Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №33/2001

ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ

КАКИЕ "ОВРАГИ" ЗАБЫТЫ?

О едином национальном экзамене и образовательных сертификатах

Л.ПЕТРАНОВСКАЯ

Официально объявленное «всенародное обсуждение» готовящейся реформы свелось к однозначно бравурным телепередачам. Мнение учителей, преподавателей вузов, родителей, школьников мало волнует чиновников-реформаторов. Между тем реальное всенародное обсуждение идет полным ходом: в семьях и в учительских, в Интернете и на страницах газет. Состоялось немало жарких споров за чашкой чая, в которых принимали участие все заинтересованные стороны: родители, старшеклассники, абитуриенты, учителя, репетиторы, преподаватели вузов, редакторы образовательной литературы.

Вопрос стоит о будущем детей – кто может остаться равнодушным? Нынешнее состояние системы образования вряд ли кого удовлетворяет. И самый тугой, самый болезненный узел – это момент перехода из сравнительно неплохой школы в порой даже замечательный вуз. Тут-то все проблемы, все скрытые противоречия и вырываются на поверхность. Чему же так долго учит школа, если вуз требует совсем другого и без занятий с преподавателями именно этого вуза экзаменов не сдать? Чего стоят золотые медали, если их обладатели получают каждый год так много двоек на вступительных экзаменах? Почему способному и знающему ребенку просто невозможно поступить на пользующуюся спросом специальность без взяток (закамуфлированных под репетиторство или явных)? И кто тогда поступает и учится в наших славных вузах? Если ребенку приходится поступать на платное отделение, то куда деваются деньги, которые предназначены были (и выплачены его родителями в виде социального налога) на его обучение и почему родители должны снова платить? Почему гордое имя университета носит и знаменитый на весь мир МГУ, и недавний захолустный педвуз, в котором если и можно чему научиться, то только чинить вечно безногие стулья и подклеивать разваливающиеся учебники, которых три на курс?

Неудивительно, что среди множества аспектов реформы: двенадцатилетнее обучение и двенадцатибалльная шкала оценок, отмена медалей и специализация в старших классах – наиболее острые споры вызывают две связанные между собой идеи: единый национальный экзамен и образовательный сертификат. Данная публикация – это квинтэссенция из множества обсуждений, в которых довелось участвовать автору.

Напомню вкратце суть предлагаемых нововведений. Бесплатное высшее образование как таковое отменяется. Но государство готово помочь способным ребятам продолжить обучение, для этого каждому успешно окончившему школу будет выдаваться государственный образовательный сертификат, то есть некоторая сумма денег, которую можно потратить только на образование. Сертификаты планируется ввести разных уровней (соответственно, с разными суммами денег), в зависимости от показанных при окончании школы знаний. А уровень этих знаний будет определяться на едином государственном экзамене, одинаковом для всех выпускников страны, который предлагается проводить централизованно, преимущественно в форме тестов, и проверять в Москве. По результатам этого экзамена выпускник получит балл, от которого и будет зависеть уровень выыдаваемого сертификата. Для поступления в вуз не придется снова сдавать экзамены, достаточно просто отправить документы в тот вуз, для которого полученного тобой балла (и, соответственно, полагающейся за него суммы денег) будет достаточно. Впрочем, если балл низковат, можно доплатить разницу из своего кармана или попробовать пересдать экзамен на будущий год. Тот, кто учиться не сможет и будет отчислен из вуза за неуспеваемость, теряет право на сертификат и дальше может учиться уже только за свои деньги. Есть еще немало нюансов, но суть ясна. В целом звучит неплохо, но исторический опыт подсказывает, что про овраги обязательно должны были забыть. Попробуем разобраться.

ЗА

ПРОТИВ

На устном экзамене результат ученика очень зависит от особенностей его личности: нахальные и разговорчивые имеют преимущество перед робкими и застенчивыми. Тест эту проблему снимает.

Тест не дает реального представления о знаниях ученика: с одной стороны, правильный ответ можно просто угадать, с другой – от волнения неверно оформить ответ, и правильный ответ не будет засчитан.
Кроме того, тест проверяет только знания и отработанные умения, ни глубину понимания, ни творческие способности тестом не проверишь. Тест хорошо отсекает двоечников, но не может выявить талантливых ребят.

Тестовая форма экзамена сводит к нулю фактор необъективности проверяющего, все дети находятся в равных условиях.

Это так, но проверяющий лишается не только возможности «завалить» неприглянувшегося, но и поддержать растерявшегося, разобраться, знает ли человек предмет на самом деле. При ответе на тест минутная растерянность, вызванная волнением, может стать фатальной.

То, что экзамен будут проводить приезжие инструкторы, а проверяться работы будут централизованно и анонимно, делает невозможной нынешнюю практику, когда учитель быстренько просматривает работы до комиссии и сажает некоторых переписывать, подсказывает решения задач, а то и сам расставляет запятые в сочинениях.

Все это с лихвой окупается легкостью подсказывания на тесте: ничего не надо расставлять и переписывать – достаточно незаметно сунуть «нужному» выпускнику маленькую бумажку с ответами.

Сегодня столичные школьники имеют огромное преимущество перед ребятами из провинции: к их услугам и курсы подготовки, и школы при вузах, и досрочные экзамены, которые сохраняются правдами и неправдами.
При новой системе все будут равны.

«Найти подход» к ведающим тестированием лицам в столице все равно будет легче.
А учиться детям из провинции все равно труднее, потому что мало поступить – нужно еще иметь деньги на проезд и на жизнь во время учебы, а у родителей из глубинки этого нет. Да и вузы будут предпочитать тех, кому не нужно общежитие.

Не секрет, что пятерка, полученная на выпускном экзамене где-нибудь в глубинке, равняется порой троечке по меркам сильной столичной школы. Единый экзамен устранит несправедливость.

«Искать подход» к проводящим и проверяющим тест чиновникам могут ведь не только родители, но и местное образовательное начальство, желающее продемонстрировать высокие показатели своей работы. Уже известно, что средние результаты тестов, проведенных, например, в Чувашии, в несколько раз выше контрольных результатов, которые получены в ходе эксперимента в разных школах России. С трудом верится, что в школах Чувашии учат настолько лучше, чем в других регионах страны.

Единый экзамен будет беречь нервы и силы детей, которых просто изматывает теперешний «марафон» из восьми-девяти экзаменов за лето.

На этом экзамене ребенок будет нервничать, как на пяти: одно дело, когда на весах лежит просто оценка, другое – несколько тысяч долларов из бюджета семьи.
А как он будет нервничать во время каждой сессии, рискуя на любом экзамене или зачете фактически получить «волчий билет», потерять шанс на высшее образование навсегда!

Против единого экзамена выступают директора школ, потому что он покажет действительный, а не завышенный уровень подготовки их выпускников, позволит судить о реальных результатах работы школы. Все знают, что сейчас в выпуске каждой школы есть немало учащихся, аттестованных по принципу «три пишем, два в уме». А о выпускниках ПТУ и говорить не приходится.

Все это так, но почему за то, что нищая, не укомплектованная преподавателями, не имеющая учебников, отставшая от жизни школа не может дать приличные знания, должны расплачиваться дети и их родители?
А что касается директоров – разве в нынешней ситуации, когда школа брошена на произвол судьбы и каждый выживает как может, у государства есть моральное право требовать от нее качественное преподавание? Сначала нужно создать учителям мало-мальски приемлемые условия для работы!

Высшее образование все равно в реальности давно уже платное. Ни в один престижный вуз без денег не поступишь. В газетах приводились данные, что ежегодно все родители страны вместе тратят на поступление детей в «бесплатные» вузы более миллиарда долларов. Основные голоса «против» раздаются из престижных вузов, и понятно почему!

Просто платить будут не за поступление, а за хорошие результаты единого экзамена. Не верится в разговоры о том, что все будет честно и взятки будут невозможны.
Кстати, если сейчас большую часть денег родители платят все-таки за репетиторство, и дети при этом повышают знания, то при новой системе будут просто голые взятки, без всякой пользы.

Давать взятку за хороший балл на едином экзамене будет бессмысленно: если в случае провала сессии право не сертификат теряется, то какой смысл идти туда, где не сможешь учиться? Взятка будет просто выкинутыми деньгами.
А ведь сегодня мы годами нянчимся с непонятно как поступившими студентами, которые не хотят и не могут учиться.

Непонятно, почему из-за того, что ребенок не смог сдать сессию (устал, болел, несчастная любовь – мало ли что), родители должны в одночасье терять все деньги на его образование, из их же, кстати, налогов и полученные. Это все равно что отказаться платить человеку пенсию, поскольку он перешел улицу на красный свет.
Это может привести к невиданному взяточничеству во время каждой сессии. Неуверенные в своих знаниях студенты сами будут предлагать преподавателям деньги – это окажется рентабельнее, чем рисковать потерей сертификата. С другой стороны, отчисление студента будет означать для вуза потерю денег, и бедные вузы будут готовы держать у себя даже «мертвые души», чтобы пользоваться их деньгами.

Пусть взятки частично сохранятся, но все же их объем будет меньше, «найти подход» к приехавшему на несколько дней чиновнику труднее. Это не будет идти ни в какое сравнение с тем беспределом, который царит на вступительных экзаменах в некоторые вузы.

Если сейчас деньги родителей все-таки попадают в карманы преподавателей вузов, то при новом порядке они будут идти в карманы чиновников, занимающихся тестированием. Из вузов просто все уволятся, ведь зарплата доцента со всеми надбавками – чуть больше тысячи рублей.
И потом, преподаватели вуза все-таки заинтересованы в том, чтобы иметь студентов приличного уровня, а чиновнику-то все равно – не ему дальше учить.

Очень хорошо, если в результате реформы закроются лишние вузы, которые просто недостойны так называться. Если к ним не будут идти студенты и не будут приводить за собой сертификационные деньги, они не смогут существовать. Почему сегодня налогоплательщики должны обеспечивать их никому не нужную деятельность?

Если бы все было так просто, эти вузы уже и сейчас бы перестали существовать: кому нужно просто так терять пять лет, не получая приличного образования и перспектив? Проблема в армии: многие вузы существуют только благодаря тому, что предоставляют отсрочку. Туда по-прежнему будут отдавать свои сертификаты те, кто не хочет идти в нашу армию с ее нечеловеческими условиями, и их можно понять!

Сейчас в стране слишком много «образованцев». Они работают не по специальности и чувствуют себя несчастными или без толку проводят время в уцелевших государственных «конторах», получая зарплату, которой не хватает даже на проезд. Если получить высшее образование станет труднее, таких «специалистов» будет меньше, это к лучшему и для общества, и для них самих. Пусть в вузы идут только те, для кого это действительно важно, кто готов вкалывать. А сейчас для половины студентов вуз – просто способ продлить детство.

В нынешней ситуации безработицы среди молодежи «продление детства» – не самый плохой вариант.
И кто может быть уверен, что предлагаемый механизм будет действительно обеспечивать соответствие количества выпускаемых специалистов потребностям общества? Ведь для каждого, пусть самого скромного, вуза есть грань выживания. Что, если не смогут привлечь достаточное количество сертификационных денег и вынуждены будут закрыться не 20, а 80 процентов провинциальных вузов? Где мы возьмем потом обычных, рядовых учителей, врачей, инженеров? Через семь–десять лет придется закрывать школы и районные поликлиники.

Нынешняя система образования – бездонная бочка, в которую сколько денег ни направляй, все без толку. Сегодня у школы и у вуза нет никакого материального стимула работать лучше. Одинаково мало получают и те, чьи ученики выигрывают международные олимпиады, и те, у кого выпускники не могут связать двух слов и решить простую задачу. На умного, творческого, знающего студента расходуется практически столько же, сколько на просиживающего штаны лодыря, который все равно никогда по специальности работать не будет. Нет смысла просто вбухивать в образование деньги, не создав эффективных и справедливых правил игры, по которым деньги могли бы правильно распределяться.

С этим нельзя не согласиться. Но пока предлагаемые правила игры не выглядят справедливыми и эффективными.
Принцип прямой конвертации знаний в деньги может стать очень опасным. И не кажется ли странной ситуация, когда государство материально заинтересовано в более низком уровне знаний выпускников? Если выпускники получают оценки похуже, сертификаты им выдаются уровнем пониже – «экономия» в масштабах страны немалая. Очень соблазнительно – достаточно отдать негласное распоряжение, чтобы тесты сделали немного посложнее. Получается замкнутый круг: чем ниже уровень знаний, тем меньше денег направляется в образование – в результате уровень знаний еще ниже – денег еще меньше – и так далее вплоть до повальной безграмотности.

Как видите, немало здравых мыслей высказано и в левой, и в правой колонках. Многие идеи предлагаемой реформы кажутся разумными, но многие вызывают серьезные опасения. И очень хотелось бы узнать, как в готовящихся законах будут учтены опасения педагогов и родителей. А нам с вами, похоже, нет смысла с жаром обсуждать тонкости содержания тестов и организации экзамена, пока не внесена ясность по вопросам куда более фундаментальным, затрагивающим самые основы нашего сегодняшнего общества. Положение ведь на самом деле очень серьезное. Еще лет пять–семь – и из школы окончательно уйдут сейчас уже из последних сил работающие пенсионеры. Молодых учителей почти нет, и никакими силами при нынешней зарплате молодежь в школу не заманишь (иногда предлагают заставить; но, во-первых, как, а во-вторых, кому нужны учителя «из-под палки»?).

Есть и более тяжелое последствие вопиющей нищеты нашей школы, как общеобразовательной, так и высшей. В глазах общества нищета стала индульгенцией на бесчестность тем, кто просто по роду занятий должен быть человеком совестливым и даже щепетильным, – педагогам. Они так мало, недопустимо мало получают от государства, что халтура, очковтирательство, взятки расцениваются просто как способ заработать на жизнь. Сегодня, обсуждая будущее нашего образования, мы вынуждены просчитывать: кто кого и как будет обманывать и обирать? В том, что стараться обмануть и обобрать будут, никто и не сомневается. Эту проблему не решишь ни строгостями, ни проверками, только кардинальным изменением отношения к образованию не как к затратной статье бюджета, а как к инвестиции в будущее. Даже простое сохранение нынешней системы образования требует огромных вложений, а государство, похоже, хочет свести эти траты к минимуму.

С одной стороны, что-то менять надо, причем срочно, потом будет поздно. С другой – любое изменение должно быть тщательно и со всей ответственностью продумано и просчитано. Пусть далеко не идеальное, но действующее здание нашего образования уже сейчас стоит на песке. Станут ли нововведения новым прочным фундаментом или хотя бы сваями, благодаря которым школа сможет дождаться лучших времен? Или реформы просто нарушат хрупкое равновесие и вызовут обвал системы образования, последствия которого скажутся не только на наших детях, но и на праправнуках? Следует все очень серьезно обдумать и потребовать серьезности и ответственности от государства.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru