Я ИДУ НА УРОК
ПОВТОРЕНИЕ ТЕМЫ "ГЛАГОЛ"
10 класс
И.Г.ФЕДОРОВА,
средняя школа №3,
г.Родники,
Ивановская обл.
Цель: развитие
коммуникативных умений и навыков учащихся в
процессе глубокого овладения лексическими и
грамматическими нормами русского языка.
Задачи:
обобщить и систематизировать знания
о глаголе как части речи;
развивать речевую культуру учащихся;
научить избирательно пользоваться
языковыми средствами, употреблять слова,
словосочетания, наиболее точно передающие
содержание текста.
Ход урока
«Движение и его выражение – глагол –
является основой языка». Эти слова Алексея
Толстого мне хотелось бы взять эпиграфом к
нашему уроку, ведь речь сегодня пойдет о глаголе,
его морфологических признаках, роли в создании
текстов.
Записываем число и тему урока, эпиграф.
– Скажите, не кажется ли вам это утверждение
слишком категоричным? Обоснуйте свою точку
зрения. (Ответы учащихся.)
Итак, мы будем вести основательный разговор об
одной из основ языка – о глаголе.
Кстати, может ли текст состоять только из
глаголов, связанных служебными частями речи?
Да, и вот каким может быть внутренний монолог
учителя после того, как он задает классу вопрос:
«Притихли. Молчат. Думают или не решаются
сказать? Верю, что знают. Жду».
Очень приятно видеть ваши улыбки. Попробуйте
выразить сейчас свое состояние, используя только
глаголы и служебные слова. (Ответы учащихся.)
Тексты, с которыми нам предстоит работать, –
стихотворения поэтов XIX и XX веков. Вы уже знаете,
что есть темы вечные для русской литературы, темы
сквозные. Порой кажется, что поэты XX века
подхватывают и продолжают мысли поэтов века XIX. И
когда ты слышишь этот разговор столетий, кажется,
что прикасаешься к вечности.
Послушайте, это – Лермонтов.
(Учитель читает стихотворение М.Ю. Лермонтова
«Есть речи – значенье...». У учащихся тексты на
столах.)
Есть речи – значенье
Темно иль ничтожно.
Но им без волненья
Внимать невозможно.
Как полны их звуки
Безумством желанья!
В них слезы разлуки,
В них трепет свиданья.
Не встретит ответа
Средь шума мирского
Из пламя и света
Рожденное слово;
Но в храме, средь боя
И где я ни буду,
Услышав, его я
Узнаю повсюду.
Не кончив молитвы,
На звук тот отвечу,
И брошусь из битвы
Ему я навстречу.
– Обратите внимание на 1-ю строку. В
каком значении употреблено слово речи? Есть
речи – значенье... (В значении ‘слова’.)
– В чем же особенность таинственных слов?
(Без волненья внимать невозможно; в них все – и
слезы, и трепет свиданья.)
– Очевидно, поэтическое ощущение того, что такие
речи, такие слова существуют, было и у Зинаиды
Гиппиус, поэтессы Серебряного века. О ее
творчестве мы будем говорить с вами в 11-м классе,
но мне хотелось, чтобы вы и сейчас вслушались в
удивительную мелодию ее строк.
(Учитель читает стихотворение З.Гиппиус «Есть
речи...».)
Есть речи...
У каждого свои волшебные слова.
Они как будто ничего не значат.
Но встретятся, скользнут, мелькнут едва –
И сердце засмеется и заплачет.
Я повторять их не люблю; я берегу
Их от себя, нарочно забывая.
Они мне встретятся на новом берегу:
Они написаны на двери Рая.
– Вы смогли услышать, как
перекликаются эти стихотворения?
В каком значении употреблено поэтом слово речи?
В чем особенность волшебных слов?
(Они как будто ничего не значат, но в них – все,
что заставляет сердце смеяться и плакать.)
– Две строфы стихотворения Гиппиус выражают ту
же мысль, что и 5 строф стихотворения Лермонтова.
Эту выразительность речи придают собственно
глаголы и глагольные формы. Давайте запишем их.
(Выписываем в тетради и на доске.)
1) не значат
2) вспомнятся
3) скользнут
4) мелькнут
5) засмеется
6) заплачет
7) повторять
8) не люблю
9) берегу
10) встретятся
11) забывая (деепричастие)
12) написаны (краткое причастие).
– Слова эпиграфа, с которыми вы
согласились, утверждают, что глагол является
основой языка, – следовательно, глагол
подчиняется законам языка.
Какие виды классификации мы могли бы предложить
для глагола, помня о законах языка? Для выбора
оснований для классификации вспомните
морфологические признаки глагола.
(Учащиеся под руководством учителя записывают
основания для классификации, распределяют
глаголы, выписанные из стихотворения З.Гиппиус,
по группам.)
1. Вид:
а) совершенный – 2, 3, 4, 5, 6, 10
б) несовершенный – 1, 7, 8, 9
2. Наклонение: отмечаем, что все глаголы
в изъявительном наклонении.
3. Время:
а) прошедшее – нет
б) настоящее – 1, 8, 9
в) будущее – 2, 3, 4, 5, 6, 10
инфинитив – 7
Обращаем внимание на то, что время и
вид глагола тесно взаимосвязаны: глаголы
несовершенного вида могут иметь все три формы
времени, глаголы совершенного вида – только
прошедшее и будущее, поэтому у нас полное
совпадение двух групп – 1 (а) и 3 (в).
– Скажите, а для чего необходимо знать, уметь
определять вид, наклонение и время глагола?
(Для соблюдения в творческой работе
видовременного единства глаголов, для верного,
грамматически правильного перевода текстов на
иностранный язык.)
4. Категория переходности –
непереходности:
а) переходные глаголы 7, 8, 9;
б) непереходные глаголы 1, 2, 3, 4, 5, 6, 10.
– Напомню вам, что к непереходным
глаголам относятся глаголы, обозначающие
движение, положение в пространстве, физическое и
нравственное состояние; глаголы с постфиксом сь,
ся.
Переходные глаголы требуют дополнения в
винительном падеже без предлога, поэтому следует
различать конструкции с глаголами, близкими по
значению, но требующими различного управления.
Чтобы почувствовать эту разницу, давайте
поработаем над выбором падежной формы при
глаголах переходных и непереходных.
К переходным глаголам из нашего текста (повторять,
люблю, берегу) подберите из предложенного
списка глаголы, близкие по значению, составьте с
ними словосочетания, используя слова, данные в
скобках.
5. Категория возвратности:
а) возвратные глаголы 2, 5, 10;
б) невозвратные глаголы 1, 3, 4, 6, 8, 9.
– При образовании возвратных глаголов
мы должны учесть, что постфикс сь пишется
после гласных, постфикс ся – после согласных.
6. Спряжение:
а) 1-е спряжение 3, 4, 5, 6, 9;
б) 2-е спряжение 1, 2, 7, 8, 10.
– Знания об отнесенности глагола к 1-му
или 2-му спряжению позволяют верно писать
окончания глаголов.
Вновь обращаю ваше внимание на эпиграф. Только ли
движение выражает глагол? Если мы обратимся не к
грамматическим признакам глагола, а к его
лексическому значению, сможем выделить
следующие лексико-семантические группы:
а) глаголы движения: скользнут,
мелькнут, встретятся;
б) глаголы, передающие чувства, состояние: засмеется,
заплачет, не люблю, берегу;
в) глаголы, обозначающие действия, связанные с
умственной и речевой деятельностью: не значат,
вспомнятся, повторять.
Ребята, мы убедились, что глагол,
являясь основой языка, подчиняется его законам, и
на следующем уроке мы будем вести разговор о
правописании глаголов и глагольных форм.
Согласны ли вы с тем, что данное стихотворение
«держится» на глаголах? Это те ключевые слова,
которые помогают понять и принять идею
стихотворения – «У каждого свои волшебные
слова...».
Разговор столетий может и должен продолжаться.
Продолжим мысль поэтов. Что же для вас таит эта
фраза: У каждого свои волшебные слова?
Творческая работа – 5 минут.
Итог урока. Задание на дом:
составьте словосочетания со словами, близкими по
значению (аналогично тому, как это делалось в
классе).
Управление при словах, близких по
значению
Дорожить – беречь (слова), восхищаюсь
– люблю (поэзия), вторить – повторять (песня),
доволен – рад (жизнь), думать – задумать (проект),
обращать внимание – уделять внимание (здоровье),
наградить – удостоить (улыбка), удивляться –
быть удивленным (красота природы), беспокоиться
– тревожиться (друг), начать – приступить
(работа), коснуться – говорить (вопрос),
поделиться – рассказать (проблема).
|