"КАК Я ПРОВЕЛ ЛЕТО" ПО-НОВОМУ
Л.ПЕТРАНОВСКАЯ
Начало учебного года. Цветы, улыбки,
чистые тетрадки и сочинение на тему «Как я провел
лето» – примерно такие ассоциации связаны у нас
с первыми сентябрьскими деньками. Но если цветы и
улыбки возражений не вызывают, то повторяющееся
из года в год сочинение о лете стало едва ли не
символом косности, рутины, педагогической
неизобретательности. Пожалуй, сегодня ни один
учитель, считающий себя творческим человеком,
так год не начнет. А может быть, зря?
Для начала нужно признать, что традиция имела
свои основания. Каждый учитель знает, что первые
несколько уроков в году проходят под
несмолкаемый гул рассказов о совершенных за
долгие каникулы подвигах и открытиях. Сочинение
о лете позволяло детям выговориться, поделиться
впечатлениями, так сказать, «в официальном
порядке» и закрыть тему. Кроме того, сразу, без
подготовки, самостоятельная работа по созданию
текста выполняла роль экспресс-диагностики
состояния дел (для учителя), а заодно и шоковой
терапии с целью приведения в рабочее состояние
(для детей). Кстати, умные педагоги никогда плохие
оценки за это сочинение в журнал не ставили.
По сути, сочинение «Как я провел лето» было
ритуалом, символическим актом, означавшим: отдых
закончен, впереди большая работа, пора собраться
и приступить к делу. Очень полезная с
психологической точки зрения вещь. Минус в том,
что у детей задание энтузиазма обычно не
вызывало: удовольствие от рассказа другу под его
ахи и охи никак не сравнить с удовольствием от
выписывания разболтавшимся за лето почерком
прилизанных фраз, а что там в сочинениях других
ребят – не узнаешь, в лучшем случае два-три в
классе прочтут. Шоковая терапия же вообще никому
никогда не нравится. Поэтому реакция на задание
была обычно разнообразно негативной: от
возмущенного «у-у-у-у» (в смысле: «опять это
дурацкое сочинение») до ехидного: «а мы снова
будем про лето писать?» (в смысле: «ничего
поинтереснее придумать не можете?»). Придумать
между тем очень даже можно.
Итак, прежние цели остаются в силе: провести
инспекцию содержимого основательно
проветренных летними ветрами голов и обозначить
переход к рабочим будням. Прибавим к этому еще
несколько: хорошее настроение и желание работать
у ребят, атмосфера заинтересованной и слаженной
совместной деятельности, партнерские отношения
между ребятами и учителем и, наконец, последнее,
но немаловажное – положительный настрой самого
учителя, который может прийти на первый урок года
не бездумным продолжателем удобной традиции, а
выдумщиком, лидером, интересным человеком. Стоит
разрешить себе пофантазировать – и можно
превратить набившую оскомину тему в
запоминающийся, яркий, полезный урок, задающий
тон на весь учебный год. Идей, как это сделать,
может быть очень много. Вот только некоторые из
них.
УЧИМСЯ СЛУШАТЬ
Все знают, как трудно в наше время
найти человека, умеющего слушать. Помните, как
Толстой про Наташу Ростову говорил, что она
именно слушала, а не обдумывала в это время, что
сама потом расскажет? Умение это и в самом деле
непростое. Сегодня человек постоянно должен
думать о самопрезентации, о том, как подать себя,
что сказать, как реагировать. Поэтому слова и
проблемы других людей мы воспринимаем обычно
словно сквозь марево собственных мыслей и
установок: а как думаю я, а что это значит для
меня, а что он ждет, чтобы я сказал в ответ? В
результате никто никого толком не слышит и не
понимает. Хорошо было Наташе Ростовой с ее
умением слушать – Толстой сразу так и сочинил, а
большинству людей этому умению нужно учиться. И
по большому счету это должно быть одной из
основных задач уроков родного языка. Во всяком
случае в жизни это умение намного больше значит,
чем удвоенные н. Попробуем поставить перед собой
эту цель на нашем уроке (разумеется, предлагаемые
виды работы и с любой другой темой тоже будут
очень полезны).
Вариант самый простой: пишем обычное сочинение,
но не за себя, а за соседа. Все разбиваются на пары
(если ребят нечетное число, один образует пару с
учителем). За пятнадцать минут участники пары
должны рассказать друг другу о своем лете,
ответить на все уточняющие вопросы. Затем каждый
пишет сочинение «Как я провел лето» от имени
своего соседа. Проверяет сочинение, конечно, его
«лирический герой», он оценивает содержание,
исправляет замеченные ошибки. Потом учитель
может собрать работы и проанализировать
ситуацию с правописанием в классе (как легко
заметить, информации у него при этом будет
больше, чем при традиционной работе: не только
способность человека писать без ошибок, но и
умение видеть ошибки при проверке текста).
Несколько работ хорошо бы разобрать вслух таким
образом: читает тот, кто писал, а тот, о ком речь,
комментирует: что было понято неверно, какие
важные детали упущены, переданы ли в целом его
настроение, чувства. Можно попросить поднять
руки тех, кто очень доволен сочинением о себе, и
тех, кто совершенно разочарован непониманием, и
именно эти работы разобрать подробно. Идея сама
по себе очень простая, работа мало отличается по
форме от общепринятой, а проходит все совсем
иначе – никаких
«у-у-у-у» вы не услышите, да и цель «выпускания
пара» достигается намного более эффективно,
особенно если не пожалеть времени на чтение
сочинений в классе.
Есть вариант более сложный, он особенно хорош в
старших классах и в классах с небольшим числом
учеников (в пределах двадцати).
Учитель выступает в роли ведущего. Он призывает
ребят быть очень внимательными и
последовательно задает вопросы о прошедшем лете
классу: «Где вы были? Что там видели интересного?
С кем проводили время? Чем любили заниматься? Что
запомнилось? Удалось ли хорошо отдохнуть? Были ли
огорчения?» и т.п. На каждый очередной вопрос
отвечают по очереди все присутствующие. Затем
возможны варианты: если для вас важно получить
письменные работы, то все развивается так, как
уже было описано выше: каждый пишет сочинение за
одного из своих одноклассников, если вы
предпочитаете уложиться в один урок, можно
выполнить задание устно. Задача многократно
усложняется по сравнению с работой в паре с
соседом, поскольку во время ответов на вопросы
никто не знал, на чьи ответы следует обратить
особое внимание. Распределять по парам можно по
жребию или как-то иначе, например, первый в списке
– с последним, второй – с предпоследним и т.д. В
первый момент задание может шокировать своей
сложностью, многие заявят, что они вообще ничего
не помнят. Важно обратить внимание ребят на этот
факт: вы призвали их вначале к вниманию, ничего
особенно сложного в ответах одноклассников не
содержалось, прозвучали они громко и внятно
буквально пять минут тому назад – а в памяти не
отложились. Почему? Чем были заняты мысли? Многие
ребята уже способны достаточно хорошо
осознавать свое состояние и признаются, что во
время ответов одноклассников предавались
собственным воспоминаниям, или обдумывали
особенно остроумную форму ответа, или
обменивались комментариями с приятелем, хотя им
казалось, что они слушают. Многие из них заметят
(не обязательно сказав об этом вслух), что ответы
своих близких друзей, или симпатичных им
одноклассников, или самых ярких людей в классе
они все же помнят хорошо. Не стоит впадать в
морализаторство по поводу невнимательности
ребят к словам товарищей – надо признать, что
сама организация учебного процесса в нашей школе
вовсе не способствует развитию навыка
внимательного слушания: что слушать-то –
пересказ учебника, правила наизусть? Не так уж
часто на стандартных уроках ученики говорят
вещи, стоящие внимания и запоминания. Поэтому не
говорите ничего назидательного, просто
удивитесь вместе с ребятами (положа руку на
сердце – вы бы сами с заданием справились?), умные
люди сделают для себя выводы. Очень хорошо было
бы повторять эту игру время от времени, выбрав
любую несложную тему: любимая книга, кем я хочу
стать и т.п.
ВКЛЮЧАЕМСЯ В РАБОЧИЙ РИТМ
Внимание и быстрота реакции, а также
способность делать несколько дел одновременно –
тоже качества, крайне полезные в деле обучения.
Привести их в боевую готовность можно следующей
игрой. Вы так же задаете вопросы о прошедшем лете,
но отвечать должен не тот, кого спросили, а его
сосед, например, справа или сзади (если человек
сидит с краю, то соседом справа окажется крайний
в противоположном ряду, если на задней парте –
отвечать должен тот, кто сидит на первой).
Следующий вопрос – и снова отвечает сосед. Тот,
кто порывается ответить на адресованный ему
вопрос сам, или тот, кто должен отвечать, но
замешкался, выбывает из игры (это нужно как-то
обозначить, например, выбывшие должны держать
руки скрещенными на груди). Кто продержится
дольше всех, тот выиграл. Получается очень
забавный диалог:
– Где ты провел лето?
– У моего дедушки, в деревне.
– Что там тебе больше всего запомнилось?
– Кремль и метро.
– Что же ты там делал?
– Плавал, нырял с маской.
На первый взгляд простая, эта игра
заставляет мобилизоваться: ведь нужно
одновременно «прокручивать» в голове свой
собственный рассказ, чтобы вопрос учителя не
застал врасплох, и внимательно следить за
перемещением по классу «эстафетной палочки»
ответов. По мере выбывания игроков ситуация еще
более усложняется, ведь в какой-то момент твоим
соседом справа может оказаться … сосед слева,
если вся остальная «горизонталь» уже сидит,
скрестив руки. Тут нужен глаз да глаз, да еще и
смеяться успевай! Такой первый урок прекрасно
подходит ребятам пятых–седьмых классов и будет
очень уместен в момент встречи с новым,
напряженно замершим классом.
ВСПОМИНАЕМ ГРАММАТИКУ
Любой вид работы, даже совершенно
типовое сочинение о лете, можно обогатить
дополнительными заданиями. Например, вызываем
одного из учеников читать свое сочинение, а всем
остальным даем задание: по мере чтения
выписывать все замеченные существительные,
определять их склонение и падеж. (Варианты:
выписываем глаголы, определяя спряжение;
подмечаем служебные слова и разносим по
столбикам предлоги, союзы и частицы; выписываем
грамматические основы всех предложений; ищем
сложные предложения и записываем их схемы). После
проверим, что получилось, и дадим новое задание: а
кто теперь сможет пересказать сочинение
одноклассника как можно ближе к тексту? Удалось
ли за поиском грамматических «деревьев» увидеть
«лес» повествования? Сразу станет ясно, кто из
ребят «Юлий Цезарь», – этому историческому
персонажу приписывают способность одновременно
делать несколько дел, требующих внимания. Кстати,
есть люди, которые просто плохо себя чувствуют в
ситуации «недогруза» восприятия и внимания,
например, могут вязать или строгать, только
слушая при этом радио или разговаривая, а во
время обсуждения важной темы обязательно должны
рисовать узоры или чертиков. Так что не стоит
слишком строго пресекать побочную деятельность
на уроке: кого-то это отвлекает, а кому-то,
наоборот, помогает сосредоточиться.
Еще больше активизируют грамматические познания
творческие задания с ограничениями: например,
написать сочинение о лете, не используя глаголов
первого спряжения. Можно задействовать сразу
несколько тем, распределив задания по рядам:
первый обходится без существительных в
именительном падеже, второй – без
двусоставных предложений, а ребята из третьего
обязаны использовать в своем сочинении все
одиннадцать глаголов-исключений. Конечно, такая
работа требует больше времени и ее лучше дать на
дом. Зато на повторение пройденной в прошлом году
темы уйдет меньше времени.
Напоследок один общий для всех вариантов совет:
участвуйте в выполнении заданий и в играх вместе
с детьми, рассказывайте о своем лете – получите
удовольствие и атмосфера в классе будет лучше.
* * *
Известно: как новый год (в нашем случае
– учебный) встретишь, так его и проведешь.
Обдумывая первый урок года, каждый учитель явно
или нет выбирает путь на весь год: как я буду
общаться с детьми, с каким настроением я пойду в
школу, какова будет моя сверхзадача на этот год?
Первый урок – это и большая ответственность, и
уникальный шанс изменить то, что не устраивает,
освоить новое. Попробуем?
|