ХОРОШО ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ
О «Декларации прав учителя-словесника в средней школе»Велико и неоспоримо значение съездов, когда тысячи педагогов, преодолевая различные препятствия и затруднения, съезжаются со всех концов России для разрешения своих недоуменных вопросов. И что за беда, если не все вопросы будут рассмотрены и решены: ценны те бодрость, подъем настроения и новые перспективы, которые остаются от съезда, ценно то моральное освежение, какое получаешь и с которым возвращаешься в провинцию. Предо мною до сих пор еще стоит в воображении картина торжественного открытия съезда словесников, этого поистине праздника русского языка, когда впервые за все время существования родной словесности получили они наконец, и слишком долго безмолвствовавшие, и поистине изголодавшиеся по живому слову, возможности собраться для обмена мыслями. До сих пор еще вспоминается искренняя и глубоко правдивая речь П.Н. Сакулина «Факты и мечты», где говорилось о невозможном моральном положении русского педагога, с одной стороны спутанного всевозможными указаниями и «государственными соображениями», с другой – абсолютно не обеспеченного материально. И жутко становилось за словесника, которому вверялись русский язык и русская художественная литература, дающие нам неоспоримое право на уважение всего мира, и в то же время отказывалось в самом насущном: свободе, необходимой для педагогического творчества, и материальной обеспеченности. В настоящее время, когда совершается обновление всей русской жизни и проводится реформа школы от верха до низа, должны измениться, конечно, и «факты» нашей школьной действительности, должны улучшиться, без сомнения, и условия работы того, кто «стоит у первоисточника, где рождается слово и облекается в живую плоть». И вовсе не «мечтой» мыслится нам та светлая картина будущей школы, которую так талантливо красочно рисовал нам П.Н. Сакулин в виде школы со свободным педагогом, любящим свое дело, осуществляющим тесное сближение с учащимися, не обремененным свыше нормы уроками и тетрадями, без конца совершенствующимся, имеющим у себя прекрасную библиотеку, свой собственный «кабинет родного языка», летом отправляющимся в заграничные командировки и т.д., и т.д. Для осуществления всего этого необходима в первую очередь защита прав словесника, и мы позволяем себе поделиться с товарищами той «Декларацией прав учителя-словесника в средней школе», которая по инициативе преподавателя И.Б. Федорова выработана на собрании учителей и учительниц русского языка и литературы в средних учебных заведениях г. Смоленска в апреле месяце сего года и некоторые пункты которой приняты уже на Всероссийском съезде деятелей средней школы в Москве. «Мы, преподаватели русского языка и литературы в средних учебных заведениях г. Смоленска, принимая во внимание сложность работы словесника, сопряженной с большой затратой энергии и времени, громадную ответственность, которая вызывается предъявляемыми к учителю словесности требованиями, и имея в виду, что в будущей свободной школе словеснику предстоит наиболее активное участие в жизни школы, выражаем следующие пожелания, направленные к улучшению культурного и экономического положения учителя-словесника:
Будем надеяться, что приведенная выше декларация найдет отклик и поддержку в различных углах нашей великой России, и к лучшему изменится тогда «путь жизни» словесника: преподаватель словесности действительно будет тогда тем, чем он должен быть в школе: разгруженный от непомерной работы, станет воспитывать в детях, по крылатому выражению С.А. Венгерова, «рыцарей духа» – отзывчивых к современности граждан. Неужели же в самом деле не достоин лучшей участи тот, кого наш славный современник писатель-гражданин В.Г. Короленко назвал «другом и союзником писателя»? И.-ов. Материал предложила Т.М.
ГРИГОРЬЕВА,
|