УЧЕНЫЕ – ШКОЛЕ
ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
ОТ ДРЕВНЕЙ РУСИ ДО КОНЦА ХХ ВЕКА*
А.А.ЛЕОНТЬЕВ
Начало образования на Руси
На Руси учебные заведения именовались
училищами: слово школа вошло в обиход начиная с XIV
века. Уже в первой половине XI века нам известны
дворцовая школа князя Владимира в Киеве и школа,
основанная Ярославом Мудрым в Новгороде в 1030
году.
Содержание образования, как и в учебных
заведениях Запада, составляли восходящие к
античности семь свободных искусств: грамматика,
риторика, диалектика (так называемый тривиум),
арифметика, геометрия, музыка и астрономия (так
называемый квадривиум). Особые школы
существовали для обучения грамоте и иностранным
языкам; в 1086 году в Киеве было открыто первое
женское училище. По образцу киевской и
новгородской при дворах русских князей
открывались и другие школы – например, в
Переяславле, Чернигове, Суздале школы
создавались при монастырях.
Школы были не только учебными заведениями, но и
центрами культуры, в них делались переводы
древних и византийских авторов, переписывались
рукописи.
Некоторые историки российского образования, и в
числе их такой компетентный историк, как П.Н.
Милюков, высказывали мнение (опираясь на факты,
относящиеся к XV–XVI вв.), что в Древней Руси
большинство населения было не только
малообразованным, но и вообще безграмотным.
Однако сохранились многочисленные
свидетельства обратного. Например, открыты так
называемые граффити (надписи, сделанные на
стенах соборов и церквей; особенно известны
граффити Новгородского и Киевского Софийских
соборов), оставленные явно случайными
прихожанами. Найдены многочисленные берестяные
грамоты XI–XIII вв., причем не только в Великом
Новгороде, но и в других древнерусских городах;
по их содержанию видно, что их авторами были люди
самого различного социального положения, в том
числе купцы, ремесленники, даже крестьяне,
встречались и грамоты, написанные женщинами.
Сохранилась даже грамота, служившая ребенку
школьной тетрадкой. Есть и другие как прямые, так
и косвенные свидетельства относительно широкого
распространения грамотности в Древней Руси.
Упадок культурной жизни Древней Руси в
результате татаро-монгольского нашествия (как
известно, в это время погибла большая часть
древнерусских рукописей) отразился и на
образовании. Из в основном светского оно стало
почти исключительно духовным (монастырским).
Именно православные монастыри сыграли в это
время (XIII–XV вв.) роль хранителей и
распространителей российского образования.
Образование в Московском государстве
в допетровское время
Укрепление Московского государства
повлекло за собой и некоторый подъем
образования. С одной стороны, стали возникать
многочисленные приходские и частные школы, где
обучались грамоте и счету дети не только
духовенства, но и ремесленников и купцов; с
другой – была создана и закреплена решениями
Стоглавого собора (1551 г.) система православного
образования.
В XVI–XVII вв. центрами просвещения в
восточнославянских землях были Украина и
Белоруссия. В борьбе против политического и
идеологического (в особенности религиозного)
наступления Польши украинские и белорусские
просветители основывали так называемые
«братские школы», тесно связанные с
национально-освободительным движением. На базе
двух таких школ в 1632 г. была открыта
Киево-Могилянская коллегия (с 1701 г. академия); в 1687
г. по ее образцу была создана в Москве
Славяно-греко-латинская академия. На Украине и в
Белоруссии возникали типографии (именно туда, в
Острог под Львовом, уехал первопечатник Иван
Федоров после бегства из Москвы); создавались и
издавались учебники.
С середины XVII в. в Москве стали открываться школы,
созданные по образцу европейских грамматических
школ и дававшие как светское, так и богословское
образование. В это время произошли и важные
изменения в методике начального обучения.
Буквослагательный метод обучения грамоте
сменился звуковым. Вместо буквенного
обозначения цифр (буквами кириллического
алфавита) стали использоваться арабские цифры. В
буквари вошли связные тексты для чтения,
например, псалмы. Появились «азбуковники», т.е.
толковые словари для учащихся.
Важно подчеркнуть демократический
(внесословный) характер образования уже в
допетровское время. Так, при создании
Славяно-греко-латинской академии в ней было 76
учеников (не считая подготовительного класса,
или «школы словенского книжного писания»), в том
числе священники, дьяконы, монахи, князья,
спальники, стольники и «всякого чина москвичи»
вплоть до челядинцев (слуг) и сына конюха.
Чему обучались русские в допетровское время?
Наиболее слабо было поставлено преподавание
математики. Только в XVII веке стали появляться
учебники с арабскими цифрами. Из четырех правил
арифметики на практике использовались только
сложение и вычитание, почти не применялись
действия с дробями. Более или менее развитой была
геометрия, а вернее, практическое землемерие.
Астрономия тоже была чисто прикладной областью
(составление календарей и др.). В XII веке
распространилась астрология. Естествоведческие
знания были случайными, несистематическими.
Развивалась практическая медицина (в основном
заимствованная с Востока) и особенно
фармацевтика. Очень высок был интерес к истории.
Как пишет П.Н. Милюков, «историческое
чтение было, после религиозного, самым любимым
чтением древнерусского грамотея. Но
удовлетворить потребности исторического знания
в Древней Руси было довольно мудрено. При всем
обилии летописей и исторических сказаний о
русских исторических событиях разобраться в них
было нелегко, так как ни общего руководства, ни
какой-либо цельной системы в изображении хода
русской истории не существовало».
На Руси издавалось до 2,5 тысяч экземпляров
букварей ежегодно плюс три тысячи Часословов и
полторы тысячи Псалтырей. Конечно, на 16 миллионов
населения России это число невелико, но очевидно,
что грамотность была уже массовым явлением.
Грамматика Мелетия Смотрицкого появилась в 1648
году. (Необходимо отметить, что и буквари, и
грамматика описывали не живой разговорный
русский язык, а литературный старославянский
(церковно-славянский). В XVII веке появились первые
учебники риторики и логики.
Образовательная реформа Петра
Великого
и первые послепетровские десятилетия
Благодаря Петру в России возникла
система профессионального образования. В 1701 г.
были созданы навигацкая, пушкарская,
госпитальная, приказная и другие школы,
находившиеся в ведении соответствующих
государственных органов. Кроме того, к 1722 году в
разных городах России были открыты 42 так
называемые «цифирные школы», обеспечивавшие
начальное обучение математике. Гуманитарное
образование обеспечивалось духовными школами,
преподавателей для которых готовила
Славяно-греко-латинская академия. Всего в России
к 1725 году было около 50 епархиальных школ. Правда,
позже количество учеников в цифирных школах
резко сократилось в связи с открытием
епархиальных школ, куда перешли почти все дети
священников и дьяконов, и нежеланием «посадских
людей» (купечества и ремесленников) отдавать
своих детей в цифирные школы (их предпочитали
обучать ремеслу). Поэтому основным контингентом
цифирных школ стали солдатские дети и дети
приказных, а часть школ пришлось закрыть. Уже
после смерти Петра, в 1732 г., возникли гарнизонные
школы, дававшие не только начальное военное, но и
начальное математическое и инженерное
образование. Часть духовных («архиерейских»)
школ расширили свой курс за счет «средних» и
«высших» классов и стали именоваться
«семинариями». В них, кроме грамоты, изучались
грамматика, риторика, философия и богословие.
Петр мечтал о создании единой внесословной
системы образования. На деле созданная им
система оказалась и не единой (профессиональная
школа – духовная школа), и не внесословной. Не
ставилась и задача общего образования, оно
давалось попутно, как часть и условие
профессионального образования. Но эта система
сыграла гигантскую роль в развитии российского
образования, «вписав» его в европейскую систему
образования. Кроме того, именно при Петре, в 1714
году, образование было объявлено обязательным
для детей всех сословий (кроме крестьян).
Кстати, именно Петру мы обязаны введением
гражданской азбуки, которой пользуемся и сейчас,
и первыми переводами на русский язык
западноевропейских учебников, прежде всего по
предметам естественным, математическим и
техническим – астрономия, фортификация и т.д.
Любимым детищем Петра была Академия наук. При ней
был учрежден первый российский университет в
Санкт-Петербурге, а при университете – гимназия.
Вся эта система, созданная Петром, начала
действовать уже после его смерти – в 1726 году.
Профессуру приглашали в основном из Германии –
среди профессоров были знаменитости
европейского уровня, например, математики
Бернулли и Эйлер. Студентов в университете было
сначала очень мало. В основном это были дети
дворян или живших в России иностранцев; однако
уже вскоре были введены стипендии и особые места
для «казеннокоштных» студентов (учившихся за
счет государства). Среди казеннокоштных
студентов были разночинцы и даже крестьяне
(например, М.В. Ломоносов). В гимназии также
учились дети солдат, мастеровых и крестьян,
однако они обычно ограничивались низшими
(младшими) классами.
В 1755 году аналогичный университет с двумя
гимназиями при нем (для дворян и для разночинцев)
был открыт в Москве. Курс дворянской гимназии
включал русский язык, латынь, арифметику,
геометрию, географию, краткую философию и
иностранные языки; в гимназии для разночинцев
учили главным образом искусствам, музыке, пению,
живописи, преподавали и технические науки.
Российское образование при Екатерине
II
Екатерина внимательно изучала опыт
организации образования в ведущих странах
Западной Европы и важнейшие педагогические идеи
своего времени. Например, в России XVIII века были
хорошо известны труды Яна Амоса Коменского,
Фенелона, «Мысли о воспитании» Локка. Отсюда,
кстати, новая формулировка задач школы: не только
учить, но и воспитывать. За основу брался
гуманитарный идеал, зародившийся в эпоху
Возрождения: он исходил «из уважения к правам и
свободе личности» и устранял «из педагогики все,
что носит характер насилия или принуждения» (П.Н.
Милюков). С другой стороны, воспитательная
концепция Екатерины требовала максимальной
изоляции детей от семьи и передачи их в руки
учителя. Впрочем, уже в 80-х гг. центр внимания был
снова перенесен с воспитания на обучение.
За основу были взяты прусская и австрийская
системы образования. Предполагалось учредить
три типа общеобразовательных школ – малые,
средние и главные. В них преподавались
общеобразовательные предметы: чтение, письмо,
знание цифр, катехизис, священная история,
начатки русской грамматики (малая школа). В
средней добавлялись объяснение Евангелия,
русская грамматика с орфографическими
упражнениями, всеобщая и русская история и
краткая география России, а в главной –
подробный курс географии и истории,
математическая география, грамматика с
упражнениями по деловому письму, основания
геометрии, механики, физики, естественной
истории и гражданской архитектуры. Была внедрена
классно-урочная система Коменского, делались
попытки использовать наглядность, в старших
классах даже рекомендовалось вызывать у
учащихся самостоятельную работу мысли. Но в
основном дидактика сводилась к заучиванию
наизусть текстов из учебника. Отношения учителя
с учениками строились в соответствии с взглядами
Екатерины: например, были строго запрещены любые
наказания.
Для системы общеобразовательных школ нужно было
подготовить учителей. Для этой цели в 1783 году в
Петербурге было открыто Главное народное
училище, от которого через три года отделилась
учительская семинария – прообраз
педагогического института.
Екатерининская реформа не была доведена до
конца, но тем не менее она сыграла значительную
роль в развитии российского образования. За
1782–1800 гг. разные виды школ окончили около 180 тыс.
детей, в том числе 7% девочек. К началу XIX в. в
России было около 300 школ и пансионов с 20 тыс.
учащихся и 720 учителями. Но среди них почти совсем
не было сельских школ, т.е. крестьянство
практически не имело доступа к образованию.
Правда, еще в 1770 г. созданная Екатериной
«комиссия об училищах» разработала проект
устройства деревенских школ (включавший
предложение о введении в России обязательного
начального обучения для всех детей мужского пола
независимо от сословия). Но он остался проектом и
не был воплощен в жизнь.
Российское образование в
Александровскую эпоху
В начале царствования Александра I
группа молодых реформаторов во главе с
М.М. Сперанским наряду с другими
преобразованиями осуществила и реформу системы
образования. Впервые была создана школьная
система, распределенная по так называемым
учебным округам и замкнутая на университетах.
Эта система была подчинена Министерству
народного просвещения. Вводились три типа школ:
приходские училища, уездные училища и гимназии
(губернские училища). Школы двух первых типов
были бесплатными и бессословными. В отличие от
екатерининской школьной системы, эти три типа
школ соответствовали трем последовательным
ступеням общего образования (учебный план
каждого следующего типа школы не повторял, а
продолжал учебный план предыдущего). Сельские
приходские училища финансировались помещиками,
уездные училища и гимназии – из
государственного бюджета. Кроме того, были
духовные училища и семинарии, подведомственные
Священному Синоду, училища, подчиненные
ведомству учреждений императрицы Марии
(благотворительные) и военному министерству.
Особую категорию составляли элитные учебные
заведения – Царскосельский и другие лицеи и
благородные пансионы.
Приходские школы учили Закону Божию, чтению,
письму, началам арифметики. В уездном училище
продолжалось изучение Закона Божия и арифметики
с геометрией, изучались также грамматика,
география, история, начала физики, естественной
истории и технологии. В губернских училищах
изучался предмет, который ныне называется
граждановедением или обществоведением (по
учебнику Янковича де Мириево «О должностях
человека и гражданина», одобренному и
отредактированному самой Екатериной), а также
логика, психология, этика, эстетика, естественное
и народное право, политическая экономия,
физико-математические и естественно-научные
предметы, коммерция и технология.
Были открыты новые университеты – Казанский и
Харьковский. Устав Московского университета,
принятый в 1804 г. и ставший образцом для других
университетских уставов, предусматривал
внутреннюю автономию, выборность ректора,
конкурсное избрание профессоров, особые права
советов факультетов (факультетских собраний) в
формировании учебных планов.
Начиная с 1817 года заметен откат этой системы на
консервативные позиции. Были разгромлены
либеральные университеты, их лишили многих
академических свобод. В гимназиях были введены
Закон Божий и русский язык, а также древние языки
(греческий и латинский), исключены философские и
общественные науки, всеобщая грамматика,
экономика.
Российское образование при Николае I
После смерти Александра I и восстания
декабристов реакционный откат российской
системы образования продолжался. Уже в мае 1826
года императорским
рескриптом был образован специальный Комитет
устройства учебных заведений, которому было
поручено немедленно ввести единообразие в
учебную систему, «дабы уже, за совершением сего,
воспретить всякие произвольные преподавания
учений, по произвольным книгам и тетрадям».
Николай I прекрасно понимал, что борьбу с
революционными и либеральными идеями надо было
начинать со школ и университетов. Системе
образования был возвращен сословный характер:
как суммировал позицию николаевского
правительства П.Н. Милюков, «никто не должен
получать образование выше своего звания».
Общее устройство системы образования осталось
тем же, но все школы были выведены из подчинения
университетам и переведены в прямое подчинение
администрации учебного округа (т.е. Министерству
народного просвещения). Было сильно изменено
преподавание в гимназиях. Главными предметами
стали греческий и латинский языки. «Реальные»
предметы разрешалось преподавать как
дополнительные. Гимназии рассматривались лишь
как ступень к университету; таким образом,
учитывая сословный характер гимназий,
разночинцам был практически закрыт доступ к
высшему образованию. (Тем не менее в 1853 году в
одном только Петербургском университете они
составляли 30% от общего числа студентов).
Благородные пансионы и частные школы, плохо
поддававшиеся тотальному контролю со стороны
государства, были преобразованы или закрыты, их
учебные планы должны были быть согласованы с
учебными планами государственных школ.
Именно из уст министра народного просвещения
С.С. Уварова (в его обращении к попечителям
учебных округов 21 марта 1833 года) прозвучала
печально знаменитая формула «православие,
самодержавие, народность». «Русские профессора
должны были читать теперь русскую науку,
основанную на русских началах (П.Н. Милюков). В
1850 году новый министр, Ширинский-Шихматов,
докладывал Николаю I, что «все положения науки
должны быть основаны не на умствованиях, а на
религиозных истинах и связи с богословием». Он же
писал, что «лица низшего сословия, выведенные
посредством университетов из природного их
состояния... гораздо чаще делаются людьми
беспокойными и недовольными настоящим
положением вещей...».
В университетах и других высших учебных
заведениях была отменена выборность ректоров,
проректоров и профессоров – они теперь прямо
назначались Министерством народного
просвещения. Поездки профессоров за границу были
резко сокращены, прием студентов ограничен, была
введена плата за обучение. Для всех факультетов
стали обязательными богословие, церковная
история и церковное право. Ректоры и деканы
должны были наблюдать, чтобы в содержании
программ, в обязательном порядке представляемых
профессорами перед чтением курсов, «не укрылось
ничего, несогласного с учением православной
церкви или с образом правления и духом
государственных учреждений». Из учебных планов
была исключена философия, признанная – «при
современном предосудительном развитии этой
науки германскими учеными» – ненужной. Чтение
курсов логики и психологии было возложено на
профессоров богословия.
Были приняты меры к укреплению дисциплины среди
студентов, т.е. к гласному и негласному надзору за
ними: так, инспектору Московского университета
предписывалось посещать «в разные часы и всегда
неожиданно» квартиры казеннокоштных студентов,
контролировать их знакомства, посещение ими
церковных служб. Студенты были одеты в форму,
регламентировалась даже их прическа, не говоря
уже о поведении и манерах.
В 1839 году в некоторых гимназиях и уездных
училищах были открыты (с 4-го класса) реальные
отделения, где преподавались
промышленно-естественная история, химия,
товароведение, бухгалтерия, счетоводство,
коммерческое законоведение и механика.
Принимались туда разночинцы; задача заключалась
в том, чтобы, как прямо писал министр, «удержать
низшие сословия государства в соразмерности с
гражданским их бытом и побудить их ограничиться
уездными училищами», не допуская в гимназию и тем
более в университеты. Но объективно это означало
отход от господства классического образования в
сторону реальных потребностей общества.
Образовательная реформа Александра II
Среди реформ, осуществленных в
либеральную александровскую эпоху, значительное
место занимает перестройка российского
образования. В 1864 году было принято «Положение о
начальных училищах», утвердившее
общедоступность и внесословность начального
образования. Наряду с государственными школами
поощрялось открытие земских и частных школ.
В качестве основной школы вводились гимназии и
прогимназии. Гимназии делились на классические и
реальные (преобразованные в 1872 году в реальные
училища). Формально гимназии были общедоступными
для всех, кто выдержал приемные испытания. Доступ
в университеты открывался только для
выпускников классических гимназий или для тех,
кто сдавал экзамены за курс такой гимназии.
Выпускники реальных училищ могли поступать в
неуниверситетские высшие учебные заведения;
именно в это время были основаны Петербургский
технологический институт, Московское высшее
техническое училище, Петровская
сельскохозяйственная академия в Москве. В 1863
году был принят новый университетский устав,
возвращавший университетам автономию, дававший
большие права университетским советам,
разрешавший открытие научных обществ и даже
позволявший университетам выпускать
бесцензурно (точнее, с собственной цензурой)
научные и учебные издания. Ректоры и деканы вновь
стали выборными, опять стали посылать
профессоров за границу, были восстановлены
кафедры философии и государственного права, было
облегчено и резко расширилось чтение публичных
лекций, отменены ограничения на прием студентов.
Значительно выросла роль общественности в
системе образования (попечительские и
педагогические советы). Однако даже в эти годы
все учебники школ утверждались централизованно
– в ученом совете Министерства народного
просвещения. С начала 70-х гг. централизация еще
больше усилилась: это касалось и учебных планов,
и программ (они были унифицированы), и выбора
учебников.
Роль общества в российской системе образования
второй половины XIX века была исключительно
большой. Основывались педагогические общества,
комитеты грамотности, собирались педагогические
съезды. Фактически российское общество в
основном контролировало дошкольное, начальное
народное образование, профессиональную школу,
женское и внешкольное образование.
_______________________________________
* Часть статьи «Система образования в
россии». Статья написана для Энциклопедического
словаря «Россия: история и культура».
Публикуется с незначительными сокращениями по
разрешению издательства «Русский язык».
Продолжение
|