Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №33/2001

УЧЕНЫЕ – ШКОЛЕ

"ЛИШНЯЯ" ЗАПЯТАЯ КАК ПУНКТУАЦИОННАЯ ОШИБКА

Л.Б.ПАРУБЧЕНКО

«Кашу маслом не испортишь», – сказал ученик,
ставя на всякий случай еще одну запятую.

(Из детского фольклора)

Написал восьмиклассник диктант. И расставил в нем знаки препинания таким образом, как это ему подсказывали знания и интуиция. Учитель диктант проверил, и получилась следующая картина.

Красив осиновый лес зимой! На фоне темных елей, переплетается тонкое кружево оголенных, осиновых ветвей. В дуплах старых, толстых осин гнездятся ночные и дневные птицы, белки-проказницы складывают на зиму свои запасы. Из толстых бревен, люди выдалбливали легкие лодочки-челноки, делали корыта. Корою молодых осинок, кормятся зимой зайцы-беляки. Горькую кору осин, гложут лоси. Идешь_ бывало_ по лесу_ и вдруг нежданно-негаданно с шумом сорвется и полетит тяжелый, тетерев-косач. Почти из-под ног выскочит и побежит заяц-беляк.
Я люблю северный лес, за строгую красоту его девственных линий, за бархатную зелень красавиц пихт, за торжественную тишину, которая всегда царит, в нем.

Из 10 сделанных учеником пунктуационных ошибок две представляют собой отсутствие запятой (при вводном слове и между частями сложносочиненного предложения), остальные 8 – так называемая «лишняя» запятая. При этом только в одном случае – оголенных, осиновых ветвей – она может быть объяснена правилом – это неоднородные определения, в остальных же семи запрет на запятую ничем обосновать нельзя – таких пунктуационных правил в соответствующих сводах просто нет.
Анализ работ других восьмиклассников подтверждает актуальность для учеников проблемы «лишней» запятой: из 196 пунктуационных ошибок, сделанных общими усилиями класса в диктанте, только 89 представляют собой отсутствие знака препинания:

1) восклицательного знака в конце первого предложения;
2) запятых при вводном слове бывало;
3) запятой в сложносочиненном предложении перед союзом и: идешь по лесу, и вдруг сорвется и полетит...;
4) запятой в сложноподчиненном предложении перед словом который: за торжественную тишину, которая всегда царит в нем;
5) между однородными членами при отсутствии союза: за строгую красоту его девственных линий, за бархатную зелень красавиц пихт;
6) дефиса перед приложением: белки-проказницы, лодочки-челноки, зайцы-беляки, заяц-беляк, тетерев-косач.

Остальные 107 ошибок – «лишние» запятые. Из них 15 – «на правило»:

1) между однородными членами с одиночным союзом и: гнездятся ночные, и дневные птицы; с шумом сорвется, и полетит;
2) между неоднородными определениями: оголенных, осиновых ветвей;
3) запятая на месте дефиса в сложном слове: нежданно, негаданно.

Заметим, что диктант проведен в так называемом классе выравнивания, или, как еще их называют, в «классе компенсации», слабо успевающем по русскому языку, к тому же в самом начале III четверти, когда системное изучение пунктуации в простом предложении, в сущности, еще не начиналось. Этим объясняется большое количество ошибок в диктанте. Что касается характера этих ошибок (имеются в виду в первую очередь «лишние» запятые), то они типичны для школьников (и не только школьников) разных возрастов и разной степени обученности.

Остальные 92 «лишние» запятые, поставленные учениками, никакими правилами оспорить нельзя – справочниками и пособиями по пунктуации такие ошибки не предусмотрены.
Приведем перечень синтаксических позиций «лишней» запятой, расположив их по мере убывания количества учеников, сделавших эту ошибку. «Лишней» запятой дети обозначали:

1. Границу между детерминантом* и основным составом предложения: На фоне темных елей (14), из толстых бревен (9), в дуплах старых, толстых осин (8), почти из-под ног (5), вдруг (2), с шумом (1), всегда (1) – всего 40 ошибок.

2. Границу между сказуемым и зависимой от него предложно-падежной формой (= дополнением): люблю северный лес, за красоту... (12), корою молодых осинок, кормятся... (8), горькую кору осин, гложут... (6), складывают на зиму, свои запасы (1), царит, в нем (1) – всего 28 ошибок.

3. Границу между подлежащим и сказуемым: белки-проказницы, складывают... (4), кормятся зимой, зайцы-беляки (4), сорвется и полетит, тяжелый тетерев-косач (4), люди, выдалбливали... (2), выскочит и побежит, заяц-беляк (1) – всего 15 ошибок.

4. Границу между существительными и распространенным несогласованным определением: тонкое кружево, оголенных осиновых ветвей (5), за бархатную зелень, красавиц пихт (2), в дуплах, старых, толстых осин (1) – всего 8 ошибок.

5. Границу между существительным и его согласованным определением: тяжелый, тетерев-косач – 1 ошибка.

Как видно из перечней «лишних» запятых «на правило» и «не на правило», синтаксические позиции, отмеченные этой ошибкой, достаточно разнообразны, а если выйти за пределы данного текста, список окажется намного длиннее. Но мы ограничимся нашим материалом, который дает достаточные основания для ответа на вопрос: случайна или не случайна в тексте «лишняя» запятая? То, что она не случайна, доказывается самой возможностью типизации позиций, в которых она встречается. Добавим к этому, что запятая после детерминанта, между подлежащим и сказуемым и дополнением, между именной частью сказуемого и спрягаемым глаголом – ошибка, типичная не только для диктантов, где она как бы «запрограммирована» и заданной синтаксической конструкцией, и определенным типом интонации при чтении, – эта ошибка типична и для сочинений. Сравним примеры из работ десятиклассников и абитуриентов:

Для Евгения, это все пустое.
После встречи с Онегиным, в душе ее воскресает любовь к нему.
В момент смерти, Базаров, чувствуя приближение бреда, хочет видеть Одинцову.
Павел Петрович с первых минут своего знакомства с Базаровым, невзлюбил его.
И все это, происходит несмотря на его взгляды на эту проблему.
Главным героем романа, является Базаров.
Способность к истинной любви, Тургенев всегда считал важной для оценки любого человека.
Должно быть, именно соломой с крыш, приходится кормить голодную скотину.
Но это нигилистическое отношение ко всему, он не смог удержать по одной причине: из-за любви к женщине.
Ни с чем иным, я не согласен.

И т.п.
Возникает вопрос: нельзя ли обнаружить что-нибудь общее между разными синтаксическими позициями, отмеченными «лишней» запятой, что хотя бы в какой-то степени могло объяснить универсальный характер этой ошибки? Можно, если при анализе этой ошибки не ограничиваться рамками школьного, конструктивного синтаксиса. Дело в том, что «лишней» запятой ученики, и не только они, но и взрослые, недостаточно хорошо владеющие пунктуацией, с удивительной последовательностью обозначают границу актуального членения – границу темы и ремы. Чтобы наглядно убедиться в этом, произведем актуальное членение анализируемого текста, обозначив границу темы и ремы косой чертой. Пометим также место ошибки и укажем количество учеников, допустивших ее. (Общее количество писавших – 23.)

Красив осиновый лес зимой! На фоне темных елей,4 / переплетается тонкое кружево,5 / оголенных,10 осиновых ветвей. В дуплах,1 старых, толстых осин,8 / гнездятся ночные,1 и дневные птицы, белки-проказницы,4 / складывают на зиму,1 / свои запасы. Из толстых бревен,9 / люди,2 / выдалбливали легкие лодочки-челноки, делали корыта. Корою молодых осинок,8 / кормятся зимой,4 / зайцы-беляки. Горькую кору осин,6 / гложут лоси. Идешь, бывало, по лесу, и вдруг,2 / нежданно-негаданно,3 / с шумом,1 сорвется,1 и полетит,4 / тяжелый тетерев-косач. Почти из-под ног,5 / выскочит и побежит,1 / заяц-беляк.
Я люблю северный лес,12 / за строгую красоту его девственных линий, за бархатную зелень,2 / красавиц пихт, за торжественную тишину, которая всегда,1 / царит,1 в нем.

Нетрудно заметить, что «лишняя» запятая сплошь и рядом совпадает с границей актуального членения. Более того, в тексте нет ни одной границы темы и ремы, обозначенной интонационно учителем при чтении, которой не заметил бы, т.е. не обозначил «лишней» запятой, хотя бы один ученик. Из 107 «лишних» запятых, и «на правило», и «не на правило», 91 – на границе темы и ремы.

Таким образом, если правила постановки запятой базируются на синтаксической структуре предложения (запятые разделяют части сложного предложения, однородные члены при определенных отношениях между ними, обособляют полупредикативные конструкции, сравнительные обороты, а также слова, не входящие в синтаксическую структуру предложения, – обращения, вводные слова и т.п.), – то правила ее отсутствия в значительном количестве случаев вытекают из его коммуникативных характеристик: из отношений между «данным» и «новым» высказываниями, «между тем, о чем в нем говорится (исходным пунктом, темой), и тем, что об этом говорится (ремой)».

Разумеется, далеко не все «лишние» запятые могут быть объяснены исходя из коммуникативного членения предложения. Этот знак встречается и в таких позициях, в которых не бывает границы темы и ремы: между неоднородными определениями (см. примеры выше), перед одиночным союзом и, соединяющим однородные члены, однородные придаточные, части сложносочиненного предложения с общим компонентом; на границах слов с обстоятельственным значением, не имеющих пояснительного или уточняющего характера; на границах причастных оборотов при отсутствии условий обособления и т.п.; пишущие обособляют множество «псевдовводных» слов, ставят запятую на месте ритмической паузы в стихотворной и прозаической речи и во многих других случаях. Для установления генезиса этих ошибок также недостаточно опоры только на синтаксическую структуру предложения. Здесь, как, впрочем, и в рассмотренном выше случае – «лишней» запятой на границе темы и ремы, – не последнюю роль в «провокации» ошибки играет интонация. Но это составляет предмет отдельного серьезного исследования, важность которого трудно переоценить. В заключение хочется обратить внимание на значимость разработки этой темы: анализ лингвистической сущности «лишних» запятых позволит сделать необходимые дополнения к своду современных пунктуационных правил, даст основания для методической разработки соответствующих тем в преподавании правописания в школе, поможет цели учета этих ошибок – их типизации при проверке письменных работ – и, хотелось бы надеяться, позволит добиться больших успехов в повышении грамотности учеников.

_________________________

* Детерминант – это слово или словосочетание, относящееся не к какому-либо отдельному слову предложения, но распространяющее предложение в целом. Детерминант может иметь субъектное, объектное или обстоятельственное значение.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru