ПОДСПОРЬЕ
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ТЕМЕ
«ЛЕКСИКА»
5 класс
С.П.ЛЕОНОВА,
гимназия N 3,
г.Сургут
В готовящемся к изданию пособии представлены
дидактические материалы по русскому языку для
школьников 5-х классов, обучающихся по программе
развивающего обучения (Эльконин – Давыдов) к
учебнику М.В. Панова «Русский язык» (в контексте
личностно ориентированного обучения).
Дидактические материалы могут быть использованы
в работе специалистами – учителями,
преподающими русский язык в системе
развивающего обучения.
Пособие включает учебные задания разного типа.
§ 6–10. Понятие о лексике
№ 1. Допишите предложение, используя один
из предлагаемых ответов.
Лексика – это _______________________________
а) слова одной темы;
б) словарный запас языка;
в) морфема.
№ 2. Определите слова по их лексическому
значению и запишите их:
1. Все слова языка (____________).
2. Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но
различные по значению (_____________).
3. Раздел лингвистики, изучающий лексику (_______
______________).
4. Слова, имеющие несколько лексических значений
(______________).
5. Слова, имеющие одно лексическое значение
(_____________).
6. Словарный запас одного человека (____________
______________).
7. Слова, обозначающие одно и то же, но
различающиеся оттенками значений (_________________).
№ 3. «Четвертое лишнее» (найдите
устаревшее слово).
Обувь: кеды, босоножки, ботфорты, кроссовки.
Одежда: пальто, плащ, шуба, кафтан.
Игры: шашки, бирюльки, шахматы, лото.
§ 45. Словари
№ 5. Прочитайте текст. Составьте его план,
по которому перескажите содержание текста. Свой
ответ дополните сведениями о том, какие типы
словарей вы знаете, какими словарями вы
пользовались.
СЛОВАРЬ НА ВАШЕМ СТОЛЕ
Все знают, что такое словарь. Это сборник слов
(обычно в алфавитном порядке) с пояснениями,
толкованиями или с переводом значений слов с
другого языка.
Существуют разные типы словарей. Имеются словари
для специалистов, для широкого круга читателей,
для школьников. В зависимости от задач словаря
разным будет состав слов, по-разному они будут
располагаться и объясняться. Чтобы получить
настоящую помощь от словарей, необходимо не
только знать, какие они бывают, но и как ими
пользоваться. Если вас интересует, что означает
то или иное слово, в каких случаях уместно его
употреблять, обращайтесь к толковому словарю. В
толковых словарях, помимо объяснений слов, вы
также найдете сведения об ударении в слове, о его
правописании, наиболее типичные словосочетания,
получите краткую справку о происхождении слова и
другие сведения. В толковых словарях значения
слов подтверждаются примерами из произведений
художественной, научной, научно-популярной и
другой литературы.
(В.Н. Сергеев)
Составьте схему последнего предложения.
План
1. ________________
2. ________________
3. ________________
№ 6. Прочитайте словарные статьи к словам стадо,
стая. В чем различие этих слов?
Стадо – группа животных одного вида, а
также пасущийся вместе скот.
Стая – группа животных одного вида,
держащихся вместе, преимущественно птиц, рыб.
Выразительно прочитайте стихотворение. О
какой особенности употребления слов в речи
говорится в нем? Все ли оттенки значений слов стая
и стадо учел автор?
СТАЯ И СТАЛО
Чем отличается стадо от стаи?
Стадо пасется. А стая летает.
Стая гусей улетает на юг.
А стадо гусей ковыляет на луг.
В этом – отличие стаи от стада!
Это запомнить как следует надо!
(А.Усачев)
Раскройте скобки и запишите словосочетания.
Стадо или стая? (Журавли, коровы, лебеди, воробьи,
волки, олени).
§ 22–25. Многозначность слова
№ 7. Составьте и запишите словосочетания,
в которых каждое из указанных слов выступило бы в
разных значениях. Как называются такие слова?
Корень _____________________________________
Мягкий____________________________________
Ходить_____________________________________
№. 8. Укажите, в каких лексических
отношениях находятся выделенные слова. В случае
затруднений справляйтесь в толковом словаре.
1. Вид растения; здоровый вид;
альбом с видами Крыма.
2. Ему везет; везет песок; везет
массу новостей.
3. Лисий мех; ходить в мехах;
кузнечный мех.
4. Карнавальный наряд; наряд на
уголь; наряд милиции.
5. Сделать добро людям; чужое добро.
№ 9. Прочитайте словосочетания. Укажите,
используя условные обозначения, какие слова
употреблены в прямом, а какие – в переносном
значении.
Плачущая сосулька; плачущий ребенок; дремлет
лес; дремлет собака; разыгравшиеся волны;
разыгравшиеся дети; спят цветы; спят дети;
крылатый звук; крылатая ракета; волнистое облако;
волнистые волосы.
Используя понравившиеся вам словосочетания
со словами, употребленными в переносном
значении, напишите сочинение-миниатюру о
природе.
№ 10. Прочитайте «вредный совет» Г.Остера.
В каком значении употребляется слово мягкий?
Если вы по коридору
Мчитесь на велосипеде,
А навстречу вам из ванной
Вышел папа погулять,
Не сворачивайте в кухню:
В кухне твердый холодильник.
Тормозите лучше в папу,
Папа мягкий. Он простит.
№ 11. Найдите однозначные и многозначные
слова.
– Сбрасывают елки и сосны иголки?
– Конечно, сбрасывают. Ты же сама видела, сколько
в хвойном лесу опавших иголок.
– Видела. А вот голых елок не видела, – задумчиво
сказала Аленка.
§ 26–29. Понятие о тропе
№ 12. Вставьте пропущенные буквы и
недостающие знаки препинания. Выразительно
прочитайте текст. При помощи обозначений укажите
слова, употребляемые в переносном значении.
Какие из них произвели на вас наибольшее
впечатление, поразили своей точностью,
выразительностью, поэтичностью? Выпишите эти
слова и составьте с ними предложения.
С ДОБРЫМ УТРОМ!
Задр_мали звезды з_лотые
Задр_жало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.
Улыбнулись со_ные бере_ки
Растр_пали ш_лковые косы.
Ш_лестят з_леные сере_ки
И горят серебря_ые росы.
У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
С добрым утром!
(С.Есенин)
!!! Брезжит – рассветает, чуть светится. Затон
– вдавшийся в берег речной залив, заводь. Плетень
– изгородь из сплетенных прутьев и ветвей. Перламутр
– ценное вещество с переливчатой радужной
окраской.
№ 13. Выпишите слова и выражения,
употребляемые в переносном значении и создающие
образные представления о предметах и явлениях,
назовите их.
Нахмурился, словно туча.
Горит восток зарею новой...
(А.Пушкин)
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она.
(А.Пушкин)
Неохотно и несмело
Солнце смотрит на поля.
Чу, за тучей прогремело,
Принахмурилась земля.
(Ф.Тютчев)
Только слышно, на улице где-то
Одинокая бродит гармонь.
(М.Исаковский)
...Звезда с звездою говорит.
(М.Лермонтов)
...Спит земля в сиянье голубом.
(М.Лермонтов)
§ 30. Омонимы
№ 14. Вставьте пропущенные буквы.
Выразительно прочитайте тексты стихотворений.
Определите и укажите при помощи условных
обозначений, в каком тексте используются
омонимы, а в каком – многозначное слово.
ДВЕ СЕМ_И
Жила-была сем_я:
Сп_шили, семеня,
По следу мамы Утки
Три радос_ных малютки.
Жила-была сем_я:
Весь день спала Свин_я,
Л_жали с ней в закутке
Три радос_ных малютки.
Вес_ло утята
В речку заплывали,
С визгом поросята
Ж_ром заплывали.
В реч(?)ке было ч_сто,
А в закутке грязно:
Каждый жил как хоч_т –
Это так прекрасно!
(М.Яснов)
СНЫ
П_тух,
Во сне увидев ч_рвяч(?)ка,
Сказал:
«Не заморить ли ч_рвяч(?)ка?».
«Ужасный сон!» –
Подумал ч_рвячок.
И повернулся
На другой бочок.
(М.Яснов)
№ 15. Прочитайте, найдите омонимы,
объясните их значение.
ОВСЯНКА
Вот этой овсянки
Не хочется киске.
(Вот этой овсянки,
Которая в миске.)
Какой же овсянки
Она захотела?
Не той ли,
Что мимо сейчас пролетела?
(А.Шибаев)
|