УЧЕНЫЕ – ШКОЛЕ"ЛИШНЯЯ" ЗАПЯТАЯ КАК ПУНКТУАЦИОННАЯ ОШИБКАЛ.Б.ПАРУБЧЕНКО«Кашу маслом не испортишь», – сказал
ученик, Написал восьмиклассник диктант. И расставил в нем знаки препинания таким образом, как это ему подсказывали знания и интуиция. Учитель диктант проверил, и получилась следующая картина. Красив осиновый лес зимой! На фоне
темных елей, переплетается тонкое кружево
оголенных, осиновых ветвей. В дуплах старых,
толстых осин гнездятся ночные и дневные птицы,
белки-проказницы складывают на зиму свои запасы.
Из толстых бревен, люди выдалбливали легкие
лодочки-челноки, делали корыта. Корою молодых
осинок, кормятся зимой зайцы-беляки. Горькую
кору осин, гложут лоси. Идешь_ бывало_ по лесу_
и вдруг нежданно-негаданно с шумом сорвется и
полетит тяжелый, тетерев-косач. Почти из-под
ног выскочит и побежит заяц-беляк. Из 10 сделанных учеником
пунктуационных ошибок две представляют собой
отсутствие запятой (при вводном слове и между
частями сложносочиненного предложения),
остальные 8 – так называемая «лишняя» запятая.
При этом только в одном случае – оголенных,
осиновых ветвей – она может быть объяснена
правилом – это неоднородные определения, в
остальных же семи запрет на запятую ничем
обосновать нельзя – таких пунктуационных правил
в соответствующих сводах просто нет. 1) восклицательного знака в конце
первого предложения; Остальные 107 ошибок – «лишние» запятые. Из них 15 – «на правило»: 1) между однородными членами с
одиночным союзом и: гнездятся ночные,
и дневные птицы; с шумом сорвется, и полетит; Заметим, что диктант проведен в так называемом классе выравнивания, или, как еще их называют, в «классе компенсации», слабо успевающем по русскому языку, к тому же в самом начале III четверти, когда системное изучение пунктуации в простом предложении, в сущности, еще не начиналось. Этим объясняется большое количество ошибок в диктанте. Что касается характера этих ошибок (имеются в виду в первую очередь «лишние» запятые), то они типичны для школьников (и не только школьников) разных возрастов и разной степени обученности. Остальные 92 «лишние» запятые,
поставленные учениками, никакими правилами
оспорить нельзя – справочниками и пособиями по
пунктуации такие ошибки не предусмотрены. 1. Границу между детерминантом* и основным составом предложения: На фоне темных елей (14), из толстых бревен (9), в дуплах старых, толстых осин (8), почти из-под ног (5), вдруг (2), с шумом (1), всегда (1) – всего 40 ошибок. 2. Границу между сказуемым и зависимой от него предложно-падежной формой (= дополнением): люблю северный лес, за красоту... (12), корою молодых осинок, кормятся... (8), горькую кору осин, гложут... (6), складывают на зиму, свои запасы (1), царит, в нем (1) – всего 28 ошибок. 3. Границу между подлежащим и сказуемым: белки-проказницы, складывают... (4), кормятся зимой, зайцы-беляки (4), сорвется и полетит, тяжелый тетерев-косач (4), люди, выдалбливали... (2), выскочит и побежит, заяц-беляк (1) – всего 15 ошибок. 4. Границу между существительными и распространенным несогласованным определением: тонкое кружево, оголенных осиновых ветвей (5), за бархатную зелень, красавиц пихт (2), в дуплах, старых, толстых осин (1) – всего 8 ошибок. 5. Границу между существительным и его согласованным определением: тяжелый, тетерев-косач – 1 ошибка. Как видно из перечней «лишних» запятых «на правило» и «не на правило», синтаксические позиции, отмеченные этой ошибкой, достаточно разнообразны, а если выйти за пределы данного текста, список окажется намного длиннее. Но мы ограничимся нашим материалом, который дает достаточные основания для ответа на вопрос: случайна или не случайна в тексте «лишняя» запятая? То, что она не случайна, доказывается самой возможностью типизации позиций, в которых она встречается. Добавим к этому, что запятая после детерминанта, между подлежащим и сказуемым и дополнением, между именной частью сказуемого и спрягаемым глаголом – ошибка, типичная не только для диктантов, где она как бы «запрограммирована» и заданной синтаксической конструкцией, и определенным типом интонации при чтении, – эта ошибка типична и для сочинений. Сравним примеры из работ десятиклассников и абитуриентов: Для Евгения, это все пустое. И т.п. Красив осиновый лес зимой! На фоне
темных елей,4 / переплетается тонкое
кружево,5 / оголенных,10
осиновых ветвей. В дуплах,1 старых,
толстых осин,8 / гнездятся ночные,1
и дневные птицы, белки-проказницы,4 /
складывают на зиму,1 / свои запасы. Из
толстых бревен,9 / люди,2 /
выдалбливали легкие лодочки-челноки, делали
корыта. Корою молодых осинок,8 /
кормятся зимой,4 / зайцы-беляки. Горькую
кору осин,6 / гложут лоси. Идешь, бывало,
по лесу, и вдруг,2 / нежданно-негаданно,3
/ с шумом,1 сорвется,1 и полетит,4
/ тяжелый тетерев-косач. Почти из-под ног,5
/ выскочит и побежит,1 / заяц-беляк. Нетрудно заметить, что «лишняя» запятая сплошь и рядом совпадает с границей актуального членения. Более того, в тексте нет ни одной границы темы и ремы, обозначенной интонационно учителем при чтении, которой не заметил бы, т.е. не обозначил «лишней» запятой, хотя бы один ученик. Из 107 «лишних» запятых, и «на правило», и «не на правило», 91 – на границе темы и ремы. Таким образом, если правила постановки запятой базируются на синтаксической структуре предложения (запятые разделяют части сложного предложения, однородные члены при определенных отношениях между ними, обособляют полупредикативные конструкции, сравнительные обороты, а также слова, не входящие в синтаксическую структуру предложения, – обращения, вводные слова и т.п.), – то правила ее отсутствия в значительном количестве случаев вытекают из его коммуникативных характеристик: из отношений между «данным» и «новым» высказываниями, «между тем, о чем в нем говорится (исходным пунктом, темой), и тем, что об этом говорится (ремой)». Разумеется, далеко не все «лишние» запятые могут быть объяснены исходя из коммуникативного членения предложения. Этот знак встречается и в таких позициях, в которых не бывает границы темы и ремы: между неоднородными определениями (см. примеры выше), перед одиночным союзом и, соединяющим однородные члены, однородные придаточные, части сложносочиненного предложения с общим компонентом; на границах слов с обстоятельственным значением, не имеющих пояснительного или уточняющего характера; на границах причастных оборотов при отсутствии условий обособления и т.п.; пишущие обособляют множество «псевдовводных» слов, ставят запятую на месте ритмической паузы в стихотворной и прозаической речи и во многих других случаях. Для установления генезиса этих ошибок также недостаточно опоры только на синтаксическую структуру предложения. Здесь, как, впрочем, и в рассмотренном выше случае – «лишней» запятой на границе темы и ремы, – не последнюю роль в «провокации» ошибки играет интонация. Но это составляет предмет отдельного серьезного исследования, важность которого трудно переоценить. В заключение хочется обратить внимание на значимость разработки этой темы: анализ лингвистической сущности «лишних» запятых позволит сделать необходимые дополнения к своду современных пунктуационных правил, даст основания для методической разработки соответствующих тем в преподавании правописания в школе, поможет цели учета этих ошибок – их типизации при проверке письменных работ – и, хотелось бы надеяться, позволит добиться больших успехов в повышении грамотности учеников. _________________________ * Детерминант – это слово или словосочетание, относящееся не к какому-либо отдельному слову предложения, но распространяющее предложение в целом. Детерминант может иметь субъектное, объектное или обстоятельственное значение.
|