МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ
ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ МИНИ-ИЗЛОЖЕНИЯ
Л.ПЕТРАНОВСКАЯ
Это последняя часть цикла
мини-изложений на основе популярных
лингвистических текстов. Напоминаю, что для них
были использованы статьи тома «Языкознание.
Русский язык» серии «Энциклопедия для детей»
издательства «Аванта+». В номерах нашей газеты за
прошлые годы вы можете найти подборки
мини-изложений по введению в языкознание и
лексике (№ 32/98), графике и орфографии (№ 45/98),
морфологии (№ 22/99).
Для тех, кто стал нашим читателем недавно, –
кратко о сути методики.
1. Почему мини-изложения?
Во-первых, этот тип работы позволяет
проводить изложения часто и регулярно (лучше
всего – раз в неделю), так как работа над таким
изложением занимает всего пол-урока – 20–25 минут.
Это превращает изложение из стрессовой
проверочной работы в привычный, обжитой вид
деятельности, в котором можно
совершенствоваться и убеждаться, что от месяца к
месяцу получается все лучше.
Во-вторых, маленький объем не дает ребятам
«спрятаться» за сюжет, заставляет обращать
внимание на более сложные уровни текста:
движение мысли, яркую образность, стиль и т.д.
Короткий тест помогает обратить внимание не
только на то, о чем говорится, но и на то, как об
этом рассказано. И внимание не отвлекается на то,
чтобы удержать в памяти последовательность
событий, а во время выполнения работы любыми
способами «выжать» объем.
Наконец, появляется гораздо больше возможностей
для анализа ошибок. За те же пол-урока можно
вместе с ребятами разобрать пять-шесть
мини-изложений почти дословно, сравнивая их с
оригиналом и обсуждая, с одной стороны, типичные
речевые ошибки, потерянные и искаженные мысли, с
другой – удачные выражения, точно подобранные
слова.
2. Почему популярные лингвистические?
Образ, юмор и мысль – три начала, ради
которых мы, собственно, и читаем книги и которые
обычно начисто отсутствуют в «образцовых»
текстах для изложений. Серии мини-изложений
строятся на принципе «прицельного» подбора
текстов: с образом лучше всего работать на
материале прозы поэтов1, с юмором – на
отрывках из юмористических шедевров2, а с
мыслью – конечно, используя научно-популярные
тексты. Естественно, особенно кстати будут
тексты по лингвистике, они позволят частично
восполнить пробелы в нашем чересчур узком и
прагматичном лингвистическом образовании.
Кстати, лингвистические тексты, пожалуй, как
никакие другие, требовательны к форме изложения.
Вы сможете убедиться в этом вместе с детьми:
вроде бы просто заменили слово синонимом, всего
лишь немного упростили фразу, а смысл «поплыл»,
изменился, мысль искажена. Говорить о языке на
языке – очень непростая задача.
3. Как проводить мини-изложения?
Их можно начинать проводить уже с
6–7-го класса, постепенно повышая сложность. Как
показывает опыт, оптимальная частота – раз в
неделю, потраченное время вполне окупается.
Один-два раза в четверть можно провести
контрольное изложение обычного объема, ниже
приводятся несколько подходящих текстов.
Имеет смысл заранее обсудить с ребятами
специфику текстов. Особенность научных текстов в
том, что их не обязательно воспроизводить
дословно, стараясь сохранить все авторские слова
и выражения. Главное – передать мысль, логику,
ничего не исказив и не потеряв. Поэтому особенно
важен разговор перед изложением, мысли текста
нужно несколько раз проговорить, разобраться,
где здесь предположения, где аргументы, где
примеры, где вывод. Стоит убедиться, что текст
вполне понятен ребятам, что они знают значения
всех слов, понимают смысл сказанного.
Постоянно напоминайте основные «правила игры» в
научных текстах: невозможность голословных
утверждений, непротиворечивость,
недвусмысленность, прямое проговаривание хода
рассуждений, подчеркнуто уважительная критика
иных точек зрения.
Текст маленький – поэтому и требования к
качеству изложения более строгие. Впрочем,
поначалу лучше не ставить оценок, просто
объясните, что серьезная работа над
мини-изложениями поможет повысить оценку за
обычное «большое» изложение, в том числе и
экзаменационное. Тексты для контрольных
изложений вы найдете в конце подборки.
Тему изложения можно подбирать в связи с тем, что
сейчас проходится в классе, но это не
обязательно, смена предмета разговора может даже
усилить интерес. Тексты повышенной сложности,
которые стоит предлагать старшеклассникам или
ученикам гимназических классов с углубленным
изучением лингвистических дисциплин, отмечены
знаком * Если позволяет время, хорошо обсудить не
только текст, но и поставленную в нем проблему,
привести свои примеры, высказать мнения.
Перед началом работы желательно оговорить
систему выделений в текстах: как обозначать
примеры, как выделять слова и части слов,
передавать звуки и буквы. Это не только поможет
избежать недоразумений, но и повысит культуру
работы с любым научным текстом. Особенно хорошо
отрабатывается на лингвистических текстах все,
что связано с передачей прямой речи: обсудите
заранее, в каких случаях требуется дословное
воспроизведение примера или цитаты, а в каких
достаточно пересказа. Конечно, стоит написать на
доске новые термины и примеры на иностранных
языках, если они встретятся.
______________________________________
1 Мини-изложения по прозе поэтов см. в №
18/97.
2 Юмористические мини-изложения см. в №
2/98.
|