МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ
ТЕКСТЫ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ПО СИНТАКСИСУ
И ПУНКТУАЦИИ В ВОСЬМОМ КЛАССЕ
Н.ШАПИРО
У существующих сегодня учебников по
русскому языку для 8-го класса разные достоинства
и недостатки. Но одна черта роднит и то, что
издается третий десяток лет, и созданное недавно:
упражнения в этих пособиях очень скучны по
содержанию. Это чаще всего или разрозненные
предложения из классиков, преимущественно о
природе, или пословицы неизвестных народов
(«Трудолюбивый пожинает плоды своего труда, а
ленивый – своей лени», «Невежество хуже темной
ночи»), или предложения, придуманные в учебных
целях авторами пособия («На площади строители
возводят здание нового театра», «Из-за дождливой
погоды темпы жатвы замедлились»), или
наставления, когда-то произнесенные или
написанные известными людьми и призванные,
видимо, играть воспитательную роль: «Надо много
путешествовать», «Человек должен с детства, со
школы помнить, на какой земле он родился»,
«Человек, любящий и умеющий читать, – счастливый
человек», «Охрану природы я считаю делом святым»,
«Ведь это только потребителю хлеб дается легко»,
«Я люблю свою профессию», «Основной мотив моей
жизни – сделать что-нибудь полезное для людей...»,
«Вежливость, как правило, родит ответную
вежливость». Ум спит, ученик привыкает иметь дело
со словами, предложениями, текстами, которые
ничем его не задевают и ничего для него не значат,
– непростительная и необъяснимая
педагогическая расточительность!
Впрочем, объяснение есть: считается,
что ничто не должно отвлекать ученика от учебной
орфографической, пунктуационной или
грамматической задачи – даже содержание. Это
безусловно верно на начальных этапах освоения
темы. Но позже нужен текст – научно-популярный
или художественный. И не только потому, что в нем
может содержаться интересная и полезная
информация или неожиданная языковая находка.
Удачно подобранный текст помогает решать
множество задач: 1) отрабатывать навыки по
конкретной теме; 2) систематически повторять
изученные орфографические и пунктуационные
правила – ведь редкий текст обходится без
обособленных членов, сложных предложений,
причастий и прилагательных с трудными
суффиксами, частицы и приставки не с
разными частями речи и т.д.; 3) постоянно обогащать
словарный запас школьников и приучать их
пользоваться словарями; 4) делать свои наблюдения
и исследовать, как устроен текст; 5)
контролировать понимание прочитанного...
Перечень можно продолжить.
Конечно, используя предлагаемые
тексты на уроке или в качестве домашней работы,
придется отказаться от традиционной первой
части задания: «Спишите...». Во-первых,
мало-мальски законченный информативный текст
обычно слишком велик для списывания. Во-вторых,
этот столь нелюбимый вид ученической
деятельности требует значительных физических
усилий, при которых умственные усилия отходят на
второй план или вовсе отменяются. А по завершении
списывания у ученика нередко возникает ощущение,
что главное дело уже сделано, а остальные задания
– необязательные мелочи. Ксерокс или принтер
дают возможность многим учителям – к сожалению,
далеко не всем! – сделать процесс обучения
русскому языку более живым и эффективным. Каждый
ученик получает одноразовый листок и прямо на
нем вставляет буквы, подчеркивает, расставляет
знаки, исправляет ошибки.
Есть ли опасность, что дети разучатся
писать? Вряд ли, ведь не отменяются ни
традиционные упражнения учебника, ни диктанты с
сочинениями и изложениями. И к тому же задания к
текстам тоже требуют работы в тетради: нужно
выписать предложения для разбора, записать
значения слов, составить тезисный план,
письменно ответить на вопрос, отредактировать
часть текста.
Некоторые учителя очень
неодобрительно относятся к заданию «Исправьте
орфографические ошибки». В методике укоренилось
мнение, что нельзя разрушать правильный
зрительный образ слова. Не удовлетворяющий нас
уровень орфографической грамотности учащихся
при повсеместном соблюдении этого методического
правила должен заставить задуматься о том,
насколько оно справедливо. Почему дети, много раз
видевшие правильно написанное слово, сами пишут
его неправильно? Может, стоит включить другие
механизмы, кроме анализа и зрительной памяти? И
если дети все равно делают ошибки, то не очевидно
ли, что нужно их учить проверять написанное и эти
ошибки находить и исправлять? Может быть,
встревоженных методистов успокоит тот факт, что
в предлагаемых текстах допущены однотипные
ошибки – на слитное, раздельное и дефисное
написание слов. Дается раздельное написание –
оно бывает и правильным, так что зрительный образ
страдает минимально. Другое дело, что упражнения
с ошибками требуют особого внимания, обсуждения,
комментария, проработки и уж по крайней мере
обязательной проверки.
Предлагаемые тексты распределены по основным
темам, изучаемым на уроках русского языка в 8-м
классе. Большая их часть взята из томов
«Искусство», «Языкознание. Русский язык»,
«Всемирная литература» «Энциклопедии для детей»
издательства «Аванта+». Автором единственного
неподписанного текста, кстати, получившего самую
низкую оценку эксперта-семиклассника, является
автор данного материала.
Главные члены предложения. Виды
сказуемого
1
Расставьте недостающие знаки
препинания, вставьте пропущенные буквы. Исправьте
орфографические ошибки.
Найдите сказуемые разных видов, выпишите по
одному примеру каждого вида (вместе с подлежащим,
если пример взят из двусоставного предложения).
К моему величайшему удивлению я
оказался музыкальным – так по крайней мере
утверждала Марья Гавриловна. Ученье пошло с не
ожид_ной быстротой. Инструмента у нас еще не было
но Варя Соловьева взявшая надо мною ше_ство не
давала мне «повернуть в конюшню» как в
последстви_ много лет спустя определил эту мою
склон_сть Корней Чуковский. Она ловила меня на
улице один раз сняла с забора через который я
перел_зал убегая от нее и с упорн_м неподвижным
лицом вела к роялю.
Квартира дедушки ликвидировалась после смерти
бабушки. И нам прислали рояль, тот самый рояль на
котор_м я играл спич_чными коробками когда мне
было шесть лет. Теперь я начинаю играть
упражнения и гаммы дома. Папа доволен тем что у
меня обн_руж_лись какие то т_ланты.
(Е.Шварц)
Найдите предложение с однородными
сказуемыми и нарисуйте схему связи однородных
членов. Заключите в рамку вводное
словосочетание.
Выпишите исправленные слова, обозначьте части
речи.
2
Вставьте пропущенные буквы,
расставьте недостающие знаки препинания. Исправьте
орфографические ошибки.
Подчеркните главные члены в выделенных
предложениях и укажите, какими частями речи они
выражены. Укажите вид сказуемого.
Однажды утром когда Пьер Гассенди,
знаменитый философ ритор и астроном, не
боявшийся спорить даже с самим великим Декартом
читал
оч_редную лекцию в низу в прихожей вдруг раздался
шум застав_вший пр_рвать занятие. Гассенди с
учениками вышли узнать, в чем дело. Они увид_ли
молодого дв_рянина колотившего чем попало слугу.
Весь облик незнакомца был пр_мечателен но первое,
что бросалось в глаза, – это его огромный нос. Что
вы себе позв_ляете строго спросил философ и
услышал в ответ Я хочу слушать лекции великого
Гассенди а этот хлюст ра_топырился на моем пути.
Но, клянусь своим носом, я буду слушать этого
умнейшего человека даже если мне пр_де_ся
проткнуть шпагой вот этого дурака или кого
нибудь еще! Голос Гассенди заметно потеплел Что
ж возможно я смогу вам помочь. А как вас зовут
молодой человек? Савиньен де Сирано де Бержерак
поэт гордо ответил гость.
(А.Цуканов)
Обведите (заключите в рамку) вводное
слово.
Подчеркните причастные обороты и обозначьте
определяемые слова.
Есть ли здесь повествование, описание,
рассуждение? Какими способами связаны между
собой предложения в тексте?
3
Вставьте пропущенные буквы,
расставьте недостающие знаки препинания.
Подчеркните грамматические основы, укажите вид
каждого сказуемого.
Один молодой афинянин обр_тился в суд.
Он утв_рждал что его одр_хлевший отец выжил из ума
и потому не может распор_жа_ся имуществом семьи.
Старик не стал оправдыва_ся – он лишь прочел
судьям только что законченную тр_гедию. После
этого спор был сразу решен в его пользу а сына
признали бе_совестным лжецом. Тр_гедия
называлась «Эдип в Колоне» а старика звали
Софокл.
(О.Левинская)
Выделите только те корни, в которых
пропущенная гласная проверяется ударением.
4
Расставьте недостающие знаки
препинания, вставьте пропущенные буквы.
Подчеркните сказуемые, укажите их вид.
Медвеж_нок был довольно рослый с
умными глазами с черной мордой и жил он в будке на
лицейском дворе. Пр_надлежал он генералу
Захаржевскому управляющему царскосельским
дворцом и дворцовым садом. Каждое утро лицеисты
видели как соб_раясь идти в обход генерал трепал
по голове медвеж_нка а тот порывался сорва_ся с
цепи и пойти вслед за ним.
И вот однажды на глазах у лицеистов произ_шло
событие которое внесло медвеж_нка в политическую
историю лицея.
Генерал Захаржевский проходя однажды мимо будки
к ужасу своему обнаружил что будка пуста:
медвеж_нок таки сорвался с цепи. Начали искать –
безуспешно: н_ на дворе н_ в саду медвеж_нка не
было. Генерал потерял голову: в двух шагах был
дворцовый сад...
(Ю.Тынянов)
Выпишите: 1) сказуемое, выраженное
фразеологическим сочетанием; 2) сказуемое с
глаголом-связкой быть в нужной форме.
Отметьте значком «+» сказуемые, выраженные
глаголом быть в нужной форме.
Отметьте значком «++» сказуемые в односоставных
предложениях (в которых нет подлежащего).
Подчеркните подлежащие, выраженные
местоимениями. Укажите разряд местоимений.
Обозначьте все морфемы, в которых были пропущены
буквы.
5
Расставьте недостающие знаки
препинания, вставьте пропущенные буквы.
Обозначьте грамматические основы, укажите вид
сказуемых.
Подчеркните деепричастные обороты.
На привале мы спали завернувшись в
одеяла. Я все не мог закута_ся и девочки Соловьевы
заботливо помогли мне. Я болтал смешил всех. Лицо
г_рело я был опьянен и все не д_вал спать н_ кому да
н_кто и не хотел спать. Со стороны мы вероятно
пок_зались бы сум_шедшими вот почему я так
снисходител_н к к_мпаниям наших сверс_иков
(сверс_иков – по тогдашнему нашему возр_сту)
которые так шумно взявшись под руки шагают по
комаровским улицам или хохоч_т заняв скамейки
друг против друга в электричке. Хохоч_т во что
бы то н_ стало.
(Е.Шварц)
Придумайте и запишите предложение с
выделенным оборотом.
Выпишите слова с непроизносимыми согласными.
6
Вставьте пропущенные буквы.
Подчеркните главные члены во всех предложениях и
укажите, какими частями речи они выражены.
Укажите вид сказуемого. (Учтите, что в этом тексте
все знаки препинания, кроме трех запятых,
разделяют простые предложения в составе
сложных.)
Согласно мифу фиванский царь Лай и его
жена Иокаста получили страшное пророчество: их
сын убьет отца и жени_ся на матери. Царь с царицей
решили пред_твратить беду: ребенка с проткнутыми
спицей ногами слуга должен был отнести на гору
Киферон и оставить там. Но раб не смог выполнить
жестокий приказ; он встретил пастуха из Коринфа и
отдал младенца ему. Так мальчик попал в
Коринф, в дом бездетных царя Полиба и его жены
Меропы. Он стал им сыном, а имя получил Эдип, что
означает «с ра_пухшими ногами». Как-то на пиру
один из гостей нам_кнул Эдипу, что он приемыш.
Эдип отправился в Дельфы к оракулу за правдой и
там узнал, что ему суждены убийство отца и брак с
матерью. Он поспешил уйти подальше от Коринфа,
чтобы не погубить Полиба и Меропу, сыном которых
себя считал.
(О.Левинская)
Поставьте ударение в выделенных
словах.
Второстепенные члены предложения
7
Вставьте пропущенные буквы,
расставьте недостающие знаки препинания.
Подчеркните все глаголы в неопределенной форме
как члены предложения.
Выделенные предложения разберите по членам.
С детских лет Роберта Льюиса
Стивенсона мучили болезни, он почти не ходил в
школу и не играл со свер_никами. Однако лежа в
постели в окружени_ игрушек он никогда н_
испыт_вал скуки потому что умел фантазировать.
Любимая няня читала ему вслух и рассказывала
сказки. Именно ей он посв_тит первую в истории
литературы книгу стихов адресова_ых детям.
Написана она была по-новому. Автор не учил
читателей ве_ти себя хорошо и слуша_ся маму а
изображал мир ребенка пр_красн_м и загадочн_м.
Но начал Стивенсон с прозы. В пятнадцать лет он
написал и издал очерк о во_тании шотла_ц_в против
англичан. Он готов был посв_тить жизнь литературе
но пришлось уступить отцу и учи_ся в Эдинбур_ком
университете на отделен_ права. Окончив
университет Стивенсон с новой страстью отдае_ся
любимому делу.
Болезнь гон_т его в теплые края. Он путеше_твует с
другом по югу Франции, где пишет серии очерков.
Читатель сразу почу_твовал в авторе умного и
наблюдательного человека который мог
зан_мательно и с юмором рассказывать даже о
пуст_ках.
Умение быть счастлив_м при любых обстоятельствах
Стивенсон сохранил на всю жизнь. Особенно оно
пригодилось в борьбе с его злейшим врагом –
туберкулезом. В поисках подходящего для здоровья
климата ему пришлось много путеше_твовать.
Писатель лечился в зимнем санатори_ в штате
Нью-Йорк плавал на яхте по Тихому океану но не
перест_вал работать. Когда врачи запретили ему
двига_ся он диктовал произведения жене.
Последние свои годы Стивенсон провел на острове
Самоа в Тихом океане. Он подружился с
самоанцами, выучил их язык посылал статьи об их
жизни в _ондонские газеты чтобы привле_ внимание
к проблемам маленького народа. Когда на Самоа
назревала гражданская война он ездил верхом от
одного лагеря к другому пытаясь скл_нить стороны
к миру.
После смерти писателя шес_десят самоанц_в
отнесли гроб с его телом на вершину горы. На
могильном камне выбили стихотворение Стивенсона
Реквием которое начинае_ся словами
Под звездн_м небом, на ветру
Место последнее изб_ру.
Радостно жил я легко умру
И ле_ в могилу готов.
(О.Свенцицкая)
В тексте два слова написаны через
дефис. Найдите их и объясните их написание.
Напишите ответ на один из вопросов: «Что вам
кажется необычным в жизни Стивенсона? О каких
свойствах личности английского писателя
говорится в тексте?».
8
Вставьте пропущенные буквы,
расставьте недостающие знаки препинания. Исправьте
орфографические ошибки.
Подчеркните причастные обороты и обозначьте
определяемые слова.
Как называется член первого предложения,
выделенный запятыми?
Легенда рассказывает о том как молодой
Григор Нарекаци, буд_щий великий армянский поэт и
богослов, исполняя данный себе обет в течени_
семи лет пас не по далеку от м_н_стыря деревенское
стадо и н_ разу н_ ударил н_ одно животное. Когда же
по прошестви_ срока он в знак исполнения обета
воткнул так и не использованный прутик в землю то
из прутика вырос зеленый куст.
Недруги решили обв_нить Григора в ереси. Его
даже хотели вызвать на церковный и светский суды
но этому по пр_данию помешало еще одно чудо.
Посл_ные за Нарекаци стражники явились к нему в
постный день. Он пр_гласил их отобедать у него и
им подали жаре_ых голубей. Стражники очень
уд_вились нарушению церковного устава и укорили
Григора. Тот смутился сказал, что просто забыл,
какой сегодня день и хлопнул в л_доши. Голуби
вдруг ожили и улетели. Когда весть о чуде
разнеслась по округе суд над Нарекаци конечно
стал не возможен.
(А.Цуканов)
Что такое обет, ересь, светский,
постный?
Обведите (заключите в рамку) вводные слова.
Выполните синтаксический разбор выделенных
предложений.
Назовите все части речи в первом предложении.
Поставьте ударение в выделенном слове.
9
Вставьте пропущенные буквы,
расставьте недостающие знаки препинания. Исправьте
орфографические ошибки.
Подчеркните все глаголы в неопределенной форме
как члены предложения.
Подчеркните приложение.
Русская императрица постоянно
переписывалась с великим французским философом
Дени Дидро и считалась с его мнением. В начале 70-х
годов XVIII в. он получил от своей могущественной
к_респондентки пр_глашение пр_ехать в Россию и с
радостью принял его. Для Дидро это путешествие
было очень важным. Ведь здесь открывал_сь
возможность повл_ять на «философа на троне» и тем
самым способствовать бл_гополучию ее подд_ных. Увы
Екатерина не могла разделить радикальных
взглядов Дидро и на все его призывы не медленно
прове_ти в стране реформы и освободить крестьян
отвечала достаточно осторожно обр_щая его
вн_мание на не подготовл_ность и не просв_ще_ость
русского народа. Однако эти ра_хождения не мешали
философу и царице беседовать часами. Екатерина
с не которым к_кетством ра_казывала пр_дворным
что Дидро увл_ченный своими ра_уждениями забывал
об _тикете хватал ее за руки и так сильно _жимал их
что ост_вались синяки. Философ упр_кал Екатерину
в том что она не выполнила многих об_щаний данных
ею в начале царствования решительно осуждал ее
за излишне кровав_ю внешн_ю политику – словом,
открыто и не л_цемерно выр_жал свое мнение о
правлени_ императриц_.
За свое желание принести благо России Дидро
заплатил если н_ жизнью то по крайней мере
здоровьем. На обратном пути его к_рета проломила
лед на реке и от болезни начавш_йся по возвр_щени_
во Франци_ философ так и не оправился.
(Т.Эйдельман)
Обозначьте все морфемы, в которых
были пропущены буквы.
Выполните синтаксический разбор выделенных
предложений и перескажите их.
Что такое _тикет, к_респондентка, радикальный?
Как названа в тексте Екатерина (продолжите по
памяти, потом сверьте с текстом): русская
императрица,... . Можно ли поменять местами эти
названия?
Вводные слова и предложения
10
Вставьте в текст, где нужно, вводные
слова, выбрав подходящие из списка: следовательно,
к счастью, во-первых, впрочем, иными словами,
например, скажем, наоборот, напротив.
Вставьте пропущенные буквы.
Слово может расширять свое значение. Кров
этимологически означает «крышу», но в
сочетаниях типа гостеприимный кров или
делить хлеб и кров это слово имеет уже более
широкое значение – «дом». В основе подобного
рода изменений нередко лежит обыч_й называть в
речи часть вместо целого.
В других случ_ях значение слова может сузи_ся.
Более древн_м значением слова порох было
«пыль», порошок – уменьшительное от порох. Но
в современн_м русском языке далеко не всякий
порошок является порохом, а только тот, который
представляет собой особое взрывч_тое вещество.
Слово порох сузило свое значение.
(По Ю.Откупщикову)
Выделите грамматические основы в
предложениях второго абзаца.
Найдите и подчеркните глагол в неопределенной
форме, который употреблен в роли второстепенного
члена предложения.
Найдите в тексте тезисы и доказательства.
Составьте и запишите свой текст по такой же схеме
и с теми же самыми вводными словами.
11
Вставьте пропущенные буквы,
расставьте недостающие знаки препинания.
Обведите (заключите в рамку) вводные слова.
Особое внимание обратите на предложение, в
котором вводное слово идет за союзом а.
В Древней Греции считалось что
Троянская война началась либо потому что
всемогущий бог Зевс пожелал уменьшить к_личество
людей на земле либо потому что он решил дать
возможность прослави_ся героям а может быть
своей дочери прекрасной Елене. Поводом к войне
послужило вот что. Однажды богиня Эрида
подкинула трем обитательницам Олимпа – Гере
Афине и Афродите – яблоко с надписью:
«Прекраснейшей». Каждая богиня конечно наде_лась
что яблоко предназнач_но ей. Рассудить спор Зевс
приказал Парису.
По рождению Парис был троянским царевичем но жил
не во дворце а среди пастухов. Дело в том что его
родители Приам и Гекуба еще до рождения сына
получили страшное пророчество: из-за мальчика
погибн_т Троя. Младенца отнесли на гору Иду и
бросили там. Париса нашли и воспитали пастухи.
Здесь, на Иде, и рассудил Парис трех богинь.
Победительницей он признал Афродиту но не
бескорыстно: та пообещала юноше любовь самой
красивой на свете женщины.
Когда Парис вернулся в Трою уже как царский сын
он решил побывать в Греции. В Спарте его принимал
царь Менелай с женой Еленой. Афродита убедила
красавицу Елену подда_ся уговорам Париса и
бежать с ним в Трою. Обманутый Менелай собрал
большое войско назначил главнокомандующим
своего брата Агамемнона и двинулся на Трою.
(О.Левинская)
Подчеркните главные члены во всех
предложениях и укажите, какими частями речи они
выражены. Укажите вид сказуемого.
Найдите и подчеркните глаголы в неопределенной
форме, которые употреблены в роли второстепенных
членов предложения.
Обведите кружком сочинительные союзы, а
однородные члены, соединяемые ими, подчеркните.
Поставьте ударение в выделенном слове.
Если в большей части текста рассказывается о
поводе к войне, то каким словом назвать
содержание первого предложения?
Продолжение в номере
36/2001
|