ПОДСПОРЬЕ
ДИКТАНТЫ С ЗАДАНИЯМИ
Работаем по учебнику В.В.Бабайцевой
6 класс
Продолжение. Начало в N
34/2001
Е.Л.ЛУНИНА
гимназия N 1514
г.Москва
ПОВТОРЕНИЕ В НАЧАЛЕ ГОДА
В КРЫМУ
Когда утром мы проснулись, сквозь
ажурные листья инжира били яркие солнечные лучи.
Погода, без сомнения, располагала к путешествиям,
и мы засобирались в путь. Нашей мечтой было
непременно подняться на высочайшую гору Крыма
Ай-Петри*, на которую вела канатная дорога. Мы
хотели насладиться великолепными видами горных
круч и морских далей, которые простираются до
самого горизонта.
Уже целую неделю мы бегали на пляж, много
загорали на пустынном берегу, купались,
рассмотрели все прибрежные водоросли. Но мы не
хотели проводить дни так однообразно. Сегодня
нас, безусловно, ожидала замечательная поездка.
Мы положили в рюкзачок кое-что из съестного,
захватили фотокамеру, и скоро маленький автобус
помчал нас в Ялту.
За окнами мелькают чудесные сады и виноградники,
какие-то удивительные цветущие растения, а в лицо
веет крымский ветерок.
Задания
1. Выполните фонетический разбор.
I вариант: листья, поездка;
II вариант: Ялта, съестное.
2. Выполните морфемный разбор (разбор
слова по составу).
I вариант: однообразно, водоросли;
II вариант: пустынный, прибрежные.
3. Выполните синтаксический разбор.
I вариант: Погода, без сомнения...
II вариант: Мы положили в рюкзачок...
_____________________
*Слова, сопровождаемые звездочкой, выписываются
на доске.
ГЛАГОЛ
ПОХОД В ГОРЫ
Если вам когда-нибудь удастся побывать
в настоящих горах, вы можете считать себя
счастливым человеком.
Но стать горным туристом для жителей равнинных
городов непросто. Добраться до самых круч – это
уже почти подвиг. А правильно собрать рюкзак,
запастись всем необходимым – особая наука.
Умение беречь силы и не растеряться в трудную
минуту тоже важно. Ты владеешь им? Если кто-то
нуждается в помощи: натер ногу, ожег руку или
недомогает, – ты сумеешь прийти на помощь?
Но поход – это не только тяжелый труд. В горы
поднимаются романтики, которые умеют
наслаждаться ярким солнцем над суровыми
вершинами, шумом горной речки, запахом
альпийских лугов. Если ты любишь природу и ценишь
дружбу, то ты научишься искусству горных походов.
Увлечься на всю жизнь интересным делом – значит
прожить жизнь не зря.
Задания
1. Выполните морфологический разбор.
I вариант: нуждается, прожить;
II вариант: поднимаются, собрать.
2. Установите при помощи вопроса
синтаксическую роль инфинитива.
I вариант: забраться, беречь (2-й
абзац);
II вариант: увлечься, прожить (4-й абзац).
3. Рядом с данными глаголами запишите
соответствующие им формы инфинитива, указывая в
скобках вопрос к каждой форме.
I вариант: можете, натер, недомогает,
поднимаются;
II вариант: научиться, ожег, ценишь, нуждается.
4. Выделите морфемы в данных словах.
I вариант: научишься, нуждается,
запастись, помочь;
II вариант: можете, поднимаются, увлечься,
забраться.
СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛА
ДОБРЫЙ СОВЕТ
Я надеюсь, что ты не обидишься, если я
посоветую тебе почаще ходить в музеи.
Удивляешься? Рассматривая картины или другие
предметы искусства, мы развиваемся духовно. Но в
это же время развивается и наше зрение, умение
видеть и замечать.
Люди встречаются в жизни с разнообразными
сложностями, ищут решения серьезных вопросов,
учатся строить свои взаимоотношения с другими,
но не у всех это хорошо получается. В конечном
счете выигрывает не тот, кто уберегся от проблем,
а тот, кто много видел, не обиделся на уроки жизни,
смог сберечь живой и свежий взгляд на жизнь и
всегда надеялся на понимание. Проигрывает тот,
кто заперся в клетке своих представлений о мире.
Если ты немного расклеился, искусство поможет
тебе зажечься новым интересом к жизни.
Задания
1. Выделите морфемы.
I вариант: обидишься, видеть, борются,
уберегся, сберечь;
II вариант: развиваемся, замечать, получается,
заперся, зажечься.
2. Выполните морфологический разбор.
I вариант: посоветую, надеялся,
видеть;
II вариант: развиваемся, уберегся, ходить.
ПОСЛЕ ТЕМЫ «ПОВЕЛИТЕЛЬНОЕ НАКЛОНЕНИЕ»
ЗАПИСКА
Дорогие сестры Люба и Вера!
По делам службы мне нужно ненадолго задержаться
в городе. Гостей принимайте, пожалуйста, без меня.
Сначала подготовьте две комнаты для тех, кто
останется на ночь. Подметите полы и застелите
постели.
Потом ты, Любонька, порежь все для салата. А ты,
Верочка, сними с мебели чехлы, спрячь их и накрой
стол парадной скатертью. Пускай и Варюша не сидит
без дела.
Чуть не забыл! Если выйдете в сад, увидите, что
справа у изгороди растут гладиолусы. Срежьте их и
непременно поставьте на стол.
Когда гости начнут съезжаться, обязательно
познакомьте всех друг с другом.
Я надолго не задержусь, скоро вернусь. Уж
постарайтесь, милые девочки, я буду вам очень
признателен.
До встречи,
ваш Сергей.
Задания
1. Выполните синтаксический разбор
предложения.
I вариант: Потом ты, ... .
II вариант: Пускай и Варюша ... .
2. Обозначьте морфемный состав.
I вариант: подметите, выберите,
порежь, познакомьте;
II вариант: подготовьте, застелите, спрячь.
3. Выполните морфологический разбор.
I вариант: накрой, пускай не сидит;
II вариант: порежь, поставьте.
Итоговый диктант по теме
«ГЛАГОЛ»
НА ВЫСТАВКЕ КУКОЛ
Мы с другом собирались пойти в
воскресенье на выставку японских кукол, о
которой нам много рассказывали. Ему, к сожалению,
нездоровилось, и я не стал долго раздумывать и
пошел один.
Выставка поразила мое воображение. Представьте
три больших зала с витринами. В них разместили на
подставках кукол. Каких только кукол я не увидел!
Большие и маленькие, веселые и грустные, из
дерева, ткани, особой глины... В первый момент
глаза разбегаются. Попробуйте выберите самую
лучшую.
Внимательно рассматриваю выточенные из дерева
приземистые фигурки. Их одежда, личики и ручки
расписаны краской. Они напоминают наших
матрешек.
А здесь куклы в удивительных, искусно сделанных
платьях-кимоно*. Их лица словно живые, а позы
полны достоинства. Так и представляешь, как
мастер лепит это личико, крепит ткани и клеит
волосы, а кукла покорно терпит и ждет. И вот она
готова, как будто дышит. Глаза смотрят, губы
слегка улыбаются. Что бы сказали о ней дети, если
даже я не могу от нее оторваться!
Задания
1. Выполните словообразовательный
разбор.
I вариант: разбегаются, выберите,
оторваться;
II вариант: рассматриваю, разместили,
собирались, раскричаться.
2. Укажите морфемный состав.
I вариант: собирались, выберите,
оторваться;
II вариант: нездоровилось, раздумывать, стал.
3. Выполните морфологический разбор.
I вариант: представьте, рассказывали;
II вариант: выберите, оторваться.
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
После темы «Степени сравнения
прилагательных»
ПРОГУЛКА В СОСНОВЫЙ ЛЕС
Хорош вековой бор погожим июльским
днем. Чувствуешь себя в таком лесу как в
величественном соборе: в синюю вышину гордо
вознесли деревья свои роскошные могучие кроны.
Лучи солнца пронизывают их, и воздух напоен
смолистым запахом. Потоки горячего света льются
вниз на мягкую подстилку из опавшей хвои.
Кажется, что вместе с ними струятся нежнейшие
звуки птичьих голосов, не нарушая общей
торжественности и покоя.
Как только полуденный жар начинает спадать,
лесные звуки становятся слышнее. Около
неуклюжего пня на мягкой земле заметны беличьи
следы. Тени стволов становятся длиннее, а сами
стволы с западной стороны светлее. Но самое
чудесное зрелище – это бор в прощальных лучах
заходящего солнца. Поразительное впечатление от
как будто пылающих сосен долго не изгладится из
нашей памяти.
Совершив прогулку по сосновому лесу, понимаешь,
что природа – наше величайшее богатство и мы
должны его беречь.
Задания
1. Укажите морфемный состав.
I вариант: июльским, нежнейшие,
беличьи, длиннее;
II вариант: величественном, западной, птичьих,
светлее.
2. Выполните морфологический разбор.
I вариант: слышнее, птичьих, общей;
II вариант: беличьи, длиннее, лесные.
3. Составьте и запишите сочетания слов
по схемам.
I вариант: гл. + прил.; сущ. + отн. прил.;
II вариант: прил. + сущ. с предлогом; сущ. + кр. прил.
4. Выпишите из текста прилагательные в
сложной форме превосходной степени.
Итоговый диктант по теме
«ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ»
ЛЕТНИЙ ДЕНЬ
Жарким июльским днем, когда луч солнца
так жгуч, хочется найти место прохладнее. Далеко
не легкое это дело. Из большого грушевого сада,
который наполнен зноем, идешь через двор мимо
собачьей будки и рыбацких сетей, поднимаешься на
деревянное крыльцо и входишь в прохладный
каменный дом.
Ставни прикрыты, и поэтому здесь царят тишина и
таинственный полумрак. Приглядевшись, начинаешь
различать длинную сероватую лавку, холщовую
рубашку и кумачовую косынку на ней, глиняный
кувшин на столе и другую бабушкину домашнюю
утварь.
В первую минуту вздыхаешь с величайшим
облегчением: что может быть лучше этой прохлады?..
...К вечеру, после утомительного знойного дня,
собирается гроза. Порывистый северо-восточный
ветер налетает на сад, доносит гусиные крики с
реки и далекие раскаты грома. Дерзкие порывы
теребят соломенную крышу сарая и гонят
серо-синюю огромную тучу, закрывшую
нежно-голубой небосвод. Вот уже дальний лес
скрылся за туманной пеленой дождя...
Задания
1. Укажите морфемный состав.
I вариант: величайшим, гусиные,
порывистый, птичьих, короче, хорош;
II вариант: прохладнее, собачьей, бабушкину,
жгуч, нежно-голубой, тончайший.
2. Выполните морфологический разбор.
I вариант: прохладнее, собачьей,
деревянное;
II вариант: глиняный, величайшим, гусиные.
|