Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №36/2001

ХОРОШО ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ

Наша школа на пороге перемен – уже в который раз! Председатель правительства и президент обещают сохранить лучшее из достигнутого. Да вот беда: кое-что из того, о чем мечтали учителя, переживавшие первую школьную реформу 1917–1918 гг., остается недосягаемой мечтой и теперь, 80 с лишним лет спустя. Прочитайте, что волновало тогдашних словесников, – и вы увидите, как мало изменился труд учителя русского языка...

О «Декларации прав учителя-словесника в средней школе»

Велико и неоспоримо значение съездов, когда тысячи педагогов, преодолевая различные препятствия и затруднения, съезжаются со всех концов России для разрешения своих недоуменных вопросов. И что за беда, если не все вопросы будут рассмотрены и решены: ценны те бодрость, подъем настроения и новые перспективы, которые остаются от съезда, ценно то моральное освежение, какое получаешь и с которым возвращаешься в провинцию.

Предо мною до сих пор еще стоит в воображении картина торжественного открытия съезда словесников, этого поистине праздника русского языка, когда впервые за все время существования родной словесности получили они наконец, и слишком долго безмолвствовавшие, и поистине изголодавшиеся по живому слову, возможности собраться для обмена мыслями. До сих пор еще вспоминается искренняя и глубоко правдивая речь П.Н. Сакулина «Факты и мечты», где говорилось о невозможном моральном положении русского педагога, с одной стороны спутанного всевозможными указаниями и «государственными соображениями», с другой – абсолютно не обеспеченного материально. И жутко становилось за словесника, которому вверялись русский язык и русская художественная литература, дающие нам неоспоримое право на уважение всего мира, и в то же время отказывалось в самом насущном: свободе, необходимой для педагогического творчества, и материальной обеспеченности.

В настоящее время, когда совершается обновление всей русской жизни и проводится реформа школы от верха до низа, должны измениться, конечно, и «факты» нашей школьной действительности, должны улучшиться, без сомнения, и условия работы того, кто «стоит у первоисточника, где рождается слово и облекается в живую плоть». И вовсе не «мечтой» мыслится нам та светлая картина будущей школы, которую так талантливо красочно рисовал нам П.Н. Сакулин в виде школы со свободным педагогом, любящим свое дело, осуществляющим тесное сближение с учащимися, не обремененным свыше нормы уроками и тетрадями, без конца совершенствующимся, имеющим у себя прекрасную библиотеку, свой собственный «кабинет родного языка», летом отправляющимся в заграничные командировки и т.д., и т.д.

Для осуществления всего этого необходима в первую очередь защита прав словесника, и мы позволяем себе поделиться с товарищами той «Декларацией прав учителя-словесника в средней школе», которая по инициативе преподавателя И.Б. Федорова выработана на собрании учителей и учительниц русского языка и литературы в средних учебных заведениях г. Смоленска в апреле месяце сего года и некоторые пункты которой приняты уже на Всероссийском съезде деятелей средней школы в Москве.

«Мы, преподаватели русского языка и литературы в средних учебных заведениях г. Смоленска, принимая во внимание сложность работы словесника, сопряженной с большой затратой энергии и времени, громадную ответственность, которая вызывается предъявляемыми к учителю словесности требованиями, и имея в виду, что в будущей свободной школе словеснику предстоит наиболее активное участие в жизни школы, выражаем следующие пожелания, направленные к улучшению культурного и экономического положения учителя-словесника:

1) число уроков учителя-словесника ограничить 15 в неделю как в мужских, так и в женских учебных заведениях;

2) означенную норму уроков приравнять к максимальному количеству уроков по другим предметам;

3) за исправление письменных работ установить особое вознаграждение в размере 15% от получаемого основного содержания;

4) все внеурочные занятия, как то: литературные беседы, рефераты, устройство вечеров, концертов, руководительство внеклассным чтением, заведование библиотекой и проч., должны быть оплачиваемы особо;

5) должна быть обеспечена словеснику возможность обновлять и освежать свои знания, методы и приемы работы путем командировок из средств школы на съезды, курсы, выставки, устраиваемые учительскими и общественными организациями не реже одного раза в 3 года;

6) учителю-словеснику должна быть предоставлена возможность пользоваться годичным отпуском не реже одного раза в 7 лет с сохранением содержания и для ознакомления с постановкой школьного дела за границей».

Будем надеяться, что приведенная выше декларация найдет отклик и поддержку в различных углах нашей великой России, и к лучшему изменится тогда «путь жизни» словесника: преподаватель словесности действительно будет тогда тем, чем он должен быть в школе: разгруженный от непомерной работы, станет воспитывать в детях, по крылатому выражению С.А. Венгерова, «рыцарей духа» – отзывчивых к современности граждан.

Неужели же в самом деле не достоин лучшей участи тот, кого наш славный современник писатель-гражданин В.Г. Короленко назвал «другом и союзником писателя»?

И.-ов.
(Журнал «Родной язык в школе». 1917–1918.
№ 2–3. С. 92–93)

Материал предложила Т.М. ГРИГОРЬЕВА,
г. Красноярск

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru