Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №35/2001

РАБОТАЕМ ПО УЧЕБНИКУ М.В.ПАНОВА

ПОЧЕМУ МЫ ВЫБРАЛИ ЭТОТ УЧЕБНИК

Опыт курских учителей

Н.П.ШУЛЬГИНА

2000/2001 учебный год для учителей-словесников нашей школы № 57 г. Курска – дважды знаменательный.
Во-первых, приказом Департамента образования города школа включена в эксперимент по проведению итоговой аттестации по литературе за курс общей (полной) школы в форме изложения с творческим заданием.
Во-вторых, в этом учебном году мы выпускаем два девятых класса, которые начиная с 5-го класса обучались русскому языку по программе и учебникам М.В. Панова.
Естественно, что за пять лет накоплен определенный опыт преподавания по этим учебникам, тем более что нынешние девятиклассники не единственные ученики школы, обучающиеся по учебникам М.В. Панова: есть два восьмых, по одному седьмому, шестому и пятому классу.
Методику преподавания по программам и учебникам М.В. Панова освоили учителя школы: Е.Е. Юрова, О.В. Лебедева, В.С. Корсун. С материалами из опыта работы О.В. Лебедевой читатели газеты могли познакомиться в 2000 году.
Все трое – учителя высшей категории, глубоко знающие предмет, работавшие по всем параллельным учебникам, творческие личности, энтузиасты.

Прежде чем говорить о задачах, которые ставят авторы учебников, их содержании, достоинствах и недостатках, хочу познакомить коллег с обращением авторов к пятиклассникам:

Дорогие ребята, девочки и мальчики!
Вы любите свой родной язык, и как его не любить, если он родной! Наш язык прекрасен, законы его мудры и глубоки. Он таит в себе бесконечные драгоценности речи – правильной, красивой, выразительной, точной, яркой. Овладеть этим богатством можно только в одном случае: если любить язык сознательно и разумно, знать его законы, правила, умело пользоваться ими.
Мы написали свой учебник, чтобы научить вас этому.

Точнее не скажешь. Уже само обращение к ученикам заключает в себе воспитательный потенциал огромной силы и четко формулирует задачи обучения по данной программе и учебникам. И мы ежегодно обращаемся к этим словам авторов: напоминаем их шестиклассникам, семи-, восьми- и девятиклассникам. А далее обращаемся к словам Н.В. Гоголя: «Перед вами громада – русский язык! Наслаждение зовет вас, наслаждение погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его».
В преподавании по программам и учебникам М.В. Панова мы опираемся на принципы, сформулированные авторами:

1. Обучение должно быть научным, т.е. представлять языкознание XX века.
2. Опора на современную лингвистическую теорию позволяет воспитать у детей умение вдумываться, догадываться, понимать, доказывать, рассуждать, т.е. дает простор для их интеллектуального развития.
3. Обучение русскому языку только в том случае станет эмоциональным (и потому успешным), если оно раскроет детям красоту родного языка, его выразительность, меткость, богатство.
4. Занятия по русскому языку в средней школе не могут обойтись без игры. Нельзя забывать слова Ф.Шиллера: «Человек бывает в наибольшей степени человеком, когда он играет». Игра с языком открывает большие возможности для детской выдумки и изобретательности.
5. На основе этих 4 принципов надо научить детей нормам русского языка. Они должны для них стать привычными, удобными, основой для сознательного творчества. Снова следует напомнить: это возможно только на основе серьезной теории.

Говоря о нормах, авторы имеют в виду не только орфографические, но и лексические (точный выбор слова) и грамматические (верное использование грамматической выразительности речи).
На наш взгляд, учебник помогает реализовать актуальнейшую задачу современной школы – обучение живому языку, а не своду правил; прививать школьникам всестороннюю культуру речевого общения.
Программа и учебники М.В. Панова включают в себя системное изложение материала, позволяющее учащимся развивать свои интеллектуальные способности, эстетическое чувство родного языка, овладевать культурой речи, орфографией, пунктуацией.
Почему пять лет назад мы первыми в городе Курске обратились к этому учебнику? Прежде всего потому, что именно этот учебник, по нашему мнению, мог помочь нам не потерять, развить, отработать на уровне устойчивого навыка то, что получили дети в начальной школе, обучаясь по системе Занкова (для контроля был взят еще один класс, сильный, но обучавшийся по традиционной системе). Сегодня оба класса – девятые.
Качество знаний учащихся по русскому языку
при 100%-ной успеваемости – от 57 до 75%.
Учителями школы проводится серьезная целенаправленная работа по сохранению преемственности обучения между начальной и средней школой. В частности, готовясь к преподаванию по учебнику М.В. Панова, учителя изучили программу и учебники русского языка 1–3-х классов, провели сопоставительный анализ результатов диагностирования в конце обучения в начальной школе, в начале учебного года и в конце первой четверти. Таким образом, учитель в течение первой четверти не только выявляет уровень знаний, умений и навыков, с которыми ученик пришел в 5-й класс, сопоставляет их с требованиями программы М.В. Панова, но и составляет траекторию обучения для каждого ученика, выявляет познавательные возможности школьников, их индивидуальное предпочтение к работе с учебным материалом, оценивает процесс достижения учеником результата, чтобы, реализуя личностно ориентированную технологию обучения, предоставить ученику возможность выбора способов учебной работы. Индивидуально работать с учащимися на уроках помогает учителю дидактический материал учебника.
Опыт показал, что ребятам, обучающимся по этому учебнику, нет необходимости зазубривать теоретический материал: в учебнике дан путь рассуждений, который следует пройти, чтобы итоговые формулировки стали очевидными. Дети запоминают их, потому что понимают. Кроме того, мы помним, что «занятия по русскому языку в средней школе не могут обойтись без игры». И учебники идут в этом отношении навстречу ученику. В старших классах игра превращается в эксперимент: решая определенную проблему, ученик продумывает, «проигрывает» несколько решений.

А вот пятиклассникам очень полюбился Жучок-Колпачок. Он делает вид, что подает реплики, а на самом деле эти реплики сочиняют ребята, каждый по-своему. Например, такое задание: «Сидит звонкий согласный на краешке слова, сердится:
– Безобразие! Не успеешь поместиться на конце слова, как сейчас же кто-то звонкость стащит! Только сел – и нет звонкости!
Тут прилетел Жучок-Колпачок и говорит... (Придумайте реплику Жучка-Колпачка)». Вот варианты ответов:
– Ты, звонкий звук, не знаешь правила. Мы на уроке русского языка учили, что, оказавшись на конце слова, звонкие согласные звуки оглушаются. Прилетай на наши уроки – узнаешь.
– А ты не садись на конец слова. Находи себе местечко перед гласным, сонорным согласным или звуками [в], [в’]. И ничего с тобой не случится».
То, что подобные задания не имеют запрограммированного, единого, точно установленного ответа, позволяет каждому ребенку реализовать свои возможности, придумать свою реплику. И хотя все упражнения с участием Жучка-Колпачка ориентированы на изучение законов языка, реплики бывают просто бытовыми. Например, Колпачок высказывает сочувствие участнику диалога, утешает его, шутит.
Опыт показал, что при таком подходе ни у кого из учеников не возникает чувства обделенности, неудачливости, а это очень важно в условиях создания на уроке сберегающей здоровье среды обучения. Интерес к урокам у детей вызывает и то, что вместе с ними постигают законы языка на страницах учебника их ровесники Вова Бутузов и Настя Кувшинчикова. Например, в ходе изучения довольно сложной темы «Что такое чередование?» Вова предложил Насте угадать, в каких двух словах он нашел чередование, если слова однокоренные и чередование в них, по его мнению, позиционное. Вот только пять слов ему не подчиняются, но все они исключения, Вова в этом ручается, он это проверял. Настя сначала задумалась, а потом рассмеялась и сказала...
– Как вы думаете, – спрашивают авторы, – что она сказала Вове?
И пятиклассники, вспомнив правило, продолжают: «Позиционные чередования не знают исключений».
Вот еще один пример, благодаря которому даже слабо успевающие ученики приходят к пониманию термина «фонема» (упр. 358, с. 256).

«Вова Бутузов написал стишки:
Придет Мороз –
Отморозит тебе ноз!
Настя всплеснула руками:
– Да ты ноз написал!
– Это я для рифмы, – сказал Вова. – Чтобы рифма точнее была.
А если бы он написал нос – была бы рифма полной? Какие здесь фонемы совпали?»

Выполняя это упражнение, учащиеся вспоминают термины «сильная и слабая позиция», «фонема», сами делают вывод о звуке в слабой позиции, сверяют его с определением в учебнике.
Мы уже говорили о том, что многие упражнения в учебниках М.В. Панова рассчитаны на поиск решения, на догадку. Не все дети легко принимают эти задания. С самого начала авторы подсказали нам, что нельзя упрекать ребят, если они не смогли выполнить такое задание: временные «неудачники» учатся на удачных ответах своих товарищей. Самое нежелательное – вселить в ученика убеждение, что данная работа ему не по силам. Если наступили «торможение», невосприимчивость к чему-то, мы по совету авторов не настаиваем на немедленном выполнении или освоении. «Пойдем дальше» – вот тактика наших учителей. В ходе дальнейшего изучения осваивается и непонятный сразу материал. Это особенно важно, потому что по учебникам М.В. Панова в нашей школе обучаются не избранные, а обычные ученики обычных классов.
Пятилетняя практика показала, что ученики, занимающиеся по этим учебникам, выгодно отличаются по успеваемости и по уровню развития от своих сверстников. Нынешние семи-, восьми-, девятиклассники умеют сознательно, пользуясь теоретическими сведениями, оценивать языковые факты, обосновывать правильное написание. Они свободно делают выводы, заключения, имеют собственное мнение, сравнивают, как раскрывается тема в учебнике Панова и в учебниках других авторов; устанавливают причинно-следственные связи, работают в экспериментальном и исследовательском режимах. У них высокий уровень орфографических и пунктуационных навыков, сформировано умение свободно, правильно, логично излагать мысли.

Раскрыть детям красоту родного языка, его выразительность, меткость, богатство учителю помогают тексты из произведений И.Бунина, М.Булгакова, Ю.Олеши, К.Паустовского, которые авторы учебников предлагают в качестве дидактического материала. Свой выбор они объясняют так: «Кто не чувствует красоту языка, не может им овладеть».
Большую практическую помощь учителям и учащимся оказывает сборник художественных текстов с
вопросами и заданиями (авторы – А.А. Луховицкая
и В.В. Луховицкий). При подборе материалов для сборника авторы исходили из тех же принципов, что и при подборе текстов в учебниках (и мы считаем это достоинством учебников).

1. Все задания и упражнения, используемые на уроках русского языка, должны быть основаны на цельных отрывках из художественных произведений, а не на разрозненных предложениях, не позволяющих увидеть роль языковых средств в ткани произведения, почувствовать стиль автора.
Этот принцип уже реализован в книгах Г.Г. Граник «Секреты орфографии», «Язык, речь и секреты пунктуации», в работе Т.М. Пахновой «Готовимся к устным и письменным экзаменам по русскому языку. 9–11-е классы», в ее сборниках текстов для проведения устного экзамена по русскому языку за курс основной и полной средней школы.

2. Каждая тема, каждое явление языка (будь то многозначность слова, вид глагола или способы словообразования) должны изучаться на материале художественных текстов. На любой факт языка предлагается взглянуть с точки зрения его функционирования в речи. Этот принцип наиболее последовательно проведен в учебнике для педагогических училищ «Русский язык. Лексика. Фонетика. Теория письма. Морфология» (М.В. Панов, Р.Б. Сабаткоев).

Отличает дидактические материалы учебников М.В. Панова и то, что заданий вставить буквы или знаки препинания почти нет; все на своих местах. Задача ученика – объяснить, почему писать нужно именно так. А это, поверьте, нисколько не легче.
В условиях быстрого обновления содержания образования, его вариативности, создания большого числа параллельных учебников, написанных на различных концептуальных основах, появления мощных инновационных процессов сохранить прогрессивные тенденции развития системы, не допустить разрушения единого образовательного пространства и снижения качества образования помогает нам утвержденный Министерством образования РФ обязательный минимум содержания основного общего образования. Изучив названный выше документ и сопоставив его требования с содержанием действующих программ и учебников, мы пришли к выводу, что именно учебники М.В.  Панова позволяют учителю в полной мере реализовать требования обязательного минимума. Если такие понятия, как слабая – сильная позиция, морфема, появились в переизданных в издательстве «Дрофа» учебниках под редакцией В.В. Бабайцевой, то сонорные согласные, предикативная основа есть только в учебниках М.В. Панова.
Лингвистический курс в этих учебниках строится линейно: в каждом классе изучаются определенные разделы науки о языке:

5-й класс – лексика, фонетика, учение о морфеме, синтаксис (повторение изученного в 1–4-х классах с дополнениями, необходимыми для пунктуационной работы).

6-й класс – словообразование, служебные части речи, существительное, прилагательное.

7-й класс – глагол и его непредикативные формы: причастие и деепричастие; наречие, числительное, местоимение, заключительные сведения о морфологическом строе русского языка.

8–9-е классы – повторение лексики, фонетики, словообразования, морфологии; словосочетание, синтаксис простого предложения, синтаксис сложного предложения, синтаксис текста.

Особое внимание коллег хочется обратить на следующий материал, который в учебниках других авторов или дан не так глубоко, или вовсе отсутствует.

5-й класс

Лексика. Лексическое и грамматическое значения слова; тематические группы слов. Отношения между значениями слов (полисемия) и отношения между значениями разных слов (синонимы, антонимы). Тропы: метафора, метонимия; чем тропы отличаются от слов в переносном значении. Омонимы, разница между омонимами и многозначными словами. Паронимы, предостережение от ошибок в употреблении паронимов.
Однако, представляя активную и пассивную лексику, учебник не знакомит пятиклассников с общеупотребительной, профессиональной лексикой, архаизмами.

Фонетика. Позиционные чередования – центральное понятие фонетики. Фонема – ряд позиционно различающихся звуков. Сильные и слабые позиции гласных и согласных. Слабые позиции и орфографические ошибки. Фонемный принцип русской орфографии: буква передает не звук, а фонему.

Морфология. Учение о морфеме. Морфема – минимальная значимая единица в языке. Критерий Винокура: основа делится на морфемы только в том случае, если она соотнесена с более простой основой.

Синтаксис. Что значит: подлежащее и сказуемое грамматически связаны? Грамматическая связь: согласование, управление, примыкание. Обращения и вводные слова. Типы предложений по составу: двусоставные, неполные, односоставные: назывные, безличные. Прямая (в том числе прерываемая словами автора) и косвенная речь. Сложные предложения: сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные.

6-, 8–9-е классы

Дается понятие предиката (предикат – сказуемое). Предикативность – отношение высказывания к действительности, грамматически выраженной категорией наклонения.
После знакомства с этими понятиями не нужно объяснять ученикам, почему причастие и деепричастие – непредикативные формы глагола, почему инфинитив не может быть сказуемым без вспомогательного глагола (он не выражает отношения к реальности, к действующему лицу, т.к. не имеет времени, наклонения, лица), почему нуждаются в связке части речи, которые обозначают именную часть в составном именном сказуемом.

Лексическая стилистика. Лексика стилистически нейтральная и стилистически окрашенная. Основные пласты стилистически окрашенной лексики. Разновидности стилистически приподнятой и стилистически сниженной лексики. Сочетание слов разных стилистических пластов в одном тексте.

Язык художественной литературы. 8–9-е классы. Что такое художественная речь. Язык и искусство слова. Многоголосие художественной литературы. Язык художественной литературы как эстетическая ценность.
Кроме того, в учебнике каждого класса дается материал для знакомства школьников с жизнью и научной деятельностью, с работами выдающихся русских лингвистов.
Мы постарались показать коллегам достоинства программы и учебников русского языка под редакцией М.В. Панова. Достоинством их считаем и то, что эти учебники заставляют учителя критически отнестись к своим знаниям и коренным образом пересмотреть их, взявшись за вузовские учебники русского языка. И то, что они позволяют вести в системе работу по опережающему обучению школьников. Нельзя не сказать об интереснейшей, на наш взгляд, системе работы со словарными словами: все они объединены в тематические группы, к ним предлагаются различные творческие задания. Например, составить рассказ по данному началу; опираясь на значения синонимов, приведенных в скобках, соединить в словосочетания отглагольные прилагательные и существительные, которые даются ниже; разделить слова на две группы: в одну включить слова, характеризующие человека с хорошей стороны, в другую – с незавидной, провести конкурс на лучший детективный рассказ и т.п.
Заданий на развитие речи школьников в учебниках Панова много, но системы развития речи с опорой на теорию, как это дано в учебнике Е.И. Никитиной «Русская речь», нет.
Не всегда устраивало учителей и количество упражнений для формирования навыков грамотного письма, отсутствие материала для организации повторения в начале учебного года и обобщения изученного – в конце, порой излишняя затеоретизированность, как, например, в теме «Глагол» (6-й класс), «Синтаксис сложного предложения» (9-й класс). Все это заставляло нас все чаще и чаще обращаться за помощью к учебнику «Русский язык. Практика» под редакцией В.В. Бабайцевой, к пособию «Русская речь» Е.И. Никитиной. Неоценимую помощь в подготовке и проведении уроков оказывают нам дидактические материалы серии «А.С. Пушкин на уроках русского языка» А.Д. Дейкиной и Т.М. Пахновой, пособия по работе с текстом Т.М. Пахновой.

Еще одна трудность в работе по учебникам под редакцией М.В. Панова – отсутствие методического обеспечения. Учителям школы пришлось самостоятельно составить календарно-тематическое планирование по каждому классу, разработать систему повторения и обобщения материала в начале и в конце учебного года, подготовить разноуровневые задания с целью реализации личностно ориентированного обучения, продумать возможность использования нетрадиционных форм и приемов работы на уроках.
В заключение хочется сказать, обращаясь к авторам учебников:

Уважаемый Михаил Викторович! Уважаемые авторы!
Вы создали замечательный учебник. Он очень нужен нашим ученикам. Его приняли и полюбили учителя. Не останавливайтесь на полпути, продолжайте работу. Знаем, что дело это непростое. Мы готовы помочь в разработке и апробации материалов.

С уважением,
учителя русского языка и литературы средней общеобразовательной школы № 57 г. Курска

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru