ВОСПИТАНИЕ ОБЩЕНИЕМ
(Из книги «Педагогика для всех». М.:
«Первое сентября». 2000)
С.СОЛОВЕЙЧИК
Юноша-десятиклассник
жаловался мне:
– Ну что такое? Шестнадцать лет живем с
родителями под одной крышей и никак общего языка
найти не можем!
Все наши затруднения с детьми можно описать как
неумение найти общий язык. Не понимает нас
ребенок! «Я тебе сколько раз говорила – не ломай
игрушки, они денег стоят!» А когда ребенок
ленится, то: «Говоришь, говоришь тебе, а ты все
свое. Сначала сделай уроки, потом пойдешь во двор.
Неужели тебе не понятно?».
В русском языке на этот случай есть огромное
количество устойчивых оборотов, что
свидетельствует об остроте и всеобщности
проблемы:
– Ты что – не слышишь?
– Ты что – глухой? Оглох?
– Я кому говорю?
– Я что – стенке говорю?
– Я тебе говорю или нет?
– Я тебе, кажется, русским языком говорю!
– Ты что, русского языка не понимаешь?
– Сколько раз тебе говорить?
– Сколько тебе повторять?
– Мне надоело повторять тебе одно и то же!
– Тебе что – сто раз повторить нужно?
– Ты что молчишь?
– Ты что – язык проглотил?
И вправду – как будто глухой! Как будто русского
языка не понимает!
Когда студентов-педагогов после первой практики
в школе спросили, что им было труднее всего,
восемьдесят (!) процентов из них ответили: «Найти
общий язык с детьми».
Казалось бы, этому и должен быть посвящен учебник
педагогики; но в нем говорится: «Надо, чтобы был
общий язык...» – и все.
Нам кажется, что дети нас действительно не
слышат, и надо повторить, надо сказать в третий
раз да прикрикнуть – вот и услышит, вот и поймет,
и все будет хорошо. Но многое из того, что мы
говорим ребенку, до него никогда не дойдет,
потому что мы не на том языке говорим.
Общий язык – это не язык команды и послушания,
это язык желаний. Общий язык – это общие желания.
Это язык веры. Язык надежды. Язык любви.
Дети больше нас нуждаются в общении со взрослыми.
Пока разум не развит, душа занимает во внутреннем
мире гораздо больше места, почти все
«пространство» психики; но одно из главных
свойств души состоит в том, что она жаждет
общения, и не с человеком общения, а именно с
душой другого человека, с чужой душой. Без
общения детская душа не развивается, она не может
ни любить, ни верить, ни надеяться – она хиреет.
Пушкинский Фауст, который «с жизни взял возможну
дань» и не видит толку ни в глубоком знании, ни в
славе, ни в мирской чести, все же признает:
Но есть
Прямое благо: сочетанье
Двух душ...
«Прямое», действительное,
единственное благо!
И в речи нашей, вслушаемся: «живут душа в душу»,
«задушевный разговор», «поговорим по душам».
После такой встречи «душа очистилась», «душа
омылась», «на душе легче стало», «душа
успокоилась». О человеке, который понимает меня,
говорят, что «он заглянул мне в душу», «понял мою
душу», «душевный человек». Душевный не тот, кто
видит меня насквозь, кто «лезет в душу», нет, тот,
кто душой к душе моей прикасается. Чувства,
отражающие силу желаний, выражения чувств –
главное средство общения с ребенком, подростком,
и даже взрослые не понимают слова, за которым нет
чувства. Первый проблеск чувства – это внимание.
Общаться – значит пробуждать чувство,
привлекать внимание.
Общаться с детьми – не значит болтать с ними,
разговаривать, отвечать на их вопросы, что тоже
важно. Но общаться – это нечто другое. Попробуем
наконец приблизиться к пониманию этого
непередаваемого в словах состояния – «сочетание
двух душ».
|