.С. Никитина «Утро» в качестве примера того, как в художественном произведении заглавие выполняет роль первого предложения в тексте.

Утро

Звезды меркнут и гаснут. В огне облака.
Белый пар по лугам расстилается.
По зеркальной воде, по кудрям лозняка
От зари алый свет разливается.
Дремлет чуткий камыш. Тишь, безлюдье вокруг.
Чуть заметна тропинка росистая.
Куст заденешь плечом – на лицо тебе вдруг
С листьев брызнет роса серебристая.

И первое предложение-заглавие, и все последующие служат изображению раннего утра. Детали картины возникают в такой последовательности, в какой обычно человек наблюдает наступление утра: сначала мы смотрим на небо, потом рассматриваем, что происходит вокруг нас, на земле. Каждое новое предложение добавляет новую подробность к картине утра.
Здесь мы можем заметить, как слова выстраиваются в смысловые ряды. Одни слова обозначают предметы на небе: звезды, облака, другие – предметы на земле: луга, вода, лозняк, камыш, тропинка, куст, листья, роса. Эти группы слов и сходны (все они существительные) и противоположны (верх – низ). Вот еще ряды: меркнут и гаснут – в огне, белый, зари, алый, свет, серебристая. Во всех этих словах говорится о свете, о его усилении или угасании. Есть слова, которые создают краски в картине утра: в огне, белый, алый, серебристая; есть слова – текстовые синонимы: дремлет, тишь, безлюдье; есть антонимы, одни говорят о покое, другие – о движении: дремлет – заденешь, брызнет. И в картине появляются объем, свет, краски, движение, мы видим это утро, любуемся тишиной и покоем пробуждающейся природы. А ведь в этом и заключена идея произведения: передать чувство тихой радости от созерцания красоты в каждом явлении природы. Эти наблюдения позволяют сделать необходимое обобщение: «При чтении художественного произведения важно видеть сопоставление и противопоставление слов и словосочетаний и понять их значение для выражения идеи». Можно сказать и иначе: «Для понимания идеи произведения важны как грамматические способы связи предложений в тексте, так и отношения слов и предложений по смыслу, их сходство и противопоставление».
Такая работа характерна именно для уроков словесности, здесь мы идем «от слова к словесности», как определено в подзаголовке учебника. Наблюдение над языком – над смысловыми и грамматическими средствами связи предложений в тексте – помогает формировать умение читать художественный текст, активизировать воображение, эмоции и мысль школьников. Это, конечно, не значит, что при обычном чтении дети будут с такой же дотошностью препарировать каждый текст. Но, поработав над образцами, они приобретут умение квалифицированного чтения, при котором такие наблюдения совершаются одновременно с чтением (так называемый образный анализ) и служат эстетическому восприятию произведения.
Можно рассмотреть стихотворение А.К. Толстого и предложить ребятам вообразить картину и подумать, какой способ связи предложений здесь использован и с какой целью.

Осень! Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят;
Лишь вдали красуются, там, на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин.

И потом надо понять, как связаны слова по смыслу: как движется взгляд поэта – от близкого к далекому или наоборот? Какие эпитеты обозначают цвет и как они связаны с первым предложением? О каком чувстве говорят слова: бедный, пожелтелые, вянущих? О каком чувстве говорят слова: красуются, ярко-красные? Какое настроение возникает при чтении стихотворения? Пусть ребята нарисуют красками или устно картину, которая возникла в их воображении при чтении произведения.
На уроках словесности широко используются произведения изобразительного искусства для самостоятельного составления текстов школьниками. Например, им предлагается рассказать сказку, рассмотрев иллюстрацию Т.А. Мавриной на цветной вклейке в учебнике. Это сказка «По щучьему велению». В составленном тексте надо подчеркнуть слова, с помощью которых последующие предложения связываются с предыдущими, а также определить способ связи предложений. И, конечно, рассказать так, чтобы ярко нарисовать словами картину.
Другое задание – составить текст по приведенной в учебнике иллюстрации И.Я. Билибина к сказке «Царевна-лягушка». Можно в помощь учащимся прочитать отрывок из этой сказки в записи В.П. Аникина. При этом пусть школьники не повторяют текст дословно, а составляют свой пересказ, используя сказочный зачин («В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь») и другие устойчивые выражения, характерные для сказки. Для того чтобы подробно изобразить диалог Ивана-Царевича и Лягушки, мысли и чувства героя, а также описать болото и «портрет» Лягушки, надо внимательно всмотреться в иллюстрацию. При составлении текста важно соблюдать правила построения текста, то, о чем подробно говорится на уроках русского языка. Но важно добиться и выразительности речи. Кстати, это задание можно выполнить в форме игры. Две команды соревнуются, кто лучше, интереснее расскажет сказку, а жюри оценивает работу.

Пятый урок: «Типы текста. Повествование»

Следующий урок посвятим рассмотрению одного из типов текста – повествованию. В курсе словесности мы называем типы текста формами словесного выражения, или типами речи. В учебнике как пример повествования приведен отрывок из повести А.Н. Толстого «Как ни в чем не бывало»:

Никита стащил со своей постели простыню. Вывернул палку из половой щетки. Привязал к этой палке, к двум концам, простыню – получился превосходный парус.
Затем Никита и Митя вооружились с головы до ног.
Никита взял сумку, Митя парус, и, крадучись, припадая к полу при каждом подозрительном шуме, они пробрались на лестницу, захлопнули за собой дверь на английский замок и горохом скатились вниз.

Пятиклассники увидят, что здесь последовательно рассказывается о событии, показано, что было сначала, что потом, чем закончилось. Заметят, что грамматически предложения соединяются последовательной связью. При этом местоимения могут подразумеваться, что видно во втором предложении. Заметят, что по смыслу предложения связаны отношениями во времени и здесь могут подразумеваться слова: сначала, потом и др. И сделают вывод о главном свойстве текста-повествования: это последовательный рассказ о событиях. А новое, что узнают ребята именно на уроках словесности, – это сведения о том, что в художественном произведении о событиях всегда рассказывает кто-то, кто так и называется – рассказчиком, или повествователем. И этот рассказчик так отбирает слова, так соединяет их в предложения, что событие и герои зримо предстают перед нами. О событиях может сообщать и один из героев, и в этом случае автор подбором и организацией слов изображает и событие, и героя. Так, в сказке «Золотой ключик» о том, как Карабас-Барабас чуть не бросил Буратино в очаг, сообщает рассказчик, а о том, как Пьеро спасался от полицейских бульдогов, рассказывает сам герой.
Читая эти тексты, мы заметим, что благодаря глаголам, сообщающим о том, что делает предмет и что происходит с ним, мы как бы присутствуем при событии. Мы заметим также, что в повествовании обычно предложения связаны последовательной связью, а по смыслу – последовательностью изображаемых событий во времени, при этом можно подразумевать слова: сначала, потом, тогда, затем, наконец.
Кстати, временная связь для пятиклассников не всегда дается легко. При составлении собственных текстов нередко нарушается последовательность во времени, и составление правильного текста требует упражнений. Пример смешной «Хвалебной песни (кричалки)» Винни-Пуха дает возможность весело поработать над этим умением. Пусть ребята своими словами расскажут о том, что же произошло в 17-й главе сказки А.Милна, замечательно пересказанной Б.Заходером.

Вот здесь лежит большущий ствол,
А он лежал вниз головой,
А в нем медведь беседу вел
С его хозяйкою (Совой).
Тогда не знал никто-никто,
Что вдруг случится кое-что!
Увы! Свирепый Ураган
Взревел – и повалил каштан!

Друзья мои! В тот страшный час
Никто-никто бы нас не спас.
Никто бы нам бы не помог,
Когда б не храбрый Пятачок!
Смелей! – он громко произнес. –
Друзья, скорей найдите трос
(Допустим, тоненький шпагат,
А лучше – тоненький канат).

И знайте: пусть грозит беда,
Для смелых выход есть всегда!
И вот герой вознесся ввысь,
Туда, туда, где брезжил свет, –
Сквозь щель Для Писем и Газет!
Хоть все от ужаса тряслись,
И говорили «Ох» и «Ах», –
Герою был неведом Страх!

О Храбрый, Храбрый Пятачок!
Дрожал ли он? О нет! О нет!
И он взлетел под потолок
И влез в «Для Писем и Газет».
Он долго лез, но он пролез
И смело устремился в Лес!

Для упражнений на составление повествовательного текста полезно предложить школьникам пересказы различных произведений с отчетливым сюжетом, например, сказки. Можно дать только схему сюжета, по которой следует развернуть сказочные события. Тему повествования может подсказать репродукция на цветной вклейке в учебнике, например, картины В.М. Васнецова «Ковер-самолет» или иллюстрации И.Я. Билибина к сказке об Иване-Царевиче и Сером Волке.
Излишне доказывать, насколько важно обучение рассказыванию о событии по собственным впечатлениям. Пусть школьники дома подготовят устный рассказ о том, что они видели, так подберут слова, чтобы понятно было происходящее и отношение рассказчика к событию, пусть они расскажут о событии так, чтобы слушать их было интересно.

Шестой урок: «Тип текста – описание»

Затем необходим урок, посвященный тексту-описанию. Приводя такие тексты, обратим внимание пятиклассников на то, что в описании перечисляются признаки предметов, и поэтому главную роль играют существительные и прилагательные, но также присутствуют глаголы, только они сообщают не о том, что делают предметы, а об их свойствах: стоял, сидел, висел, находился, отражался и др.
При изучении описания важно активизировать воображение учащихся. Так, читая стихотворение Пушкина «Кавказ», мы не только обратим внимание на то, как соединены предложения в тексте (чаще всего это параллельная связь, а по смыслу предложения сообщают о положении предметов в пространстве, в них перечисляются подробности, которые необходимо заметить), но и на смысл отдельных слов и выражений. Так, слово наравне говорит не только о высоте полета орла, но и о равенстве поэта и орла; слова подо мной, низвергаясь, под ними, там ниже не только придают тексту единство, но и помогают представить себе пейзаж. Рассматривая эпитеты, надо подумать о том, какая картина изображается, какое чувство выражено, обратить внимание на слова в переносном значении.
При обучении описанию надо помочь детям внимательно вглядываться в предмет, сравнивать предметы друг с другом; замечать подробности: величину, форму, цвет, освещенность. Хорошую помощь может оказать игра: рассмотреть репродукцию картины (например, брюлловский портрет И.А. Крылова, «Витязь на распутье» В.М. Васнецова, «Зеленую рюмку» П.Кончаловского), потом закрыть книгу и по памяти назвать предметы, их количество, цвет и пр. За каждый ответ – очко, выигрывает команда, которая наберет больше очков. А затем составить описание. В помощь ребятам можно дать список прилагательных, обозначающих цвет: зеленый, изумрудный; серый, дымчатый, пепельный, свинцовый, стальной, мышиный, оливковый (серо-желто-зеленый с коричневым оттенком); желтый, золотистый, янтарный (прозрачно-желтый), шафранный (желто-оранжевый с коричневым оттенком), лимонный, бежевый, коричневый, кофейный (темно-коричневый), шоколадный (коричневый с чуть красноватым оттенком), цвета какао с молоком или кофе с молоком, песочный; красный, алый, багровый, пурпурный, пунцовый, огненный, рубиновый, коралловый, кумачовый, багряный, кровавый, малиновый.
Затем полезно подготовить описание: знакомый пейзаж, портрет друга, интерьер своего жилища. Задача – нарисовать словами устно картину так, чтобы она зримо предстала перед слушателями. Надо учить не просто перечислять все подряд признаки, а обратить внимание на главное, то есть учить осмысленному отбору и деталей, и слов, направленному на то, чтобы передать свою мысль, свое отношение к предмету.

Седьмой урок: «Тип текста – рассуждение»

Наиболее трудный тип текста – рассуждение, потому что для детей этого возраста еще не всегда понятны причинно-следственные отношения. Работать над рассуждением надо не только на уроке, посвященном этой теме, а с самого начала обучения словесности предлагать пятиклассникам доказать то или иное положение. В учебнике признаки этой формы словесного выражения выявляются на простейшем примере – рассуждении о написании слова с непроизносимой согласной. При этом даются два рассуждения, для того чтобы показать возможности разных способов выражения одной и той же мысли.

1. Как пишется слово устный? В слове есть непроизносимая согласная т, писать надо устный, потому что в проверочном слове уста отчетливо слышен звук [т].
2. Как пишется слово устный? Для того, чтобы это узнать, надо найти проверочное слово: уста, в нем слышен звук [т] – значит, в слове есть непроизносимая согласная и писать надо устный.

Полезно начертить схему грамматической связи между предложениями, заметить роль местоимений. Затем определим, где в рассуждении вопрос, тезис, аргумент, вывод, выявим, как предложения по смыслу связаны между собой, подчеркнем слова, служащие этой связи, и подумаем, какие слова могут подразумеваться. Сделаем вывод: какими союзами выражаются причина, следствие, цель? Отметим, что в рассуждении возможны еще отношение противопоставления и соответствующие союзы для его выражения. И далее при анализе приведенных в учебнике текстов-рассуждений полезно понять, как грамматически связаны между собой предложения в тексте, какие слова выражают смысловые связи, какие слова подразумеваются между предложениями.
Проще всего увидеть это в научно-популярном тексте. Так, в рассуждении Д.С. Лихачева надо определить: какое предложение одновременно является и вопросом, и тезисом, формулирует мысль? Какие предложения аргументируют мысль? Какие являются выводом? Какие союзы говорят о смысловых связях предложений: причинах, следствии, цели? Полезно предложить пересказать рассуждение своими словами.

Разве не влияло на среднерусскую природу присутствие человеческого труда? Крестьянин веками трудился, ласково гладил холмы и долы сохой и плугом, бороной и косой, оттого-то среднерусская, а особенно подмосковная, природа такая родная, приласканная. Крестьянин оставлял леса и перелески нетронутыми, обходил их плугом, и потому они вырастали ровными купами, точно в вазу поставленные. Избы и церкви деревенский зодчий ставил как подарки русской природе, на пригорке над рекой или озером, чтобы любовались своим отражением.

Первое предложение – риторический вопрос и тезис. Второе и третье содержат аргумент и вывод (со слов: оттого-то, потому), четвертое – аргумент и цель (чтобы). Все аргументы не только утвердительно отвечают на поставленный вопрос, но и показывают, как именно влиял труд человека на природу.
Сложнее понять рассуждение в художественном тексте. Но вот простейший пример – рассуждение Буратино.

Что теперь делать? Бежать? Но Артемон, весь забинтованный, крепко спал. Пес должен был спать двадцать четыре часа, чтобы зажили раны.
Неужели же бросить благородную собаку одну в пещере?
Нет, нет, спасаться – так всем вместе, погибать – так всем вместе...

Буратино задает вопрос: Что теперь делать? Высказывает тезис в виде вопроса: Бежать? Противопоставляет ему другой тезис, о нем говорит слово но. И доказывает: Но Артемон... Потом предполагает другой выход (тезис): бросить собаку. И приходит к правильному решению (выводу). Смысловые отношения причины и следствия между предложениями выражены не с помощью союзов потому что, значит, они лишь подразумеваются, зато большую роль играет противопоставление.
Еще сложнее спор героев повести Н.В. Гоголя «Майская ночь». Пусть ребята подумают, какую мысль (тезис) высказывает каждый из героев, как он ее доказывает (аргумент). Каковы смысловые связи между предложениями? Какими грамматическими средствами они выражены? И какое чувство возникает при чтении?

– Стой! – закричал диким голосом голова и захлопнул за нею дверь. – Господа! это сатана! – продолжал он. – Огня! Живее огня! Не пожалею казенной хаты! Зажигай ее, зажигай, чтобы и костей чертовых не осталось на земле!
Что вы, братцы! – говорил винокур. – Слава Богу, волосы у вас чуть не в снегу, а до сих пор ума не нажили: от простого огня ведьма не загорится! Только огонь из люльки может зажечь оборотня. Постойте, я сейчас все улажу!..
– Постойте, братцы! Зачем напрасно греха набираться; может быть, это и не сатана, – сказал писарь. – Если оно, то есть то самое, которое сидит там, согласится положить на себя крестное знамение, то это верный знак, что не черт.

Вот как может выглядеть беседа по этому тексту:
– Как вы думаете, что утверждает голова?
– Голова считает, что в хате сидит сатана, – это тезис.
– Есть ли аргумент?
– Нет, доказательством для головы является то, что он второй раз в пойманном нарушителе спокойствия узнал свояченицу.
– Какой же вывод следует, по мнению головы?
– Значит, хату надо сжечь.
– Согласен ли с этим тезисом и выводом винокур?
– Согласен, но возражает в том, как это надо делать: от простого огня сатана не загорится, нужен особый огонь (противопоставление).
– А писарь согласен?
– Нет, он противопоставляет другой тезис: это может быть и не сатана.
– Как проверить, какой аргумент подтвердит истину?
– Если перекрестится – это не черт (аргумент и вывод).
Таким образом рассуждая, школьники убедятся, что здесь главное – смысловые связи. Но они увидят и то, что Гоголь смеется над своими героями, над их рассуждениями, потому что и тезисы возникают неожиданно, и аргументы приводятся нелепые, и выводы не вытекают из сказанного. Словом, рассуждать-то, как положено разумному человеку, эти солидные люди не умеют.
Важно помочь пятиклассникам понять, что научиться создавать рассуждение – значит научиться думать. Чтобы составить такой текст, надо четко обозначить вопрос, правильно сформулировать тезис, подобрать убедительные аргументы, вывод должен вытекать из сказанного. И в споре надо учиться определять, что именно вызывает несогласие: неправильно поставленный вопрос, неверный тезис, неубедительные аргументы или вывод не вытекает из сказанного?
А затем ребята составят собственные рассуждения, например, обнаружат «третьего лишнего» и докажут свою мысль. Вот примеры троек: город – горе – огород; задача – давать – давить; кровь – кров – сокровище; носить – перенос – нос. В составленном рассуждении надо показать тезис, аргумент, вывод, способ связи предложений.
Можно предложить школьникам сформулировать вопрос, на который они хотели бы найти ответ. Можно создать диалог – спор между сторонником и противником телевизионной рекламы, двенадцатилетнего школьного обучения и др. Пусть ребята попробуют применить на деле сведения о рассуждении, хотя, конечно, возможности пятиклассников еще невелики, они постигают только некоторые азы полемики.

Восьмой урок: «Диалог и монолог»

Последний урок по теме «Текст» посвящен еще двум формам словесного выражения (формам употребления языка, типам речи) – диалогу и монологу. Все наши высказывания в жизни – это диалог или монолог, а в художественном произведении диалог – разговор действующих лиц, а монолог – описание, повествование или рассуждение от лица рассказчика или героя. Таким образом, вся наша речь состоит из диалогов и монологов.
Прочитаем отрывок из повести-сказки «Золотой ключик». Читая его, пусть ребята обнаружат в нем два монолога: рассказчика и Тортилы. Подумают, как связаны между собой предложения по смыслу и грамматически. Где в монологах писатель использовал повествование, описание, рассуждение?

– Безмозглый доверчивый дурачок с коротенькими мыслями, – сказала Тортила, – не горюй, что лиса и кот украли у тебя золотые монеты. Я даю тебе этот ключик. Его обронил на дно пруда человек с бородой такой длины, что он ее засовывал в карман, чтобы она не мешала ему ходить. Ах, как он просил, чтобы я отыскала на дне этот ключик...
Тортила вздохнула, помолчала и опять вздохнула так, что из воды пошли пузыри.
– Но я не помогла ему, я тогда была очень сердита на людей за мою бабушку и моего дедушку, из которых наделали черепаховых гребенок. Бородатый человек много рассказывал про этот ключик, но я все забыла. Помню только, что нужно отворить им какую-то дверь, и это принесет счастье.

Уже из этого маленького отрывка можно увидеть, что в художественном тексте, так же как и в разговорной речи, обычно используются все формы словесного выражения: здесь есть монолог, повествование, описание и рассуждение.
А затем пусть пятиклассники составят рассказ по иллюстрации Л.Владимирского, помещенной на цветной вклейке, включат пересказ монолога Тортилы, расскажут о том, как Буратино отнесся к подарку.
Полезно рассмотреть еще несколько отрывков из художественных произведений, в которых есть диалоги. Это может быть любое произведение из тех, что изучаются на уроках литературы. Читая их, надо заметить, как сообщается о том, кто произносит реплику, обратить внимание на синонимы глагола говорить, на три способа включения слов автора и знаки препинания в них, на то, как сообщается о мыслях и чувствах персонажа. И после этого необходимо поупражняться в составлении диалогов.

Итоговый урок: «Сочинение сказки или рассказа»

Итогом изучения темы может быть сочинение сказки, рассказа.
Чему же научились пятиклассники при изучении этого раздела? Они расширили свое представление о тексте, определили его тему и идею, обратили внимание на словесные средства выражения идеи, что помогло понять смысл текста. Говоря о грамматических и смысловых связях предложений в тексте, они постигали, как языковые средства служат передаче смысла текста. Школьники учились видеть в разных формах словесного выражения (типах речи) те особенности языка, которые делают текст выразительным. Они читали и пересказывали повествовательный текст, готовили выразительное чтение описания, вдумывались в причинно-следственные связи предложений в рассуждении и создавали собственные повествование, описание и рассуждение, добиваясь не только правильности построения текста, но и его выразительности. Они выясняли значение диалога и монолога в художественном произведении и учились составлению собственных диалогов и монологов. При этом школьники не только самостоятельно открывали важнейшие законы словесности, не только исследовали художественные тексты и обнаруживали языковые средства, которые позволяют наиболее точно выразить мысль, но и использовали эти приемы в собственных высказываниях, то есть учились творчеству.
Понятно, насколько необходимо каждому уметь рассказать о событии, чтобы слушатели как бы присутствовали при происходящем, найти самые точные слова для обрисовки предмета, чтобы он возник перед глазами, уметь доказать свое мнение, вести содержательный диалог с собеседником.
Конечно, это – самое начало обучения словесности. В дальнейшем и понятие о тексте, и словесные возможности воплощения идеи получат развитие в следующих классах. В шестом классе нет отдельной главы под названием «Текст». Но о тексте идет речь при рассмотрении особенностей произведений всех трех родов словесности. Мы говорим о специфике их языка, о языковых средствах изображения героя и сюжета (эпического и драматического произведений), о значении стиха в лирическом произведении. При этом мы идем от слова к словесности, от языковой ткани – к смыслу текста, к пониманию мыслей и чувств автора. Таким образом, на уроках словесности ребята рассматривают произведение как явление искусства слова, учатся эстетическому восприятию художественного текста. Вместе с тем они используют изученные средства в собственных высказываниях, то есть творчески овладевают русским языком.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru