ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ
ПОСЛЕ ЭКЗАМЕНОВ
Открытый лицей
О.С.КРЮКОВА,
Е. Ю.ШИРОКОВА
Открытый лицей «Всероссийская
заочная многопредметная школа»
I. Опыт работы с учащимися-заочниками и
в приемной комиссии показывает, что на
протяжении последних пяти лет речевых и
фактических ошибок в работах учащихся выпускных
классов не становится меньше, напротив, их все
больше и больше.
Незнание текста, нарушение логических связей во
фразе, плохое владение литературным языком
приводит к появлению подобных «ляпов»:
В рассказе «Ионыч» повествуется о
человеке, нравственно умирающем из-за
неразделенной любви.
Беликов жил только по своим правилам и
вел скудный образ жизни.
Из всех чувств, посетивших его душу в
день встречи с Наташей и вековым деревом,
теплилось только чувство любви.
Автор называет Плюшкина прорехой на
теле Земли.
Тема «маленького человека» очень
пунктуальна для того времени.
Когда же Онегин осознал, что любовь его
прошла мимо, он пытается догнать уходящий поезд.
Он чувствовал себя виноватым за смерть
жены, так как она не хотела рожать его детей.
Глава местной администрации –
Городничий прекрасно знает о всех
злоупотреблениях своих подчиненных.
Роман начинается на французском языке,
в салоне Анны Павловны Шерер. Здесь собралось
самое знатное общество во всей Москве. Все дамы
одеты в роскошные платья, расшитые драгоценными
камнями, кавалеры в дорогих костюмах, с
начищенными ботинками.
Ольга Сергеевна Ильинская, женщина
энергичная, пытается всеми силами снять с
Обломова халат. В этом ей помогает друг Обломова
– Штольц. Но все их усилия напрасны. Обломов
возвращается на диван.
Чацкий, вернувшись в Москву, попадает в
мир иной.
Писатель рисует Наполеона как
маленького человека с притворной улыбкой, с
круглым животом и ногами, похожими на куриные
окорочка.
Писатель верит, что Россия рвется к
светлому будущему, обгоняя народы и государства.
Первое, что мне пришло на ум, так это
роман Достоевского «Преступление и наказание».
Раскольников слепо заостряется на своей теории.
Преступление – неотделимая часть человека, как
любой орган.
Раскольников совершает большую работу
мысли. Главное, что его волнует, – это избежание
ответственности.
Его голова усыпана идеями, как небо
звездами.
Для Катерины с отъездом Бориса
кончается жизнь. Такие это разные натуры. И было у
них всего счастья десять ночей.
Смешно? Наверное, не очень, если учесть,
что эти «речевые неудачи», фактические ошибки и
просто казусы были взяты из сочинений
«провалившихся» абитуриентов. Большую опасность
представляют так называемые растиражированные
шпаргалки. Во-первых, в них содержатся и
фактические, и грамматические ошибки, во-вторых,
в результате механического переписывания
появляются совершенно одинаковые сочинения.
II. Даже если произведение прочитано,
ученик может запутаться в подробностях. Чтобы
проверить знание текста, целесообразно во время
домашней подготовки к экзаменам ответить на ряд
вопросов по содержанию произведения. В качестве
примера предлагаем ряд вопросов по
«Преступлению и наказанию» – произведению,
которое, по нашим наблюдениям, особенно вольно
трактуется школьниками.
1. Социальное происхождение
Раскольникова. К какому сословию относится семья
Раскольникова?
2. Где жил Раскольников в Петербурге?
3. Где жили мать и сестра Раскольникова до
переезда в Петербург? Как их звали?
4. Чем занимается Раскольников в начале романа?
5. Какое преступление совершил Раскольников?
6. Что Раскольников предполагал сделать с
раздобытым «богатством» и что сделал на самом
деле?
7. Кто такая Алена Ивановна?
8. Кто такая Лизавета?
9. Как велось расследование преступления?
10. Кто пытался себя оговорить?
11. Кто такая Соня?
12. Кем Катерина Ивановна приходится Соне?
13. Перечислите всех членов семьи Мармеладовых.
Кем они приходятся Соне?
14. Чем занимается Лужин?
15. Сколько снов видел Раскольников и что ему
снилось?
16. Кто такой Порфирий Петрович?
17. Расскажите о Свидригайлове. Кого он довел до
самоубийства?
18. Когда раскаялся Раскольников?
19. Почему покаялся Раскольников?
20. В чем разница между покаянием и раскаянием?
(Воспользуйтесь толковым словарем, попытайтесь
выяснить по тексту произведения, как понимал эту
разницу Ф.М. Достоевский, выскажите свое мнение.)
21. Как наказан по суду Раскольников?
22. Встретились ли Соня и Раскольников после суда?
Если да, то где?
23. Когда и почему изменилось отношение каторжан к
Раскольникову?
Найдите ошибки в следующих
высказываниях из сочинений абитуриентов
«Человек я или дрожащий муравейник?» –
думал Раскольников.
Раскольников убивал старуху Лидию
Ивановну.
Раскольников пошел в милицию и
признался в содеянном.
Сожительницу старухи-процентщицы убил
Раскольников.
Раскольников сам убивал, чтобы
избавиться от долгов.
Раскольников хочет быть «над», но не
«под» прессом старухи-процентщицы.
Он решается на убийство
старухи-процентщицы и ее больной дочери, думая,
что не совершит большого греха, так как проку от
этой старухи все равно не было.
После совершения преступления он
услышал, что говорили люди об освобождении их душ
от зависимости властной старухи, что жить им
стало легче.
Родион Раскольников хочет стать
властителем, иметь деньги и совершать блага.
Раскольников раскаивается в убийстве,
потому что никто не обратил на него внимания.
Раскольников убивает бабку-оценщицу и
забирает ее деньги, на которые можно прокормить
человек 100.
М.Ф. Достоевский показывает нам, что,
учась в университете, Раскольников нерегулярно
посещает занятия и ведет разгульный образ жизни.
Старуха-процентщица в большинстве
случаев зарабатывает свои деньги нечестно,
грабежом.
Что натолкнуло Раскольникова на мысль
об убийстве старухи-наложницы?
Постоянные оскорбления со стороны
старухи доводят Раскольникова до состояния
ярости, и он в приступе гнева хочет ее убить.
Уж слишком сильно измучила старуха
Родиона своими налогами и процентами.
Родион Раскольников убивает бедную
старушку, и его отправляют в ссылку.
Сестра Раскольникова торговала своим
телом, чтобы заработать денег на жизнь.
Именно в конце, когда его посадили в
тюрьму, он понимает, что влюбился в Соню, но было
уже поздно.
Желаем успехов!
|