Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №39/2001

ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ

СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ В СОЧИНЕНИИ

Открытый лицей

Евгения Юрьевна ШИРОКОВА

Уважаемый Александр!
Я внимательно прочитала Ваше сочинение. Очень хорошо, что Вы стараетесь, чтобы содержание сочинения отвечало выбранной теме, а в тексте не содержалось ненужных отступлений и рассуждений.
Однако, к сожалению, во многом Ваше сочинение не соответствует тем требованиям, которые предъявляются вузовскими приемными комиссиями к вступительным работам.
Для того чтобы получить на вступительном экзамене двойку, достаточно сделать шесть любых (орфо-
графических, пунктуационных, грамматических, стилистических, фактических) ошибок, а в Вашем сочинении разнообразных ошибок так много, что придется просить Вас выполнить две работы над ошибками – по орфографии и пунктуации и по стилистике.
В работе по орфографии и пунктуации должны быть выписаны все предложения и отдельные слова, в которых были допущены ошибки.

Орфография.

Со словами, в которых были допущены орфографические ошибки, составьте словосочетания.

Пунктуация.

Сгруппируйте предложения по принципу «ошибки на одно правило» и придумайте другие примеры на то же правило.
Каждый раз объясняйте, пользуясь справочником по орфографии и пунктуации, почему следует писать так, а не иначе. Если будете испытывать затруднения в
поиске подходящего правила, пишите нам, задавайте вопросы, но в вопросах должно быть не только «не знаю», постарайтесь объяснить, что Вам не ясно, как Вы пытались найти правильный ответ и какое препятствие помешало довести работу до конца.
Стилистических ошибок в сочинении столько, что нельзя ограничиваться лишь работой над ошибками, которая заключается в исправлении (с помощью наших пояснений) стилистически неправильных высказываний. Вам предстоит длительная работа над стилем речи, длительная работа над собой. Наши рекомендации направлены на то, чтобы устранить все возможные причины стилистических ошибок.

1.  Прислушивайтесь к речи окружающих. Так ли говорят Ваши друзья, как родственники, а родственники так ли говорят, как учителя в школе? Раньше призывали ориентироваться на речь дикторов радио и центрального телевидения, однако теперь их речь не всегда является образцом правильной речи, поэтому постарайтесь среди тех, кого знаете, найти такого человека, который говорит правильно (или «правильнее других»). Подумайте, чем Ваша речь отличается от речи этого человека, постарайтесь, слушая его, исправить собственные ошибки.

2.  Читайте словари. Вам будут нужны Толковый словарь русского языка С.И.  Ожегова, Словарь иностранных слов, Словарь паронимов, Словарь синонимов, Словарь антонимов и Энциклопедический словарь. Толковый словарь, Энциклопедический словарь и Словарь иностранных слов помогут узнать значения непонятных Вам слов и найти сферу их употребления. Словарь паронимов – увлекательное чтение для того, кто хочет разобраться в том, какая же разница существует между словами невежа и невежда, эффектный и эффективный, другими словами, которые похожи, но не имеют ничего общего в значении. Словари синонимов и антонимов сделают Вашу речь богаче, помогут отыскать подходящее слово или избавиться от ненужных и некрасивых повторов, воспользовавшись синонимами.

3.  Больше читайте. Выключите телевизор и возьмитесь за книгу. Чем человек больше читает, тем грамотнее он пишет и правильнее говорит, ведь перед его глазами ежедневно появляется не одна сотня, а то и тысяча разнообразных слов во всевозможных формах и сочетаниях. Чтение интересной книги развлечет Вас и принесет Вам пользу.

4.  Когда пишете сочинение, возьмите для себя за правило не пользоваться словами писателей и литературоведов, не оформив их как цитаты. Стиль многих авторов узнаваем, несет на себе печать эпохи. Их тексты могут содержать устаревшие формы и конструкции. Проверяющий может и не угадать по одной фразе, кому она принадлежит, но всегда почувствует чужеродность стиля, а это в целом может неблагоприятно сказаться на оценке сочинения. Цитируемый текст оформляйте как цитату, лучше – со ссылкой на автора слов и то произведение, откуда они взяты.

В Вашей работе есть ошибки, которые можно исправить, изменив сочетание слов, заменив одно из слов в словосочетании:

–  герой новый не во всех пониманиях, а во всех отношениях;
–  выделяют не среди ... людей, а из людей (выделяться можно и среди ... людей);
–  сюжетная линия никогда не проходит через героя, да и общество через образ не характеризуется;
–  поступки – не люди и не предметы, среди них никого и ничего нельзя встретить; также невозможно выделить себя среди общества;
–  сопоставляют не кого-то кому-то, а кого-то с кем-то;
–  случаи не Печорина, а происходившие с Печориным;
–  случаи не могут быть психологичны;
–  роднить героя с природой невозможно;
–  да, можно влиться во что-то, но понять не во что-то, а что;
–  анализировать можно обстоятельства, поступки, характеры, но не людей;
–  странно звучит фраза о том, что Печорин сам помогает ... осуждать свой характер (просто сам осуждает).

Есть ошибки в построении фразы, когда предложение можно понять двояко или прочитать как угодно.
Портрет героя мы видим в описании сразу двух повествователей... – То ли повествователи так описываются, что в их портретах мы видим героя, то ли они сами героя описывают...
Психологически значимы описания местности, пейзажа, внешности героя... – То ли «местность героя», то ли описания местности и описания внешности героя...
Дополняет образ и внутренний мир Печорина... – То ли образ дополняет внутренний мир, то ли внутренний мир дополняет образ...
Вообще Вы часто пренебрегаете ролью подлежащего в предложении, не замечаете, что «главным действующим лицом» делаете не того, о ком идет речь.
Затем портрет, данный офицером, более точно намечает... он анализирует... – Портрет что-то анализирует?
...Печорин вежлив, учтив, но в его словах чувствуется презрение к окружающим. В дневнике он дополняет это... – Что это он дополняет? Презрение?
Прежде чем использовать какое-то слово, которое редко Вам встречается, убедитесь, что Вы точно знаете его значение и понимаете, в каких сочетаниях его следует употреблять, иначе ... автор предоставляет нам героя, Печорин имеет ... характер, но еще более сложен ... его внутренний мир, вторым отклонением от традиций ... , к контрабандистам герой проявляет ... большую любознательностью
В тексте сочинения можно найти повторы, от которых постарайтесь избавиться в работе над ошибками.
Попадаются и грамматические ошибки, влияющие на понимание смысла написанного, на стиль. Особенно характерны ошибки в использовании притяжательных местоимений.
Писатель также внес свой существенный вклад... – От слова свой здесь следует избавиться.
О природе в романе сказано довольно много. Лермонтов, безумно любивший Кавказ, выделяет ее своим колоритом... – А какой колорит у Лермонтова?
Печорин сам помогает нам осуждать не его, а свой характер!
Иногда нарушается логика изложения. Говорится об отношениях героя с женщинами (Бэла, Мери, Вера...) и вдруг без логического перехода: ...или с Вернером, когда мы видим умного, рассудительного человека... (кстати, кто умный, рассудительный – Печорин или Вернер?).
Стиль школьных (даже выпускных) сочинений может быть разнообразным, однако в пределах одного сочинения требуется соблюдать некое стилистическое единство, продиктованное жанром сочинения, общим настроением, задачами, которые стоят перед автором работы... Стиль вступительного сочинения – это стиль «маленькой научной работы», поэтому недопустимо использовать в нем элементы разговорной лексики (этот самый мир, но зато), слишком яркие метафоры, не являющиеся цитатами (за пленкой дружелюбности, со дна его души поднимается высоко-
нравственное начало)
.
Писателя не следует называть в сочинении по имени и отчеству, если при этом Вы не называете его фамилии.
Особая проблема – фактические ошибки. Они могут быть порождены даже стилистическими ошибками, непониманием смысла слов и неумением их сочетать с другими словами.
Вы, например, назвали Печорина прототипом Онегина, обвинили Печорина в безразличии к судьбе старика (Максима Максимыча), сказали, что образы произведенияобразы – не только герои, но и детали, пейзажи и т.д.) противопоставляются Печорину или являются пародиями на него.
Не следует искажать цитаты: «...это новое страдание, говоря военным слогом, сделало во мне счастливую диверсию», – пишет Печорин, а Вы утверждаете, что «слезы» совершили в нем «счастливую диверсию». Небольшая, но все-таки неточность.
Кроме того, «перескочив через головы» Пушкина и Гоголя, Вы назвали Лермонтова первым, кто «задался целью» «провести психологический анализ личности», «применил принцип психологического портрета». Скорее Лермонтов первый в русской литературе, кто создал именно психологический роман, сделав анализ переживаний героя важным композиционным элементом произведения.
Немного о композиции сочинения.
О «втором отклонении» и «третьей особенности» Вы говорите на последней странице, причем «третья особенность» повторяет абзац, предшествующий «второму отклонению», а о том, что Печорин занимает центральное место в романе, Вы почему-то вспомнили лишь в конце первой страницы.
Постарайтесь исправить все свои ошибки.
Будьте внимательны!
Желаю успехов!

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru