Я ИДУ НА УРОК
ГЛАГОЛ.
ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
В.В.КЛИМАШ
Карачаево-Черкасская Республика
5 класс
Цель: вспомнить изученные
морфологические признаки глагола: уметь
находить глаголы I и II спряжения, определять лицо
и число глагола.
Ход урока
1. Запишите под диктовку
словосочетания, выделите в словосочетаниях
главное слово:
Посадить растение
Зависит от вас
Читать громко
Уехал учиться
Колет дрова
Думает о нем
Петь в вышине
Вопросы учителя.
– Какие виды словосочетаний вы
написали?
– Слово какой части речи является главным во
всех словосочетаниях?
– Как называются словосочетания с главным
словом – глаголом?
– Как вы определили, что это глагол?
– Дайте определение глагола.
Задание 1. Подчеркните глаголы в
начальной форме (инфинитивы).
Вопрос учителя.
– Что вы можете сказать о глаголе в
неопределенной форме?
(Это начальная форма глагола, отвечающая на
вопрос что делать? или что сделать?; она не
показывает ни времени, ни числа, ни лица.) (Посадить,
читать, петь.)
Задание 2. Найдите глаголы 3-го лица с
безударным личным окончанием. Определите
спряжения глаголов думает, колет.
Вопросы учителя.
– Какие глаголы относятся к I, ко II
спряжению?
– Какие личные окончания имеют глаголы I, II
спряжения?
2. Цифровой диктант. Определите
спряжение глаголов.
С классом:
тает, сеет, хвалит, пашет,
держит, копает, зеленеет,
всходит, прополет, теплеет.
У доски:
тает, сеет, пашет,
хвалит, держит, всходит.
(Взаимопроверка)
Вопросы учителя.
– Говоря о каком времени года, мы
употребляем эти глаголы?
– Что вы можете сказать о весне?
Беседа.
– Давайте послушаем стихотворение
С.Есенина «Черемуха» (звучит грамзапись). После
прослушивания стихотворения включаем музыку
П.Чайковского из цикла «Времена года» (Апрель).
Под эту музыку пишем сочинение-миниатюру
«Весенние ручьи говорят».
– Какие еще поэты посвятили свои стихотворения
этому времени года? (Учащиеся зачитывают отрывки
из стихотворений под музыку П.И. Чайковского из
цикла «Времена года».)
4. Зрительный диктант.
Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят.
– Спишите, расставьте знаки
препинания. Сделайте синтаксический разбор
предложения.
– Расскажите о синтаксической роли глагола в
предложении.
5. Прочтите текст «Весна».
Как прекрасна весна! Посмотришь:
кругом синеют колокольчики, белеют головки
ромашек, алеет цветущий клевер. Тишина. Только
слышишь, как жужжат хлопотливые пчелы,
попискивает маленькая синичка, кукует кукушка,
трещат болтливые сороки.
– Выпишите из текста глаголы,
определите их вид, лицо и число.
Посмотришь
Синеют
Белеют
Алеет
(Проверка)
Вопросы учителя.
– Какие орфограммы вы встретили?
– Назовите глаголы, которые обозначают цвет.
Образуйте от них имена прилагательные.
Белеть – белый
алеть – алый
синеть – синий (подобрать синонимы).
У этого прилагательного есть синонимы,
обозначающие оттенок синего цвета (по словарю
С.Ожегова):
небесный (голубой)
васильковый (темно-голубой)
сапфировый (синий)
лазурный (светло-синий)
лазоревый (то же, что и лазурный, но народное,
устаревшее)
бирюзовый (зеленовато-голубой)
– Назовите другие глаголы, связанные с
обозначением цвета. Составьте с ними предложения
(чернеть, краснеть, зеленеть, серебриться...).
Весной зеленеет молодая травка.
На лесной полянке краснеют маки.
Глаголы из ваших предложений
поставьте в форму 2-го л. ед. ч. (краснеешь,
зеленеешь)
– Вспомните правило о ь после
шипящих в окончаниях глаголов.
– Найдите в списке глаголы, которые передают
звуки, поставьте их в нужную форму:
попискивает – 1-го л. мн. ч.
жужжат – 1-го л. ед. ч.
кукует – 2-го л. ед. ч.
трещат – 2-го л. мн. ч.
– В каком времени употреблены глаголы?
– Как изменяются глаголы в настоящем и прошедшем
времени?
6. Сделайте морфологический разбор
любого глагола из текста.
7. Запишите по памяти и подчеркните
глаголы.
Уж верба вся пушистая
Раскинулась кругом;
Опять весна душистая
Повеяла крылом.
(А.Фет)
|